Галина Ванюшкина: «Из-за Раневской Юрский похудел на восемь килограммов»

Павел Соседов
|
20 Июля 2025
Галина Ванюшкина. Фото
Галина Ванюшкина
Фото: Алексей Абельцев
Фаина Раневская и Ростислав Плятт
Фаина Раневская и Ростислав Плятт в спектакле «Дальше — тишина». 1969 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

«Останавливаю мужа за кулисами: «Я тебя сейчас с Раневской познакомлю». Он подходит, целует ей руку. А Фаина Георгиевна смотрит оценивающе: «Так, мальчик мой, запомни: тебе достался бриллиант». Я молчу. Раневская продолжает: «Ты ее должен носить на руках». — «Да, Фаина Георгиевна». — «Но только смотри не урони!» — рассказывает Галина Ванюшкина, помощник режиссера в Театре имени Моссовета, вдова актера Юрия Кузьменкова.

Как и все начинающие актрисы, я ходила на кинопробы. И в 1965 году на «Мосфильме» меня утвердили на эпизод в картину Василия Пронина «Наш дом». В фильме снимались сплошь мэтры: Анатолий Папанов, Нина Сазонова, Иван Лапиков, молодые звезды Театра Моссовета Вадим Бероев, Геннадий Бортников. И вдруг я, дебютантка, стала ставить режиссеру условия: «Если не возьмете и моего мужа Юрия Кузьменкова — не буду у вас сниматься!» Какова наглость! Но смелость города берет. Так и у Юры появился эпизод в этой картине.

Его заметили, стали приглашать на небольшие роли. А некоторое время спустя, после выхода картин Алексея Коренева «Вас вызывает Таймыр» и «Большая перемена», Юру узнала и полюбила вся страна. Меня после дебютного фильма тоже стали приглашать на эпизоды. И даже появилось хорошее предложение — одна из главных ролей. Но намечалась киноэкспедиция на полгода, и моя строгая мама неожиданно сказала нет: «Не вздумай бросить театр!» История не терпит сослагательного наклонения. Актрисой я в итоге не стала, но театр не бросила — и преданно служу ему уже больше шестидесяти лет!

— Галина Николаевна, и вы, и ваш супруг Юрий Кузьменков родились в Москве…

— Да, но в очень простых, максимально далеких от творчества семьях. Я родилась в сороковом, через год отец ушел на фронт, и больше я его и не видела. Он выжил, но пришел с войны к другой женщине. Правда, мне рассказывали, отец пытался вернуться в семью. Но я, пятилетняя, сказала маме: «Если ты его примешь, я уйду от тебя!» Спустя два десятилетия я практически то же ответила главному режиссеру и худруку Театра Моссовета Юрию Александровичу Завадскому... Все потом крутили пальцем у виска. Но таков мой характер — с детства была эмоциональной, принципиальной и категоричной. При этом всегда оставалась скромной и застенчивой — лишнего слова не вытянешь. Но в сложных жизненных ситуациях умела встать стеной.

— Где вы жили в Москве?

Вадим Бероев и Галина Ванюшкина
Вадим Бероев и Галина Ванюшкина в фильме «Наш дом». 1965 г.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/Legion-media

— Где только не жили. У нас ничего с мамой не было, мы мотались по родственникам. Столько раз переезжали и я меняла школы, что даже и не помню, в каких училась. Мама была простым бухгалтером. Первая комната, которую нам дали после войны в коммуналке, — метров пять, причем с соседкой. В этой каморке помещалось только две кровати. На одной спала я с мамой, на второй — чужая женщина. Потом уже мы получили и отдельную комнату.

В одной из школ я неожиданно для всех начала петь. Потом оказалась в драмкружке. Но откуда у меня в голове зародилась мысль пойти в театральный — не знаю. С первой попытки я никуда не поступила. Моя строгая мама была недовольна: «Давай поступай в другие институты! Куда ты лезешь?» Но я же упрямая. Чтобы быть ближе к сцене, устроилась уборщицей во МХАТ. Спектакли смотрела с балкона, а когда в коридоре встречала Тарасову или Андровскую, замирала от их величия и красоты, боясь поднять глаза…

Меня запомнил ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский. Он с симпатией ко мне относился, и когда год спустя я снова отправилась поступать в театральные, поддерживал меня на вступительных экзаменах в Школу-студию. Но когда я на последнем туре прочитала отрывок из «Анны Карениной», схватился за голову. Потом, уже за пределами аудитории, сказал: «Ты что наделала, что натворила? Ты почему не читала «свой» репертуар? Немедленно готовь «Поднятую целину»!» Типаж у меня был чисто русский, но совсем не аристократический. Но я же этого не понимала, поэтому на слова Вениамина Захаровича обиделась: «Ну и все — не буду я больше никуда поступать!»

Время экзаменов прошло, я опять не у дел… Но одним прекрасным днем цепляюсь взглядом за объявление на фонарном столбе: «Театр Моссовета набирает в студию…» Прихожу на прослушивание. Народу тьма. Конкурс 300 человек на место. Оказалось, это был добор — требовалось всего три девушки и семь парней. А уж когда в коридоре я увидела красавиц Галю Дашевскую, Риту Терехову, совсем сникла и зажалась. Они такие активные, общительные, ослепительные, а себя-то я некрасивой считала… Прослушивания проходили прямо в театре, в той комнате, где у нас сейчас интервью, — это репетиционный зал. Сидел сам Завадский, еще кто-то, но я от волнения никого не видела.

Вот так, «не приходя в сознание», я каким-то образом поступила. Помню только, что неожиданно обнаружила себя в списках зачисленных.

— Как начался ваш роман с Юрием Кузьменковым?

Юрий Кузьменков, Галина Польских, Марина Дюжева и Александр Ермаков
Юрий Кузьменков, Галина Польских, Марина Дюжева и Александр Ермаков в фильме «Честный, умный, неженатый...». 1981 г.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

— Мы учились на одном курсе, и когда репетировали этюды, нас собирали в круг. И я от стеснительности своей часто смотрела вниз и волей-неволей обращала внимание на обувь своих товарищей. А я, как героиня фильма «Москва слезам не верит», терпеть не могла грязную обувь. Вот и отметила, что у Юры, который сидел нога на ногу, ботинки были начищены до блеска. Это благодаря его маме — она аккуратисткой была. И вот поднимаю глаза и встречаюсь взглядом с Юрой. Он смотрит на меня в упор, и так серьезно, пронзительно…

Курировал студию директор театра легендарный Михаил Никонов. У него даже были планы сделать на основе нашей студии филиал Театра Моссовета. Но не сбылось… На первых наших гастролях мы, студентки, играли гречанок в спектакле с Верой Марецкой. Приближался мой день рождения — 25 мая… Соседки по комнате стали меня подбивать: «Надо отмечать!» А как справлять, если у нас ничего нет… Организовать стол помог Никонов и даже вручил мне какой-то подарок.

После празднования все стали расходиться, а Юра Кузьменков демонстративно прилег на мою кровать — хотя нас шесть девушек в номере жило. Спрашиваю: «Это что такое?» — «Я устал, здесь буду спать», — отвечает. Я говорю: «Здесь ты не будешь никогда! Встал и вышел!» Но Юра, уходя, бросил: «Все равно ты будешь моей женой».

А он ведь даже не ухаживал за мной, никаких поползновений прежде не было, и вдруг такие заявления. У меня тогда и молодой человек был, интересный, симпатичный парень — мы в драматическом кружке познакомились. С гастролей Кузьменков уезжал раньше и предупредил меня ультимативно: «В Москве буду тебя встречать». Отвечаю: «Не надо. Меня мой молодой человек встретит». Он разозлился… Но что вы думаете? Схожу я с поезда в Москве. Моего ухажера нет. Зато стоит Юра с букетом. Так и решилась судьба. Это был конец мая — начало июня, а уже к зиме пошла речь о свадьбе. Поженились мы 30 декабря 1963 года.

— Как так вышло?

— Юра предлагал сыграть свадьбу в его день рождения, 16 февраля. Но кто-то мне сказал, что следующий год високосный. Мол, если в такой год поженимся — быстро разведемся. Я прислушалась. Поставила Юре условие: «Или расписываемся до Нового года, или вообще никакой свадьбы не будет». И он пошел в загс на Ленинградском проспекте и каким-то невероятным образом договорился!

Интересный факт

Галина с детства не выговаривала «р» и «л». В драмкружке ее с изумлением спросили: «Вы куда пришли, девушка?» — «Как куда? В театг’айный!» — «Вы же буквы не выговариваете!» Но тут дал себя знать упорный характер: Галя, еще подросток, самостоятельно нашла поликлинику, где лечили «фефекты фикции». Ей сделали операцию, подрезали уздечку языка, и она смогла заниматься в драмкружке.

Свадьба Галины и Юрия
Свадьба Галины и Юрия. 1963 г.
Фото: из личного архива Галины Ванюшкиной

— И где молодые стали жить?

— Кочевали по съемным квартирам. В одной комнате с моей мамой и отчимом мы поселиться не могли, у Юры тоже — он с родителями жил в коммуналке недалеко от «Сокола». Мама его парикмахером была, папа слесарем…

Когда Юра начал зарабатывать в кино, мы первую однокомнатную квартиру смогли купить — это уже после «Большой перемены». Потом постепенно улучшали жилищные условия. Всем этим занималась я. Юра быта вообще не касался. Только удивлялся, когда я ему объявляла об очередном переезде. В 1971 году у нас родился сын Степан, забота о его воспитании тоже легла на мои плечи, муж очень много снимался...

— Тяжело вам было с его не терпящим возражений характером?

— Он очень ревнивым был, как ни странно. Хотя должна была бы я ревновать, ведь поклонницы после его успешных картин бегали именно за ним, я-то не так долго походила в актрисах…

— А к кому он вас ревновал?

Юрий Кузьменков и Евгений Евстигнеев
«Кузьменков очень ревнивым был, как ни странно. Хотя должна была бы я ревновать, ведь поклонницы после его успешных картин бегали именно за ним, я-то не так долго походила в актрисах» Юрий Кузьменков и Евгений Евстигнеев в фильме «По семейным обстоятельствам». 1977 г.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Интересный факт

Юрий Кузьменков родился 16 февраля 1941 года. Мать его была парикмахером, а отец слесарем Курчатовского института. В начале войны глава семейства ушел на фронт, а мама с маленьким Юрой отправилась из Москвы к бабушке в Рязань. Путь оказался долгим и опасным — два месяца мать с сыном сплавлялись на барже по Оке.

— Многие говорили, что в молодости мы с Юрой были похожи. Помню, подскакивает к нам какой-то парень на улице и обращается к Юре: «Слушай, дружище, познакомь с сестрой!» Ну а Кузьменков в долгие переговоры не вступал. Уходил парень с подбитым глазом…

В Театре Моссовета славу донжуана имел Леонид Марков. Как-то Геннадий Бортников пригласил нас на день рождения, а мы любили у Гены бывать — у него всегда собирались веселые, интересные компании. И вот Юра с Леней уже были у Бортникова, а я должна была подъехать после спектакля. Вхожу в квартиру Гены, и вдруг подвыпивший Марков громко объявляет: «Вот это да! Вот это ноги пришли — вы посмотрите, какие ровненькие!» И тут же слышится возмущенный голос не менее «трезвого» Юры: «Это ты про чьи ноги?!» Ну и пошло... Показал тогда Юра Леониду свой мужской характер — крепко Маркову досталось. Но, знаете, это их не поссорило, они много вместе играли, дружили. Хотя Леонид свои штучки не оставил — ну что поделать, дамский угодник он был. Я на его комплименты обычно отвечала: «Леня, оставь эти шашни — ты же друг моего мужа!» Он: «Ну и что!» — «Да у тебя вон ползала поклонниц сидит!» Играем вместе, спектакль драматический, а он, паразит, меня пытается расколоть. Должна плакать, а Леня стоит спиной к зрителям и рожи корчит, смешит меня... Но все это ерунда. Главное, какой он был артист! Нет сейчас таких актеров, как Леонид Марков. И как рано он ушел из жизни, в 63 года…

— Так почему вы бросили профессию?

— Из-за худрука. Завадский стал мне названивать. Можно было бы и не рассказывать, но ведь это перевернуло всю мою жизнь — изменило ход судьбы. Собственно, не секрет, что Юрий Александрович испытывал слабость к молодым артисткам труппы. Со многими у него было романтическое общение, несмотря на огромную разницу в возрасте и тот факт, что в театре работали две его бывшие жены: Вера Петровна Марецкая и Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф. И вот как Юры моего дома нет, Завадский звонит: «Галочка, когда придете ко мне в гости?» Я поначалу не знала, что ответить, потом спросила напрямую: «А что мы будем делать?» — «Какая вы глупенькая…» Надо было ставить точку, меня это внимание угнетало, и однажды я согласилась приехать. Жил он в самом центре, недалеко от здания Моссовета. 

Приехала, Завадский в квартире один: «Садись, как дела? Как тебе замужем?» Я говорю: «Спасибо, все нормально». — «Устраивает он тебя?» — «Да. Все у нас хорошо». — «А ты сможешь еще ко мне в гости приходить?» И тут я осмелела: «А зачем я вам нужна? Я некрасивая, вы любите совсем других». Он: «А каких же я люблю?» — «Вы хотите, чтобы я фамилии назвала?» — «Ну смотри, смотри... Вот дурочка ты какая…» — «Ну какая есть». — «Но ты понимаешь, что не будешь ничего играть?» Я резко ответила: «И не надо!» Ушла, хлопнув дверью. Помчалась в театр и стала писать заявление об уходе. На тот момент директором уже был Лев Лосев. Он в ужасе: «Ты что делаешь?» Я кричу: «Все, не нужен мне ваш театр!» — «Подожди, остановись, опомнись!» Но я выругалась и швырнула заявление директору на стол. Выскочила из театра. Кровь пульсирует в висках… Честно говоря, мысли были плохие. Все, к чему я так долго и трудно шла, рухнуло в один момент. Даже пыталась залить горе вином. А выжила благодаря мужу, который меня в тот страшный период оберегал, как хрустальный сосуд, никуда от себя не отпускал, постоянно держал за руки…

— Каким было его положение в театре после этого инцидента?

Юрий Кузьменков с Павлом Хомским
Юрий Кузьменков с Павлом Хомским на репетиции в театре. 1980-е гг.
Фото: из личного архива Галины Ванюшкиной

— Юра говорил: «Давай я тоже уйду». Я сказала: «Не смей!» — знала, как он дорожит профессией. И вскоре эта история улеглась, так как для театра она была не нова. И, слава богу, на Юриной карьере не отразилась. Его типаж был востребован и в театре, и в кино, и в современной драматургии, и в классике.

— Жизнь продолжалась, и куда вы пошли работать?

— Так как в театре я была секретарем комсомольской организации, мне вскоре предложили работу по этой линии. Пригласили в Московский городской комитет комсомола. Стала вести драматический кружок, потом мне предложили руководить клубом рядом с домом. Но я недолго трудилась по комсомольской линии. Мой второй муж и сын смеются: «Как ты могла оставить эту работу! Сейчас была бы уже в депутатах!»

Юру, когда расцвела его кинослава, много приглашали с творческими вечерами. И он стал брать меня с собой в эти поездки. Мы подготовили отрывок из «Поднятой целины» Шолохова — все-таки Радомысленский был прав: надо играть свой репертуар, соответствующий амплуа.

Иногда я приходила в театр на Юрины спектакли и, сидя в зале, не могла сдержать слез — так скучала по сцене. Возвращалась домой — тоже плакала. Как-то мои слезы заметила помощник режиссера Мария Дмитриевна Вишнякова. Именно она неожиданно направила мою судьбу в новое русло. Сказала: «Галя, чего ты страдаешь? Чего ты ходишь плачешь? Нам сейчас как раз нужен помощник режиссера». И она меня рекомендовала директору: «Ручаюсь, Ванюшкина будет хорошим помрежем». Да, поначалу было морально тяжело работать по другую сторону рампы. Но когда я увидела своих же однокурсниц, которые чуть ли не в массовке играли, поняла, что не о чем и жалеть.

— Наверное, надо пояснить читателю, чем занимается в театре помощник режиссера.

Юрий Завадский
Юрий Завадский. 1960 г.
Фото: Александр Коньков/ТАСС

— Помреж — правая рука режиссера-постановщика, он помогает ему на репетициях и ведет ежедневные спектакли. Ведь спектакль — сложный механизм, в который вовлечены все службы театра, а дирижирует этим оркестром за кулисами, следит, чтобы все было сделано вовремя (актеры вышли на сцену, декорации заменены), помреж.

— Завадский еще был жив тогда?

— Да. Я, конечно, старалась избегать его. Но однажды мы столкнулись с ним за кулисами. У него округлились глаза: «А ты что здесь делаешь?» — «Работаю», — говорю. «Как работаешь?» Я ответила дерзко: «А я не под вашим руководством работаю!» На том и разошлись, но никаких санкций не последовало. Я, конечно, неумно с ним тогда поступила. Старшие коллеги потом говорили: «Тебе надо было перетерпеть, потянуть время, продержаться, и его увлечение сошло бы на нет». Теперь наставляю своих молодых ассистенток: «Если хотите работать в театре, надо быть дипломатичными».

— В качестве помощника режиссера вам довелось встречаться с корифеями, например с Фаиной Раневской.

— Да, в определенный момент замечательный актер Сергей Юрский начал сам ставить в нашем театре спектакли. Я была у него помрежем на первой его постановке «Тема с вариациями» (играли Рита Терехова, Ростислав Плятт и сам Юрский), и он остался доволен моей работой. Когда Сергей Юрьевич задумал спектакль по Островскому «Правда — хорошо, а счастье лучше», снова пригласил меня: «Будешь работать с Раневской, обеспечивать ей комфортные условия на репетициях». А ее все в театре боялись, и я, конечно, тоже. Юрский сам представил меня Фаине Георгиевне: «Вот, познакомьтесь, наша Галочка, помощник режиссера». А она так смотрит на меня пристально, буравит глазами и говорит: «Ты почему ушла из актрис?» Я набралась смелости: «Фаина Георгиевна, сейчас речь не обо мне». — «Но ты мне объясни, почему ушла?» — «Фаина Георгиевна, давайте о спектакле…» — «Сама знаю, — говорит, — ты отказала Завадскому!» Но сказано это было совсем другими словами. У нее с худруком было вечное противостояние. Каких только обидных и едких прозвищ она Завадскому не придумывала. Например, «Перпетуум кобеле» — намекая на его многочисленные увлечения…

Ко мне она прониклась доверием. Наверное, оценила мой независимый характер. Ей нравилось, что я перед ней не заискиваю. А так как она любила спорить и сопротивляться режиссеру, частенько пыталась жаловаться мне на Юрского. Я парировала: «Фаина Георгиевна, Юрский к вам прекрасно относится». Она: «Ты его любишь, что ли?» — «Минуточку, люблю я только своего мужа. А Сергея Юрьевича я очень уважаю, он прекрасный артист и режиссер». — «Артист он хороший, но не надо актерам идти в режиссуру!» У нас в качестве декорации беседочка ставилась на сцене, и вот Раневская садилась со мной в нее, и пока не выговорится — репетиция не начиналась… «Он доведет меня, — жаловалась Раневская, — мне пора заявление в милицию писать — меня изнасиловал режиссер Юрский». Хотя все было ровно наоборот. «Фаина Георгиевна, Юрский из-за вас уже похудел на восемь килограммов», — говорила я. «Да ладно, Галя, он мне текст сократил!» — «Ничего он вам не сокращал, вы сами свой текст урезали». — «О, Галя, как ты его защищаешь…»

Леонид Марков
«Марков был дамский угодник. Я на его комплименты обычно отвечала: «Леня, оставь эти шашни — ты же друг моего мужа!» Он: «Ну и что!» — «Да у тебя вон ползала поклонниц сидит!» Леонид Марков в фильме «Верой и правдой». 1979 г.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/Legion-media

И во всем этом проявлялось ее одиночество. «Галя, когда я умру, обещай, что возьмешь моего Мальчика!» Это собачка ее. «Возьму, возьму, Фаина Георгиевна, только вы еще должны жизни порадоваться». — «Да ладно, Галя, я устала». Спрашивает: «А ты замужем?» — «Конечно, Фаина Георгиевна». — «И кто он у тебя?» — «Хороший мужчина, и артист прекрасный. Между прочим, в нашем театре играет». — «А я не смотрю всякую фигню в Театре Моссовета».

Однажды Юра во время нашей репетиции бежит за кулисами. Я его останавливаю: «Иди сюда, я тебя сейчас с Раневской познакомлю». Он удивился: «Как ты с ней общаешься? Мы все подойти боимся». Я говорю Раневской: «Фаина Георгиевна, сейчас я вам покажу своего мужа». Он подходит, целует ей руки. А она смотрит на него оценивающе: «Так, мальчик мой, запомни: тебе достался бриллиант». Я молчу. Юра продолжает целовать ей руки. Раневская говорит: «Ты ее должен носить на руках. Понял?» — «Да, Фаина Георгиевна». — «Но только не урони, етить твою мать!»

Однажды для партнеров по спектаклю Раневская устроила мастер-класс на репетиции. Решила нас удивить: «Пришла нарядная, в шляпе, читала стихи. Как же она была прекрасна! В тот день какой-то повод, конечно, был, но я забыла какой.

— С Любовью Орловой познакомились?

— Когда мы еще учились, к нам однажды заглянула Любовь Петровна — пришла на экзамен. Я играла какой-то отрывочек — Василису Мелентьеву из одноименной пьесы Островского. Меня нарядили в традиционный праздничный русский костюм. И вот ко мне после показа подошла Любовь Петровна и поцеловала меня, сказав всем: «Вот это актриса!» Я была потрясена, что удостоилась такой похвалы и награды от культовой артистки.

Она обладала магическим обаянием! Все мечтали с ней пообщаться, к Орловой очередь выстраивалась, только чтобы поздороваться. Она была демократичной, не отказывала в добром слове, но при этом оставалась недоступной. Когда репетировала Любовь Петровна, все двери в зал закрывались, никто посторонний не допускался. Так распорядился ее супруг Григорий Александров, который и вел репетиции.

Фаина Раневская и Сергей Юрский
Фаина Раневская и Сергей Юрский в спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше». 1982 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Недавно мы потеряли легендарную артистку вашего поколения Валентину Талызину… Вы вели все последние ее спектакли: «Волки и овцы» и «Пиковая дама».

— Да. И хотя в театре дружбы, как мне кажется, нет, она называла меня своей подругой. Мне это было, конечно, лестно и приятно. Я всегда с удовольствием наблюдала за Валентиной — как она работала, выстраивала роль. Оба последних спектакля появились только благодаря ей, ее упорству, настойчивости, желанию играть, силе духа! Талызина сама выбирала пьесы, работала с драматургами и режиссерами над инсценировками, пробивала постановки у руководства театра и департамента, выбирала партнеров. По ее настоянию пригласили режиссера Игоря Яцко, который и поставил два последних спектакля. У них сложилось взаимопонимание, он чувствовал ее комедийно-драматический дар и знал, как его выгоднее преподнести зрителю. Не буду лукавить, Талызина часто бывала недовольна партнерами. Иногда приходила жаловаться ко мне. Но я быстро это пресекала: «Валя, поезд уже ушел, рельсы разобрали, ты чего выступаешь? Сама же выбирала партнеров и распределяла роли!» — «Ой, что она говорит?!» — театрально охала Талызина. За прямоту мою, наверное, и уважала. «Пока Ванюшкина не придет, я спектакль не начну!» — всегда говорила Валентина Илларионовна. Я прихожу, она рассказывает новый анекдот, и в хорошем настроении идем работать.

Последний раз мы поговорили в мой юбилей — 25 мая. Она мне позвонила и таких слов наговорила, что я за всю жизнь от нее не слышала, — будто прощалась со мной. Мне было так приятно, что я даже попросила: «Валечка, ты мне напиши все эти слова в дар следующему поколению… Чем я такое заслужила?» — «Мы с тобой увидимся еще…» — в августе она собиралась играть «Пиковую даму»… Валя очень уважала моего Юру. Говорила, это наш русский гений...

— С Павлом Осиповичем Хомским, который возглавил Театр Моссовета в 1985-м, вы сразу нашли общий язык? В этом году театр отмечает его столетие…

— Мы сразу сработались. В его спектакле «Комната» играли красавица Ира Муравьева и мой Юра. Как партнеры они обожали друг друга. Потом, когда Ирочка забеременела, ввели Татьяну Бестаеву. Со спектаклем мы ездили на гастроли в Ригу. Вот там-то я по-настоящему и узнала, что такое помощник режиссера и как выходить из безвыходного положения. У Павла Осиповича всегда довольно сложные с технической стороны спектакли, смена декораций, вращающийся круг... Днем на незнакомой сцене у нас прошла репетиция — все хорошо. А вечером, только начался спектакль, на первом же повороте заклинило сценический круг. Круг не вращается — декорация не меняется. Артисты в замешательстве. А что я могу сделать? Прошу коллег: «Срочно зовите Хомского». Слава богу, Павел Осипович был рядом, примчался в театр. Я спрашиваю: «Что нам делать-то? Давать занавес?» А он: «Подожди! Пусть артисты мебель сами выносят!» Это было что-то! Со временем и ко мне пришел опыт — могла найти выход из любой ситуации. А когда с Павлом Осиповичем мы были рядом, у нас возникали одни и те же мысли, идеи. Он уважал меня, потому что мы были единомышленниками.

— А какие еще тяжелые моменты вам вспоминаются, когда спектаклю угрожал срыв? Случается ведь, что артист заболевает, не приезжает…

Фаина Раневская
Фаина Раневская. 1967 г.
Фото: РИА НОВОСТИ
Любовь Орлова
«Когда репетировала Любовь Петровна, все двери в зал закрывались, никто посторонний не допускался. Так распорядился ее супруг Григорий Александров, который и вел репетиции» Любовь Орлова в фильме «Композитор Глинка». 1952 г.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

— Да, я однажды проморгала Александра Голобородько. Ведь помреж контролирует, все ли артисты приехали в театр. А он что-то перепутал и забыл, что этим вечером играет. Нашли его на каком-то показе в Доме кино, слава богу, недалеко. Успел… Ну а бывает, что артист приходит на спектакль, но «не в форме», поэтому выпускать на сцену его нельзя. Таких примеров было немало. Фамилии называть не могу, но справедливости ради скажу, что случалось такое и с моим Юрой. В «Сирано де Бержераке» у него была небольшая роль — повара. Прихожу я на работу, вести вечерний спектакль, а мне директор театра и говорит: «А вы знаете, что у вас артист Кузьменков пьяный?» Я в шоке: «Как пьяный? Он же из дома трезвый уходил». Бегу в гримерную, а Юра никакой. Директор, Валентина Тихоновна, спрашивает: «Ну что делать-то будем? Я наотмашь: «Увольняйте!» Она даже испугалась: «Как увольнять? Я спрашиваю, что нам сейчас-то делать?» — «Давайте убирать всю его сцену». Поговорили с исполнителем главной роли Сашей Домогаровым — нашли какое-то драматургическое решение.

— Муж потом оправдывался, извинялся?

— Конечно, извинялся, он каждый раз извинялся…

— А почему он вообще начал выпивать?

— Из-за малой востребованности в театре и в кино в поздние годы. Он не мог без работы, без сцены. Его ничто другое не интересовало. А началось все со страшной аварии, которую Юра пережил в сорок лет… Летом мы с десятилетним сыном поехали в дом отдыха в Рузу, муж сам отвез нас. Он же должен был нас и забирать. В назначенный день договорились, что Юра приедет к обеду. А у меня с утра как-то неспокойно на душе было — какое-то дурное предчувствие. Спустилась к входу, вышла на улицу. Вдруг меня окликают какие-то ребята: «Мы ищем Ванюшкину». У меня сразу ноги подкосились. «У нас, — говорят, — к ней записка». Дрожащими руками разворачиваю и читаю: «Люшенька (Юра так уменьшительно-ласкательно называл меня), я попал в аварию, думай, как меня отсюда вывезти». Я спросила, где это случилось, мне назвали примерное место…

Побежала за сыном: «Степочка, собирайся». Выхожу из дома отдыха. А такси же не поймаешь, не вызовешь. И знакомых, как назло, на машине никого нет. Вдруг вижу инкассаторскую машину, я бросилась к водителю, объясняю ситуацию. Он говорит: «Я видел аварию на шоссе. Подождите немного, сейчас только деньги заберу и отвезу вас на то место». Привез нас с сыном на место происшествия. Кругом какие-то осколки, но Юры нет. Тогда он повез нас в местную больницу. Вот такой хороший человек попался — вообще инкассаторы же не имеют права брать пассажиров, сходить с маршрута…

Валентина Талызина и Виктор Гордеев
Валентина Талызина и Виктор Гордеев в спектакле «Пиковая дама». 2023 г.
Фото: Legion-media

Бросилась по больничным коридорам искать Юру. Нашла его в какой-то палате. Как узнала — не помню. Лица не было — вместо головы кровоточащий шар. Он еле говорит: «Мать, делай что хочешь, забирай меня отсюда, мне тут ничем не помогут». А у него были раздроблены кости лица, особенно пострадала челюсть. Потом мы узнали, что он чудом остался жив, буквально на сантиметр выше пришелся бы удар в височную область, и все… А как, куда мне его забирать? Стала названивать в театр. Был у нас такой прекрасный администратор Проданов, тоже Юра. Я говорю: «Юра, надо вывозить Кузьменкова из Рузы». И он организовал транспорт, больницу. Ночью мужа вывезли и доставили в Первую градскую. Правда, в ту ночь им никто не занимался, дежурные приняли его за какого-то бомжа или алкоголика. 

Наутро пришли другие врачи, разобрались, кто это такой, собрали консилиум — требовалась сложнейшая операция, чтобы собрать челюсть, и не одна… И вот почти на год Юра остался без театра, постоянные больницы, адские боли, питание через трубочку, потом реабилитация дома. Отеки не сходили. Когда он увидел, что стало с его лицом, впал в депрессию: «Я больше не артист!» А самое страшное для него было остаться без профессии. Постоянные боли требовалось как-то притуплять. Тогда Юра и стал регулярно выпивать. Настал мой черед мужа спасать, оберегала как могла, уговаривала, увещевала, дарила веру, надежду... И мы справились! Спасибо врачам, что сохранили Юре лицо. Когда он впервые после пережитого появился на «Мосфильме», услышал от каких-то «коллег»: «Ой, Кузьменков! А говорили, что ты умер».

Интересный факт

Родители Юрия Кузьменкова не видели сына в профессии артиста. Окончив школу, он отправился в ремесленное училище, а затем токарем на завод. Неизвестно, как бы сложилась судьба Кузьменкова, если бы однажды о звезде самодеятельности не написали статью в заводской газете. Юра настолько воодушевился, что отправился поступать в студию при Театре имени Моссовета, решив, что статья станет его рекомендацией.

Галина с внучками
Галина с внучками Анастасией и Софией
Фото: из личного архива Галины Ванюшкиной

К своим семидесяти годам Юра в спектаклях был занят мало, но театр подал документы на присвоение ему звания народного артиста. В последний момент пришел отказ — документы вернули. Это была такая драма, трагедия для него, он так переживал. До сих пор хочу выяснить, кто же стоял за этим отказом. Юра потерял интерес к жизни. В августе 2011 года мы поехали к сыну в Швейцарию, где он служил дипломатом. Всего-то на две недели, но Юре и там было безрадостно, мечтал вернуться поскорее на родину, закрыться на нашей даче в Жабкино.

За последний год муж похудел неимоверно. К врачам категорически отказывался обращаться. И вот мы наконец вернулись в Москву — и сразу на дачу. А через три дня он слег. Вызвала врачей, нужна была срочная госпитализация, его полтора часа уговаривали поехать в больницу, но Юра написал отказ. Я ничего не могла сделать. Он устал, сдался. И в тот же день его не стало…

— У вас успешный сын, две внучки, внук, двое правнуков!

— Да, и это у нас с Юрой, которые в жизни всего добивались сами, плечом к плечу. Когда сын оканчивал 10-й класс, меня кто-то спросил: «Ну что, Галя, будешь сына-то в артисты отдавать?» Я ответила: «Нет, не буду. Подрастет и сам определится». И, слава богу, ни сын, ни внуки по актерской стезе не пошли. Степан окончил юридический факультет МГУ, стал дипломатом, долго работал в Америке, потом в Швейцарии. Старшая внучка Анастасия окончила и МГУ, и МГИМО, она подарила нам двух замечательных правнуков. Один из них, как мне кажется, похож на Юру — его порода. Средняя — внучка София — тоже окончила МГУ. А младший внук Федор сейчас учится в МГУ на историческом факультете.

Юрий Кузьменков с сыном
Юрий Кузьменков с сыном Степаном. 2000-е гг.
Фото: из личного архива Галины Ванюшкиной
Галина с мужем
Галина с мужем Юрием Кузьменковым на даче. 2011 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Вы актрисой не стали, но до сих пор востребованы в театре. Довольны, что так повернулась жизнь?

— Знаете, да. Потому что в театре меня ценят, многие артисты и режиссеры хотят работать именно со мной. Вот что написал мне Сергей Юрский, когда у него вышла книга: «Подруге долгой моей жизни в Моссовете Гале Ванюшкиной. Это ты открыла занавес. Не закрывай его пока... Нежно, Сергей Юрский». А какое 85-летие мне устроили в мае! Когда Ольга Остроумова объявила со сцены мой возраст, зал разразился аплодисментами. А я сама стояла на сцене и удивлялась: неужели это про меня? Но самое главное, чем горжусь, — это тем, что смогла быть надежной опорой и женой выдающемуся русскому артисту Юрию Кузьменкову. И самая большая награда — это его слова, которые он сказал мне незадолго до ухода: «Я многое хотел бы изменить в своей жизни, но другой жены мне никогда не надо было!»

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая