Эксклюзив: Вуди Аллен об отношениях с актерами и страсти к изменам

Корреспонденту 7days.ru посчастливилось побеседовать с режиссером на 68-м Каннском кинофестивале.
Мария Обельченко
|
19 Мая 2015
Вуди Аллен
Вуди Аллен
Фото: Zuma/TASS
Вуди Аллен и  Эмма Стоун на премьере фильма «Иррациональный человек»
Вуди Аллен и Эмма Стоун на премьере фильма «Иррациональный человек»
Фото: PersonaStars.com

В одиннадцатый раз представляет свой фильм на фестивале истинный любимец Канн Вуди Аллен. Он никогда не позволял, как бы его ни просили, ставить свои работы в конкурсную программу. Несмотря на свои 4 «Оскара» (он сам их не получал) и 7 «Оскаров», полученных актерами за роли в его фильмах, Аллен по-прежнему не считает себя совершившим что-то реально значимое в кинематографе. Однако в день премьерного показа новой картины мастера происходит настоящий и неподдельный ажиотаж. В зал попасть почти невозможно даже с самым лучшим бейджем (на фестивале в зависимости от цвета бейджа определяется, так сказать, значимость его обладателя: либо он «эконом-класс», либо «вип», бизнес или первый класс). Овация в начале показа и непременно в конце. Самые циничные и скептически настроенные журналисты не скупятся на аплодисменты и не жалеют голоса, издавая восторженные звуки. Точно так же все было и на этот раз. 

Около фестивального дворца – люди, мечтающие попасть на просмотр, битком забитый огромный зал. Вуди привез свой очередной, 46-й по счету (не стоит забывать, что 79-летний режиссер снимает по одной картине в год) фильм под названием Irrational Man. В главных ролях – Эмма Стоун и Хоакин Феникс. Этот актер очень редко снимается, а какое-то время назад вообще отказался от актерской карьеры и ушел в музыканты. К счастью, вернулся. 

Корреспонденту 7days.ru посчастливилось побеседовать с мистером Алленом на следующий день после премьеры фильма.  

 Почему вы все-таки отказываетесь отдавать свои работы в конкурсную программу фестиваля, где вас все просто обожают?  

– Спасибо. Я знаю. Но зачем? Я даже не очень понимаю, почему мне все еще продолжают задавать этот вопрос. Я давно уже решил, что невозможно судить объективно о фильме или о чем-то еще. Почему и как несколько человек могут определять, кто лучше, а кто хуже? Откуда и кем им дано это право? Как можно судить, какой из фильмов лучше другого? Они все разные и сделаны по разным причинам. Для кого-то мотивом являются деньги. Кому-то требуется творческое самовыражение. А кто-то, вроде меня, снимает просто потому, что это удовольствие отвлекает от реальности.  

– И от депрессии?  

– Безусловно. Для меня снимать фильмы, значит уходить на время от безжалостной жестокости жизни и мыслей о неминуемой смерти. Жизнь всех нас убивает, разве нет? Изматывает душу, уничтожает наше тело. И мы все, независимо от того, чем занимались и кем были, и как жили, все оказываемся в свое время в одинаковой, но очень малоприятной позиции. И ни одна философская теория или учение не способны это изменить. Все что делаешь, создаешь – все когда-нибудь исчезнет. Но мы именно поэтому должны при жизни ценить, холить и лелеять все, что у нас есть. Так вот единственный способ, по моему глубочайшему убеждению, чтобы выжить – отвлекать себя от реальности. Я себя отвлекаю с помощью работы над фильмом. Сидеть, например, на пляже целыми днями – я даже не могу такое себе представить. Что, сидеть и думать: «О, я обязательно умру! Мои близкие тоже умрут! Какой кошмар»? Но сначала я постарею, стану дряхлым – не скоро, конечно, в весьма далеком будущем (улыбается). В общем, чтобы отвлечься от этих мыслей, нужно быть занятым. Занимать себя. Работать. Быть занятым. А не сидеть на пляже.  

– Вот в вашем новом фильме герой, профессор философии, не какой-нибудь «плохой парень» убивает человека. Совершает иррациональный поступок. Или нет? Что вы думаете по этому поводу?  

– Да, он совершает ужасный поступок и это результат того самого выбора, о котором рассуждают философы, теории которых профессор преподает своим студентам. Но разве мы с вами в течение жизни не совершаем – сознательно или нет – множество дурных, плохих, безнравственных поступков? Так что его выбор – убить этого судью, кто безжалостно решает судьбы, возможно, не самый бессмысленный и иррациональный. В результате, конечно, жизнь рушится, в том числе, его любимой женщины, но не так ли происходит нередко и с нами со всеми, когда мы делаем неправильный выбор? Главное – во что ты веришь, ведь можно верить в самые разные вещи, в том числе откровенные глупости, но эта вера помогает обрести смысл в жизни. Ведь нам так часто наша жизнь кажется совершенно бессмысленной, лишенной всяческого значения. Поэтому и безумные поступки иногда имеют смысл, вернее наполняют для этого человека его жизнь смыслом.  

– Скажите, а вы сами никогда не помышляли никого убить? Ведь ваш герой после убийства, как ему кажется справедливого возмездия, обретает радость жизни, выходит из глубочайшей депрессии, в которой до этого поступка находился…  

– Я думаю об этом все время. А прямо сейчас в особенности. (Улыбается).  

Вуди Аллен, Эмма Стоун и  Хоакин Феникс на съемках фильма «Иррациональный человек»
Вуди Аллен, Эмма Стоун и Хоакин Феникс на съемках фильма «Иррациональный человек»
Фото: Kinopoisk

– Скажите, а какие у вас отношения складываются с актерами после окончания съемок? Вот, например, с Кейт Бланшетт, которая сыграла в вашем фильме «Жасмин», давно виделись?  

– Отношения складываются профессиональные. Я отдаю себе отчет в том, что все актеры и актрисы, которых я выбираю, – профессионалы. У них и до меня была уже прекрасная актерская карьера и после меня будет. Я не видел Кейт с тех пор, как мы закончили съемки. Люди идут каждый своим путем. При расставании слезы на глазах и грустно, но все уходят своей дорогой. Я всегда считал, что главная моя задача как режиссера – найти тех актеров, которым ничего не нужно объяснять. Никаких репетиций и долгих обсуждений. Я беру актеров именно потому, что уверен – они в этом не нуждаются. Так что успех моих картин зависит исключительно от них. В этом и заключается, на мой взгляд, главный режиссерский трюк – нанять соответствующих актеров. И позволить им идти своим путем. Не мешать им. Не отвлекать. Не вмешиваться в их игру. Только все испортишь.  

– А почему вы решили Эмму Стоун снова позвать? Ведь к вам любая актриса или актер готовы бежать сниматься, всегда есть выбор и никого не приходится упрашивать.

– Эмма прекрасно сыграла в «Магии лунного света». И когда я написал сценарий «Иррационального человека» то подумал, что кто еще как не Эмма может и должна сыграть умную красивую студентку колледжа? Первый раз я ее случайно увидел. Занимался у себя дома на тренажере, на беговой дорожке и старался себя отвлечь – смотрел телевизор. И шел фильм с Эммой. И решил, что вот эта актриса мне нужна. Но, честно говоря, хотя я был уверен, уже после работы с ней в предыдущем фильме, что Эмма хорошо сыграет, она сыграла гораздо лучше, чем я ожидал. Глубже, интереснее. Замечательно.  

– Почему в ваших фильмах люди всегда изменяют друг другу? Жены мужьям, мужья женам и так далее. Двойные взаимоотношения. Вам иначе неинтересно? Или это просто отражение не очень-то высокоморального состояния нашего общества?  

– Да нет, люди и общество во все времена одинаковы. Недаром литература и искусство со времен Шекспира об этом говорит. И конечно, без этой темы, о которой вы сказали, не было бы, наверное, величайших произведений литературы – «Война и мир», «Анна Каренина», «Красное и черное». И фильмов бы не было великих. Скучно было бы. Люди испокон веку изменяют, убивают, лгут.  

– Скажите, вы продолжаете чему-то учиться, как режиссер?  

– Все очень просто. После первых трех-четырех картин узнаешь и осваиваешь какие-то основополагающие вещи, какие-то технические моменты, связанные с монтажом, редактурой, и все это очень быстро происходит. А потом эти навыки либо теряются, либо нет. Все зависит от множества обстоятельств и таланта – присущ он вам или нет. 

– Правда, что вы свои фильмы никогда не пересматриваете?  

– Никогда в жизни. Ни разу еще не посмотрел ни одной своей картины после того, как ее закончил. Я уверен, что мне бы захотелось все переснять. Каждый кадр. Но я знаю, что такой роскоши у меня нет, не было и не будет. Вот, например, у Чарли Чаплина была такая возможность. И деньги и время и обстоятельства позволяли ему множество раз переснимать сцены из своих фильмов. Да что там – в молодости мне не удавалось найти деньги, чтобы снимать серьезные картины. А я был очень серьезным. Но поскольку работал в комическом жанре – и писал и выступал, мне доверяли снимать только такие фильмы. И я очень переживал из-за этого. 

 Вас всегда интересовала философия, не так ли? Но теперь после того, как в последнем фильме профессор философии, поступив в соответствии с одной из философских теорий, в результате все-таки совершил убийство и разрушил свою и не только жизни, не захотите выбросить все философские книжки?  

– Нет. Они же ученые. Они вырабатывают свои теории – это их долг. И в них есть много полезного. Просто в реальной жизни гораздо больше нюансов, которые не всегда соответствуют философским учениям. К тому же философы отчасти фанатики. А фанатики, как известно, гораздо легче переживают жизненные трудности. Это доказано всей историей человечества. Им даже в концлагере проще благодаря своей непогрешимой вере выживать. 

– Что все-таки происходит, если не секрет, с сериалом, который вы вроде как согласились снимать? Прошла эта информация и тишина…  

 Ох. Это ужасно. Я совершил чудовищную ошибку. Почему-то решил, что снимать сериал – по полчаса серии – очень легко. Хотя совсем не знаю этот сериальный мир. А вскоре понял, что ошибся. И теперь стараюсь как-то договориться, чтобы все это недоразумение уладить. Очень стараюсь и очень переживаю. Просто в каком-то космического масштаба смущении пребываю.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая