Алена Бабенко: «В работе над комедиями мне ближе подход Эльдара Рязанова»

«Было страшно и волнительно. И мне захотелось посоветоваться с Галиной Борисовной Волчек. После...
Мария Шишкина
|
30 Марта 2024
Алена Бабенко. Фото
Алена Бабенко
Фото: Инна Кузнецова

«Было страшно и волнительно. И мне захотелось посоветоваться с Галиной Борисовной Волчек. После окончания спектакля я просто зашла к ней в кабинет. И вдруг Волчек сказала, что хотела бы меня видеть в своем театре. Я в это не поверила. Но уже через неделю я сыграла спектакль «Три сестры». И осталась в «Современнике», — рассказывает актриса.

— Алена, на ТНТ вышел сериал «Наследство», в котором вы приняли участие, — народная комедия с элементами криминального жанра…

— Честно говоря, я была удивлена, что меня пригласили, потому что во мне почти ничего от моей героини нет. (Про «почти» скажу чуть позже.) Такая роль скорее возможна для меня в театре, но не в кино. Образ известный: некая богатая дама, у которой вечно нет мужа. Все остальное есть: охрана, дома, деньги, но она все время мается от безделья. Совсем не симпатичный мне образ. Да и кому он может нравиться? Будем честны — почти никому.

— Так почему же вы согласились?

— Потому что когда-то Галина Борисовна Волчек предложила мне подобную роль в спектакле «Бог резни». И случилась ровно такая же история отторжения и нежелания играть Аннет (так звали мою героиню) с похожей историей жизни, пока я не поняла, за что ее можно полюбить. Зато потом играла с большим наслаждением. В «Наследстве» моя героиня Лидия несколько отличается от Аннет, поэтому получила от меня прозвище Лидка-Ураган за веселый, неугомонный и авантюрный характер. А приключения с криминальным перчиком, придуманные режиссером Аней Мирохиной, которая и написала эту историю, — это именно то, чего жаждет Лидкина душа. Эта жажда и есть «почти», которое меня с ней роднит. А как она одевается! Когда мы отбирали костюмы, мне было страшно — пестрило так, что аж глаз дергался! И я сказала: «По-моему, это «ту мач»... И это не туда». И только уверенность режиссера убедила меня в обратном. Сериал точно нестандартный, в нем есть оригинальные ходы и придумки. Это история про семейную мафию, в которую случайно попадает моя героиня. Не сразу понимая, что это далеко не случайность и до какой степени она замешана в запутанном криминальном сюжете. Но моя Лидка-Ураган готова пускаться в любые приключения. Где весело — там и жизнь! И умудряется увлечь в них примерную домохозяйку в исполнении Нонны Гришаевой.

— Анна Мирохина, шоураннер, один из режиссеров и сценарист «Наследства», сказала, что прототипами главных персонажей стали ее родственники…

— Не знаю, как Аня совмещала эти три должности, она уникальная. Она даже написала в каком-то посте: «Я живу в режиме «пулемет максим». Это точно! Я свидетель. Я знаю, что Аня основывалась на личном опыте, когда писала эту историю, чем и замечателен проект. Потому что, когда ты сам видел, щупал, знаешь непосредственно, персонажи становятся более живыми и реальными… Мою героиню Аня придумала такой очаровательной, по-своему несчастной и при этом очень наивной и доверчивой. Что дало мне возможность хулиганить в этой роли. Но поскольку я с осторожностью отношусь к таким вещам, то все время контролировала себя и спрашивала режиссера: «Не слишком ли «ту мач»?» — «Нет! Давай еще больше, отлично!»

— Вашими партнерами в «Наследстве» стали Нонна Гришаева, Александр Робак. С ними весело сниматься в комедии?

— Весело сниматься — это еще ничего не значит. Вот когда Эльдар Александрович Рязанов снимал «Служебный роман», на площадке, говорят, было совсем не до веселья и возникали большие сомнения, что это будет смешно. Но вышло наоборот — получилась феерическая комедия на века! Так что этого наречия «весело» я побаиваюсь. А партнеры, конечно, были у меня фантастические! Как и вся съемочная группа — с хорошим чувством юмора. Кино — это прежде всего хорошая компания, как и было в нашем «Наследстве». В остальном комедийные съемки проходят так же, как и драматические. Поэтому я разочарую зрителя, который думает, что комедию снимать весело. Результат может оказаться несмешным. Так что вариант со «Служебным романом» мне ближе.

Интересный факт

В детстве Алена мечтала быть похожей на Эдит Пиаф и пересмотрела все фильмы с ней, которые показывали в местном Доме культуры в Кемерово. Потом благодаря фильму «О тебе» Родиона Нахапетова — про девочку, которая, не умела говорить, но пела и понимала язык природы, — она полюбила кино и Веру Глаголеву, сыгравшую эту роль. А в 2006 году снялась у нее в фильме «Чертово колесо» и даже получила приз за эту роль.

Алена Бабенко с Александром Робаком
«Моя героиня получила от меня прозвище Лидка-Ураган за веселый, неугомонный и авантюрный характер. Она готова пускаться в любые приключения. Где весело — там и жизнь!» С Александром Робаком на съемках сериала «Наследство». 2023 г.
Фото: ТНТ

— Думаете, история, рассказанная в «Наследстве», заинтересовала сегодняшнего зрителя?

— Какой-то пессимистичный вопрос, на который напрашивается ответ: «Не уверена»… На головах мы не стоим, колесо не крутим, на коньках не катаемся, цирковые номера не исполняем. Хотя съемки в цирке тоже были! Даже в болото пришлось упасть и погонять на машине в нетрезвом виде (разумеется, по роли). Надеюсь и верю, что было интересно.

— А вообще, съемки какого фильма для вас были самыми изнурительными, физически сложными?

— Наверное, это фильм «Жесть». Съемки «Водителя для Веры» тоже были непростыми: ноль градусов, обрыв, снег, ветрище, я в тонком платье. Сложная роль всегда требует большой отдачи. Да, периодически приходилось и в ледяную воду погружаться, и на высоченной сосне покачаться, и прыгнуть в пруд, залитый бензином, в который падала горящая машина… Много чего можно вспомнить. Но это нормальная часть профессии. Гораздо волнительнее играть сложную драматическую сцену. Так как я человек осторожный, то уважаю каскадерскую профессию и не рвусь на подвиги. Правда, если режиссер скажет: «Нет, Ален, здесь мне нужна ты, а не каскадер», то я сделаю, даже не обсуждается. Например, в сериале «Лебединый рай» Александра Митты я видела, как за меня каскадеры выполняли трюк — катились в пожарной пене кубарем, обнявшись вдвоем, по крутому склону, а внизу они как бы взрывались. Я думала, что умру от страха. Так что лучше, когда каждый занимается своей профессией.

— У вас образцово-показательная актерская биография. Вам удается совмещать работу в одном из лучших театров Москвы — в «Современнике» — с многочисленными съемками: в кино вами сыграно уже около 100 ролей. Сейчас добавилось телевидение, вы стали ведущей программы «Жди меня». А еще у вас антрепризный проект, поездки, гастроли… В одном из своих интервью вы сказали, что вы очень жадный до работы человек. Наверное, еще и очень энергичный. Откуда берете силы?

— «Образцово-показательная» — это что-то пионерское из Советского Союза. Мне близко то, как сказал Конфуций: «Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни». Я так и живу. А в жадности виноват мой папа, который любил жизнь и был разносторонним, талантливым, любопытным человеком. Чему только он меня не научил! От катания на коньках до ремонта квартиры.

А в театр я влюбилась благодаря Галине Борисовне Волчек, ее примеру отдавать себя делу 24 часа в сутки. Вот сейчас репетирую спектакль и думаю, что надо бы после отдохнуть. И тут, как член худсовета, принимаю макет нового спектакля, и кто-то внутри меня прыгает как дитя: «Хочу сыграть эту роль!» Каждый человек сам для себя выбирает, как жить. Так что мне не на что жаловаться. Я благодарю Бога за все, что у меня есть! Вспоминая советское прошлое, я раньше думала: «Как хорошо было тогда — пять дней работа, два выходных и запланированный месяц отпуска». А теперь знаю, что к творчеству слово «расписание» не клеится. «Покой нам только снится» — это сказал Блок. Что-то я по цитатам пошла… Кстати, это было одним из моих увлечений в школе — собирать умные мысли великих людей.

— Давайте вспомним юношеские годы. Как девочка, которая занималась в музыкальной школе, в творческих кружках, попала на факультет прикладной математики и кибернетики в университет? Что это за поворот судьбы?

— Поверить в то, что можно из города Кемерово поехать в Москву и поступить в театральный вуз, я не могла. Да и маме с папой это казалось невероятным. Поэтому я пошла по более надежному пути. Поскольку мне очень нравились точные науки — физика, математика — и давались они мне легко, то без труда поступила в Томский государственный университет на факультет прикладной математики и кибернетики. А потом все покатилось в обратную сторону, к тому, о чем я больше всего мечтала. Но если бы я не стала артисткой, была бы ученым. Потому что мне нравилось исследовать, выдвигать версии и доказывать их. Теперь я понимаю, что обе дороги соединились в одну, ибо этим я и занимаюсь — исследую человека.

Алена Бабенко
В фильме «Жесть». 2006 г.
Фото: Централ Партнершип/ТАСС

— А у вас в детстве были артисты-кумиры, на кого вы хотели быть похожей?

Эдит Пиаф. Я посмотрела все фильмы с ней, которые показывали в местном Доме культуры, — «Эдит и Марсель» и «Эдит Пиаф». Потом, благодаря фильму «О тебе» Родиона Нахапетова — про девочку, которая, родившись, не умела говорить, но пела и понимала язык природы, — я полюбила кино и насмерть влюбилась в Веру Глаголеву, сыгравшую эту роль. А в 2006 году снялась у нее в фильме «Чертово колесо». Такая ирония судьбы! И даже получила приз за эту роль.

— Вы поступили во ВГИК — институт кинематографии…

— Если коротко, это случилось благодаря моему первому мужу Виталию Бабенко. Он снимал фильм, и там я познакомилась с актрисой Юлей Ромашиной, женой моего будущего мастера Анатолия Владимировича Ромашина. Нет, это не было по блату. Я, как все, сдавала экзамены и провалилась. Но осталась на курсе вольнослушательницей и через полгода успешно сдала экзамен по актерскому мастерству. Но… нужно было платить за учебу. С трудом удалось найти средства — и аллилуйя! Я даю вам интервью.

— После окончания ВГИКа у вас начался бурный роман с кинематографом. В какой момент вы поняли, что вы медийный, узнаваемый человек?

— Ни в какой. Но, кажется, знаю, про что вы спрашиваете. Сейчас популярность, она же медийность, накрывает многих молодых артистов до такой степени, что аж больно смотреть. В тот момент, когда я могла бы вкусить славы, я снималась далеко в лесах, где не было связи и меня никто не мог достать. Конечно, были и обложки журналов, и пресса, и призы на кинофестивалях. Но я всегда понимала, что внимание, слава в любой момент могут исчезнуть. Поэтому на эти вещи не обращала внимания, больше ценила, что мне удалось поработать с такими прекрасными режиссерами, как Павел Григорьевич Чухрай, Александр Наумович Митта, Эльдар Александрович Рязанов. Но и в начале карьеры, и потом я считала, что важнее и дороже получить интересную роль, а дадут мне за это впоследствии награду или не дадут — это второй вопрос. Съемочный период фильма — это всего-навсего месяц-два-три, поэтому роман с ролью точно должен быть бурным. А если еще и с режиссером на одной волне, то это кайф!

— А как в вашей жизни появился «Современник»?

— В театр «Современник» я показывалась после окончания ВГИКа, как и все, на общих основаниях и через три секунды вылетела из аудитории. Пришла, показалась, мне сказали: «Спасибо, до свидания». Через несколько лет после этого мы с Галиной Борисовной увиделись на премьере фильма «Водитель для Веры»: был банкет, и мы очень коротко пообщались, но, наверное, она меня заприметила.

А в 2008 году в конце сезона я пришла в «Современник» смотреть спектакль «Три сестры». Меня тогда уже пригласил Иосиф Райхельгауз в другой театр — в «Школу современной пьесы» — на большую роль в знаковый спектакль «Пришел мужчина к женщине», где ранее играли Любовь Полищук и Альберт Филозов. Было страшно и волнительно. И мне захотелось посоветоваться с Галиной Борисовной. После окончания спек­такля я просто зашла к ней в кабинет. И вдруг Волчек сказала, что хотела бы меня видеть в своем театре. Я, конечно, в это не поверила. Но уже через неделю я сыграла спектакль «Три сестры», очень быстро ввелась на роль чеховской Маши. И осталась здесь.

Интересный факт

Одним из самых непростых проектов для актрисы стал фильм «Водитель для Веры». «Ноль градусов, обрыв, снег, ветрище, я в тонком платье. Сложная роль всегда требует большой отдачи», — вспоминает Алена. За годы съемок ей приходилось и в ледяную воду погружаться, и на высоченной сосне качаться, и прыгать в пруд, залитый бензином, в который падала горящая машина…

Алена Бабенко с Игорем Петренко
«В приметы не верю. Когда приехала на съемки «Водителя для Веры», у меня в номере со стены сорвалось зеркало и разбилось. Мы убрали осколки, повесили новое зеркало, и ничего страшного не произошло» С Игорем Петренко в фильме «Водитель для Веры». 2004 г.
Фото: НАШЕ КИНО/ТАСС

— В прошлом году «Современник» отмечал 90 лет со дня рождения Га­лины Борисовны Волчек. Расска­жите, каким она была человеком, режиссером? Считаете ли вы ее одним из своих учителей?

— Конечно, встреча с Галиной Борисовной стала поворотным событием в моей жизни. Это была нечаянная радость, как я люблю говорить. Ведь «Современник» — мой любимый московский театр. Я и представить не мог­ла, что сюда вообще можно попасть, не имея за плечами театрального опыта. И вдруг меня взяли! И мало того что я ввелась в «Три сестры», на следующий сезон я уже играла в премьерном спектакле «Бог резни» в компании Ольги Дроздовой, Владислава Ветрова, Сергея Юшкевича. Режиссером был Сергей Пускепалис.

Впоследствии, всего лишь за три года, я набрала репертуар главных ролей в шести спектаклях, и все они очень разные. Например, «Пигмалион», в котором я играю Элизу Дулиттл, а мой партнер — Сергей Маковецкий. А еще «Осенняя соната», там мы вместе с Мариной Мстиславовной Нееловой. У меня с «Современником» прекрасная история складывается, мне даже сны невероятные про театр снятся.

Галина Борисовна Волчек для меня — все. Назвать ее учителем, мне кажется, мало, это слишком узкие рамки определения. Волчек как будто знала все про меня и давала роли, с которыми, мне казалось, я бы не справилась, но они получались. Благодаря Галине Борисовне я поверила в себя, ибо моя карьера началась с кинематографа, и я даже представить себе не могла, что буду играть очень разные роли в театре — и драматические, и комические, и характерные. И заслуженной артисткой я стала только благодаря ей.

Галина Борисовна, например, очень любила спектакль «Три сестры», берегла его, все время обновляла. Могла, например, прически нам поменять или сказать: «Играйте сегодняшних людей». А мне иногда доставалось так, что хотелось сказать себе «вон из профессии», а иногда: «Алена, ты все знаешь, играй как хочешь». Волчек нас всех держала в тонусе, чтобы мы не расслаб­лялись. А потом ее не стало… И в тот день, когда мы провожали ее на сцене «Современника», вечером мы играли спектакль «Три сестры». А начинается он с того, что три сестры стоят на мосту и смотрят в зрительный зал. И нам казалось, что она сидит там и смотрит на нас. Так мы чувствуем ее присутствие до сих пор. А на выходе со сцены, в служебном коридорчике, у нас стоит портрет Галины Борисовны и ваза, в которой всегда свежие цветы… С этим человеком театр не расстанется никогда, во всяком случае, пока мы еще здесь, все те, кто помнит и любит ее.

Помню случай: пришла я к Галине Борисовне, мне почему-то захотелось именно с ней посоветоваться по личному вопросу. Хотя я себя останавливала и говорила, что это неприлично, но тем не менее решилась. И у нас состоялся разговор. Я ей жаловалась, рыдала, как дура, плакала в плечо, говорила: «Как жить, я не знаю, у меня такая ситуация...» Она долго и внимательно меня слушала, смотрела в глаза. На ее лице было написано сопереживание — она же прекрасная актриса. А потом говорит: «Алена, ты сейчас выпускаешь спектакль, возьми все эти проблемы туда. Иди и репетируй». И хоть бы что-нибудь мне сказала про мою ситуацию, которую я ей расписала как картину Фриды Кало! Ничего. Ни одного, говоря современным языком, лайка! На первом месте — Театр. В этот момент я поняла, что все, что я ей рассказала, такая ерунда!

— Какой самый большой актерский страх у вас есть? Забыть на сцене текст?

— Забыть текст — это да, неприятный момент. Я просто не хочу это зачислять в свои страхи, потому что страх имеет свойство реализовываться. Надеюсь, если такое случится, то как-нибудь выскочу. Если не текстом, то своими словами дойду до определенной точки, когда снова всплывет в памяти авторский текст.

— Многие артисты боятся, что замолчит телефон, перестанут предлагать роли…

Алена Бабенко с Мариной Нееловой
«Мы конфликтовали с Мариной Мстиславовной Нееловой, я не знала, что делать, ее вопросы меня обескураживали. Но именно благодаря этому и получилась моя роль Евы» С Мариной Нееловой в спектакле «Осенняя соната». 2012 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— К этому я философски относилась всегда. В такие моменты нужно пойти научиться чему-то новому. У меня вызывают большое сочувствие артисты, которые страдают от отсутствия ролей и невостребованности. Мы ведь живем в такое время, когда «стыдно быть несчастливым», как сказал драматург Александр Володин. И стыдно не найти способ заработать. Всегда найдутся люди, которые тебя поддержат, если ты действительно своей идеей горишь. Учиться новому ведь безумно интересно — это развивает мозги, вообще развивает тебя как человека. Причем не обязательно вкладывать огромные деньги в учебу: есть различные онлайн-курсы, просто надо наступить на горло своей лени. Я тоже ленивая, тоже не знаю, получится у меня или нет. Но, мне кажется, я бы рискнула…

— Слово «лень» к вам не клеится.

— Клеится. Я бы очень даже хотела полениться, это иногда полезно. Я люб­лю театр, но когда маршрут один и тот же: театр — дом, театр — дом, то…

— Приедается…

— Не то что приедается, а где-то для творчества надо черпать вдохновение. Кроме работы я люблю еще много всяких иных вещей: путешествовать, рисовать, сочинять, заниматься спортом…

— А, например, на чтение у вас хватает времени?

— На книги — почти нет, потому что приходится читать много сценариев, а потом элементарно не остается сил, хочется спать. Да и какое сейчас время? Телефонное. «Там вся его жизнь», — говорила о своем муже та самая моя героиня Аннет. И я такая же. Например, я — маньяк телеграм-каналов, постоянно на что-то подписываюсь: то поэзия, то путешествия, то наука... Особенно люблю смотреть Animal Planet, увлекательно наблюдать за зверушками, потом это помогает в работе над ролью. И вообще, если нет времени на путешествие, можно хотя бы красивые картинки посмотреть и вообразить, как ты в этой красивой природе паришь над землей или плывешь на корабле.

— Скажите, а вы читаете профессиональные рецензии и отзывы на свои работы?

— Ну, может быть, раньше, когда существовала интересная критика, я что-то и читала. Порой мелкие, но значимые детали упускаешь, и взгляд со стороны необходим. Например, один известный человек, который пришел на наш спектакль «Осенняя соната», сказал мне, как нужно правильно держать метлу. До этого я ее держала как веник. Вот это хорошая критика, полезная.

Алена Бабенко с Сергеем Маковецким
С Сергеем Маковецким в спектакле «Пигмалион». 2011 г.
Фото: Сергей Петров/Пресс-служба театра «Современник»

Когда-то давно я прочитала рецензию на фильм Эльдара Александровича Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», помню, это была шикарная статья, с доскональным разбором актерских работ. Меня поразило, как критик умно, тонко писал про наш фильм. Ведь когда ты сам находишься внутри процесса, у тебя просто замыливается глаз, ты можешь упустить некоторые вещи, а внешний взгляд может помочь. В таком случае это взаимодействие чудесное. Но подобное случается редко.

— Вы можете сказать, что нашли своего режиссера, — не важно, в кино, в театре. Вот Галина Борисовна была вашим режиссером. А сейчас?

— Репетиционные процессы бывают разными, ты можешь находиться в конфликте с режиссером, но в итоге получается прекрасный продукт. Я мучительно выпускала спектакль «Осенняя соната»: мы конфликтовали с Мариной Мстиславовной Нееловой, я не знала, что делать, потому что ее вопросы меня обескураживали. Но именно благодаря этому и получилась моя роль Евы.

А другой репетиционный процесс может быть очень даже комфортным, но ты понимаешь, что от режиссера ничего не получил и все сделал сам, хотя эта работа, допустим, тоже сложилась. Самое прекрасное, конечно, когда вы с режиссером создаете роль совместно, когда понимаете друг друга с полуслова, идете в одну сторону.

Сейчас мы в «Современнике» репетируем спектакль «Это моя жизнь» по пьесе Фугарда «Здесь живут люди». Режиссер Гульназ Балпейсова — ученица уже ушедшего от нас невероятного режиссера Римаса Туминаса. Это второй ее спектакль в нашем театре. И это очень смелый и рискованный для меня эксперимент. Задача трудная, но чертовски интересная, и я получаю большое наслаждение от репетиций.

— Когда планируется премьера?

— 31 марта, в мой день рождения.

— А в театральные приметы вы верите?

— Нет, ни в какие не верю.

Интересный факт

Алена Бабенко пришла в «Современник» в 2008 году и всего лишь за три года набрала репертуар главных ролей в шести спектаклях, и все они очень разные. Например, в «Пигмалионе» она играет Элизу Дулиттл, а ее партнер — Сергей Маковецкий. «У меня с «Современником» складывается прекрасная история, мне даже сны невероятные про театр снятся», — говорит актриса.

Алена Бабенко
«Удержать в себе ребенка — вот это для меня является основным критерием счастья. Любознательного, любопытного, легкого, любящего ребенка»
Фото: Инна Кузнецова

— Уникальный человек. Даже на тексте роли не сидите, если он упал?

— Нет. Для себя я эти вещи отмела сразу, как только узнала об их существовании. Когда приехала в Севастополь на съемки фильма «Води­тель для Веры», в первый же день у меня в номере со стены сорвалось огромное зеркало и разбилось. В этот момент зашла ассистент по актерам и испуганно сказала: «Ой!» — на что я ответила: «Так, тихо. Никому не говори! Никто об этом не должен знать!» Мы убрали осколки и повесили новое зеркало, и впоследствии ничего страшного не произошло.

— Какими критериями определяется ваш личный уровень счастья?

— Я только что говорила, что у меня есть любимая фраза: «Стыдно быть несчастливым». У меня все есть: я сыта, одета, обута, у меня есть дом, ребенок, семья, любимая работа. Может быть, маловато путешествий, но это легко исправить… Счастливы мы все были в детстве, мне кажется. Удержать в себе ребенка — вот это для меня является основным критерием счастья. Любознательного, любопытного, легкого, любящего ребенка. У меня есть еще одна любимая цитата Марка Твена: «Не нужно гоняться за счастьем, нужно лечь на его пути».

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая