Французская прогулка «Современника»

В Марселе и Канне театр показал чеховские "Три сестры" и "Вишневый сад".
Татьяна Зайцева
|
07 Октября 2008
Антон Табаков, чей отдых в Канне совпал с гастролями театра, — один из самых желанных гостей на юбилее Сергея Гармаша
Антон Табаков, чей отдых в Канне совпал с гастролями театра, — один из самых желанных гостей на юбилее Сергея Гармаша
Фото: Елена Сухова

«Не знаю, как пройдут эти гастроли, — говорила Галина Волчек в Москве, напутствуя коллектив своего театра, отправляющийся в Марсель и Канн с двумя поставленными ею спектаклями из чеховского репертуара — «Три сестры» и «Вишневый сад». — Но обещаю одно: это будет приятная прогулка». «По-моему, обещание свое я выполнила — прогулка на самом деле оказалась приятной» — так на завершающем банкете, который проходил в одном из каннских ресторанов, резюмировала Галина Борисовна гастрольную поездку, приуроченную, кстати, к ее грядущему юбилею...

Однажды, когда Волчек сломала ногу, но невзирая на это продолжала приезжать в театр на репетиции, Валентин Гафт написал ей прямо на гипсе: «Сказать, как Галька дорога, нельзя ни словом, ни пером.

Фото: Елена Сухова

У Гальки сломана нога… Какой великий перелом!» Шутки шутками, но если их отбросить и иметь в виду переломы не физические, можно уверенно констатировать: то, что делает в жизни Галина Волчек, вполне подходит под обозначение «великий перелом». Ну а как иначе? Не ломал бы «Современник» вот уже более полувека стереотипов, не шел бы вразрез с закостеневшими традициями да мнением сверху, так и не был бы он сейчас самым аншлаговым театром, где плотность известных артистов на квадратный метр просто превышает допустимую норму.

Исполнители ролей в спектакле «Три сестры» за кулисами Каннского дворца фестивалей: Марина Александрова (Наташа), Иван Стебунов (Тузенбах), Игорь Кваша (Чебутыкин)
Исполнители ролей в спектакле «Три сестры» за кулисами Каннского дворца фестивалей: Марина Александрова (Наташа), Иван Стебунов (Тузенбах), Игорь Кваша (Чебутыкин)
Фото: Елена Сухова

Кстати, почти все они этаким «звездным десантом» и были недавно заброшены во Французскую Республику, дабы ознакомить местное население с современной трактовкой чеховской драматургии. И вот он опять — «великий перелом»: если поначалу, в Марселе, французский люд не очень активно потянулся в театр из России, то на последнем спектакле был взят реванш. «Вишневый сад» буквально принимали на ура, что во французском варианте звучало как «Trez bien! Parfaitement! Excellent!..» Да-а, Волчек умеет побеждать обстоятельства. Вот простой пример. Во Франции запрещено курить в общественных местах, а поскольку театр — место как раз публичное, то курение на сцене исключено категорически. А также — и об этом безапелляционно сообщил господин, отвечающий за противопожарную безопасность Каннского дворца фестивалей (в одном из залов которого, кстати, проходили гастроли), — на сценической площадке противопоказано что-либо поджигать.

В антракте. Режиссер спектакля Галина Волчек, Ольга Дроздова (Ольга) и Чулпан Хаматова (Маша)
В антракте. Режиссер спектакля Галина Волчек, Ольга Дроздова (Ольга) и Чулпан Хаматова (Маша)
Фото: Елена Сухова

Нестыковка в том, что в привезенных спектаклях герои постоянно курят, а в одной из сцен «Трех сестер» Кваша, играющий доктора Чебутыкина, по роли должен поджигать газету и бросать ее в таз с водой. И этот эпизод очень важен. Результат? Был найден нестандартный выход: обычные сигареты заменили срочно купленными электронными — не горящими, а только натурально имитирующими табакокурение с помощью ультразвука. Что же касается горящей бумаги, то со словами: «Наше дело — добиваться своего! Квашенок, покажи господину Филиппу, как это будет выглядеть» — Галина Борисовна устроила показательный эксперимент поджигания и тушения бумаги, а затем силой своего обаяния, подкрепленной даром убеждения, заставила-таки непоколебимого мсье Филиппа поверить в то, что гордость Канна — дворец, знаменитый своими кинофестивалями, останется целым и невредимым.

Чулпан Хаматова приехала в Канн всего на один день — сыграть в «Трех сестрах». С гримером Татьяной Шмыковой
Чулпан Хаматова приехала в Канн всего на один день — сыграть в «Трех сестрах». С гримером Татьяной Шмыковой
Фото: Елена Сухова

Что, к счастью, и произошло.

«Представляешь, здесь ходили Аль Пачино, Мэрил Стрип!..» — восхищенно шептала Марина Александрова своему мужу Ивану Стебунову. В свободное от работы время новоиспеченные супруги практически не отрывались друг от друга. Гуляли, наслаждаясь Французской Ривьерой, и наверняка благодарили судьбу за то, что она соединила их в «Современнике». «Я очень долго мечтала попасть именно в этот театр, — рассказывала Марина корреспонденту «7Д». — И когда пришла, было ощущение дежавю: все словно уже знакомо, какое-то свое. А Галина Борисовна стала по-настоящему близким человеком. Ей одной из первых я сообщила о том, что выхожу замуж за Ваню.

Молодые супруги Марина Александрова и Иван Стебунов
Молодые супруги Марина Александрова и Иван Стебунов
Фото: Елена Сухова
Елена Яковлева и Валерий Шальныхс сыном Денисом
Елена Яковлева и Валерий Шальныхс сыном Денисом
Фото: Елена Сухова

Сначала она жутко удивилась, а потом очень обрадовалась — абсолютно так, как может радоваться мама за свою дочь. Конечно же присутствовала на нашей свадьбе и, мне кажется, была безумно счастлива в тот день. Правда, поздравляя нас, как мама, не забывала и о том, что она — худрук, а потому многозначительно сказала: «С детьми не спешите!» Поэтому, когда поползли слухи о моей беременности, я тут же позвонила Галине Борисовне: «У меня все в порядке, я не беременна!» «Надеюсь, когда это произойдет, ты сообщишь мне об этом первой?» — спросила она. Я засмеялась: «Нет, сначала все-таки скажу мужу». Вообще участие Галины Волчек в семейных событиях своих подопечных — дело обычное. Они для нее — и об этом тысячи историй готов рассказать каждый человек, работающий в театре, — члены одной семьи. «С появлением на свет сына я убедилась в том, что Галина Борисовна просто потрясающая бабушка, — говорит Ольга Дроздова.

Галина Волчек и Валентин Гафт
Галина Волчек и Валентин Гафт
Фото: Елена Сухова

— Вот пришла она на день рождения Димы (Певцова. — Прим. ред.), который мы отмечали в ресторане. Так представляете, никак не могли вытащить ее за праздничный стол из отдельной комнатки, где находился Елисей. Она сидела там с ним, беседовала о чем-то, буквально растворилась в нем. И Елисей, как только ее увидел, заулыбался и тут же пошел к ней на руки, хотя тогда у него был период отчуждения от посторонних людей. Там была и Димкина мама, и моя, но складывалось впечатление, что Елисей — внук Галины Борисовны. Он и внешне оказался на нее похож — глаза такие же серо-голубые, цвет волос такой же, даже прически схожи. Я так и сказала: «Сын на вас похож больше, чем на нас с Димкой». Мне кажется, что когда-то, в прошлой жизни, мы с Галиной Борисовной были родственниками».

Так кажется практически всем «современниковцам». Чулпан Хаматова, например, вспомнила случай, когда привезла в театр свою недавно родившуюся дочку и на время репетиции отнесла ее в пустующий в тот момент кабинет Волчек. «Я знала, что Ася будет там тихонечко спать, но на всякий случай положила в коляску рацию, чтобы не пропустить момент пробуждения. И во время репетиции нам довелось прослушать диалог Галины Борисовны, зашедшей в свой кабинет, с трехмесячной малюткой. «Ну что, Ася, одна лежишь, бросила тебя мать, да? Может, ты есть хочешь? Скажи, не молчи. И где эта, твоя? Чего она там застряла? Сходить, позвать, что ли? Нет?» Она говорила с ней абсолютно так же, как разговаривала бы со мной или с любым другим взрослым человеком. Мы прекратили репетицию, сидели, слушали, восхищались и… просто умирали со смеху. Галина Борисовна — крайне чуткий человек: сенсорный, сентиментальный.

Предоставляя слово Валентину Гафту, Галина Волчек назвала его «великим и ужасным»
Предоставляя слово Валентину Гафту, Галина Волчек назвала его «великим и ужасным»
Фото: Елена Сухова

Не знаю, кто родил байки про то, что она жесткая? У нее просто голос низкий. А жесткости ее обычно хватает минуты на четыре».

Зная по слухам об атмосфере, царящей в «Современнике», молодые актеры в него просто рвутся. Да, именно это слово употребил Артур Смольянинов*, рассказывая о своем приходе в театр. «Я рвался сюда всю жизнь. Только тут мечтал работать». Помог в осуществлении мечты Сергей Гармаш. «Мы сдружились в свое время на съемках, он стал для меня учителем и человеком, проложившим дорогу в мой любимый театр… На встречу с Галиной Борисовной я шел на дрожащих ногах. Во время разговора с ней у меня от волнения тряслись руки. Мы поговорили около часа, после чего она сказала: «Я людей хорошо чувствую и вижу: ты — свой.

Проверку объема легких Гармаш прошел на отлично
Проверку объема легких Гармаш прошел на отлично
Фото: Елена Сухова

Введем тебя на Соленого в «Трех сестрах». При том, что видела меня первый раз, даже фильмы с моим участием не смотрела… Долго я не мог нормально репетировать — дико боялся Волчек. Когда она появлялась в зале, каменел. Но постепенно это прошло, и теперь мне с Галиной Борисовной очень легко. И главное, благодаря ей я попал в свою среду». Что Артур и подтвердил, организовав на заключительном банкете театрализованное поздравление Сергея Гармаша в связи с его 50-летием.

На самом деле юбилей прошел давно, 1 сентября, но в то время театр был в отпуске, и потому первую часть поздравления от коллектива актер принимал во время французских гастролей. Вторая предстоит в Москве после открытия театрального сезона. Но пока уже здесь, на Лазурном Берегу, труппа была ознакомлена с двумя поздравительными телеграммами — от президента Медведева и премьер-министра Путина.

Артур Смольянинов*: «Мы увидели этого человека в магазинчике Марселя. И решили  подарить его вам. Нам показалось, что он сможет вам сказать что-то очень важное...»
Артур Смольянинов*: «Мы увидели этого человека в магазинчике Марселя. И решили подарить его вам. Нам показалось, что он сможет вам сказать что-то очень важное...»
Фото: Елена Сухова

В криках «Браво!» почти затерялись шутливые слова Игоря Кваши: «Думал ли мальчик из сельского Херсона...» Но юбиляр их услышал и встал горой на защиту своей малой родины: «Это не село, а город, который основала Екатерина Великая и в котором похоронен князь Потемкин!» После вручения разнообразных подарков инициативу в руки взял Смольянинов. Со словами: «Серега, держись!» — Артур в компании группы артистов театра представил ими же сочиненную поэтическую композицию на музыку песни «Гоп-стоп». Завершалась она, с учетом купюр, предназначенных не для широкой аудитории, приблизительно так: «Гармаш, тебе и 35 не дашь. Гармаш, ты жизнь берешь на абордаж. В душе тебе всегда 15, ты большой ребенок, искренний и нежный, белый и пушистый, весь такой лучистый…

Ольга Дроздова
Ольга Дроздова
Фото: Елена Сухова

Ты не постареешь никогда!» Поэтическую эстафету подхватил Гафт, которого Волчек представила как «великого и ужасного». В его поздравительной шутке были и такие слова: «Ты Бельмондом вошел в отель, швейцары замерли в дверях, теперь в руках твоих портфель, а Канны у тебя в ногах. Ты стал красивей и умней, но, блин, смотри, не пей... Поздравить мы тебя хотели — живи, талантливо играй!.. Спиртного не носи в портфеле и рот шарфом не вытирай!» Переждав общий хохот и отсмеявшись сам, юбиляр сказал: «Спасибо вам за все, дорогие мои, родные! Вы не коллеги мои, а друзья! И «Современник» не просто театр, это мой дом, семья. Без одного года половина моей жизни прошла в нем. Разные были моменты. Бывало, я веселил театр, случалось, тряс его, будоражил, иногда даже оскорблял, но почему-то потом мог спокойно смотреть всем вам в глаза.

Перед гастролями в Канне Волчек пообещала, что эта поездка станет для всех приятной прогулкой. Марина Неелова
Перед гастролями в Канне Волчек пообещала, что эта поездка станет для всех приятной прогулкой. Марина Неелова
Фото: Елена Сухова
Сергей Гармаш: «Любая поездка с театром для меня не просто гастроли, а часть жизни». С женой Инной Тимофеевой, актрисой театра «Современник»
Сергей Гармаш: «Любая поездка с театром для меня не просто гастроли, а часть жизни». С женой Инной Тимофеевой, актрисой театра «Современник»
Фото: Елена Сухова

И не из-за того, что я такой бессовестный, а потому, что театр всегда прощал меня… Любая наша поездка для меня не просто гастроли, это — часть жизни. А эту я вообще никогда не забуду». «А сейчас проверим объем легких Гармаша», — заявил вдруг Смольянинов, предваряя внесение в зал торта с полсотней свечей. Юбиляр вдохнул всей грудью и… с одного раза задул все. После этого заключительного аккорда народ стал потихоньку разбредаться: кто постарше — в отель, отдохнуть перед утренним перелетом, кто помоложе — на ночную прогулку по городу, ведь ночью жизнь в Канне не замирает.

* Признаны иностранными агентами по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог