Елена Яковлева: «Я люблю все начинать с чистого листа»

«Мужчина молча приближается. Мне страшно. Я же не знаю, что у него на уме. И тут он говорит: «Ты...
Елена Яковлева
Елена Яковлева

«Мужчина молча приближается. Мне страшно. Я же не знаю, что у него на уме. И тут он говорит: «Ты чего, меня совсем не узнаешь?» — «Нет». — «Я Юра Бычков. Мы с тобой в выпускном классе учились...» — рассказывает Елена Яковлева.

— Елена, недавно случайно увидела вас на улице. Среди большого потока людей вы шли летящей походкой, в кроссовках, джинсах, с рюкзаком за плечами. Такая молодая, энергичная. Меня поразило, что в вас не было никакого позерства! Вы органично смотрелись в толпе. Эту картинку я запомнила, мне кажется, она вас очень хорошо характеризует.

— Думаю, мне намного сложнее было бы жить, если бы я ходила по улицам в белом платочке, в черных очках, с ярко накрашенным ртом и на каблуках. И какую-то такую тайну несла. Да все бы от меня шарахались! У меня довольно богатая творческая жизнь, много спектаклей, съемок, где можно что-то сыграть. А в жизни играть не хочется, хочется просто быть самой собой. Когда-то давно мне казалось, что самое главное — это чтобы было как можно больше фильмов, как можно больше спектаклей, чтобы каждый день приходить в театр и знать, что у тебя на несколько лет вперед все расписано. Я впадала в депрессию, если целую неделю мне не звонили с новыми предложениями. А сейчас я понимаю, что в общем-то практически и не жила. 

Бесконечно какие-то постановки, какие-то картины — хорошие, плохие, очень хорошие, очень плохие… И все это как ком катится и тебя подминает. Мне вдруг захотелось просто ловить счастливые минуты, отдохнуть, почитать книгу, посмотреть хорошее кино или, может быть, заняться домашними делами. Вот сегодня, допустим, у меня свободный вечер и есть возможность пойти в театр. С одной знакомой мы перерыли все театры, какие есть в Москве, вплоть до подвалов, но ничего интересного не нашли. Поэтому сегодня я займусь чем-нибудь полезным, на что обычно не хватает времени. Глажкой, например. Представляете, какой ужас? (Смеется.) Вот эта профессия наша замечательная, любимая, она же требует какого-то момента успокоения. Если слишком часто играешь, тебе может не хватить свободного времени, чтобы накопить то, что ты понесешь на сцену.

Елена Яковлева
Елена Яковлева
Фото: Филипп Гончаров

— Но, кажется, у всех актеров есть страх, что, если они не будут о себе постоянно напоминать, про них забудут…

— У меня был небольшой такой период: после того, как я ушла из театра «Современник», чувствовала некую опустошенность. Но вот не прошло и нескольких лет, а у меня опять такой же репертуар по количеству спектаклей, и я уже думаю: наверное, это многовато, наверное, от чего-то надо уже отказываться. Старенькое убирать, прежде чем приступать к чему-то новенькому.

— Тем более что вы очень активно приступаете к чему-то новенькому. Не так давно параллельно со спектаклем «Мама» вышел спектакль «Вражда». Плюс вы вернулись в «Современник»…

— Неожиданно я снова королева шотландская в «Играем... Шиллера!».

— Помню, вы так страдали, когда не играли ее. Единственный, мне кажется, спектакль, о котором вы сожалели… И тут Чулпан Хаматова перестала играть в постановке, и вы вернулись по просьбе Галины Борисовны Волчек.

— Вы понимаете, как получается! Если ты действительно о чем-то жалеешь, если это настоящее, оно возвращается. Хотя я ничего для этого не делала, абсолютно!

— Вы, конечно, уникальная актриса, потому что вы в третий раз пришли в «Современник». Известно, что тот, кто уходит оттуда, назад уже не возвращается.

— Я не знаю, не следила за этим. В моем случае звезды сошлись.

— Тут еще и «Современник» после грандиозного ремонта вернулся в свое здание на Чистых прудах.

— Ну да, и это большая радость. Хотя помещение пока еще не очень жилое. Все ходят, спотыкаются, потому что привыкли к старым порожкам. А тут вдруг на тебе! Все такое новенькое. Краской пахнет очень сильно. И еще, мне кажется, сцена стала длиннее и ниже. Или это я выросла? (Смеется.) Странный эффект. Но возможно, это из-за того, что свет и цвет в театре поменялся. В любом случае, я не смогу никогда забыть прежний прекрасный зал, пусть он был и старенький, и не очень оборудованный. Но в нем чувствовалась особая энергетика.

Елена Яковлева с Андреем Ильиным
С Андреем Ильиным в сериале «Склифосовский»
Фото: Кинокомпания «Русское»

— Вы как-то говорили, что встречали духов в старых театрах. Как думаете, в «Современнике» в новом помещении духи есть?

— В Петербурге, в Александринке, на гастролях я видела привидение. А потом мне посчастливилось работать в Театре имени Пушкина, а там, я слышала, бродят духи Александра Таирова и его жены Алисы Коонен, которые были изгнаны из театра, созданного ими. Таиров оказался в психиатрической клинике и вскоре умер, а Коонен прокляла театр. Наверное, при таких обстоятельствах духи могут приходить. Но в отремонтированном «Современнике», скорее всего, никого нет. Энергия накопиться должна, эмоции актеров.

— Елена, а эмоции за годы работы в театре не притупляются? Вот вы волнуетесь накануне о завтрашнем спектакле?

— Как-то я прочитала книгу Эфроса. Он пишет о моей однофамилице — Ольге Яковлевой: мол, после Джульетты она идет в гриме и чуть ли не в сценической одежде домой, и лучше ее в такой момент не трогать, потому что это она заново роль проживает — может быть, даже лучше, чем только что прожила ее на сцене… У меня не бывает такого глубокого погружения. И после прочтения я даже решила, что я очень плохая артистка. На следующий день у меня в репертуаре был «Крутой маршрут», который поставила Галина Борисовна Волчек. И я решила истязать себя голодом, чтобы приблизиться хоть чуть-чуть к состоянию своей героини — заключенной в лагере. И вот я с утра начала это самоистязание. К вечеру так устала, что уже не хотела ни на сцену, ни гримироваться, ничего. Потом подумала, что, наверное, это не для меня. У меня абсолютно здоровая психика. Многие мои знакомые говорят: «Мы к тебе боялись подойти после «Играем... Шиллера!». Зря боялись. Конечно, в спектакле моей героине голову отрубают. Но это не значит, что я с отрубленной головой и с окровавленным воротником еду потом домой. Это было бы просто опасно: я же за рулем, куда я заехала бы без башки? Так что на финальных аплодисментах выходит не королева, а я — Лена Яковлева...

— То есть после спектакля вы спокойно идете домой, ложитесь спать и мирно спите до утра?

— Ну, я вообще-то недолго сплю. Обычно мне хватает четырех часов. Если нужно в восемь встать, я засыпаю в четыре и нормально высыпаюсь. Я бодра и полна сил. Но если сплю больше или меньше — то хуже себя чувствую. Вот такой фокус. Хотя недавно у меня был период — я целыми днями спала. По-моему, чем больше спишь, тем больше хочется. И сны снятся такие интересные, что совсем не тянет просыпаться. Помню, собаки мне снились. Огромное количество разных собак, которых я собираю, собираю, куда-то складываю, отправляю…

Елена Яковлева
«Если ты действительно о чем-то жалеешь, если это настоящее, оно возвращается. Хотя ты можешь ничего для этого не делать»
Фото: Филипп Гончаров

— Недавно на финальном поклоне после спектакля «Мама» в ЦДР (Центре драматургии и режиссуры) вам подарили маленькую собачку, вы были так растроганы и держали ее нежно, как младенца…

— Я боюсь немножко об этом говорить, потому что, думаю, вдруг мне массово понесут собачек. А это же ответственный шаг — взять щенка. Здесь-то был особый случай: я сама сказала, что если бы завела еще одну собаку, то йорика (йоркширский терьер. — Прим. ред.), мальчика. Это услышала моя знакомая зрительница и подарила… Я, конечно, не ожидала… Старшего йорика зовут Юстас, так что, сами понимаете, этого я назвала Алекс. Они пока не очень дружат. Но Алекс нашел себе друга — нашу дворнягу Яруса, который у нас появился с легкой руки Романа Мадянова.

— Откуда у вас такая безумная любовь к собакам?

— У меня всю жизнь, с детства, были какие-то животные. Даже ежи. Папа военный, мы жили в Сибири. С учений в тайге он все время кого-нибудь приносил и на улице находил и спасал. И ежики у нас были, и собачки, и даже попугайчики. Волнистого попугайчика буквально с ветки снял. Наверное, тот откуда-то улетел. Назвали его Петруша. Еще папа собаку Мульку домой притащил. Она просто за ним пошла, так не гнать же ее. Мы всей семьей за животными ухаживали. И теперь у меня полный дом собак. Это радость.

— Еще вы всегда с большим воодушевлением рассказываете, как сажаете в саду цветы...

— Я люблю природу и много чего понавтыкала в саду у себя. Как-то купила растение наподобие акации, но очень похожее на плакучую иву. И вот ее ветки доросли до земли, лежали такими неаккуратными косами. Тогда я решила дерево подстричь. Снаружи это делать неудобно, я залезла внутрь, а ветки такие плотные — шапкой нависают и закрывают все, даже солнечный свет под них не проникает. И вдруг в какой-то момент мне показалось, что дерево меня поблагодарило и обняло. Вроде и ветра не было, я даже испугалась. Подумала: как в фильме ужасов, засасывает меня эта ивушка плакучая.

— Где вы только на все это время и силы берете?

— Устаю я теперь гораздо меньше. Потому что к пятидесяти восьми годам наконец-то решила завести помощницу по дому. И какой же это кайф! Она приходит один раз в неделю, но делает все. Раньше я не могла решиться на это, потому что мне было стыдно. Мол, придет какая-то женщина и скажет: «Господи, у Яковлевой все навалено, не поглажено, тут у нее бардак, там бардак». Я даже первое время перед приходом помощницы сама убирала… А сейчас расслабилась. Прихожу домой, все пахнет чистенько, все поменяно, поглажено, и я как барыня помылась и нырнула в чистую постель. Я за это и гостиницы люблю: мне не нужно там самой ничего делать.

Елена Яковлева
«Я и библиотекарем поработала, и комплектовщицей, и техником?картографом. Это потом только решилась поехать в Москву поступать. И если бы сразу не поступила — не представляю, сколько бы профессий еще освоила» Караоке-бар «Синематограф»
Фото: Филипп Гончаров

— А многих гостиницы утомляют. Просто вы, видимо, привыкли переезжать с места на место. Именно потому, что ваш папа был военный, вы за десять лет сменили одиннадцать школ…

— Да, наверное, поэтому я такой летун и нигде не люблю задерживаться надолго. И после школы я тоже много мест меняла — и библиотекарем поработала, и комплектовщицей, и техником-картографом. Это потом только решилась поехать в Москву поступать. И если бы сразу не поступила — не представляю, сколько бы профессий еще освоила.

— Но ведь вы в десятом классе написали в записке, что хотите стать артисткой!

— Да. Классный руководитель предложила нам написать такие записки, запечатать, а через какое-то время встретиться и прочитать. Но я об этой записке забыла. И вот был 2014 год, я поехала на гастроли в Киев. Как раз Майдан случился, там стрелять учились, мешки стаскивали. А у меня творческий вечер в Доме офицеров, это совсем рядом. И я, и зрители туда лезли через баррикады, иначе не пройти никак. На следующий день были столкновения, но в этот вечер я стояла на сцене, что-то говорила, говорила. И вдруг встает мужчина, без цветов, без ничего. И идет к сцене молча.

— Страшно?

— Конечно, страшно. Я же не знаю, что у него на уме. И тут он говорит: «Ты чего, меня совсем не узнаешь?» — «Нет». — «Я Юра Бычков. Мы с тобой в выпускном классе учились». А я окончила школу в Харькове в 1978 году. Как я могу узнать человека, которого знала от силы два года? Я же столько школ поменяла. Ко мне вообще кто угодно может в соцсетях проситься в одноклассники — я всех приму по той простой причине, что никого не помню. А он продолжает: «Ты помнишь, мы писали записки о том, кем хотим стать, о чем мечтаем? Так вот, Лена, у нас была встреча выпускников, и мы распечатали эти записки. Получается, ты единственная, у кого мечта исполнилась». И он дает мне треугольничек пожелтевшей бумаги. Я развернула и прочитала: «Если сбудется моя мечта, то через пять лет я стану знаменитой, знаменитой артисткой. Это моя единственная мечта. Я разобьюсь, но ею буду. Лена Яковлева». То, что эта записка нашла меня, потрясло до глубины души.

Елена Яковлева
«Я вообще кино люблю за возможность на площадке оторваться, похулиганить, похохотать над кем-то, и чтобы надо мной похохотали в ответ»
Фото: Филипп Гончаров

— Знаменитым артисткам приходится играть всякое. Вы уже не один год играете в сериале «Склифо­совский», который для канала «Рос­сия» снимает кинокомпания «Рус­ское». С одной стороны, зрители обожают медицинские сериалы. Но с другой — вас не смущает, что вашу героиню трудно назвать положительной?

— На этих условиях я и соглашалась. Там все герои — хирурги от Бога. А я — необходимая ложка дегтя. Гнилые нитки покупаю, плохо делаю операции… Думала, съемки будут легкими, без массовых сцен — я просто сижу за решеткой, и все. Ну или что меня быстро выгонят. Но меня не выгоняют. Я уже и сердце украла для своего возлюбленного, который нуждался в экстренной трансплантации. Но нет, я все еще остаюсь. Такое кино…

— Это правда, что для достоверности образа вы даже на операциях присутствовали?

— Правда. Мне даже диплом хирурга выдали. Шуточный… Но все вышло случайно, это не было проявление моего профессионального фанатизма. Я сама лежала в больнице… Очень долго лежала. Мне стало скучно, и я говорю: «А можно мне походить на операции?» Они разрешили, но рядом со мной поставили сестру с нашатырем — в на­дежде, что я рухну в обморок при виде скальпеля или крови. Ничего подобного! Я три операции отстояла. Третью — уже на спор. Они решили: покажем ей гнойный живот, и она точно свалится. Но наоборот, меня восхитило, что в животе все кишки разных фантастических цветов и выглядят не страшно, а на самом деле божественно красиво.

— Работа над «Склифосовским» растянулась на годы, наверняка коллектив уже стал настоящей семьей…

— Эта правда. Но «Склиф» в этом смысле не исключение. Любые съемки на какое-то время — это семья, классная компания, банда единомышленников. Я вообще кино люблю за возможность на площадке оторваться, похулиганить, похохотать над кем-то, и чтобы надо мной похохотали в ответ. Вот недавно подхожу к нашему доктору Брагину — Максиму Аверину. А он сидит в гримерке перед зеркалом такой красивый в дико модных штанах. Штаны черные, спортивные, все в сияющих стразах, переливаются. Я говорю: «Ой, какие замечательные! Вот прямо мои!» А Макс тут же их снимает и мне отдает под всеобщий гогот коллег… На площадке каждый развлекается как может. Я, например, в перерывах между сценами на «Склифосовском» научилась прилично стричь. Все началось вроде бы с шутки. Одному парню стрижку поправила. Он дико боялся. Но все получилось прилично. Потом девушке волосы подровняла. И потянулись ко мне желающие, которые не успевают из-за съемок в парикмахерскую сходить… В итоге с шутками и прибаутками стригла людей до конца сезона…

Елена Яковлева
«Я впадала в депрессию, если неделю мне не звонили с новыми предложениями. А сейчас понимаю, что в общем-то практически и не жила»
Фото: Филипп Гончаров

— А после «Склифосовского» какие проекты у вас еще на подходе?

— Буду сниматься в продолжении «Последнего богатыря». В промежутке у меня — репетиции спектакля «Мед­ведь» в ЦДР, его ставит Владимир Пан­ков. Спектакль уже заявлен на Меж­дународном фестивале имени Чехова… Еще неплохо было бы побывать на море. Глоток свежего воздуха мне бы не помешал. Но это случится не раньше осени, я так думаю…

— Еще, говоря о ваших проектах, стоит вспомнить, что недавно на экраны вышел фильм Кирилла Плет­нева «Семь ужинов».

— Мне очень хотелось поработать с актером-режиссером. Думала, это будет что-то особенное. Но, к сожалению, я работала в этой картине только два съемочных дня и ничего так и не поняла. Раньше я уже имела дело с актером-режиссером — снималась у Сергея Юрского в фильме «Чернов. Chernov». Это было незабываемо. Думаю, снимаясь всю жизнь, он чисто по-актерски подсматривал за режиссерами, а потом просто сыграл роль какого-то очень хорошего режиссера, мастера. Гениально перевоплотился! И таким образом снял очень хорошее кино. Юрский сам делал раскадровки, на площадку приходил идеально подготовленным. Не было ни одного раза, чтобы кто-то каким-то вопросом поставил его в тупик...

— Но если вас спросить про любимого кинорежиссера, наверняка это будет Петр Тодоровский

— Конечно. Я обожала за ним наблюдать. У Петра Ефимовича был в кино особый взгляд. Он снимал вроде бы реальные вещи, но при этом все время чуть-чуть приподнимался над жизнью, даже чему-то серенькому и невзрачному добавлял воздушности, прозрачности и яркости. В то время, когда он работал, ту же «Интердевочку» так пошло можно было снять, что мама не горюй. Но только не он! Он находил какой-то особый ракурс, какое-то воздушное платьишко… Мне, конечно, очень недостает в кино такого режиссера, как Тодоровский.

— А в театре вы своего режиссера, как я понимаю, нашли?

— Раньше у меня был период Галины Борисовны Волчек. Сейчас период Владимира Панкова. Наверное, можно устать друг от друга. Но я свою жизнь не придумываю, все в ней идет так, как идет… А если что-то изменится — не страшно. Я люблю начинать все с чистого листа.

Благодарим Караоке-бар «Синематограф» за помощь в организации съемок

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог