Дмитрий Лысенков: «Артисты перестали быть небожителями»

«В какой-то момент я стал жить в поезде, потому что в Петербурге нет работы, она приходит из...
Дмитрий Лысенков
На съемках сериала «ИП Пирогова». 2020 г.
Фото: Онлайн-кинотеатр START

«В какой-то момент я стал жить в поезде, потому что в Петербурге нет работы, она приходит из Москвы. И мы приняли решение о переезде. Как только арендовали квартиру, в Москве объявили локдаун, все съемки остановились. Хозяева, коренные москвичи, нам сделали скидку. Сказали: «Кажется, в это время важно оставаться людьми», — рассказывает актер Дмитрий Лысенков, сыгравший хранителя Костика в сериале «Вампиры средней полосы».

— Дмитрий, вас можно увидеть в огромном количестве проектов, только за последние два года, если верить киносправочникам, их более полутора десятков. А как вы вообще пришли к актерству?

— Творческое начало проявилось в девятом или десятом классе, я активно принимал участие в самодеятельности и как-то пристрастился. Правда, тогда я и не думал становиться артистом, собирался поступать в Морской технический университет, в Петербурге его называют «корабелка» — на программирование. Но когда почувствовал успех у школьной публики, все-таки решил отдать документы в Санкт-Петербургскую государственную театральную академию. Поступил с первого раза.

— Как к этому отнеслись родители?

— Спокойно. Я не предупреждал их о том, что собираюсь подавать документы в театральный. Но, это был конец 90-х, и никто особенно не понимал, что дальше будет со страной. Не поступишь в институт — пойдешь в армию. Так что надо было идти учиться, а ку­да — в принципе, не важно. Больше всего переживала бабушка по маминой линии. Она до сих пор волнуется. Ей кажется, что актерство — это такая сложная профессия, что даже если по всей стране будут расклеены афиши с моим портретом, то это все равно ненадежно, и, может быть, стоило сделать другой выбор.

— Как вообще проходило ваше детство?

Дмитрий Лысенков с Юрием Стояновым
С Юрием Стояновым в сериале «Вампиры средней полосы». 2022 г.
Фото: Онлайн-кинотеатр START

— Как у многих советских детей. Я родился в Ленинграде, в Московском районе. Какое-то время мы жили в коммуналке, где с нами соседствовал кагэбэшник в отставке, и он очень не любил, когда вокруг него дети. Не разрешал нам играть в коридоре и оставлять игрушки в ванной. Позже нам дали трехкомнатную квартиру по горбачевской программе расселения коммуналок. И мы переехали в мой любимый район — Озерки. Я босиком ходил из квартиры на озеро. Надо было перейти шоссе, а дальше топать по красивым блоковским местам. Теперь там уже все застроено.

— Счастливое босоногое детство?

— Я бы так не сказал. Детство всегда в какой-то степени счастливое, но это было голодное время, родители остались без работы, и нам пришлось непросто. Хотя у всех по-разному. Вот у моего однокурсника мама работала на продуктовой базе, и проблем не было. А мы жили по талонам. Неиспользованными оставались только талоны на водку, а на остальное их не всегда хватало. Я бесконечно долго мог стоять в очереди с талоном на буханку, которая часто оказывалась деревянной. Родители выдавали нам в день по куску.

— Чем они занимались до того, как настали трудные времена?

— Отец по профессии топограф, гео­дезист. А мама — «многостаночница». Она по образованию воспитатель детского сада, но как-то быстро поняла, что не может сидеть с чужими детьми вместо того, чтобы воспитывать своих. Из детского сада она ушла, после чего работала и нянечкой в роддоме, и медсестрой, и машинисткой-секретарем. Позже перешла в сферу женской красоты — парикмахер, мастер маникюра. Этим она до сих пор и занимается.

— В институтские годы вам тоже приходилось крутиться?

Дмитрий Лысенков с Ларисой Луппиан и Александром Новиковым
С Ларисой Луппиан и Александром Новиковым в спектакле «Лес» Театра имени Ленсовета. 2012 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Последние школьные годы прошли как-то веселее, честно говоря. На первом же курсе института случилась первая любовь — естественно, несчастная. Но не случиться она не могла. Мы, по большому счету, были изолированы от внешнего мира. 24 человека проводили 24 часа вместе как минимум четыре года. Кроме круг­лосуточной учебы мы успевали, конечно, организовывать и вечеринки, за что нас сильно ругали. Гуляли даже не по праздникам, а просто так, без повода. Оставались в общежитии на ночь в надежде порепетировать, а в итоге распивали сангрию. Напротив Театра Ленсовета в подвале находился магазин, в котором все это добро продавалось, и мы туда бегали. Магазину, кстати, очень много лет. Даже заслуженные и народные артисты Ленсовета рассказывают, как им нужно было до десяти вечера закончить спектакль, чтобы успеть в магазин затариться. Заранее почему-то нельзя было этого сделать... Мы же таких проблем не знали, в наше время магазин работал круглосуточно. Но, конечно, все же не это главное в студенческой жизни. Я благодарен студии и педагогам за то, что именно там из меня сделали артиста.

— Когда вы в первый раз вышли на сцену?

— В массовке, на втором курсе: мы обслуживали обед в спектакле нашего художественного руководителя «Поживем — увидим» по пьесе Бернарда Шоу. Главную роль там играл Константин Хабенский, а мы разносили тюрбо — это такое французское рыбное блюдо, никому не ведомое. На самом деле у нас был какой-то сладкий рулет, и мы втроем с ним ходили, играли официантов. С этим спектаклем состоялись и первые гастроли в моей жизни. Да и, собственно, вообще первый выезд за пределы Ленинградской области. Мы поехали не куда-нибудь, а сразу в Марсель, во Францию. Это был мой первый полет на самолете. А я даже на автобусах еле доезжал до Ивангорода, с трудом до Выборга, меня страшно укачивало. Когда однажды прогулял во втором классе школу, в наказание меня не взяли на автобусную экскурсию по городу, и я подумал: «Ой, какое счастье!» Это примерно как «только не бросай меня в терновый куст». Автобусная экскурсия на тот момент казалась мне самым страшным, что могло случиться в моей жизни. Я прямо локтем перекрестился, что этого не произошло.

— А в самолете уже не было страшно?

— Нет, для человека, который ничего в мире не видел, это было круто. Сейчас Марсель вряд ли произвел бы на меня такое сильное впечатление, но тогда — полный восторг! Хотя многое там мы уж точно не ожидали увидеть. Например, как на улицах из рук прохожих вырывают сумки.

— После второго курса, стартовав с театральных подмостков, вы оказались в кино…

Дмитрий Лысенков с Романом Курцыным и Ксенией Тепловой
С Романом Курцыным и Ксенией Тепловой на съемках сериала «ИП Пирогова». 2020 г.
Фото: Онлайн-кинотеатр START

— Режиссер снимал про свое детство — 50-е годы, про стиляг. А я был длинноволосый, мог начесывать кок. Возможно, это и стало причиной того, что меня утвердили одним из главных героев. Но это малоинтересное кино. Рабочее название было «Туда никогда не вернуться», имелось в виду в детство. А в итоге компания выпустила фильм под каким-то идиотским названием «Челябумбия».

— Популярность вам принесл­а роль в гораздо более известном проект­е.

— Да, в «Убойной силе», где я снимался уже на следующее лето на той же студии. После того как я долго ходил там с коком, там же меня побрили почти налысо. Мы играли призывников, которые бегут из армии, и по дороге у них случаются приключения. Смешно, что эта роль была замечена — по крайней мере, так говорят киноведы. Не то чтобы меня стали узнавать, но обо мне стало известно в киноиндустрии, хотя бы петербургской, а дальше все закрутилось. Потому что в «Убойной силе» режиссером был Сергей Снежкин, а продюсером — Сергей Мелькумов. После этого они оба работали над «Белой гвардией», а потом Мелькумов был продюсером «Сталинграда». Я получил роли в обоих проектах.

— В этом году у вас целый список премьер.

— Да, но в основном роли небольшие, поэтому есть возможность говорить о том, что их много. Если бы речь шла о главных ролях, их было бы, наверное, две в год. Но я не отказываюсь от ролей второго плана, от эпизодов, если они мне интересны.

— Вы жадный до работы?

Дмитрий Лысенков с Иваном Босильчичем и Эмилией Спивак
С Иваном Босильчичем и Эмилией Спивак в сериале «Казанова в России. Тайная миссия». 2021 г.
Фото: Первый канал

— Не до всякой. Я не берусь за работу ради работы. Если мне предоставляют возможность попробовать что-то, чего я еще не делал, то я соглашаюсь. Но если это повтор чего-то, что уже было, сейчас уже отказываюсь, говорю: «Спасибо, я это делал лет семь назад». Мне сложно скрыть свою образованность, поэтому я часто играю интеллигентов или даже каких-то интеллектуальных подлецов.

— В сериале START «ИП Пирогова» вы тоже «отдуваетесь» за интеллигенцию?

— Да, там я юрист и бухгалтер. Но это все-таки такой жанр… Незамысловатая комедия — из тех, которые надо смотреть за завтраком.

— Вас, Валю Приветика из этого сериала, любит зритель… Кстати, говорят, актеры часто играют самих себя.

— Частично так и есть. Мой Валентин Приветик, который в одном из сезонов становится отцом, — он такой… Душнила. В этом смысле я тоже немного душнила. Мне жена иногда говорит: «Выключай Валентина, все, не надо». Это не то что я играю себя, но иногда персонаж накладывает какой-то отпечаток. Моя жена Маша тоже актриса, и она прекрасно понимает, как это все происходит, поэтому проблем в семье из-за особенностей профессии у нас никогда не возникает. Хотя, например, Маша говорит, что, когда я снимался в сериале «Большая секунда», я был просто идеальный муж — добрый, радостный, ласковый. Потому что там такой персонаж, очень открытый миру, наивный, светлый, сентиментальный и так далее. В случае с другими проектами бывает по-другому.

— Например, с «Вампирами средней полосы», второй сезон которых недавно вышел в онлайн-кинотеатре START?

Дмитрий Лысенков с Андреем Смоляковым и дочкой Софией
С Андреем Смоляковым и дочкой Софией на съемках фильма «Сталинград». 2013 г.
Фото: из личного архива Дмитрия Лысенкова

— В том числе. Режиссер первого сезона Антон Маслов не сразу уговорил меня на съемки. Он убеждал: «Соглашайся, будет второй сезон, и твой персонаж интересно развивается. Он станет главным антагонистом вампиров». И я согласился. У меня небольшая роль, уложились всего в шесть съемочных дней. Но работа была хорошая, интересная, отличная команда.

— Во втором сезоне ваш герой действительно удивляет…

— Мой Костик, совершенно не готовый к большой власти, получает эту самую власть. Я предполагал, по какой линии может развиваться этот персонаж, но в сценарии оказались неожиданные повороты, сценаристы смогли меня удивить. В результате получилась история о том, как моему герою удается или не удается оставаться человеком, оказавшись во власти.

— Вам вообще везет на команды и на партнеров. Вот тот же Константин Хабенский. Каково с ним работать?

— Мне очень везло и в смысле партнеров, и режиссеров, я со многими мировыми режиссерами поработал в Александринском театре. И с достойными артистами довелось играть. Но я не то чтобы работал с Хабенским, это не совсем так, мы просто играли в одном спектакле, мы не партнерствовали. Разве что в «Убойной силе». Он очень тепло ко мне отнесся. Тогда еще не было актерских вагончиков, только автобусы. И он часто предлагал: «Поспи в машине в мое обеденное время». Это была такая забота старшего коллеги, старшего товарища, старшего брата.

— И вот прошло много лет, вы теперь живете в Москве. Почему переехали?

Дмитрий Лысенков
На съемках сериала «Большая секунда». 2021 г.
Фото: Онлайн-кинотеатр START

— В какой-то момент я стал жить в поезде, потому что в Петербурге нет работы, она приходит из Москвы. Однажды я просто перестал видеть семью, устал от этого, и мы приняли решение о переезде. У нас ведь ничего тут нет, мы снимаем квартиру. Как только мы ее арендовали, в Москве объявили локдаун, в квартиру мы не заселились, поехали на дачу, там отсиделись, но после этого вернулись в город. Нам сделали скидку хозяева, коренные москвичи. Мы только-только познакомились, по сути, чего нам вдруг скидки-то делать? Но они сказали: «Кажется, в это время важно оставаться людьми», — и скинули нам двадцать процентов. У меня деньги к концу локдауна все равно, конечно, кончились, вся финансовая подушка безопасности истощилась до предела. Если бы в августе ­­2020 ­­года­­ не возобновились съемки, мы бы отказались от переезда, естественно. Но, к счастью, так случилось, что в августе начали снимать очередной сезон «ИП Пирогова», и все пошло-поехало. Жена меня конечно же поддерживала во всех этих решениях, мы принимали их вместе.

— Кстати, как вы познакомились? Приходилось Марию добиваться?

— Чтобы прямо добиваться — нет. Это было взаимное влечение. Нам только требовалось разорвать свои предыдущие отношения, у обоих они были в стадии разрушения. Как только мы поняли, что будем вместе, так сразу все и прекратили.

— Теперь у вас две дочки, София и Алиса. Чем они увлекаются?

— Старшая хип-хоп танцует. Млад­шая ничего пока не делает. Нет, вру, она ходит на ораторское искусство во Дворец пионеров, там очень хорошие педагоги. Занимается.

— Девочки хотят стать актрисами по примеру родителей?

Дмитрий Лысенков с женой
«Моя жена Маша тоже актриса, и она прекрасно понимает, как это все происходит» С женой Марией Зиминой на премии «Золотая маска». 2019 г.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

— Пока такой вопрос не вставал. Они никогда не были в театре в смысле закулисья. Мы не приводили на работу детей и не оставляли сидеть в гримерке, пока мы на сцене. Конечно, они были в театре и смотрели спектак­ли. Точнее, старшая, ей 11. Младшей 7 лет, и она пока в театре не была.

— А в кино дочери вас видели?

— Но это же кино не для детей — то, в котором я в основном снимаюсь. Они видели «Последнего богатыря», и больше ничего со мной… Пару серий «ИП Пирогова», кажется, тоже видели, но не заинтересовались. Они знают, что папа снимается, и все.

— Как в школе реагируют на то, что за партами сидят дети известного актера?

— По-моему, никак. Всем совершенно все равно. Одноклассники дочек этого не обсуждают. Нет, они знают, что я артист, но что тут такого? Сейчас не то время, когда артисты — какие-то небожители, как было когда-то в 60-е. Спокойно все реагируют, ну артист и артист, подумаешь. Артистом может стать любой. Главное — чтобы хорошим.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог