Аркадий Райкин: откровения личного биографа артиста

Елизавета Уварова, личный биограф Аркадия Райкина, вспоминает о работе с легендарным артистом.
Записала Анжелика Пахомова
|
24 Декабря 2014
Аркадий Райкин
Аркадий Райкин
Фото: риа новости

«Эта страшная баба чуть не покалечила меня! Она повисла у меня на шее, она растрепала мне даже брови! Она чуть не оторвала мне руку! Она весит как дельфин…» — рассказывал Райкин о встрече с женой одного генерала», — вспоминает Елизавета Уварова, личный биограф Аркадия Райкина.

Увидев меня, Райкин остановил разговор с артистами, встал и посмотрел на меня пронзительным, жгучим взглядом так, что я инстинктивно пригнулась... Все замерли, в гримерке установилась тишина. Одна я понимала, почему он так себя ведет. Дело в том, что в то время Райкин был увлечен идеей написать мемуары и стал уговаривать меня поработать над ними вместе. Я тогда много писала о театре, и ему нравилось, как я это делаю. Он вообще был увлекающимся человеком, но быстро остывал. Очаровывался новыми знакомыми, новыми артистами своего театра, новыми авторами... Когда он был увлечен человеком, то даже говорил его словами, с его интонациями, и все видели — у худрука появился новый «фаворит». Но старички в театре понимали, что это ненадолго. «Влюбившись» в очередного актера или режиссера, Райкин убеждал окружающих: «Этот человек понимает специфику нашего театра и очень нам подходит!» Уже через несколько дней его настроение менялось: «Он не все правильно понимает». Потом: «Он ничего не смыслит!» Ну, а разочаровавшись в человеке, Аркадий Исаакович просто переставал его замечать... Зная об этой его особенности, я всячески оттягивала, откладывала свой ответ насчет мемуаров… Но тут мне было не избежать встречи с Аркадием Исааковичем, потому что мы оба пришли на спектакль Марка Розовского и встретились у него в грим-уборной. Увидев этот взгляд Райкина, я не могла поступить иначе, я сказала: «Аркадий Исаакович, я сделаю все, что вы захотите!» Так началось наше долгое сотрудничество и дружба... 

Аркадий Райкин  женой Руфью Марковной
Аркадий Исаакович с женой Руфью Марковной прожили вместе больше 50 лет. (Начало 50-х)
Фото: фото из личного архива

Каждая наша встреча была для меня событием. Райкин всегда был подтянут, элегантен, женщины сходили по нему с ума. Особенного шарма добавляла загадочная седая прядь на черной как смоль голове. Тайну ее происхождения я узнала не сразу. Говорили, что седая прядь появилась у Райкина уже в зрелые годы в результате каких-то сильных переживаний, стресса. Но оказалось, что он поседел, причем полностью, в 26 лет. Тогда у Райкина случился приступ ревматизма, и он попал в больницу. Ну а уж там выяснилось, что у него, кроме прочего, еще и сердце больное. Врачи считали его безнадежным. К тому же то лето выдалось очень знойным, а кондиционеров тогда не было. В больничной палате можно было задохнуться от жары. И вскоре Аркадий почувствовал себя очень плохо. Дежурный врач поднял тревогу, сбежались медики, стали делать какие-то уколы. Чем окончательно напугали больного. В полубреду Райкину пришла в голову мысль, что если он теперь уснет, то вообще не проснется. Он всю ночь не давал себе спать, но под утро все-таки сдался. А когда проснулся — уже бодрый, в хорошем настроении, явно выздоравливающий, — взял в руки зеркальце и увидел себя совершенно седым. Поседел за одну ночь! С тех пор он был вынужден краситься, чтобы не выглядеть стариком. Хороших специалистов по окраске волос в 30—40-е годы было мало. И красители — ужасающего качества. Поэтому Райкин иногда становился фиолетовым или рыжим. Но в конце концов он все-таки нашел своего мастера, к которому ходил много лет. Этот мастер и придумал оставлять одну седую прядь — как элегантную деталь. А с 70-х годов Райкин вообще перестал краситься, и оказалось, что благородная седина идет ему больше всего.

Аркадий Райкин
«У него случались иногда приступы ревности к своим же актерам. И на десятилетия в Театре миниатюр задерживались только те, кто понимал, что они не должны быть ярче Райкина. Если Аркадия Исааковича с кем-то хотели поссорить, достаточно было сказать: «Посмотрите, этот артист уже популярнее вас». (Сцена из спектакля Ленинградского театра миниатюр «Его величество театр». 1981 г.)
Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Начав работать над мемуарами, я стала постоянно бывать в театре и видела, как Райкин работает. А работал он (репетировал, писал тексты) 24 часа в сутки! Актеры Театра миниатюр трудились в том же бешеном ритме. Для них не существовало ни отпусков, ни болезней. Выходили на сцену и с высокой температурой, и со сломанными руками-ногами... При этом Райкин был категорически против всякой «подработки» и каких-либо съемок в кино. На все актерские просьбы отпустить — по любой причине — Аркадий Исаакович отвечал: «У нас нет дублеров. Ты должен выбирать: работаешь в театре или нет». В те годы каждый актер в труппе был уникальным человеком, замены которому не предполагалось.

Кроме того, были вещи, которых Аркадий Исаакович совершенно не прощал. Например, он не терпел пьющих. Если актер хоть раз приходил в театр выпивши, следовало увольнение. Сам Аркадий Исаакович не пил и искал таких же людей. О Театре миниатюр говорили: «Это единственный театр, который твердо стоит на ногах!» Был случай, когда Райкин сделал исключение для артиста, недавно принятого в театр. Выяснилось, что тот попивает. Но Аркадию Исааковичу не хотелось его увольнять — уж очень хорош! И вот он увидел, что артисту несут в гримерку стакан водки из буфета. Райкин поймал буфетчика: «Это что?» — «В-в-вода», — испуганно произнес буфетчик. «А меня как раз мучает жажда!» Взял и выпил стакан водки — как воду, медленными глотками. А ведь он терпеть не мог алкоголь! Артист был пристыжен и больше себе такого в театре не позволял. Ну а Аркадий Исаакович пришел в свой кабинет, рухнул на диван и сразу же заснул.

Аркадий Райкин  с сыном Константином
«Особенно удавались Райкину переодевания. Актеры рассказывали, что на гастролях он, бывало, пропадет во время ужина, а потом появится в костюме роскошной дамы. Для таких случаев Райкин пользовался косметикой жены. И начиналась импровизация, которой все подыгрывали!» (С сыном Константином. 1987 г.)
Фото: риа новости

Как бы Райкин ни рассердился, он никогда ни на кого не кричал. У него были другие методы. Он сразу переходил на «вы» и смотрел не тебе в глаза, а куда-то поверх головы. Начинал говорить очень тихо: «Это вам не областная филармония, а Государственный театр миниатюр». Михаил Жванецкий рассказывал мне, что Райкин кричал ему на репетициях: «Это вам не Одесса! Здесь эти номера не проходят». Беда в том, что у него случались иногда приступы ревности к своим же актерам. И на десятилетия в Театре миниатюр задерживались только те, кто понимал, что они не должны быть ярче Райкина. Премьер в театре был только один! И если Аркадия Исааковича с кем-то хотели поссорить, достаточно было сказать: «Посмотрите, этот артист уже популярнее вас».

В Аркадии Исааковиче было удивительное сочетание: к своим артистам он относился очень требовательно, даже жестко. В театре его боялись. Но с обычными людьми — поклонниками, зрителями — он был очень деликатен и даже робок. Если Райкину что-то не нравилось — разве что намеком мог это показать. Например, однажды Зиновий Гердт с женой Аркадия Исааковича, Руфью Марковной (все звали ее Ромой), засиделись в гостиной двухкомнатного гостиничного номера Райкиных до пяти утра. Разговаривали, травили анекдоты и мешали Райкину спать. И вот, как вспоминала Рома, из спальни появляется муж — в своем лучшем парадном костюме, с тростью, в шляпе... Рома испугалась: «Аркашенька, милый, ты куда собрался в пять утра?!» — «Так у нас же гости!» Сел в кресло и посмотрел со своей мягкой «светской» улыбкой на Гердта. Зиновий Ефимович мгновенно понял намек: «Я, пожалуй, пойду».

Аркадий Райкин
«Несмотря на веселый характер, просто так Райкин хохмить не любил. Особенно его обижало, если в гостях его просили: «А теперь представьте нам что-нибудь!» В таких случаях он говорил: «Приходите завтра на спектакль». (На съемках фильма «Люди и манекены». 1974 г.)
Фото: Валентина Мастюкова/ТАСС

Но такие методы совершенно не действовали на людей неинтеллигентных. И Райкин становился абсолютно беспомощен. Нередко ему досаждали жены высокопоставленных чиновников, которые после спектакля приходили за кулисы в стремлении пообщаться с артистом. Райкин страдал молча. Он не любил телесного контакта, на репетициях не позволял актерам даже тронуть себя за плечо… Но когда это делали поклонницы — терпел. И только потом, в своем кругу, мог эмоционально рассказывать: «Эта страшная баба чуть не покалечила меня! Она повисла у меня на шее, она растрепала мне даже брови! Она чуть не оторвала мне руку! Она весит как дельфин…» А во времена Хрущева Райкину приходилось общаться и с простыми людьми, которые входили в комиссии по приемке спектаклей. Однажды в такую комиссию вошла заслуженная колхозница-свекловод по фамилии Заглада. Совершенно не разбираясь в искусстве, она тем не менее позволяла себе высказывать свое мнение и советовать, что Райкину нужно говорить со сцены... В таких случаях Аркадий Исаакович говорил: «Мне было стыдно... за этого человека». Стыдно ему было и за многочисленных аферистов, которые писали письма «богатому Райкину», прося у него денег, и даже приходили к служебному входу театра. Рассказывали какие-то легенды, прикидывались сиротами, отставшими от поезда… И Райкин, как правило, давал деньги. Хотя слухи о его богатстве были чистым мифом. Как руководитель театра он получал 300 рублей. На это жила вся семья, потому что жена практически не работала, дочь еще училась, а сын Костя и вовсе был маленьким. 

Аркадий Райкин с женой
«Руфь Марковна была его глазами, руками — всем! Все, кто искал заступничества, что-то хотел попросить, бежали к ней». (С женой в спектакле Ленинградского театра миниатюр. 1963 г.)
Фото: Архив /ТАСС

При всей своей интеллигентности Аркадий Исаакович умел быть хитрым дипломатом. А иначе как пройти утверждение сатирических, злободневных номеров в Управлении культуры? Райкин знал: чем позже текст попадет к чиновникам, тем меньше будет замечаний. И когда заканчивал очередной спектакль и у него требовали прислать текст, начинались отговорки: «Текст дорабатывается», или «Райкин уехал». Иногда, когда дело касалось особо острой миниатюры, текст в самый последний момент бывал «утерян», и его «восстанавливали». Кроме того, Райкин специально вставлял в миниатюры недопустимые обороты, которые перетягивали на себя внимание. Их он потом соглашался убрать, зато остальное не трогали.

В итоге кто только не писал на Райкина жалобы, посчитав себя обиженными. То пожарные, то портные, то истопники. Но Аркадий Исаакович относился к таким вещам с мудрым спокойствием и никогда не поддавался на давление. «Если так пойдет, у меня не останется тем для номеров!» — говорил он мне. Однажды, в конце 40-х, им на домашний адрес пришла повестка. Аркадия Исааковича вызывали к начальнику милиции Ленинграда. А ведь это было время, когда шла новая волна арестов, и ничего хорошего повестка не предвещала. Тем более что Райкин один раз уже сидел в тюрьме — в 1928 году. И хоть было это очень недолго, Райкин испугался на всю жизнь. Получив повестку, они с женой не спали всю ночь. И вот утром является Райкин к милицейскому начальнику, а тот его спрашивает: «Почему вы дискредитируете милицию?» — «Как так?» — «Вы как составляли протокол?» — «Господи, какой протокол я мог составлять?» — «Да в своем спектакле!» Оказывается, начальнику не понравилось, как Райкин играет милиционера, который не мог выговорить «Гнездниковский переулок». Но и в этом случае никаких изменений в программу Аркадий Исаакович вносить не стал... Что касается тюремного заключения Райкина в молодости, этот факт его биографии я открыла случайно. Когда мы работали над мемуарами, я посчитала, что из нашей с ним книги выпал год. Я спросила Аркадия Исааковича: «Где вы были в 1928 году?» Он сначала неохотно, потом подробнее стал мне рассказывать о том, что с ним произошло. Молодой и никому еще тогда не известный Райкин приехал в Москву, чтобы побывать в столичных театрах. Денег у него не было, но он приспособился проникать в залы без билета. И однажды умудрился попасть на какой-то особо закрытый правительственный концерт. На входе все прошло гладко, а на выходе Райкина поймали: там нужно было предъявлять спецпропуск. Его обвинили в шпионаже. Бесконечно допрашивали: по чьему заданию он следил за членами правительства? Продержали в Бутырке год. Но в результате все-таки выпустили...

Аркадий Райкин
«Райкин поседел за одну ночь еще в молодости и долгое время красил волосы. Но в какой-то момент перестал это делать, поскольку благородная седина ему шла».
Фото: риа новости

Иногда задумываюсь: почему сейчас так мало пишут о Райкине? Просто потому, что очень немногие люди входили в его близкий круг. И хотя дом Райкиных всегда был открыт для гостей, по-настоящему близких людей у Аркадия Исааковича было только трое: писатель Лев Кассиль, турецкий коммунист Назым Хикмет, который нашел пристанище в СССР, и певец Леонид Утесов. Причем Райкин тогда жил в Ленинграде, и виделись они с Утесовым не так часто. Леонид Осипович был старше Райкина на 16 лет, и поэтому Аркадий Исаакович всегда называл его на «вы», хотя Утесов говорил ему «ты».

У самого Леонида Осиповича внуков не было, дочь давно выросла, а ему очень хотелось о ком-то заботиться. А у Райкина подрастал сын. И вот Утесов сказал: «Косте надо дышать свежим воздухом» — и пригласил Райкиных летом пожить на своей подмосковной даче. И Костя во Внуково замечательно рос. Утесов туда к ним приезжал. Как-то он заметил, что Косте нравится лошадь, на которой вывозят мусор. Леонид Осипович познакомился с мусорщиком и договорился, чтобы Костя на лошади прокатился. Правда, в процессе переговоров Утесов так подружился с хозяином коня, что в следующие свои приезды много времени стал уделять ему. Райкин недоумевал: «О чем вы можете говорить с этим человеком?» Леонид Осипович ответил: «О Бернарде Шоу...» К сожалению, в последние годы дом Райкиных стал более закрытым, потому что у жены Аркадия Исааковича случился инсульт. Они стали жить замкнуто, уже не устраивались шумные застолья.

Аркадий Райкин  с Джиной Лоллобриджидой
С Джиной Лоллобриджидой на II Международном кинофестивале в Москве. 1961 г.
Фото: риа новости

Со временем Райкин стал все чаще работать в Москве. Гастролировал здесь, бывало, по полгода. Вот только постоянной площадки для него здесь не было. Квартира в Москве у Райкина появилась много раньше, чем здание театра. Да и квартира — только благодаря Брежневу, с которым Аркадий Исаакович  познакомился еще во время войны. Ну а когда Брежнев стал занимать высокие посты, многие знакомые говорили Райкину: «Напомни ему о себе!» Но как? И вот они встретились в начале 60-х на правительственном приеме. Брежнев сам подошел к Райкину, спросил: «Ну как ты живешь?» — «Очень хорошо!» — «Как же хорошо, если ты в Москве живешь в гостинице!» Аркадий Исаакович отшутился: «Видите, как хорошо, вы уже знаете, где я живу...»

И тогда Брежнев предложил ему квартиру в Москве. Правда, ее получение затянулось на пять лет. Видно, в первый раз Брежнев просто забыл дать распоряжение своим помощникам. И дело сдвинулось, только когда они снова встретились с Райкиным на очередном приеме. Генсек опять спросил: «Как живешь?» — а Аркадий Исаакович так выразительно посмотрел на него, что Брежнев все сразу вспомнил и говорит: «Теперь — без дураков! Будет квартира!» Так у Райкиных появилась пятикомнатная квартира в Благовещенском переулке. Теперь во время гастролей Аркадий Исаакович останавливался там, а артисты — в гостинице «Россия». Так было до 1977 года, пока не случился страшный пожар, о котором говорила вся Москва... В тот вечер Аркадий Исаакович давал спектакль в концертном зале «Россия», был аншлаг — пришло две с половиной тысячи зрителей. Во время спектакля Аркадий Исаакович почувствовал легкий запах гари. Ему сообщили о пожаре в гостинице, которая находилась в одном здании с концертным залом, и предложили тут же объявить обо всем зрителям и отменить концерт. Но Райкин решил: «Никакой паники! Если сказать, что рядом пожар, тут начнется Ходынка! Сохраняйте спокойствие. Продолжаем работать!» Пожар в гостинице расходился, и люди уже начали выпрыгивать из окон, да и за кулисами бегали пожарные, искали какие-то шланги. А Райкин шутил на сцене и ни одним намеком не показал, что происходит. Спектакль доиграли до конца, после чего зрители спокойно разошлись — давки и паники удалось избежать. А Аркадия Исааковича увезли домой. Но уснуть в тот вечер он все равно не смог — волновался за артистов, которые жили в одном из корпусов гостиницы. Никакой информации не было, и тогда он сам поехал к «России», пробрался через кордоны, и пока не убедился, что все живы, не успокоился.
Со временем необходимость переезда театра в Москву становилась все более и более очевидной. Райкина возненавидел первый секретарь Ленинградского обкома Романов. А все из-за того, что Аркадий Исаакович постоянно, как тогда говорили, «продергивал» недостатки ленинградских городских служб.  К тому же, когда Райкин оказывался в кабинете чиновников, он не имел привычки заискивать и пресмыкаться. Так, однажды один большой руководитель задал ему вопрос: «Скажите, почему меня не любит интеллигенция?» А Райкин ему ответил: «А вы издайте указ, чтоб с 1 мая вас начала любить интеллигенция. И вас полюбят». За эту прямоту чиновники мстили Райкину. Долго не подписывалось решение о награждении его Звездой Героя Соцтруда. Аркадий Исаакович рассказывал, что когда чиновник вешал ему эту звезду на грудь, он тихонько шепнул: «Когда вы уже уедете из страны?» Да, Райкина боялись как человека, который «выносит сор из избы». После появления у Райкина квартиры в Москве ленинградские власти стали всячески намекать: «Вы, говорят, переезжаете? Может, и свой театр с собой заберете?» После переезда в Москву ленинградскую квартиру Райкиным оставили (что в советские времена было редкостью, но все же речь шла о знаменитом артисте). Аркадий Исаакович сам от нее через пару лет отказался. Сказал: «Тяжело платить за две жилплощади». Не было у него большого богатства. Но переубедить уверенных в обратном сограждан оказалось невозможно.

Аркадий Райкин
«Райкин всегда находил в себе силы выйти на сцену: «Люди так ждали спектакль, они купили билеты. Я обязан!»
Фото: personastars.com

Постепенно здоровье Райкина стало сдавать. Сложное заболевание сердца, давление... Он то и дело ложился в больницу. Появился у Аркадия Исааковича и особый чемоданчик с лекарствами, который он теперь повсюду носил с собой. В этом чемоданчике Райкин носил самые различные лекарства, которые знакомые привозили ему из-за границы. Позже в традиционной медицине он разуверился и переключился на экстрасенсов. Например, его лечила Джуна. История встречи Райкина и Джуны в 1977 году — совершенно мистическая. Он узнал о целительнице, когда отдыхал в санатории после очередной больницы. С большим трудом ему удалось созвониться с ней по телефону и договориться о встрече. Когда он приехал по указанному адресу к ней домой, там везде, и на улице, и на лестницах, стояли люди, ждали ее... Но самой целительницы дома не было. Райкин очень расстроился и поехал назад. Но очень скоро Джуна сама появилась в этом санатории — навещала высокопоставленного клиента. Аркадий Исаакович встретил ее в столовой. Точнее, Джуна сама подсела к нему за стол. Там же, в санатории, прошел и первый сеанс. Райкин был в восторге, говорил всем: «Я стал на 20 лет моложе!» По его словам, Джуна ничего особенного не делала, просто водила минут десять руками над его головой. Так он стал ее постоянным клиентом. И Джуна всякий раз мчалась в театр, когда Райкину было плохо. Благодаря его помощи она даже получила новую квартиру и московскую прописку. Правда, вскоре Райкин с Джуной расстался. Почему-то ему перестало помогать ее лечение. Или, может, Аркадий Исаакович просто разочаровался в ней по своему обыкновению.

В последние годы каждый выход на сцену требовал от Райкина чего-то вроде подвига. Бывало, его костюмер выходила в коридор в слезах: «Что делать? Как он сегодня будет работать?» Жаловаться он терпеть не мог, все больше отшучивался. И вообще не любил намеков на свой возраст и плохое здоровье. Задам ему вопрос, как он себя чувствует, отвечает: «Чуйствую!» Но видно было, что Аркадию Исааковичу даже шаг трудно сделать. У театра дежурила «неотложка». За кулисами Райкин шел сгорбившись, шаркающей походкой, но на сцену по-прежнему выбегал! Это ведь с молодости было его коронным номером: не выходить на сцену, а выбегать. Но теперь такой «фокус» стал просто опасным. И вот артисты, старички, решились однажды попросить его поберечься. Сказали: «Аркадий Исаакович! Вы Герой Социалистического Труда, маэстро, лауреат! Вам больше подойдет спокойно выходить на сцену — солидно, не спеша. А не скакать». Райкина, конечно, не обманула деликатность формы. Он бросил на них какой-то особо испепеляющий, ненавидящий взгляд. Все думали: будет буря. Но все обошлось. Никто, во всяком случае, не пострадал. И совет Райкин принял.

Главной его заботой в те годы было выбить здание под свой театр в Москве. Райкин даже согласился на то, что ему отдали кинотеатр «Таджикистан», не слишком подходящий для этих целей. Но и чтобы его заполучить, пришлось идти на поклон к Брежневу. Генеральный секретарь уже был в возрасте и мало что соображал. Брежнев сказал: «Я не знаю, кто вам может помочь». А Райкин ему: «Зато я знаю этого человека! Это — Леонид Ильич Брежнев». Тогда Брежнев пообещал: «В этой пятилетке мы вам обязательно выделим здание!» — «У меня нет этой пятилетки!» — воскликнул Райкин. Словом, он не ушел, пока Брежнев при нем не обзвонил чиновников, от которых зависело решение. В итоге генсек подписал бумагу. Реконструкция здания затянулась на четыре года. К счастью, Райкин успел выйти на новую сцену в спектакле «Мир дому твоему». Так что стены нынешнего театра «Сатирикон» его помнят...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог