Антон Табаков: «Жалею о нескольких опрометчивых словах, что сказал отцу...»

«Я потряс Гончарова вокальными способностями. Когда попросили ­что-то изобразить, я затянул...
Инна Фомина
|
08 Октября 2023
Антон Табаков. Фото
Антон Табаков
Фото: предоставлено Киностудией «Союзмультфильм»

«Я потряс Гончарова вокальными способностями. Когда попросили ­что-то изобразить, я затянул какую-то песню — чрезвычайно фальшиво. Гончаров изумился: «Если вы сможете ЭТО повторить нота в ноту, возьму вас к себе на курс». Когда я пропел мотив с той же чудовищной фальшью, он сказал: «Так не бывает!» И взял меня к себе», — рассказывает актер, бизнесмен, ресторатор и сын Олега Табакова — Антон Табаков.

— Антон, пять лет назад вышло продолжение советской трилогии про Дядю Федора и его друзей — мультсериал «Простоквашино». В старом мультике кота Матроскина гениально озвучил ваш отец, Олег Табаков, а в новом сериале звучит ваш голос. Легко согласились на эту работу?

— По-моему, сначала планировалось участие самого отца в сериале. Но я не думаю, что он согласился бы на подобный формат и объем (в первом сезоне было 30 серий): папа тогда уже не очень хорошо себя чувствовал… Когда началась работа над «Простоквашино», ребята с «Союзмультфильма» собрали хорошую команду и даже смонтировали первые 4—5 серий. Недоставало только Матроскина. И они обратились ко мне с предложением озвучить эту роль. Вначале я посоветовал взять пародиста, который скопирует папу один в один. Потому что голоса у нас все-таки разные, лишь тембр схож. Однако, поразмыслив, я согласился, о чем сейчас абсолютно не жалею. Хотя первые десять серий было сложно.

Кадр из мультфильма «Новое «Простоквашино»
«Новое «Простоквашино» может стать мостиком к тем прекрасным ценностям, на которых выросло старшее поколение»
Фото: предоставлено Киностудией «Союзмультфильм»

— В чем было дело?

— В мультипликации образ рождается от голоса актера. Артист проговаривает определенный эпизод, и художники рисуют картинку. Но здесь первые серии уже были смонтированы, и мне приходилось озвучивать готовое изображение. Это очень кропотливая работа. Попасть в речь мультперсонажа невероятно сложно, потому что она банально не всегда видна или не прорисована до конца. К тому же я родился в 1960 году, и модный сленг, на который частенько переходят герои, мне неизвестен. Но я подумал, что делаю сериал не для себя, а ради современных детей, ведь новое «Простоквашино» может стать мостиком к тем прекрасным ценностям, на которых выросло старшее поколение. И сериал действительно обрел своего зрителя: только что в онлайн-кинотеатре ОККО и на телеканале «Мультиландия» вышел уже пятый сезон!

— Не обидно оставаться за кадром?

Антон Табаков
Антон (крайний справа) с Георгием Штилем, Николаем Гринько, Абдульхайром Касымовым, Туфой Фазыловой (сзади), Валентиной Воилковой, Натальей Крачковской, Михаилом Светиным и Анной Варпаховской в фильме «Будьте моим мужем». 1981 г.
Фото: Legion-Media

— Но меня же все равно узнают — по голосу. Несколько раз дети друзей, услышав меня, столбенели, а потом просили: «Скажите еще что-нибудь как Матроскин». Это дорогого стоит. К слову, и в частной жизни я соприкоснулся с мультипликацией: моя вторая теща Наталья Орлова, мама актрисы Кати Семеновой, была художником в мультике «Тайна третьей планеты».

— А в детстве вы любили «Простоквашино»?

— Когда вышел первый фильм, я был уже студентом. Поэтому впечатления на меня он не произвел: в то время мне больше нравился «Ежик в тумане». При этом папа не раз рассказывал, что вдохновлялся мной при создании образа Матроскина. Мол, когда я был совсем маленький, то говорил скороговоркой, к тому же сильно шепелявил, у меня была «каша во рту». И эти смешные интонации папа потом использовал, озвучивая Матроскина. Но, по-моему, он все-таки придумал эту историю…

— Отец не обижался, что его мультперсонаж стал популярней некоторых его серьезных киноролей?

— Совершенно не обижался, потому что это было проявление невероятной народной любви. Не знаю, как сейчас относятся к популярным актерам, но раньше они считались небожителями. Их все обожали — от руководителей страны до продавцов продовольственных магазинов, очень важных в то время персон. Помню, как женщина, которая торговала зелеными бананами — а других в те годы в продаже и не было, — увидев отца, начинала улыбаться, потом наклонялась, запускала рученьку куда-то глубоко под прилавок и вынимала оттуда пакет с желтыми бананами. Она ничего за это не просила, ей просто хотелось сделать приятное любимому артисту.

Однажды мы с отцом ехали куда-то в сторону Саратова по очень плохой дороге. Папа был за рулем: он любил водить машину. Пошел проливной дождь, и в конце концов автомобиль съехал в кювет. Самим достать его из глубокой канавы было невозможно, а уже смеркалось. Мы, по уши в грязи, пошли в ближайшую деревню. А она словно вымерла: в какой дом ни стучишь, никто не отвечает, хотя окна светятся. И только потом до меня дошло, что в этот вечер показывали очередную серию «Семнадцати мгновений весны» и никто не мог оторваться от телевизоров. Наконец, в какой-то избе нам открыли. Надо было видеть выражение лиц этих людей: на пороге дома стоит живой Шелленберг, которого они только что видели на экране! Тут же собралось полдеревни и нашу машину руками вытащили из кювета. Вот такая была всенародная любовь к отцу…

Олег Табаков
«Мы с папой всегда прекрасно общались. Я лишь жалею о нескольких опрометчивых словах, что сказал ему, а также о том множестве тем, что мы так и не успели обсудить...» Олег Табаков. 2015 г.
Фото: Филипп Гончаров

— В той деревне эту историю передают из поколения в поколение. А в вашей семье из поколения в поколение передается профессия. У вас ведь и мама, Людмила Крылова, актриса. Сами мечтали стать артистом или родители подталкивали?

— Не мечтал, и не подталкивали — все произошло случайно. Для меня профессия актера не была выстраданной, мучительно-желанной. Я видел, как переживают, буквально умирают на сцене Марина Неелова, Костя Райкин, Андрюша Миронов, а сам ничего подобного не испытывал. И только лет в 35—40, когда практически закончил сниматься, наконец понял нечто важное про наше актерское дело. До этого все делал «левой ногой», потому что у меня все получалось довольно легко...

Родители никогда не лоббировали меня в кино или театре. Папа, наоборот, считал, что это не та профессия, которой мне надо заниматься. И мой дебют в кино состоялся только потому, что в наш первый класс пришла тетенька с киностудии. И у нее вызвали умиление моя тонкая шейка и два хлопающих глаза. Так меня взяли в киноальманах «Времена года» режиссеров Ускова и Краснопольского (к слову, они никогда не снимали ни отца, ни маму). Съемки шли в Сухуми. Я поехал туда с папиной помощницей.

— Родители легко отпустили вас на съемки?

— А я привык к самостоятельности. В трехмесячном возрасте меня отправили в другой город с проводниками. Мол, присмотрите за малышом, а там его встретят. Меня не раз забывали в театре «Современник», где работали родители. Как всякий театральный ребенок, я буквально жил за кулисами… В общем, во все свои детские фильмы попал только потому, что меня заметили ассистенты режиссеров. И почему они меня выбирали, до сих пор для меня остается загадкой. Ну, какой в «Тимуре и его коман­де» из меня «пионер, всем ребятам пример»? В лучшем случае Мишка Квакин. Вы даже представить себе не можете, каким жутким хулиганом я был. В титрах новеллы «Четвертый папа» из «Времен года» напротив моей фамилии написано: «В главной роли ученик 1-го класса школы № 152 г. Москвы». Но к моменту выхода фильма из этой школы меня уже выгнали...

— Трудно поверить...

— На мне, как говорится, пробу ставить было негде. Мы тогда жили на Тверской-Ямской, и я постоянно участвовал в драках с ребятами из другого двора. В этих заварушках мы и палки в ход пускали, и скакалки, и цепи. Когда же в ситуацию вмешивалась милиция, меня всегда выручала моя тонкая шея. У меня был такой трогательный вид, что мне, зачинщику драки, взрослые говорили: «Мальчик, уйди отсюда, мы тут с хулиганами разбираемся...»

Более того, однажды меня наградили за мои же бесчинства! К нашему дому примыкала жилая деревянная пристройка, и я не мог отказать себе в удовольствии ее поджечь. Ведь мне казалось, раз у меня дедушка — химик (на самом деле он был врачом, просто дома, готовя препараты, смешивал реактивы), значит, и я должен что-то испытывать! В тот раз с друзьями поджег вату под деревянными полами. А когда она разгорелась не на шутку, стал бегать по квартирам, звонить в двери и кричать: «Там у вас огонь!» И потом мне вручили грамоту за тушение пожара. Слава богу, никто в этой истории не пострадал. Я постоянно попадал в подобные ситуации и был частым гостем в детской комнате при 10-м отделении милиции, которое находилось через дорогу от нашего дома: капитан Метельков меня хорошо знал.

А сколько раз родителей в школу вызывали! Дневник был красным от записей «Просьба родителям срочно явиться к директору!» Папа никогда в школу не ходил — он этими делами не интересовался. А мама меня воспитывала вплоть до рукоприкладства. Теперь понимаю, что был невыносимым ребенком. Меня за неуспеваемость выгоняли из нескольких школ: в четверти обычно у меня была пара троек, а все остальное — двойки. Ну как можно было так учиться?! Поэтому в 9-м классе, когда уже снимался в «Тимуре...», с радостью перешел в школу рабочей молодежи (числился там как штатный актер Одесской киностудии).

— Эта картина Александра Бланка и Сергея Линкова сделала вас очень популярным...

— Да. Я получал тысячи писем от девчонок — абсолютно глупых признаний в любви, с «предсмертными» строчками «Прощай, Тимур!». И еще запомнил послание от пожилой дамы, старой большевички, которая, по ее словам, с Лениным была на короткой ноге. Она писала, что образ Тимура у меня вышел очень легкомысленным. Она права, в моем абсолютно лупоглазом взгляде читалась какая-то легковесность и фига в кармане. Я только играл в Тимура, в хорошего мальчика, примерного пионера, а был совсем другим...

— После такого успеха только об актерской профессии и мечтали?

Олег Табаков и Людмила Крылова с маленьким Антоном
Олег Табаков и Людмила Крылова с маленьким Антоном. 1960 г.
Фото: из личного архива Антона Табакова

— Честное слово, я пошел в актеры из-за отсутствия знаний по математике, физике, русскому и всем остальным предметам. Заполняя анкету при поступлении в театральный, в слове «интеллигенция» сделал три ошибки. А в актерском деле я уже что-то умел — ну, мне так казалось... Папа никак не помогал с поступлением. Более того, он не взял меня на свой курс, из которого родилась «Табакерка». Притом что я дружил с педагогами курса — Гариком Леонтьевым, Костей Райкиным.

— Вас это не обидело?

— Да нет, мне было как-то все равно. А вот моя сестра Сашка работала в его театре, он с ней и репетировал, и играл. Сашку папа считал талантливой актрисой, да и я считаю.

— Александра Табакова очень ярко сыграла в «Маленькой Вере»...

— Абсолютно с вами согласен. Ну а моя актерская деятельность папу не волновала. Он никогда даже не интересовался тем, что я делал на сцене и в кино. Поэтому я не звал его на премьеры. И только когда я уже заканчивал свою актерскую карьеру, он пригласил меня сыграть в его театре, в спектакле «Билокси Блюз» (роль Юджина в очередь с Женей Мироновым). По-моему, это произошло после того, как он увидел меня в роли Лариосика в «Днях Турбиных» в «Современнике». Постановку выпустил Игорь Владимирович Кваша, это была одна из первых его режиссерских работ. Чтобы доверить такую роль актеру, который только что пришел в театр, надо было не только любить меня, но и всерьез воспринимать как острохарактерного актера. В таком амплуа даже я себя не видел, а Кваша увидел. И я почувствовал себя абсолютно как рыба в воде, на сцене меня просто несло. В итоге Лариосик — одна из не­многих ролей, за которую мне никогда не стыдно...

В «Днях Турбиных» играли Ва­ле­ра Шальных (муж Елены Яков­ле­вой. — Прим. ред.), Олег Шклов­ский, Ира Метлицкая. Мой Лариосик появлялся на сцене с диким количеством барахла — тюками, сумками. Валера иногда втихаря накладывал в огромный чемодан, который и так прилично весил, стальные «грушки», которые на сцене держат порталы. А они весили килограммов 20—25! Помню, беру чемодан в руки, чтобы выйти на сцену, а оторвать от пола не могу...

Олег Табаков и Людмила Крылова
Олег Табаков и Людмила Крылова в фильме «Молодо-зелено». 1962 г.
Фото: Legion-Media

Игорь Владимирович Кваша был очень требовательным человеком во всем, что касается профессии. А еще балагуром, замечательным рассказчиком и модником! Курил только американские сигареты, а они тогда стоили недешево. Но он не мог в этом себе отказать, что придавало ему определенный шарм. А как он любил рассказывать про свои «запои»! В этой компании я знал нескольких людей, которые действительно выпивали, и среди них точно не было Кваши и моего папы: они в этой очереди предпоследние. Но Игорь Владимирович очень живописно описывал, как он «вчера нафигачился».

— Антон, вернемся в то время, когда вы еще не играли в «Совре­меннике», а только собирались поступать в театральное училище.

— По сути, единственным человеком, который верил в мою актерскую судьбу, была Галина Борисовна Волчек. Ее сын Денис Евстигнеев младше меня года на полтора, и наше с ним детство и юность прошли под недремлющим оком Галины Борисовны. Она стала мне практически второй мамой и готовила для поступления в театральный, доказывая моему отцу, что у меня есть способности, просто нужно увидеть их. И я поступил в ГИТИС на курс к Андрею Александровичу Гончарову, хотя он не должен был меня взять.

— Почему?

— Незадолго до моего поступ­ления в Германию эмигрировал выпускник Гончарова Леша Менглет — внук Георгия Павловича Менглета и сын Майи Менглет, известных артистов. Это был один из первых актерских «отъ­ездов». А так как Андрей Александрович тогда возглавлял парт­организацию театра, бегство ученика из СССР подпортило ему жизнь. Поэтому Гончаров поклялся себе, что никогда больше не возьмет в студенты «звездных» детей. Так, например, не хотел брать дочь знаменитого театрального режиссера Бориса Ивановича Равенских. Сказал другу и соседу (они жили на одной лестничной клетке): «Борь, извини».

Но на моем первом прослушивании Гончарова не было. Абитуриентов отсматривал его помощник Володя Тарасенко, который меня не знал. К тому же я уговорил Таню Рудину (дочь Рудольфа Рудина, пана Гималайского из популярнейшей телепрограммы «Кабачок «13 стульев». — Прим. ред.), которая, как и многие студенты ГИТИСа, помогала приемной комиссии, не писать в анкете мою настоящую фамилию. Так я дошел до решающего испытания. А на нем потряс Гончарова своими вокальными способностями. Мой будущий мастер обладал фантастическим, абсолютным музыкальным слухом, а мне медведь на ухо наступил. При этом я очень любил петь. Когда попросили что-то изобразить, я затянул какую-то песню — чрезвычайно фальшиво. Гончаров изумился: «Если вы сможете ЭТО повторить нота в ноту, возьму вас к себе на курс». Когда я пропел мотив с той же чудовищной фальшью, Гончаров сказал: «Так не бывает!» И взял меня к себе...

Антон Табаков
«Для меня профессия актера не была выстраданной, мучительно-желанной...» На съемках картины «Первая конная». 1983 г.
Фото: Николай Малышев/ТАСС

— Все актеры вспоминали особую манеру работы Гончарова: он постоянно кричал на репетициях...

— Он не только орал, там разные предметы летали! Не раз, выбегая на сцену, Гончаров просто сносил декорации. В эти моменты актеры и студенты его реально боялись. Хотя помню и такой случай. У нас на курсе вместе учились будущие актеры и режиссеры. Самым старшим среди режиссеров был Вася Скорик. И когда на госэкзаменах Гончаров вскочил и особенно сильно разбушевался, Вася подошел к нему, крепко взял за руку и довольно жестко сказал: «Андрей Александрович, садитесь». И усадил на стул. Гончаров опешил и сразу пришел в себя. Но я сидел позади него. И по напряженным мышцам спины видел, что спокойствие ему непросто дается. Гончаров отличался абсолютной несдержанностью и не­уравновешенностью. Возможно, это какой-то комплекс, потому что в принципе он был интеллигентным человеком. Но когда начинал кричать, у него перед глазами падала пелена, и его переклинивало.

В мой адрес Гончаров излил ярость один раз. В ГИТИСе я дружил с Женей Каменьковичем, мы постоянно вместе делали этюды. Все четыре года учебы мы были любимчиками Гончарова. Тем более что однажды я оказал услугу его сыну Алексею. (Кстати, только супруга могла из грозного Гончарова вить веревки: он ее боготворил и боялся. Андрей Александрович был абсолютнейший подкаблучник!) В общем, на какой-то вечеринке я заступился за незнакомого парня, а он оказался сыном Гончарова. Видимо, Леша рассказал о произошедшем отцу, и с того момента Гончаров позволял мне все. Он ввел меня, студента, в знаменитый спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», я поехал с «Маяковкой» на гастроли за границу. Вы не представляете, что это было такое для 17-летнего подростка в 1977 году — поехать в Югославию и в Италию!

Андрей Гончаров
Андрей Гончаров. 1978 г.
Фото: Людмила Пахомова/ТАСС, Виктор Великжанин

И вот на последнем году обучения мы с Каменьковичем уговорили Гончарова взять на наш курс одну студентку, которую мой отец отчислил со своего курса. Гончаров девушку не видел, но нам с Женей поверил и ее зачислил. Проходит сентябрь, а девушка не появляется в ГИТИСе. Гончаров вызывает Каменьковича в кабинет: «А где эта, ну, которую вы мне порекомендовали?» Когда Женя выдавил из себя «Она… она... уехала в Израиль», Гончаров заорал так, что как только стекла не повылетали. Я стоял в коридоре, все слышал, попытался зайти в кабинет и извиниться, но в меня полетела пепельница. Закрыл дверь под его крик: «Иуда!»

Но когда я не получил вместе с однокурсниками диплом («корочкой» я обзавелся лишь спустя десятилетия), то это не было кознями моего мастера — надо отдать ему должное. Я был сам виноват. До конца своей жизни Андрей Александрович из-за той давней истории руки мне не подавал. Когда где-то пересекались, я говорил: «Андрей Александрович, ну ладно вам уже…» А он отходил в сторону, так был обижен на меня. Да, была в нем злопамятность. Он и Сережу Колтакова, когда взял его в Театр имени Маяковского, сначала обожал, на руках носил. Но вскоре — раз, и просто возненавидел. Гончаров и любил, и ненавидел абсолютно одинаково, всегда на сто процентов.

— После окончания ГИТИСа о каком театре мечтали?

Антон Табаков с Галиной Волчек и дочками
«По сути, единственным человеком, который верил в мою актерскую судьбу, была Волчек» С Галиной Волчек и дочками Тоней и Машей
Фото: из личного архива Антона Табакова

— Да не хотел я ничего. Но так как Галина Борисовна никуда не девалась из моей жизни, я тут же был зачислен в труппу «Современника». А вскоре меня забрали в армию, полтора года прослужил в ЦТСА — Центральном театре Советской армии. Нас там было три сержанта: Олег Меньшиков, которого часто занимали в заметных ролях, Саша Балуев и я. В мои обязанности входила игра в массовке и выполнение обязанностей рабочего сцены. В частности, ежедневно монтировал громадные деревянные настилы, которыми накрывали колоссальную оркестровую яму. 34 тяжеленных «гроба» надо было утром разобрать, а вечером собрать.

— Среди ваших фильмов есть такие хиты, как «Человек с бульвара Капуцинов» (в этой картине снялся и ваш отец)...

— Сразу уточню: туда меня тоже не папа пропихнул. Это все мои отношения с Суриковой, у которой я до этого уже снимался. Она замечательный, очень компанейский человек. А я тогда был балбесом, не раз Аллу Ильиничну подводил: приезжал на съемки с опозданием, не вовремя уезжал. А она все это терпела...

Съемки шли под Феодосией. Помню абсолютно сюрреалистическую картину: одновременно можно было видеть самолет, теплоход, поезд, идущий по рельсам по берегу моря, и... киношный городок с салуном. Вся эта красота производила сильное впечатление на мой неокрепший ум. Плюс старшие товарищи, с которыми мы прекрасно проводили время: Леня Ярмольник и Саша Иншаков, тогда процветающий каскадер. Леня фонтанировал идеями, постоянно что-то придумывал. Как и отец, и Семен Фарада. А какой фантастический там был Коля Караченцов! Он самостоятельно выполнял все трюки. Сам прыгал, бегал, дрался — несмотря на то что на картине работала хорошая команда каскадеров...

Единственный, кто мне не очень нравился в этом фильме, — это Александра Яковлева. По-моему, она была слабым звеном. Еще после «Экипажа» у меня возникли большие сомнения в ее актерских способностях. Кстати, в «Экипаже» я тоже засветился в эпизоде, вместе с Лешей Якубовым...

— Как на этих съемках складывалось ваше общение с Андреем Мироновым?

Антон Табаков с Иваном Рыжовым
«Только лет в 35—40, когда практически закончил сниматься, наконец понял нечто важное про наше актерское дело. До этого все делал «левой ногой», потому что у меня все получалось довольно легко» С Иваном Рыжовым в фильме «Город невест». 1985 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— До этого мы вместе работали в картине Суриковой «Будьте моим мужем», Андрей играл там главную роль... На съемках «Человека с бульвара Капуцинов» запомнил один разговор с Мироновым. Я пожаловался на отца — уже не помню, по какому поводу. Андрей внимательно на меня посмотрел и сказал: «Он, наверное, не прав в этой ситуации. Но как хорошо, что он у тебя есть. И ты даже не представляешь, как ты сильно поменяешь свое мнение, когда его не станет...» Я был таким молодым, что тогда не понял, о чем это он...

У нас с Андреем Мироновым сложились удивительные отношения. Он был кумиром, из-за разницы в возрасте не мог стать моим товарищем. Но при этом мы много и близко общались. Тем более что какое-то время проживали в одном подъезде на Селезневской улице (в этой квартире до сих пор живет Лариса Голубкина). Очень тепло относилась ко мне и мама Андрюши, Мария Владимировна Миронова. Когда в юности мы семьями отдыхали в одном санатории в Мисхоре, я часто заходил ее проведывать. Тогда она была полна сил и энергии. Потом Андрей умер. А Мария Владимировна его боготворила, сын для нее был всем — после того, как довольно рано ушел из жизни ее муж, Александр Менакер. Внуков она любила, но относилась все-таки не с таким безграничным обожанием, как к Андрюше. И когда сына не стало, это страшно на нее подействовало, она закрылась...

А потом папа, который ее очень любил и уважал, вытянул Марию Владимировну из этой депрессии, предложив роль в спектакле «Учитель русского» по пьесе Александра Буравского. И дальше без этой работы она уже не могла существовать. Спектакль шел нечасто — пару раз в месяц, но для Мироновой это была невероятная поддержка. Затем в «Табакерке» я играл с ней в спектакле «Норд-Ост». Тогда я уже активно занимался бизнесом, но не хотел бросать этот проект во многом из-за Мироновой...

— В вашей фильмографии есть даже лента, номинированная на «Оскар», — «Вор» Павла Чухрая…

— Роль у меня эпизодическая — картежник в бане. Но она спасла меня в одной очень сложной ситуации. Причем в «Воре» я не должен был сниматься, от кино давно отошел. Но в тот день у Павла Григорьевича по известной русской причине не при­ехал на съемку актер. А на площадке все готово! Чухрай на правах тестя звонит мне (третьей женой Антона была Анастасия Чухрай. — Прим. ред.): «Можешь выручить?» Ну куда деваться! Приехал, мы быстро все отсняли. А потом я побывал с этой картиной на церемонии вручения «Оскара» (конечно, как зять Павла Григорьевича, уж точно не как исполнитель эпизода).

Прошло много лет. С Анжелой (четвертой женой. — Прим. ред.) и нашей крошечной дочкой Антониной я по­ехал в отпуск в США. Мы еще не были расписаны, и этот факт мог вызвать сложности при пересечении границы. В турагентстве нам посоветовали купить самый дорогой морской круиз, мол, так легче въехать. На границе, в Майами, Анжела растерялась и на вопрос полицейского: «Цель приезда?» — сначала, как и положено, ответила: «Туризм». А потом добавила из лучших побуждений: «Мне муж сказал, что, может, мы задержимся и посмотрим какую-то недвижимость». И тут пограничник нажал на красную кнопку, и нас всех троих отправили в «обезьянник» — клетку с бомжами и алкоголиками. Тоня орет, ее пора кормить, поить, а пограничник постоянно задает одни и те же вопросы и не слушает наши одни и те же ответы. И при этом постоянно хватается за пистолет. Этот кошмар тянется очень долго. Говорю: «Давайте мы уж к чему-то придем, я же ни в чем не виноват, так почему я здесь?» — «Успокойтесь!» — «Я спокоен, но у меня ребенок не спокоен». 

Александра Табакова
«Моя сестра работала в театре отца. Он считал ее талантливой актрисой, да и я считаю» Александра Табакова в фильме «Маленькая Вера». 1988 г.
Фото: Пресс-служба Киностудии им. М. Горького

Наконец, спрашивают что-то новенькое: «Когда в последний раз были в США?» Я оживился: «Вот это я точно вам могу сказать: в этот день проходила юбилейная, 70-я церемония вручения «Оскара». — «А при чем тут эта премия?» — «Я играл в картине «Вор», которая тогда на «Оскара» выдвигалась...» Пограничник оторвал взгляд от бумаг и поменялся в лице: «Что, простите?» Тут же начал что-то смотреть в компьютере — видимо, проверял данные по «Оскару». Нашел и, чуть ли не заикаясь, спросил: «А почему вы сразу не сказали про «Оскар»?» — «Наверное, потому, что вы меня об этом не спрашивали...» В общем, нас сразу отпустили.

Так же, по дружбе, я не раз снимался в эпизодах у моего друга Володи Басова-младшего. В связи с этим хочу упомянуть ленту его отца, Владимира Басова-старшего, «Время и семья Конвей». Там была очень интересная идея: персонажей в молодости играли их дети-актеры. В картине по­явились отец и сын Басовы, Евгений и Андрей Леоновы, Ирина Скобцева и Алена Бондарчук, Марианна и Наталья Стриженовы, Ростислав и Игорь Янковские. Ну и два Табаковых. Великолепная задумка, прекрасные режиссер и актеры, замечательная атмосфера на съемках. Но фильм как-то не сложился, не получился. Возможно, из-за того, что Басов-старший уже плохо себя чувствовал (это был его предпоследний фильм, он умер через три года). И мне очень обидно, что такое количество талантливых людей не смог­ли вытянуть эту историю...

Кстати, вместе с отцом я еще снялся у Леонида Марягина в фильме «Город невест», где играл его сына, а в сериале «Таинственная страсть», одним из продюсеров которого был Денис Евстигнеев, сыграл молодого Олега Табакова. Фильмов у меня много, но мало что из них меня до сих пор волнует: снялся и снялся. Скажу честно: очень многие мои съемки случились не от любви к киноискусству, а от банального желания заработать. Потому что мне в молодости ставку давали больше, чем маме, хотя она была заслуженной актрисой с колоссальным опытом.

— А почему так произошло?

— В театре зарплаты фиксированные. И за годы службы в «Совре­меннике» мой оклад вырос со 130 до 140 рублей. А в кино существовала система ставок c разными надбавками. Я всегда был меркантильным и не скрывал этого. И благодаря тому, что умел договариваться с людьми — в том в числе в Госкино, — ставки получал максимально высокие. Хотя до папиной — 56 рублей за съемочный день плюс 50 процентов надбавки за мастерство — не дотянулся. Я всегда умел отстоять свои интересы: есть во мне администраторские, организационные способности. Не случайно уже в 17 лет я судился с Одесской киностудией из-за гонорара...

— Организаторские способности у вас явно от отца. Только он их направил в сторону театра, а вы в ресторанный и клубный бизнес. Занялись им из-за денег?

Антон Табаков с Александрой Яковлевой и Андреем Мироновым
«Из-за разницы в возрасте Андрей не мог стать моим товарищем. Но при этом мы много и близко общались» С Александрой Яковлевой и Андреем Мироновым в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». 1987 г.
Фото: Legion-Media

— Иметь больше денег хотелось всегда, но я и как актер хорошо зарабатывал. Наверное, просто решил действовать в духе времени, в котором открылось множество возможностей. Я продавал импортную электронику, запрещенные видеокассеты типа «Эммануэль». Чего скрывать: как очень многие в те годы, ходил под валютной статьей. А потом мой товарищ Андрей Деллос предложил мне абсолютно новый и, главное, легальный способ заработать. У меня тогда была и машина, хоть и не иномарка, и квартира, и популярность — меня все устраивало. А Андрею требовалось «подниматься», точнее — выживать. И он придумал взять в аренду бывший ДК имени Ленина, отремонтировать и открыть там клуб-дискотеку. С этого все и началось. Если бы тогда мне сказали, что у меня будет доход в 10 тысяч долларов, я бы заявил, что это предел моих мечтаний. Но я сильно недо­оценивал свои способности...

Спустя годы сам пытался понять, как у нас получилось создать все эти модные дискотеки, клубы, рестораны? И понял: мы стали первыми на рынке развлечений и рекламы, кто не боялся и делал (мы — это ребята из Art Pictures Group: Федор Бондарчук, Степан Михалков, Филипп Янковский, Роман Прыгунов...). Например, в 1992 году я стал гендиректором кинофестиваля «Поколение». В жюри там заседали Сергей Соловьев, Саша Абдулов. Я арендовал Дворец молодежи на Фрунзенской и... службу охраны Кремля, потому что им было все равно, что за звезда перед ними. Главное, чтобы человек показал входной билет за 500 долларов. И желающие находились сотнями!

На нашу дискотеку «Пилот» зимой, при температуре -38 градусов, очередь выстраивалась от станции метро «Улица 1905 года». В клубе «Сохо» народ мог увидеть, как за соседним столиком ужинают Анни Жирардо или Би Би Кинг, как Пьер Ришар вместе со мной жонглирует тарелками, Ричард Гир играет на барабанах, а Ван Дамм — на гитаре! Разве можно было представить себе такое пятью годами раньше? А мы с Деллосом верили в успех и работали, и все у нас получалось!

Антон Табаков с Владимиром Машковым
С Владимиром Машковым. 2015 г.
Фото: Photoxpress.ru

Мы вовремя догадались свести богатых людей с людьми популярными, то есть «поженить» деньги со связями. Первым было очень приятно пообщаться со вторыми, кормить их и поить. Входным картам в модные клубы и рестораны не было цены, потому что они не продавались, но давали возможность прикоснуться к звездам. Самой страшной для людей того времени была ситуация, когда перед ними закрывалась дверь. Впрочем, и сейчас, если она распахнута, то многим людям это неинтересно. Но скажи им: «Вам сюда нельзя», — и человек костьми ляжет, чтобы оказаться внутри... А потом все это приостановилось. Возможно, мы все просто выросли.

— И чем вы сейчас занимаетесь?

— Я пенсионер, занимаюсь детьми, собаками — их у меня шесть — и приготовлением пищи в масштабах своей большой семьи.

— Из ваших четверых детей кто-нибудь продолжил актерскую династию?

— Пока нет. Профессия артиста — непростой труд. И я понимаю всех тех людей, не справившихся с напряжением, которое она влечет. Трагедии папиного ученика Игоря Нефедова, моего сокурсника Миши Кецлаха возникли не на пустом месте. И, конечно, актерская профессия не имеет никакого отношения к тем кошмарным сериалам, которые заполонили наш телеэкран. Так что, наверное, все к лучшему.

— Скажите, а какие качества у вас от мамы, а какие от отца?

Антон Табаков с супругой, Олегом Табаковым, Мариной Зудиной и их детьми
«Мой отец отнюдь не святой: нимб у него если и появлялся, то только на сцене...» С супругой Анжеликой, Олегом Табаковым, Мариной Зудиной и их детьми Марией и Павлом. 2015 г.
Фото: Даниил Овчинников/Пресс-служба МХТ имени А.П. Чехова/ТАСС

— Мама неплохо готовила (а папа всегда очень хорошо ел). И еще она очень рукастая (папа не умел делать ничего, кроме преподавания актерского мастерства и режиссуры). На ней был весь быт: от ремонтов квартир и авто до кройки, шитья и работы на вязальной машине. Я тоже могу разобрать любой двигатель, мне это легко. А от папы взял пристрастие к административной работе, умение уловить конъюнктуру — в хорошем смысле слова, общаться с чиновниками.

— Отец ушел из жизни в 2018 году. Вам его сильно не хватает?

— Наверное, мне бы его очень-очень не хватало, если бы в детстве он уделял мне больше внимания. Но, с другой стороны, мне бы тогда не хватило времени на улицу, на хулиганство, на поджоги — на то, чем я жил. К тому же случился развод с мамой, история довольно долгая, и мне потом надо было выстраивать отношения с отцом… Единственное, в чем себя упрекаю, это что мои спонтанные переезды — а мы долгое время жили во Франции — лишили моих младших дочек возможности увидеть деда в театре. Только теперь понимаю, что это важно. Когда мы вернулись домой, папа был уже не совсем в форме. Хотя поздний его спектакль — «Юбилей ювелира» — я смотрел несколько раз. То, как он там играл, для меня — высший актерский пилотаж. Когда вижу его фирменные «табаковские штучки», которые он часто использовал в комических ролях, примерно понимаю, как это сделано. А вот как папа существовал в той постановке, постичь не могу... Мой отец отнюдь не святой: нимб у него если и появлялся, то только на сцене. Он был абсолютно живой человек, в меру эгоистичный и себе на уме, что при его профессии вполне естественно. Но мы с ним всегда прекрасно общались. Я лишь жалею о нескольких опрометчивых словах, что сказал ему, а также о том множестве тем, что мы так и не успели обсудить...

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая