Анастасия Вертинская: «Мне казалось, что папа — моя собственность»

«Папа нас с сестрой не воспитывал. Никогда не спрашивал, что у нас в дневниках и как мы учимся....
Петр Алов
|
03 октября 2021
Анастасия Вертинская. Фото
Анастасия Вертинская
Фото: Валерий Плотников

«Папа нас с сестрой не воспитывал. Никогда не спрашивал, что у нас в дневниках и как мы учимся. Хотя знал, что я учусь на «два». Если мама или бабушка начинали на меня жаловаться, он, грассируя, говорил мне: «Я тебя умоляю, да-агая, чтобы ты вела себя чуточку получше», — вспоминает Анастасия Вертинская.

— Анастасия Александровна, на днях в онлайн-кинотеатре KION вышел сериал о вашем отце, поэте и шансонье Александре Вертинском. Насколько я знаю, вы стали автором идеи этого проекта.

— Да. Эта мысль пришла мне в голову: пора снять фильм об Александре Николаевиче. И я написала письмо генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту. Мне сказали, что он читает письма, и я отправила свое послание в надежде, что Константин Львович его увидит. Писала, что вся эпоха Серебряного века незаслуженно забыта и люди не знают об этом периоде ничего. У меня вообще ощущение, что уже несколько поколений, глядя в телевизор, считают, что история России заключается только в том, что мы спали и пили. А ведь начало XX века — это грандиозный взлет искусства, в это время жили и творили потрясающие люди — поэты, художники, писатели. В их числе был Вертинский... Прошло три месяца, но на мое письмо не было никакого ответа. Я решила, что, собственно говоря, его и не будет. Однажды шла по Дюссельдорфу, и вдруг раздался телефонный звонок от одной моей знакомой. А там Костя Эрнст. Он сказал: «Настя, я прочел ваше письмо, оно очень интересное».

— Простите за такую наглость, но может быть, вам-то проще было свою идею реализовать через бывшего мужа Никиту Сергеевича Михалкова? У вас же с ним хорошие отношения.

Алексей Филимонов и Виктория Исакова (в центре)
Алексей Филимонов и Виктория Исакова (в центре) в сериале «Вертинский». 2021 г.
Фото: Первый канал

— Я не думаю, чтобы это было проще. И зачем мне Никиту Сергеевича дергать? При чем он тут вообще? Тем более для этого проекта нужен был телевизионный формат.

— А почему именно телесериал?

— Понимаете, Александр Николаевич жил в трех эпохах. Начало века, революция, затем эмиграция, почти четверть века он пробыл вне России, жил во Франции, в Германии, в Америке, Китае. И третий период его жизни, наиболее мне знакомый, — после его возвращения в Советский Союз. Ну каким образом это может поместиться в один фильм?

— А когда Эрнст заинтересовался вашей идеей, началась подготовка к съемкам, вы уже знали, кто будет режиссером?

Александр Вертинский с женой Лидией и дочерью Анастасией
Александр Вертинский с женой Лидией и дочерью Анастасией. 1945 г.
Фото: РИА Новости

— Нет. Надо было сначала заказать сценарий. Я написала в письме, что, пока жива, много могу рассказать об Александре Николаевиче. Есть книга «Дорогой длинною...», материалы для которой — воспоминания, стихи и прозу отца — предоставила моя мама, Лидия Вертинская. Опубликованы ее воспоминания о муже и нашей семье «Синяя птица любви». Отреставрированы многие записи Вертинского. То есть материала много. А вы знаете, что Эльдар Рязанов рвался сделать фильм про Вертинского? Он был большим любителем Александра Николаевича, много раз мне звонил.

— А почему не случилось?

— Думаю, к тому времени он физически был в сложном состоянии. Эльдар Александрович мне тогда сказал: «Понимаю, что я старый, поэтому давайте мне молодых режиссеров в помощники». Не получилось.

— В результате основным автором сценария и режиссером стала Авдотья Смирнова. Как вы с ней сотрудничали?

Анастасия Вертинская с Владимиром Кореневым
«Всю глубину песен папы, всю сказочность я ощутила в полной мере только после его ухода» С Владимиром Кореневым в фильме «Человек-амфибия». 1961 г.
Фото: РИА Новости

— У нас с Дуней было много разговоров. Я же не жила в тот период, когда Александр Николаевич был в эмиграции, могу рассказать только про свое детство, про отрочество. Вот я и рассказывала Дуне о том, как мы строили наш быт, нашу жизнь, какой был Александр Николаевич. Она как-то спросила у меня: «Какую человеческую черту Вертинского вы бы выделили?» Я сказала ей: «Неестественную теплоту, сочувствие к людям». У него было великое сочувствие к бедным людям! Он же был сиротой, но, несмотря на это, не озлобился, не ожесточился! От этого мы и отталкивались с Дуней. Но к работе она меня не подпускала, показала только готовый сценарий. Я сделала ряд замечаний, и вот эта чудесная история завершилась премьерой. Хочу поблагодарить всех, кто принял участие.

— Как вы ощущаете себя сегодня, когда вокруг все только и говорят, что о COVID-19?

— Не могу сказать, что в моей жизни в связи с пандемией что-то сильно изменилось. Я всегда старалась как можно реже появляться там, где большое скопление людей. То, что творилось вокруг меня в те годы, когда вышли фильмы «Алые паруса» и «Человек-амфибия», можно назвать истерией. Это был ад в чистом виде. Мы же не могли тогда нанять телохранителей и белую машину с тонированными стеклами. В театральное училище имени Щукина я ездила на троллейбусе, утром стояла в очереди за хлебом в Елисеевском магазине. И повсюду меня подкарауливали люди! Представьте: вы жили спокойно в интеллигентной семье. На улице к вам никто не приставал, не смотрел, не подходил. Жизнь вообще в Москве тогда была размеренная. В восемь часов вечера улицы вымирали, идти было некуда. Главное развлечение — книги, которые я читала с упоением. И вдруг в один прекрасный день все переворачивается с ног на голову! Вообразите: вам то пинают дверь ногами, то звонят в квартиру, хихикают и убегают. Всем нужно вас видеть, с вами общаться, трогать, брать автографы. Некоторым кажется, что они Ихтиандры, и они хватают себя за горло и, задыхаясь, падают вам под ноги. Если вам надо ехать, скажем, в Ленинград на съемки, поспать в поезде вам не дадут — мгновенно узнают и обрушат на вас вопросы, разговоры, предложения посидеть за бутылочкой. И перед таким вот ежесекундным посягательством на вашу свободу вы ничем и никем не защищены. Все это стало для меня таким адом, что я до сих пор не могу преодолеть страх публичных мест. Травма на всю мою жизнь! А сегодня… Когда человек на пенсии, он и так сидит дома. Жаль, что с внуками не виделась одно время, потому что мой сын Степан (актер и ресторатор Степан Михалков. — Прим. ред.) боялся, что я могу заразиться. Мы и сейчас в какой-то степени изолированы друг от друга. Правда, чуть приспособились — надеваем маски, перчатки.

— Вы не чувствуете одиночества?

Анастасия Вертинская с Александром Градским
«Сейчас я понимаю, что нужно было оставить все на уровне романа, не следовало выходить замуж» С Александром Градским. Конец 70-х гг.
Фото: Legion-Media

— Вовсе нет. Одиночества на самом деле не бывает, это выдумка. Если у тебя есть дело, любовь — откуда взяться одиночеству? Любовь — это ведь не только муж и жена, это семья. А семья у меня большая: сын Степан, четверо внуков, правнук, сестра, две племянницы. И всех их я люб­лю. Степан внешне очень похож на своего деда — Александра Вертинского. Он и характер деда унаследовал, его доброту. Хотя постоянно ворчит на меня, что я балую внуков. А мне кажется, детей нужно баловать. Как это делал мой папа. Плохое в жизни дети еще увидят, когда станут взрослыми, а вот добро им должны давать родные. Папа нас с сестрой не воспитывал. Никогда не спрашивал, что у нас в дневниках и как мы учимся. Хотя знал, что я учусь на «два». Но ведь он и сам так же учился! Если мама или бабушка начинали на меня жаловаться, он, грассируя, говорил мне: «Я тебя умоляю, да-агая, чтобы ты вела себя чуточку получше». Им был найден удивительный язык общения с детьми. Например, он говорил нам: «Я очень стгадаю, когда знаю, что вы шалите». Вот чтобы он не страдал, я из последних сил сдерживала свой жуткий характер. Очень любила папу и ревновала ко всем. Мне казалось, что он — моя абсолютная собственность. Из-за этого частенько нападала на старшую сестру Машу. Если у нее был день рождения и папа дарил Маше куклу, то одно­временно обязательно покупал похожую и мне. Чтобы я не обижалась. Но я все равно могла разозлиться, что у Маши кукла в другом платьице. И потом старалась сделать все, чтобы ее кукла досталась мне. Отбирала силой. Характер, конечно, у меня был жуткий. За мои проделки папа часто называл меня «бурей в клизме».

— Как-то вы рассказывали историю, как ваш отец на гастролях в каком-то городе в гостинице с тапкой в руке бегал за горничной и кричал: «Не прав был Ленин — кухарка не может управлять государством!»

— На уровне тапочек Александр Николаевич был абсолютно прав. Если вы читали его книгу, то знаете, что в конце жизни он пришел к большому разочарованию. Он видел, что его идеалы рухнули. Ведь, как и многие русские интеллигенты начала XX века, Вертинский был идеалистом. Как Набоков, который в эмиграции страшно тосковал по родине, вспоминал каждую травинку, колосинку, бабочку из своего детства, и эта ностальгия сделала из него великого мастера. Микромир, который он вывез с собой из России, оказался огромным. Так было и у Александра Николаевича. Он же был невероятным патриотом. Со множеством заблуждений. Но папа не хотел и не умел приспосабливаться к власти. Он (как и я потом) не вступил в партию, хотя ему, думаю, предлагали. Ни перед кем не заискивал. Был такой случай. Вертинский спел в нашей школе концерт, средства от которого должны были пойти сиротам. Через некоторое время позвонил один учитель и сказал, что на эти деньги директриса школы купила себе в кабинет ковер. Как же побледнел папа! Схватил пальто и побежал в школу. Мы с Машей за ним. Бежали рядом и хохотали в предвкушении скандала. А бедный папа глотал на ходу валидол. Мы вбежали на третий этаж. Папа закрыл двери кабинета перед нашим носом. Не знаю, что он сказал, но потом директриса продала ковер и вернула деньги сиротам. Папа никогда не мог понять, как можно не помочь, пройти мимо чужой беды, обмануть кого-то.

— Александр Николаевич Вертинский — артист уникальный, великий, ставший уже легендой. А вы сами когда осознали талант своего отца?

Анастасия Вертинская и Никита Михалков
Анастасия Вертинская и Никита Михалков на торжественном вечере, посвященном 100-летию Сергея Михалкова. 2013 г.
Фото: РИА Новости

— Ко мне это пришло не сразу. Помню, я стояла на линейке в пионерском лагере и вместе со всеми пела песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». И думала: «Эх, ну почему это не мой папа написал? Я бы сейчас всем рассказала». А он пел про каких-то балерин, матросов, про бананово-лимонный Сингапур. В то время как мои одноклассники бананов даже и не видели никогда! Я и сама не знала, что такое Сингапур: география в школе заканчивалась границами Советского Союза. Мне казалось, что папа поет «в Снегапуре» — этакая смесь снега и хачапури. Всю глубину этих песен, всю сказочность я ощутила в полной мере только после его ухода.

— Кстати, про пионерский лагерь: слышал, будто бы это Вертинский решил вас туда отправить и потом пожалел об этом.

— Да-да. Как-то за столом папа сказал маме: «Лиличка, а тебе не кажется, что мы воспитываем девочек не как советских гражданок?» И было принято решение отправить нас в пионерский лагерь. Каждой выдали по большому чемодану с теплыми, красивыми вещами. Назад мы привезли только один чемодан, причем там лежали только маечка Маши и мои шароварчики. Все остальное у нас своровали. Как только мы зашли в квартиру — чумазые, оборванные, — первым делом страшно выругались, после чего прошли на кухню и схватили грязными руками котлеты. Наши родные остолбенели. К тому же мы постоянно чесались, потому что подхватили вшей. И тогда было решено: больше в пионерский лагерь ни ногой.

— Вы однажды сказали: «Господь лишил меня радости в браке». Почему?

Анастасия Вертинская с Василием Лановым
С Василием Лановым в фильме «Алые паруса». 1961 г.
Фото: Legion-Media

— Один мужчина, который в свое время за мной ухаживал, сказал: «Мне в тебе не хватает стервозности». Я рассмеялась. Спросила: «Скажи, пожалуйста, а что такое роковая женщина?» Он стал описывать какую-то с черной бровью, с горящим взором. Да ничего подобного! Роковая женщина — это Манон Леско. Вот она идет, а кругом жертвы. Почему она уходит от мужчины? Ей же было только что хорошо. Но она в дороге, ей нужно дальше идти. Вот и я всегда была в дороге, всегда куда-то стремилась. Многие видят в идеальном браке маниловщину. Когда муж и жена вступают в мещанский сговор: «А давай никому не скажем, что мы купили тумбочку». Но это не моя стихия, я до сих пор не приспособлена для этого. Взять хотя бы брак с Сашей Градским. Сейчас я понимаю, что поступила недальновидно. Нужно было оставить все на уровне романа, не следовало выходить замуж. У нас не получилось не потому, что кто-то оказался плохим, а потому, что мы абсолютно из разных «детских». Он воспитан на своей музыке, я, как вы понимаете, — на музыке Вертинского. Ну да, поначалу все начиналось как в сказке, но потом — быт, реальность… И вот наши реальности не совпали. Сегодня, хотя мы редко с Сашей видимся, я по-прежнему отношусь к нему с добротой и уважением. Прошли годы, и я сейчас понимаю, что брак — это вообще не для меня. Я — самодостаточный человек, во многом независима. Такой сложный, тяжелый женский характер.

— Может, причина еще и в том, что вы жили с известными людьми. Двое публичных людей в доме, например вы и Никита Михалков, — это неизбежно рождает соперничество…

— Это ерунда. Вовсе нет. Каждый человек — это личность, не важно, известен он народу или нет. Публичность в таких вещах значения не имеет. Просто все союзы — разные, как отпечатки пальцев. Взять брак Родиона Щедрина и Майи Плисецкой. Или Ири­ны Скобцевой и Сергея Бондарчука. Эти союзы получились счастливыми, им никак не мешало, что оба супруга — звезды. Ведь между собой они обычные люди. Они же не говорят друг другу: «Эй ты, звезда, где мой чай?» Никиту я очень любила, но была совершенно одержима своей профессией. Не знаю почему, фанатично любила свою работу. Я готова была перенести все невзгоды. Снималась в массовках, получая копейки. На этот алтарь могла положить все. А ему нужна была совершенно другая женщина. И правильно, что мы разошлись! Два таких сильных человека не могут жить вместе. Но наши отношения прошли проверку временем и стали очень теплыми и дружескими.

— При вашей одержимости профессией с начала 2000-х вы не снимаетесь в кино и не играете на сцене. Добровольно ушли на пенсию…

Анастасия Вертинская
«Брак — это вообще не для меня. Я — самодостаточный человек, во многом независима. Такой сложный, тяжелый женский характер» 1980-е гг.
Фото: Валерий Плотников
Анастасия Вертинская с сестрой Марианной
С сестрой Марианной. 1972 г.
Фото: Валерий Плотников

— Да, в какой-то момент я поняла, что не хочу… А кого мне играть? Маму киллера? Вы можете представить меня в этой роли? Я в фартуке готовлю на кухне. Приходит домой мой сын-киллер. Я говорю: «Сынок, хочешь чаю?» А он: «Мама, отвали, не сейчас». Ну и что это? Зачем? Не попадаются мне хорошие сценарии и пьесы. А в театре я больше не хочу выходить в ролях «от-кутюр» и рыдать о вишневом саде. Мне хочется живой образ, каким, например, была моя героиня в фильме «Безымянная звезда». Конечно, бывали ошибки. Например, помню, как в годы перестройки снялась в фильме Васи Пичула «В городе Сочи темные ночи». Сыграла в эпизоде алкоголичку. Сделала у стоматолога железные зубы, подложила под щечки вату, нарисовала мешки под глазами. И зачем? Не знаю. Эта работа никому ничего не дала. Конечно, многие артисты рады любой возможности промелькнуть на экране. Пытаются догнать поезд славы, который уже давно ушел. Грета Гарбо в свое время просто перестала сниматься. Представляете, если бы она вышла в роли бабушки киллера?! Ее бы не поняли. А так она посвятила последние годы друзьям, себе.

— И все же нам, зрителям, жаль, что вас не видно в кино и на сцене. Вас же любят!

— Я рада, что меня любят, но если ты постоянно высовываешься, это не значит, что тебя будут больше любить. А в спектаклях какого режиссера сегодня играть? Не знаю. Я вообще против того, чтобы артист играл в преклонном возрасте. Даже в хороших ролях. У нас это возведено в какой-то культ: умри на сцене, это так престижно! И вот артистам делают в антракте уколы, после чего они собирают волю в кулак и пытаются играть. Ну что это такое? Разве это олимпиада? Зачем такая гонка? Можно добиться того, что тебе поставят памятник или поместят твое имя на Аллее звезд. Но произойдет землетрясение, и все это рассыплется. А что останется? Я считаю, что на века остаются живопись, литература и музыка. А исполнительское искусство не вечно. Когда-то люди сходили с ума по Вере Холодной или Чарли Чаплину. А сейчас их искусство такие восторги уже не вызовет. И это нормально, потому что время меняется.

— Вы смотрите телевизор?

Анастасия Вертинская с сыном
С сыном Степаном. 2009 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Зачем? Я не хочу смотреть на артистов, которые ходят по ток-шоу и рассказывают, с кем они спали. Это противно!

— Что вам помогает не изменять своим принципам?

— Есть вещи, которые разрушают любого: алчность, ревность, зависть. И, как правило, эти чувства человек испытывает намного чаще, чем, скажем, прилив доброты. Вот что с вами чаще случается: вы улыбаетесь какой-нибудь собачке, радуетесь удачно сказанному слову или расстраиваетесь из-за того, что вас толкнули в метро, нахамили в магазине? В таких ситуациях надо просто уметь поворачиваться спиной. Иначе вы разрушите себя. Мне в свое время эта наука стоила огромных усилий. Но я себя воспитала… Вот, например, я влюблена. Мой мужчина тоже влюблен в меня, я в этом уверена. Но почему-то в какой-то момент он при мне начинает кокетничать с другой девушкой, целовать ей ручки. Что должно происходить со мной? Конечно, я должна вспыхнуть, но не показать виду при всех. А когда мы останемся одни, надо наорать и съесть его. Но я научилась реагировать иначе. Я из последних сил заставляю себя повернуться ко всему происходящему спиной. И успокаиваюсь. Никто меня этому не учил, просто я сама поняла это. В результате я пребываю в счастливом неведении относительно многого, что могло бы меня ранить. Я никогда не соглашаюсь, чтобы мне передавали чьи-то недобрые высказывания обо мне. Бывает, встречаешь человека, который тебя ненавидит, а ты ведь этого не знаешь, улыбаешься ему, здороваешься — он обескуражен. Так лучше жить, понимаете? Практичнее, спокойнее. Сейчас осознала: главное, что я выстояла. Ни в личной жизни, ни в искусстве я не разменяла себя. Осталась сильным, независимым человеком. Для меня это важно! Грехи, как известно, тянут вниз.

События на видео
Назван самый популярный пароль из утечек в Сети — срочно меняйте, если такой же
Проблема кибербезопасности сегодня стоит особенно остро, и многие пользователи проявляют беспечное отношение к своей личной информации. Часто они не осознают риски, связанные с использованием простых и предсказуемых паролей. Например, распространенные комбинации, такие как «12345» и «password», становятся мишенями для хакеров. Слова «love» и «2024» также входят в число самых часто встречающихся паролей в утечках.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая