Бедрос Киркоров: «Когда к сыну пришел первый успех, нам стали угрожать»

«У Утесова умерла любимая и единственная дочь Эдит. Мы с женой пришли к нему домой. Леонид Осипович...
Павел Соседов
|
20 Ноября 2022
Бедрос Киркоров
Бедрос Киркоров 2013 г.
Фото: Павел Щелканцев/архив Каравана историй

«У Утесова умерла любимая и единственная дочь Эдит. Мы с женой пришли к нему домой. Леонид Осипович плакал. Потом пришел в себя: «Пойдемте, покажу кое-что». Вошли в соседнюю комнату, а там от пола до потолка — шкафы с удивительными вещицами: работы Фаберже, редкий фарфор. В другой комнате все стены в картинах: оригиналы Айвазовского, Сурикова... А когда хозяин открыл маленький сервантик, там оказались скрипки Страдивари, четыре штуки... «Кому это все достанется?» — с горечью спросил Утесов», — рассказывает певец Бедрос Киркоров.

В1973 году я был на гастролях с Анной Герман и еще несколькими вокалистами. И вот концерт в Петрозаводске. Я исполняю трагическую песню «Сынок» про русского танкиста и болгарского мальчишку. Обычно зрители в зале плакали, когда я ее пел. А в этот раз слышу — смеются. Я смутился, стал аккуратно ощупывать себя — может, с костюмом что не в порядке, может, ширинку не застегнул. Вроде все нормально. По взглядам из зала замечаю, что смотрят куда-то в сторону от меня. Поворачиваю голову и вижу: стоит пятилетний Филипп и протягивает мне гвоздику. Говорю в зал: «А между прочим, это мой сын!» Бурные аплодисменты, смех! Оказалось, Анна Герман подговорила его выйти на сцену и вручила ему для меня цветок. С тех пор Филипп, если был на моем концерте, с нетерпением ждал своего выхода на сцену, и мы разыгрывали этот номер.

— Бедрос, а с чего начался ваш путь из Болгарии на советскую эстраду?

— Все началось с болгарского курорта Золотые Пески. Там есть Международный дом журналистов, построенный при участии семи социалистических стран, — 9-этажное здание, первая высотка в этом месте. Поначалу в нем отдыхали только журналисты. Но так как гостиница считалась люксовой, в Дом журналистов стали приезжать отдыхать артисты, поэты, писатели, ученые — самые известные люди со всего Советского Союза. А я тогда работал в оперном театре Варны, но в моем репертуаре были и русские песни: «Коробейники», «Дорогой длинною», «Очи черные». Вот меня и приглашали выступать перед гостями Дома журналистов — так как эти песни популярны не только в России, мне даже немцы всегда подпевали «Дорогой длинною». В конце каждого заезда, который длился 21 день, устраивались капустники на конкурсной основе. Делегации всех стран готовили самодеятельные выступ­ления, которые оценивала комиссия из самых почетных гостей. Например, когда Любовь Орлова с Григорием Александровым приехали отдохнуть, жюри возглавил Григорий Васильевич. Команда победителей получала двенадцать ящиков шампанского и закуску. Все это богатство загружалось на катер, устраивалась морская прогулка, а я обычно развлекал почетных гостей — выступал с романсами и народными песнями прямо на палубе посреди моря, без микрофона.

Кстати, в Александрове ничто не выдавало советского человека. Его манеры, образ, элегантность казались скорее западными. Помню, он и сигары курил американские. Григорий Васильевич любил быть на виду и потому с удовольствием занимался общественной деятельностью. Любовь Петровна же, напротив, ни в какие комиссии старалась не входить, а всегда держалась особняком, не привлекая к себе лишнего внимания. Но я никогда не видел такого всеобщего почитания и любви ни к одной другой артистке. Я и сам был влюблен в Любовь Петровну как в кинозвезду. От ее ослепительной улыбки невозможно было отвести взгляд — Орлова и в жизни оказалась безупречной.

Вторая моя встреча с ней состоялась, когда я поступил в ГИТИС, в мастерскую к Борису Александровичу Покровскому — легендарному оперному режиссеру. Для нас, учеников, он иногда организовывал мастер-классы с любимыми артистами. И однажды мы отправились в Театр Моссовета на встречу с Любовью Орловой и Верой Марецкой. Мне было уже 30, в то время как остальным пацанам на курсе — по 17—18 лет. Во время мастер-класса кто-то объявил: «Вальс! Дамы приглашают кавалеров!» Заиграла музыка. А так как я был самым старшим, Любовь Петровна подошла ко мне. Я не мог поверить своему счастью и с легкостью повел изящную партнершу. Дело в том, что в юности я участвовал в художественной самодеятельности, где и научился танцевать вальс. Да не простой, а в две стороны, с любой ноги. Двигалась Орлова великолепно. Она же в юности занималась балетом, и с тех пор до конца жизни каждый день начинала с балетного станка. Она легко и непринужденно танцевала вальс в обе стороны. Я был восхищен. Но больше всего меня поразило, что шестидесятилетняя Орлова после меня перетанцевала со всеми парнями нашего курса, чтобы никому не было обидно. А когда все закончилось, у нее не было ни малейшей одышки — будто она и не выходила на паркет.

Бедрос Киркоров с женой и сыном
С женой Викторией и сыном Филиппом. 1967 г.
Фото: из личного архива Бедроса Киркорова

— Так, а к Покровскому в ГИТИС как вы попали?

— В разное время я познакомился с композиторами Хачатуряном и Бабаджаняном. С Арамом Хачатуряном — в 1955 году на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве. Я тогда служил в армии. В Болгарии у нас был отдельный род войск, который назывался «трудовые войска», — в СССР же эти задачи выполнял стройбат. В трудовых войсках Болгарии служили в основном ассимилировавшиеся представители других национальностей: турки, цыгане, евреи, армяне... Я, как армянин, тоже попал туда, когда пошел в армию. Мне повезло: у этих войск был свой весьма солидный военный ансамбль — аналогичный ансамблю Александрова. Я стал солистом в этом хоре, довольно большом — человек девяносто, оркестр — человек тридцать и балетная группа — двенадцать пар. Дирижер наш (по-болгарски — диригент) тоже носил фамилию Киркоров, его еще и звали Киркором. Он очень любил оперу и разучивал с нами оперные хоровые партии. А я, до армии, в 17 лет успел поступить в оперный театр Варны без музыкального образования — меня приняли за талант. И даже подготовил партию Альфредо в «Травиате» на итальянском языке, но меня призвали. Так что мои способности и в армии не остались незамеченными. К международному молодежному фестивалю мы все одномоментно стали комсомольцами, потому что на конкурс нас направили не в качестве армейского ансамбля, а как представителей комсомола города Софии.

Диригент Киркоров подготовил с нами на армянском языке песню Хачатуряна, который и возглавлял жюри. Представьте удивление композитора, когда вдруг хор из Софии запел его песню на армянском языке. Мы стали лауреатами, а Хачатурян захотел встретиться с нашим дирижером. Но Киркор Киркоров не знал армянского языка и по-русски не говорил. Он же румынский армянин, а в Румынии не было армянских школ, как и храмов. У нас же, в Болгарии, были. И, кстати, если бы я пошел учиться в армянскую школу, то до сих пор носил бы фамилию предков — Крикорян. В нескольких поколениях Крикоряны были сапожниками. В том числе мои дед и отец… Но родители записали меня в болгарскую школу, а чтобы одноклассники не дразнили, изменили мне фамилию на местный манер — я стал Киркоровым… В общем, наш дирижер вызвал меня: «Бедрос, иди на встречу с Хачатуряном вместо меня. Ты же армянский хорошо знаешь». Прихожу. Хачатурян говорит: «Вы же солист, а я хотел поговорить с дирижером». — «Понимаете, Арам Ильич, наш дирижер армянского-то не знает…» — «Тогда скажи мне ты: неужели в Софии так много армян, что девяносто человек пели на армянском языке?» Я отвечаю: «Арам Ильич, в хоре только двое армян, один из них я. Но мы три месяца учили эту песню. Я написал транскрипцию и отработал с ребятами произношение. Мы репетировали каждый день по три-четыре часа». Хачатурян был впечатлен.

Закончилась моя служба, я вернулся в оперный театр. И тут Арам Ильич приехал отдыхать в Варну. Высшее духовенство, которое возглавляло армянскую церковь и армянскую диас­пору Болгарии, вызвало меня: «Завтра вечером едем на встречу с Арамом Хачатуряном в Дом журналистов. Мы заказали ресторан для армянской диаспоры, которая будет его приветствовать. А ты будешь выступать». На следующий день я спел для Арама Ильича, композитор меня узнал, разулыбался, тепло поприветствовал. Спросил: «А ты где работаешь сейчас?» Отвечаю: «В оперном театре». — «Музыкальное училище окончил?» — «Нет, Арам Ильич, меня приняли без образования». — «Ты что же, и нот не знаешь?» — «Не знаю». А рядом с ним сидел министр культуры Болгарии. И Арам Ильич сказал ему: «Это безобразие! Что же у вас происходит? Пошлите этого парня в консерваторию в Ереван — он должен получить музыкальное образование!» Министр культуры, конечно, побагровел от неловкости. «Хорошо, — говорит, — мы все устроим». Но ничего министр не сделал — так и заглохло.

А на следующий год на Золотые Пески приехал Арно Бабаджанян. И возглавил команду от России на конкурсе капустников. В этот раз выиграли русские — с «Танцем маленьких лебедей». Одним лебедем был сам Бабаджанян, вторым — Михаил Жаров, а третьим — диктор с телевидения, я забыл фамилию. Тереза, жена Арно, попросила, чтобы я из оперного театра принес пачки, белые чулочки… Обули мы «лебедей» в резиновые тапочки. И когда эта троица вышла на сцену — все в зале упали. Победа безоговорочная. Опять катер, опять я пою. С Бабаджаняном приехал попрощаться начальник управления культуры города Варны. А я до этого уже рассказал Арно, что Арам Ильич приглашал меня в консерваторию в Ереван, но ничего не получилось. И Бабаджанян, пользуясь случаем, спросил начальника управления культуры: «Почему мальчика не послали учиться в Ереван, не выполнили просьбу Арама Ильича?» Начальник ответил: «Завтра понедельник. Пусть Бедрос в 12 часов приходит в исполком, в мой кабинет». На другой день я пришел. «Садитесь, — говорит начальник, — пишите автобиографию. Отправим вас в Ереван в консерваторию».

Прямого рейса из Варны в столицу Армении не было. И первого августа 1962 года я прилетел в Москву. За мной дней через десять должен был приехать представитель консерватории и сопроводить меня в Ереван. Но, на мое счастье, он так и не явился… В Москве я продолжал общаться с Бабаджанянами — мы подружились. Тереза вызвалась мне аккомпанировать. В конце концов она сказала: «Бедрос, не надо тебе в Ереван лететь. Там толковых педагогов нет. Мы с Арно сами консерваторию в Москве окончили. Здесь остались и не жалеем. А сейчас в ГИТИСе на оперном отделении есть прекрасный мастер — Борис Покровский». И она через своих учеников договорилась о прослушивании для меня у Покровского.

Леонид Утесов и Евгений Петросян
«Евгений Петросян тоже ведь работал тогда у Утесова — конферансье» Леонид Утесов и Евгений Петросян на концерте. 1969 г.
Фото: Photoxpress.ru

Накануне, девятого сентября, меня пригласили выступить в Доме дружбы на Арбате в честь Дня освобождения Болгарии. Сижу в гримерке и слышу, что в соседней кто-то бархатным баритоном распевается. Я подошел к двери, из-за которой звучал голос, стал слушать. Вдруг дверь распахнулась. «Что это вы здесь подслушиваете?» — услышал я тонкий тенорочек. Это был Виктор Кохно…

— Значит, баритон принадлежал Иосифу Кобзону? Они же тогда дуэтом пели.

— Да. Следом я услышал голос еще незнакомого мне артиста: «А кто там?» Кобзон подошел к двери, спрашивает меня: «Кто вы такой?» — «Я из Болгарии», — говорю. «А, болгарин… Ну заходи!» — «У вас прекрасный голос, — продолжаю, — я подошел послушать». — «Спасибо. А ты тоже певец? Будешь выступать?» — «Да, по программе буду петь после вас…» Я рассказал, что должен ехать на учебу в Ереван — жду, когда меня заберут. Кобзон и говорит: «Зачем вам Ереван? Все хорошие педагоги здесь». Я ответил, что в Москве мне стипендию никто не даст. «А тебе она и не нужна. Есть Москонцерт. Я договорюсь — и художественный совет тебя прослушает, назначат временную ставку. Будешь выступать!» Кобзон не подвел. Впоследствии в Москонцерте меня поставили на временный график — с неограниченным количеством концертов, чтобы я мог работать в свободное от учебы время.

К Покровскому я все-таки поступил… Не забуду свое волнение, когда десятого сентября шел на просмотр в ГИТИС. Огромный зал, сидит весь курс Покровского. Борис Александрович говорит: «Ребята, давайте послушаем нашего друга из Болгарии». Я спел «Заздравную» из «Травиаты», Тереза мне аккомпанировала. Покровский сказал: «Стоп. Тереза Сократовна, а сыграйте, пожалуйста, вальс. Кавалеры приглашают дам. Бедрос, выбирайте красивую девушку и танцуйте». Я выбрал Нину Высотину, впоследствии она стала моим постоянным партнером на занятиях по танцам, а в будущем вышла замуж за дирижера оркестра телевидения Александра Михайлова. Я закружил Нину в одну сторону, потом в другую… Вальс закончился, и Покровский объявил: «Я беру вас в свою группу». Хотя его студенты уже перешли на второй курс! «Но, — добавил Борис Александрович, — вы очень плохо говорите по-русски. Я дам вам педагога, будете заниматься. Если за первый семестр не подтянете русский язык — расстанемся, и поедете в Ереван».

Я был не только самым старшим, но и самым дисциплинированным на курсе, никогда не опаздывал, меня всегда ставили в пример однокурсникам. И однокашники меня вскоре возненавидели. Когда пришло время готовить дипломные отрывки, никто со мной не хотел играть. Покровский об этом узнал (конечно, не от меня), и вот что он сделал. На занятии в мое отсутствие он обратился к девушкам курса: «Скажите, почему вы отвергаете нашего болгарского друга? Имейте в виду, если каждая из вас не подготовит отрывок вместе с Киркоровым, я никому не подпишу диплом!» И на другой день ко мне стояла очередь из однокурсниц. Борис Александрович мечтал с нашим курсом создать свой театр. В качестве дипломных мы сыграли беспрецедентное количество спектаклей — 25! Они должны были стать основой репертуара будущего театра. И на каждый дипломный спектакль Покровский приводил известных людей, журналистов, которые могли бы помочь, дать положительные отзывы, написать хорошие рецензии. Но в год нашего выпуска театр ему так и не дали. А так как никакого распределения у меня после института не было, я спокойно устроился на полную ставку в Москонцерт.

В 1966 году формировалась первая международная программа «Мелодии друзей», в нее пригласили участников из семи социалистических стран: меня от Болгарии, Анну Герман и Ежи Поломского от Польши, Яноша Кооша от Венгрии, Павла Лишку от Чехословакии, Ивицу Шерфези от Югославии... Выступали мы под оркестр Утесова. Потом, когда программа свою миссию выполнила и была расформирована, я получил предложение лично от Леонида Осиповича: «Оставайтесь солистом у меня в оркестре. Назначаю вам зарплату в 200 рублей». Это при моей-то ставке в Москонцерте в 10 рублей 50 копеек за концерт! Конечно, я согласился. Подготовил репертуар и начал выступать с оркестром Утесова.

Борис Андреев
«Довольный Андреев предстал передо мной в новом костюме: «Бедрос, ну-ка, понюхай, не пахну ли я?» Борис Андреев. 1960-е гг.
Фото: Russian Look

Сам Леонид Осипович уже практически не выступал, планировал уйти со сцены. Но все же решил дать прощальные гастроли. Начал с Киева. Моя жена Вика тогда была беременна, но на гастроли с нами поехала. В Киеве мы выступали целый месяц. А вскоре после возвращения в Москву, в апреле 1967-го, супруга родила Филиппа — на полтора месяца раньше срока...

В Киеве на вокзале нас встретили очень колоритные администраторы: Жаботинский — друг Утесова, тяжеловес, силач — и Ардский — щеголь в бабочке. Тут же они начали уговаривать Утесова: «Леонид Осипович, мы вас очень просим, еврейская диаспора осталась без билетов, надо дать еще один концерт…» — «Так, стоп-стоп, — остановил их Утесов, — вы намекаете на субботу или воскресенье? Не буду я в выходные работать!» Поселили нас в гостинице «Москва», а концерты проходили в огромном Октябрьском дворце — это совсем рядом, поэтому мы часто вместе с Утесовым шли туда из гостиницы пешком. Он любил общаться с молодежью. Обычно командовал своему костюмеру: «Так, костюмы Петросяна и Киркорова — в мою гримерную». Евгений Петросян тоже ведь работал тогда у Утесова — конферансье…

Начались концерты. Сам Леонид Осипович пел во втором отделении. Обычно, когда солисты с оркестром выступали без него, у меня уже после второй песни начинались овации. А в Киеве после первого концерта я ушел со сцены чуть ли не под стук собственных каблуков. Ко второму концерту решил поменять одну песню. Не помогло — реакция публики опять сдержанная. На третьем концерте, когда я заменил очередную песню, Утесов вызвал меня к себе: «Бедрос, что ты делаешь? Почему меняешь песни?» Отвечаю: «Леонид Осипович, меня не принимает местная публика — ухожу со сцены фактически в тишине». — «Что?! — вскипел Утесов. — Да ты скажи спасибо, что тебя не освистывают, а хоть какие-то аплодисменты есть. Ты полагаешь, что зрители тебя слушать пришли? Они из-за меня пришли! Больше ничего не меняй. Но в финале выступ­ления пой свою песню на итальянском. Потерпи неделю, и посмотришь, что будет». Не поверите, но в конце первой недели у меня уже были овации. По Киеву пошли разговоры, что с Утесовым в концерте выступает голосистый болгарин, и люди стали принимать меня горячо.

Здесь уместно было бы рассказать про песню Guarda Che Luna («Посмотри, какая луна»), которую я и пел в качестве заключительной. Она впоследствии стала моей визитной карточкой на эстраде наравне с «Алешей». Со студенческих лет я собирал редкий нотный материал, покупал старинные издания на барахолках. И однажды нашел Guarda Che Luna — оригинальные ноты Мальгони, написавшего эту песню. Впервые я исполнил ее в новогодних концертах с джаз-оркестром Эдди Рознера. Песня имела грандиозный успех — мне всегда приходилось исполнять ее по два раза — на бис. Моя первая жена Вика, мама Филиппа, эту песню тоже очень любила...

В 1994 году Виктории не стало. Для меня тогда жизнь потеряла всякий смысл, я замкнулся в четырех стенах и три года не выходил на сцену. Сын от всего этого очень страдал. Но в 1997 году Филипп подготовил новую концертную программу, шла она в ГЦКЗ «Россия». Сын уговорил меня прийти на премьеру. Я сидел в зале, когда вдруг заиграло вступление к Guarda Che Luna, и Филипп сказал в микрофон: «Знаете, я подумал: зачем я буду петь эту песню, когда в зале присутствует ее первый исполнитель?» И под овации зала пригласил меня на сцену. Для меня это было полной неожиданностью, но я поднялся и спел. Вот так благодаря сыну я снова начал выходить на сцену и петь эту песню в память о супруге.

Вернемся к Утесову. Жаботинский все-таки уговорил Леонида Осиповича выступить перед еврейской диаспорой. И на этом дополнительном концерте Утесов простудился. После петь фактически не мог — хрипел, сипел. И больше с сольными концертами не выступал.

Филипп Киркоров и Алла Пугачева
«Филипп знал все подробности про песни Аллы Пугачевой. Он ведь с юности был ее поклонником» Филипп Киркоров и Алла Пугачева. 1995 г.
Фото: Photoxpress.ru

— А помните свою последнюю встречу или разговор с Утесовым?

— Последняя встреча произошла, когда умерла Эдит — любимая и единственная дочь Леонида Осиповича. Большого голоса у нее не было, но пела она неплохо, записывая дуэты с отцом (кто не помнит «Все хорошо, прекрасная маркиза»?). Уже после похорон Диты мы с женой Викой пришли к Леониду Осиповичу, чтобы выразить соболезнования. Нас встретила домработница, которая позднее стала последней женой Утесова. Мы сели в его комнате, она принесла нам чай. Леонид Осипович сказал: «Да, не думал я, что буду хоронить Диту» — и заплакал. Потом пришел в себя: «Вставайте, пойдемте, покажу кое-что». Вошли в соседнюю комнату, а там от пола до потолка — шкафы с удивительными вещицами: работы Фаберже, редкий фарфор и тому подобное. Потом пошли в другую комнату — все стены в картинах: оригиналы Айвазовского, Сурикова... А когда хозяин открыл узенький маленький сервантик, там оказались скрипки Страдивари, четыре штуки, — мы с женой дар речи потеряли. Вернулись за стол, сели. «Бедрос, кому это все останется?» — с горечью спросил Утесов.

Именно Леонид Осипович с Дитой в свое время сделали мне программу, которую я до сих пор пою: «От сердца к сердцу». Она стала первой в Советском Союзе, которая шла под минусовую фонограмму. Пел-то я живьем, но оркестр был записан. Сдавали мы эту программу комиссии из Минкульта в зале ЦДРИ. Я спел и пошел переодеваться. Ко мне в гримерку вбежала жена, говорит: «Не раздевайся, там спор идет. Ты, наверное, еще раз будешь петь. Иди, тебя Леонид Осипович вызывает». Я вышел на сцену. Метрах в двадцати в глубине пустого зала сидела комиссия с Утесовым. Он говорит: «Начинай петь свою итальянскую песню. А когда я подниму руку, сразу останавливайся». Говорю: «Хорошо», — я уже понял, в чем дело. Начал петь, но осветитель зачем-то потушил свет в зале, и руку Утесова я не увидел, зато расслышал чей-то голос: «Вот видите, я же говорил, он поет под фонограмму!» И тут Утесов как рявкнет: «Дайте свет в зал!» Включают свет, он поднимает руку, я останавливаюсь, а музыка продолжает играть… Леонид Осипович развернулся к этому дядьке: «Милый человек, теперь вы убедились, что он поет живьем?» Программу приняли! Правда, меня все равно заставили написать расписку, что, если будет хоть один сигнал с концертов, что я пел под фонограмму, меня лишат права на сольные концерты и снизят ставку на две категории.

А еще благодаря Леониду Осиповичу я получил советское гражданство... В память об Утесове я планирую создать благотворительный фонд его имени, чтобы помогать талантливым детям из провинции.

— Бедрос, в советские годы были популярны большие стадионные концерты-представления. Многие артисты охотно в них участвовали, это давало неплохой заработок.

— Да, мне доводилось участвовать в этих концертах. Организовывал их Эдуард Михайлович Смольный — администратор от Бога. Сегодня его назвали бы продюсером. Он платил нам тройную ставку за выступление. С кем только я не познакомился в этих поездках! Иногда концерты вел легендарный конферансье Михаил Гаркави, иногда сам Юрий Левитан зачитывал свое историческое объявление о начале войны — у меня даже его автограф сохранился. Популярные актрисы Нина Сазонова, Зинаида Кириенко выходили с песнями. Любимые артисты представляли своих экранных героев: Вицин, Никулин и Моргунов, Михаил Ульянов, Василий Лановой, Борис Андреев… С последним во время гастролей по Краснодарскому краю произошла комичная история. Гениальный Смольный умудрялся проводить одно­временно несколько стадионных концертов в соседних городах. Притом что артисты на них выступали одни и те же. Просто, когда один артист заканчивал свое выступление на первом стадионе, его тут же сажали в машину с мигалкой и везли в соседний город. Мой пианист едва успевал туфли пере­обуть. Я спрашивал: «Петя, ты зачем переобуваешься?! Тебя же на машине везут». А он: «Не могу я иначе — это концертная обувь». В очередной раз мчим на машине с мигалкой с одного стадиона на другой. На заднем сиденье — я, Василий Лановой и Михаил Ульянов. На переднем, рядом с шофером, — Борис Андреев. Смольный за нашим передвижением следит с вышки следующего стадиона в бинокль.

Георгий Вицин, Евгений Моргунов и Юрий Никулин
«Они постоянно друг друга разыгрывали. Например, в гостинице Моргунов заказывает на завтрак яйца в номер. А Вицин с Никулиным, заболтав официантку, меняют яйца на заранее приготовленную пустую скорлупу» Георгий Вицин, Евгений Моргунов и Юрий Никулин в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.
Фото: Fotodom

Народ уже собрался, знамена к началу концерта подняты. По дороге все автомобили, завидев нашу мигалку, разъезжаются в стороны. Но вдруг мы нагоняем ассенизаторскую машину. И она вместо того, чтобы уйти с полосы, берет и резко останавливается. На большой скорости мы врезаемся в цистерну, от нее отлетает конец шланга, пробивает лобовое стекло, и к нам в салон начинает хлестать дерьмо. Мы с заднего сиденья пулей вылетаем из машины. А шокированный Андреев сидит по шею в этом и не знает, что делать. Хорошо, кто-то додумался открыть дверь и вытянуть его из машины. Андреев пошел в заросли подсолнечника, поле которого мы проезжали, в надежде хоть как-то оттереться листьями. Но куда там… Смольный в бинокль видит, что мы встали. Быстро запрыгивает в «гаишный» автомобиль и едет нас спасать… На месте, оценив ситуацию, Смольный сажает нас в попутку и отправляет на концерт, а Андреева в подсолнухах раздевает до трусов. Здесь же в поле бросает его грязный костюм, самого артиста запихивает в «гаишную» машину и везет в город. По дороге в общественном туалете Смольный моет Андреева из шланга. Потом находит какой-то магазин одежды. Но, как и все другие, магазин закрыт — воскресенье. И что же Смольный делает? Просит у гаишника домкрат. Разбивает у него на глазах витрину, заводит в образовавшуюся брешь голого Андреева и одевает его от носков до галстука! Шокированному гаишнику командует: «Опечатывайте магазин! Вот деньги за вещи и витрину!» А сам везет Андреева на концерт. Довольный Андреев предстал передо мной в новом костюме: «Бедрос, ну-ка, понюхай, не пахну ли я?»

Много гастрольных воспоминаний у меня связано с Вициным, Моргуновым и Никулиным. Как-то едем с концерта в гостиницу в одной машине. Проезжаем сады — пионеры собирают яблоки. Моргунов командует шоферу: «Останови!» Вышел, с кем-то переговорил, и мы поехали дальше. На другой день по всей гостинице — яблочный дух. Заглядываем в номер Моргунова, а он заставлен ящиками с яблоками. Возвращаемся со следующего концерта. На этот раз Вицин говорит: «Остановите машину». Георгий Михайлович переговорил с бригадирами, но назвал не свой номер, а Моргунова. И все ящики для Вицина тоже принесли к Моргунову. Потом тот же аттракцион проделал и Никулин. Но они оба просчитались. Думаете, Моргунов дал им хоть одно яблочко? На другой день все эти ящики оказались в почтовом отделении и отправились прямиком в Москву.

Они постоянно друг друга разыгрывали. Например, в гостинице Моргунов заказывает на завтрак яйца в номер. А Вицин с Никулиным, заболтав официантку, меняют яйца на заранее приготовленную пустую скорлупу (для этого яйца загодя прокалывались иголкой и из них выдувалось все содержимое). Как-то раз Вицин с Никулиным «опечатали» квартиру Моргунова: приделали к входной двери и к откосу бечевку с сургучом, печатью послужил оттиск пятикопеечной монеты. Надпись на полоске бумаги гласила: «Опечатано до погашения задолженности». Моргунов возвращается с гастролей, а домой попасть не может. Идет разбираться в ЖЭК, там на него смотрят с изумлением: «Никакой задолженности за вами нет». Тогда он обращается в милицию, милиционеры указывают ему на герб от монеты: «Вас разыграли…»

— Бедрос, вы не только знаменитый певец, но еще и отец «короля эстрады». А как начиналась сольная карьера Филиппа?

— В 1985 году я сам осознанно привел Филиппа на эстраду, о которой он мечтал. Для телевизионной программы «Шире круг» мы вместе записали песню из моего репертуара «Алеша». Эту песню подарил мне композитор Эдуард Колмановский. И когда Людмила Зыкина впервые услышала ее в моем исполнении, сказала: «Бедрос, никому эту песню не давай — это твоя визитная карточка!» Но я все же потом поделился с коллегами — дал ноты Стахану Рахимову и Алле Иошпе, чтобы они сделали дуэт. Песня стала еще популярнее. Вот и для сына она оказалась счастливой.

Через два года Илья Рахлин пригласил Филиппа в «Ленинградский мюзик-холл», а когда сыну стало там тесно, он ушел в сольное плавание. На «Песне года — 1987» его познакомили с молдавским композитором (автором хита «Меланколие») и руководителем ансамбля «Екоу» Петре Теодоровичем. «Я хочу предложить вам поработать с моим коллективом», — сказал Петре. Так в репертуаре Филиппа появились песни Теодоровича «Луна-парк», «Если буду на коне». Их сотрудничество продолжалось довольно долго — до середины девяностых. Под Филиппа Теодорович специально создал новый коллектив, который назвали «Теодор». Параллельно Филипп участвовал и в других проектах. Например, работал в Театре песни Аллы Пугачевой, пел в ее знаменитых «Рождественских встречах». Слава сына нарастала от концерта к концерту, от эфира к эфиру. Как-то на гастролях ко мне подошел Махмуд Эсамбаев и сказал: «Бедрос, твой сын обгонит всех. Имей в виду: он будет первым! Это говорю тебе я, Махмуд Эсамбаев!» Стали нам оказывать и нежеланное внимание. Возвращаюсь я как-то с гастролей по Московской области, жена плачет: «Вот, ты сделал его артистом, а теперь бандиты звонят, угрожают, спрашивают, кто у сына директор». Начали мучить нас звонками, прессовать: «Плати дань, или мы твоего сына укоротим». И тогда Филипп сказал: «Папа, надо пойти к Иосифу Давыдовичу Кобзону — посоветоваться!» Я по старой дружбе пришел к Иосифу в офис, все ему рассказал. Он говорит: «Бедрос, сегодня такие законы, у артиста обязательно должен быть директор. Становись сам директором сына». Я говорю: «Не могу, я ничего в этом не понимаю, и потом, я хочу продолжать выступать». — «Посиди тут, — говорит Кобзон, — я скоро приду». Оказывается, на его же этаже, в другом офисе, сидел Отари Квантришвили. Иосиф поговорил с ним и вернулся ко мне: «Зайди к Отари».

Бедрос Киркоров с Иосифом Кобзоном
«Кобзон подошел к двери, спрашивает меня: «Кто вы такой?» — «Я из Болгарии», — говорю. «А, болгарин… Ну заходи!» С Иосифом Кобзоном на концерте Филиппа Киркорова «Шоу № 1. ДРУGOY». 2011 г.
Фото: Photoxpress.ru

Я пошел, рассказал все про звонки. «Я Иосифу Давыдовичу отказать не могу, — сказал Квантришвили. — Сде­лаю все, чтобы вас больше не беспокоили, — звонков не будет. Но директора надо все-таки найти». Наняли мы первого директора, но он начал мошенничать. Потом директором Филиппа стал Валерий Гольденберг — руководитель группы «Аракс», он же вел концерты сына. Однажды Гольденберг говорит: «Филипп, тебя приглашают в Казахстан на юбилей завода, платят 30 тысяч». Сын ответил: «Хорошо, поедем». Пригласили и меня. В аэропорту нас встречает конферансье, говорит: «Валерий поехать не смог, но я проведу концерт». И вот выступили мы перед сотрудниками завода, а после концерта — традиционный банкет. Филиппа посадили между директором и председателем месткома. Филипп ее спрашивает: «Понравилось вам выступление?» А она в ответ так ехидно: «Да, понравилось, но мне кажется, что и 300 тысяч — достойное вознаграждение». Филипп, как услышал эту цифру, поперхнулся. Говорит: «Какие 300 тысяч? Что вы говорите?» Дама отвечает: «Мы 150 тысяч заплатили авансом вашему директору, а еще 150 тысяч получил сейчас ваш конферансье». Филипп возмутился: «Я ничего об этом не знал! Сейчас вам вернут все деньги». Она испугалась: «Да вы что?! Меня же уволят. Я вас очень прошу — не устраивайте прямо тут разбирательств! У нас с вашим директором все оформлено официальным договором. А если вы сейчас принесете деньги — решат, что я в доле». Филипп говорит: «Понял, ладно». Вернулись в Москву, из аэропорта идем прямо к Гольденбергу. Филипп ему с ходу говорит: «Валерий, какой гонорар полагалось взять от города?» Тот все понял: «Филипка, ну мы же только начинаем работать. Эти деньги пойдут в директорский фонд. Мы будем шить костюмы, ты хотел хороший балет...» Тут уж вмешался я: «Валерий, давай мы на этом и закончим». По дороге домой Филипп сказал: «Папа, с сегодняшнего дня я всем буду говорить, что ты мой директор. Пусть Гольденберг передает тебе все дела». Но впереди у сына было еще много директоров…

— Бедрос, как вы живете сегодня?

— Живу вместе с Филиппом и внуками в Подмосковье. Моя вторая супруга Людмила осталась в Новгороде. Она очень привязана к своему городу и не хочет переезжать. Я иногда занимаюсь с внуками после школы. Учатся они хорошо. Растут быстро: Мартину уже десять лет, а Алле-Виктории в конце ноября будет одиннадцать. Недавно отдыхали в Эмиратах, вернулись, и я замечаю, как Алла-Виктория вытянулась — видимо, стремится догнать отца. Мартин у нас футболист. Спроси у него — сразу скажет, кто в какой команде играет. Так же, как когда-то Филипп знал все подробности про песни Аллы Пугачевой. Он ведь с юности был ее поклонником. Мартин сейчас точно такой же, только в отношении футбола. Кроме того, ходит на теннис, а Алла-Виктория — на художественную гимнастику. Внучка еще занимается живописью. Руки у нее золотые: недавно из ниток сплела красивое кольцо. Вообще, дети хорошие и, несмотря ни на что, не избалованные. А ведь папа их страшно балует. Но я сопротивляюсь как могу. Сам Филипп, его друзья и поклонники дарят Алле-Виктории и Мартину столько игрушек, что мы уже три-четыре детских дома наполнили ими. Многие подарки так и остаются нераспакованными, особенно после дней рождения и праздников. Так и с одеждой — очень много передаю в храмы для нуждающихся.

— Бедрос, вы и в свои 90 много работаете: гастролируете и занимаетесь общественной деятельностью!

— Да, уже скоро будет 40 лет, как я занимаюсь детскими благотворительными фестивалями. Многие талантливые дети из провинциальных городов банально не имеют возможности приехать в Москву, чтобы заявить о себе. Сейчас, например, помогаю талантливейшему слепому мальчику Даниилу Хачатурову, который пишет музыку и тексты песен, делает инструментовки и сам поет. И таких талантливых ребят очень много — просто мы о них не знаем. Для меня огромная радость, что недавно Даниилу подарили квартиру в Москве. Поэт и меценат Михаил Гуцериев передал в благотворительный фонд Дианы Гурцкая 10 квартир — и одна из них досталась Данику.

Сейчас я нахожусь в юбилейном туре — у меня концерты в Подмосковье и Новгородской области. Я уже около 35 лет являюсь артистом Новгородской областной филармонии. И бесконечно благодарен области не только за жену, но и за звания заслуженного и народного артиста России, за медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Параллельно занимаюсь подготовкой юбилейного концерта в Кремлевском дворце, который состоится 25 ноября. В концерте примут участие не только звезды эстрады, среди которых Алсу, Зара, Валерия, Анита Цой, Екатерина Шаврина, Лев Лещенко, но и талантливая интернациональная молодежь — певцы из Франции, Италии, Молдавии, Киргизии. Будет шесть певцов из Армении. И певцы из российских городов, конечно. Например, из Самары, Новосибирска — мои подопечные. Многие из них избрали для себя классическое направление в музыке, и меня это радует. Петь будем в сопровождении оркестра и хора Росгвардии под руководством Виктора Елисеева. И поверьте, голоса артистов, которых я пригласил в концерт, поразят каждого, кто придет разделить с нами этот вечер. В афише заявлен и специальный гость — нетрудно, конечно, догадаться, кто это будет.

Бедрос Киркоров с женой и внуками
«Дети хорошие и, несмотря ни на что, не избалованные. А ведь папа их страшно балует. Но я сопротивляюсь как могу. Сам Филипп, его друзья и поклонники дарят Алле-Виктории и Мартину столько игрушек, что мы уже три-четыре детских дома наполнили ими» С женой Людмилой и внуками Мартином и Аллой-Викторией
Фото: Photoxpress.ru

В фойе планируем поставить большой памятник Алеше, песня о котором прославила меня и вывела на эстраду Филиппа. И каждый желающий получит от меня памятный сувенир — мини-копию картины, которую нарисовал художник Федор Селезнев по сюжету, случившемуся со мной много лет назад. Оригинал я подарил Музею Победы на Поклонной горе. На картине изображены три человека за столом: один из них — я, другой — маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян и третий — маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Он очень любил песню «Алеша», она перекликалась с его воспоминаниями — маршала однажды ценой своей жизни спас молоденький адъютант. И как-то в мае 1972 года Баграмян пригласил меня на дачу к Жукову в Сосновку, где тот находился в «почетной ссылке». Жуков и Баграмян были большими друзьями — когда-то вместе одерживали победы на фронтах Великой Отечественной. Втроем мы провели целый вечер. И, конечно, по просьбе маршала я спел «Алешу», а Георгий Константинович взял баян и подыграл мне. Когда песня закончилась, я заметил, что в глазах маршала задрожали слезинки. Многие ли исполнители могут похвастаться, что им аккомпанировал сам Жуков?

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая