Лиза Арзамасова: «Про личную жизнь могу сказать одно: я счастлива»

«Это были самые счастливые и весна и лето в моей жизни», — говорит актриса.
Инна Фомина
|
26 Сентября 2020
Лиза Арзамасова. Фото
Лиза Арзамасова
Фото: Юрий Феклистов

«Мне очень стыдно так говорить, но это были самые счастливые и приятные весна и лето в моей жизни. Если бы не тревога за родных и близких, не плохие новости о заболевших, то я бы сказала: райское время», — признается актриса Лиза Арзамасова.

— Лиза, очень многим коронавирус нарушил планы. А вам?

— Ну, прежде всего, коронавирус не дал отпраздновать мой юбилей — 25 лет. Я собиралась отметить его на Новой сцене Дома актера на Арбате авторским спектаклем «ЧП» («Через постель»)…

— Это что, какое-то эротическое зрелище?!

— Нет. Это мой первый авторский моноспектакль, в котором через фантазии между снами и реальностью я общаюсь со зрителем — мы вместе смотрим сны. На сцене — кровать и я. Никаких других декораций, грима и прекрасных театральных костюмов. Такая «философская пижамная вечеринка». Мне самой казалось очень символичным и почти невероятным, что на 25-м году жизни я стала писать пьесы и ставить спектакли. Осмелилась говорить со сцены не словами из чужих пьес талантливых драматургов, а собственными. Я с детства писать любила больше, чем говорить. Всегда записывала какие-то фразы, ситуации. И все это легло в основу моего первого спектакля — «ЧП». В нем есть большая доля импровизации — все зависит от приглашенного гостя и от зрителей. Гости разные — актеры, певцы, и заранее они не анонсируются, так что зритель никогда не знает, кто появится на сцене. А я никогда не знаю, как будет развиваться действие! В прошлом году в «ЧП» приняли участие Родион Газманов и Петр Налич, Митя Хрусталев и Мариам Мерабова, Борис Грачевский и Настя Уколова, Лика Кристина Каширины, солистка «Геликон-оперы» Инна Звеняцкая. Иногда приглашаю целые компании: театр клоунады «Мир лиц», белорусский вокальный ансамбль «Чистый голос»... В общем, в «ЧП» всегда есть сюрпризы для публики. А в день юбилея их предполагалось особенно много. Готовились и мои друзья: подарки, шары, цветы, большой торт для зрителей. Я очень волновалась: как рассадить гостей?! Билеты разлетелись быстро, а еще захотели прийти мои друзья. Составляла списки, прикидывала, сколько приставных стульев понадобится. В общем, 17 марта 2020 года я ждала по-особенному — предвкушение праздника было до бабочек в животе. А 16 марта в шесть вечера мне позвонил Сан Саныч Жигалкин, директор Дома актера: «Лизочек, с завтрашнего дня представления во всех театрах отменяются». Ох...

Лиза Арзамасова с Мирославой Карпович, Анастасией Сиваевой, Дарьей Мельниковой и Михаилом Казаковым
«Мне и сейчас присылают мемы в Сети: «Хочешь хорошо сдать экзамены — возьми фото Гали». Как не любить такую роль, если незнакомые люди подходят и просят: «Можно вас обнять?» С Мирославой Карпович, Анастасией Сиваевой, Дарьей Мельниковой и Михаилом Казаковым в сериале «Папины дочки». 2011 г.
Фото: СТС

— Очень расстроились?

— Не успела, потому что надо было заново обзванивать гостей, артистов и все службы спектакля — сообщать про отмену мероприятия. Еще записала видео для зрителей, чтобы они успели сдать билеты. Сил не было на расстройство. Решила, что раз так случилось, проведу день юбилея с мамочкой и самыми близкими: пообедаем, я выдохну после предпраздничной суеты. И вот тут-то безо всяких ожиданий и организации начался самый настоящий День Рождения с чудесами и сюрпризами! Друзья и коллеги будто почувствовали, что сегодня нужно смело и без предупреждения звонить в дверь и это будет лучшим подарком для меня! Так это все здорово получилось: импровизированный ужин, веселая компания, неожиданные гости и песни под гитару до полуночи. Очень домашний и счастливый юбилей!

— Отмену одного спектакля еще можно пережить, но пауза потом затянулась на месяцы...

— Другие отмены я восприняла уже спокойно... Сначала «слетели» спектакли в Москве, гастроли в Берлине и в Праге. А потом стало понятно, что встала вся индустрия — и театр, и кино... Единственное, как можно было относиться к происходящему, — с терпением и пониманием, что это общая беда, проблема коснулась всех. Мы-то просто ждали, когда жизнь вернется в привычное русло, и волновались за здоровье близких и друзей, а вот врачам пришлось действительно тяжело. Они были на передовой, а у нас получился всего лишь перерыв в работе...

— Как вы провели неожиданные каникулы?

— Были грандиозные планы: и чему-то новому научиться, и продолжать писать пьесы, и порядок навести в пространстве вокруг себя. Но в результате все пошло «не по плану». С началом самоизоляции активизировались интернет-порталы. И вроде просили-то немного: «Запишите пятиминутное видео». Но надо же идею придумать, локацию выбрать, в порядок себя привести. В один прекрасный момент я обнаружила, что полдня снимаю для кого-то. И стала вежливо отказываться, оставив только то, что реально могло бы помочь людям. А потом, в середине карантина, я вдруг плавно ушла в домашнее хозяйство. Оказалось, нет ничего увлекательнее, чем делать что-то приятное близким — например, приготовить что-то вкусное.

— Кстати, не поправились на самоизоляции? Многие звезды на это жаловались.

Лиза Арзамасова с Еленой Валюшкиной, Артемом Крыловым и Владимиром Стержаковым
«Сначала «слетели» спектакли в Москве, гастроли в Берлине и в Праге. А потом стало понятно, что встала вся индустрия — и театр, и кино...» С Еленой Валюшкиной, Артемом Крыловым и Владимиром Стержаковым в фильме «Укрощение свекрови». 2019 г.
Фото: Kino-teatr.ru

— Нет. Может, потому, что было время и на грядках покопаться, и спортом позаниматься... На самоизоляции у меня вообще началось очень правильное, гармоничное существование. И в плане питания в том числе. На съемках обедаешь «кинокормом»: что дали, то и ешь. В театре или когда бегаешь по другим рабочим вопросам — вечные перекусы. А дома было замечательно: сам следишь за правильным рационом, за распорядком дня... Мне очень стыдно так говорить, но это были самые счастливые и приятные весна и лето в моей жизни. Если бы не тревога за родных и близких, не плохие новости о заболевших, то я бы сказала: райское время.

Единственный момент, когда пришлось попереживать, связан с моей собакой. Маруся — городская барышня, всю жизнь прожила на Покровке, а там какая природа? Она особо и не гуляла на улице, зимой так вообще на пару минут во двор выходила. А тут оказалась за городом. Поначалу ее и мошки, и птички раздражали, и скошенная трава лапки колола — Маруся отказывалась ходить по газону. А потом от запахов, от свежего воздуха моя старушка вдруг ожила и принялась изучать территорию. И так освоилась, что однажды прошмыгнула под ворота и убежала. Я в Москве по делам была, и Марусю пришлось искать моим домашним — и на речке, и в лесу, и по чужим дачам. В результате обнаружили ее аж у магазина, до которого мы пешком не ходим, на машине ездим — так далеко...

А остальное было просто прекрасно! Самоизоляция четко дала разобраться в собственном расписании. С детства я «дисциплинированный солдат». Надо — делаю. Всегда по привычке, как научили, куда-то бежала. Но тут я остро ощутила, что такой график можно и нужно менять. Даже задумалась: может, я по призванию домашняя клуша? Мне не скучно в домашней обстановке, всегда есть чем заняться. И никакая профессия для меня не важнее уютного семейного ужина. А потом карантин закончился, графики августа, сентября снова получились очень насыщенными. Но это потому, что сейчас в кино все немного опасаются новой волны заболевания и торопятся отснять материал в теплое время года. Съемочные группы начали работать одновременно, и самое непростое — свести в расписании разные проекты. А вот дальше хочу четко организовывать перерывы в работе. Чтобы была не пара выходных, а пара свободных месяцев — для родных, для себя, когда зависаешь дома в неге и гармонии.

— Лиза, сейчас много говорят о вашем романе со знаменитым фигуристом, организатором ледовых спектаклей и телешоу Ильей Авербухом. С одной стороны, это неожиданность, вы же люди разных профессий. С другой — вы с Авербухом знакомы десять лет, с тех пор, когда вы в паре с известным фигуристом Максимом Стависким выступали в телешоу «Лед и пламень» (и, к слову, заняли там второе место). Илья эту новость подтвердил. А почему вы держите эти отношения в секрете?

— Инесса, вы меня знаете с детства. Много ли личных историй вы от меня слышали? (Улыбается.) Да и есть большая разница между «держать в секрете» и просто что-то «не рассказывать». Для того чтобы рассказывать про личное, нужно, чтобы появилось желание. Когда оно появится, я обязательно с вами поделюсь. Или — мы поделимся. А пока с удивлением читаю, как перепечатывают слова неизвестных мне людей на эту тему разные недобросовестные издания. Знаете, сейчас такое время… Вот бывает, мне очень нужно, чтобы люди узнали о благотворительных мероприятиях, но сложно договориться с прессой о подробных публикациях. Мол, кому это может быть интересно? А про свадьбы-разводы-встречи-расставания напечатать все хотят. Я пока про личную жизнь могу сказать только одно: у меня все хорошо. Этим летом я счастлива...

Лиза Арзамасова с Нонной Гришаевой и Александром Нестеровым
С Нонной Гришаевой и Александром Нестеровым в фильме «Две диафрагмы». 2019 г.
Фото: Kino-teatr.ru

— Да, вы всегда такой были. Ведь знакомы мы и правда давно... Вы очень рано начали сниматься.

— В пять лет. Поэтому, когда готовилась к юбилею, друзья смеялись, что вместе с 25-летием заодно могу отметить 20-летие творческой деятельности.

— Сериал «Папины дочки», в котором вы снялись девочкой, был очень популярен… Вы рисковали после такой яркой роли остаться вечной Галиной Сергеевной. Некоторые актеры воспринимают такую ситуацию как настоящую драму.

— Я теперь только понимаю, что вовсе не стоит бояться таких стереотипов — ну и пусть бы осталась. А что плохого? Зритель может прийти в театр и посмотреть на меня — другую... Съемки «Папиных дочек» шли почти семь лет, я выросла на площадке. Сначала, конечно, хотелось дистанцироваться от роли, чтобы на улице люди называли меня не Галиной Сергеевной, а Лизой Арзамасовой. Прошло время, и Лиза стала более узнаваемой, чем «Галя». А ко мне все чаще подходят взрослые люди с совершенно замечательными словами: «Спасибо за детство». И я подумала: «Эй! Не надо ничего «преодолевать». Это совсем не проблема, а большая радость — иметь такую роль.

У многих артистов она так и не случается — вот прямо такая, чтобы все узнавали и помнили как имя артистки, так и имя персонажа. Быть «Шуриком» — достойно! Иногда такая роль выпадает в очень взрослом возрасте, а мне досталась в детстве. «Папины дочки» были добрым и остроумным материалом, который точно попал во время. За мой персонаж мне не стыдно — делала его от души, не боялась ни в детском, ни в подростковом возрасте штампа некрасивой и неуклюжей очкарика-зубрилки. Я смешила и подавала положительный пример. Первоклашек родители просили учиться «как Галина Сергеевна». И сейчас мне присылают мемы в Сети: «Хочешь хорошо сдать экзамены — возьми с собой фото Гали». Это классно! И как не любить такую роль, если незнакомые люди на улицах подходят и просят: «Можно вас обнять?» И я с радостью соглашаюсь. Кстати, самые «обнимательные» города, по моим наблюдениям, — Находка на Дальнем Востоке и город Резекне в Латвии.

Лиза Арзамасова
«В середине карантина я вдруг плавно ушла в домашнее хозяйство. Оказалось, нет ничего увлекательнее, чем делать что-то приятное близким»
Фото: Юрий Феклистов
Лиза Арзамасова с Артемом Крыловым
«Мне не скучно в домашней обстановке, всегда есть чем заняться. И никакая профессия для меня не важнее уютного семейного ужина» С Артемом Крыловым в фильме «Укрощение свекрови». 2019 г.
Фото: Kino-teatr.ru

— А еще популярная кинороль привлекает людей в театры, публике ведь хочется увидеть любимца «живьем». Вы в театре тоже рано начали играть?

— Да, я с восьми лет на профессиональной сцене, выступала и в антрепризах, и в спектаклях государственных театров. Первым спектаклем стал мюзикл «Энни» режиссера Нины Чусовой. Тогда мама просто отправила резюме, я пришла на кастинг и получила главную роль. А через три года уже вышла на сцену МХТ — в спектакле Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» сыграла девочку-Иисуса. В 14 лет стала Джульеттой в спектакле Сергея Алдонина в Театре Станиславского (а потом, кстати, озвучивала эту героиню в европейском фильме). В 15 сыграла Ивонну в Театре имени Вахтангова в спектакле Владимира Мирзоева...

— Может, такая успешная актерская судьба у вас оттого, что вы родились на «киношной» улице — Васильевской, где находится Дом кино...

— Ну, как раз это — чистая случайность... На самом деле я так и не начала считать себя частью актерской профессии. В 17 лет пошла учиться не на актерский, а на продюсерский факультет... Конечно, съемки дарят общение с интересными людьми и огромную радость, когда на площадке что-то получается. Еще кино научило терпению — и не только в бытовом плане. Но я не сражалась за профессию, не мечтала в сознательном возрасте поступить в театральный вуз, не думала, как выстроить карьеру. Просто в детстве захотела «попасть в телевизор». И это получилось благодаря тому, что родители меня тогда услышали — мама отвела на кастинг. А дальше все пошло по накатанной. В 99 процентах актерских судеб все наоборот: человек сначала долго мечтает о профессии, а потом ею занимается, а у меня — перевертыш какой-то. Главное, чему я научилась в кино, с детства наблюдая за взрослыми коллегами, — это что профессия не главное в жизни. Ею нельзя заниматься в ущерб близким людям.

— А какие самые трудные съемки были у вас за эти двадцать лет?

— Я не помню никаких «самых» — работаю и работаю. На площадках всякое бывает. Но съемки заканчиваются, и тут же переключаешься, забываешь. А уж физические нагрузки в кино вообще не вопрос. Большую часть моей жизни со мной на площадке была мама, которая помогала справиться с бытовыми проблемами. Скорее всего, «сложными» я назвала бы те съемки, которые идут легко, хорошо оплачиваются, но тебе совсем не нравится материал... Не всем же везет с очень хорошими проектами. Мне, конечно, хочется, чтобы у меня и во взрослом возрасте случился какой-то знаковый проект. Хотя после него, боюсь, я и совсем отключусь от профессии. (Смеется.) Мол, поработала 25 лет на съемочных площадках, даже что-то хорошее пару раз сделала — можно и на борщи переключиться.

— Пока не похоже, раз вы уже второй авторский спектакль ставите по своей собственной пьесе…

Лиза Арзамасова
«Бывает, очень нужно, чтобы люди узнали о благотворительных мероприятиях, но сложно договориться о публикациях. А про свадьбы-разводы-встречи-расставания напечатать все хотят»
Фото: Юрий Феклистов
Лиза Арзамасова
«Главное, чему я научилась в кино, с детства наблюдая за взрослыми коллегами, — это что профессия не главное в жизни. Ею нельзя заниматься в ущерб близким людям»
Фото: Юрий Феклистов

— Идея второй моей пьесы — «Кабы я была» — родилась из посещений домов престарелых. Это история жизни трех подруг, основанная на реальных событиях, о которых мне рассказала одна старая женщина. История о девочках, которые в войну прятались в подвале жилого дома, о том, как они взрослели и старели, как война повлияла на их судьбы.

— А ваши пьесы можно почитать? Вы их публикуете?

— Никогда не решалась что-то опубликовать. Зато за последний год выпустила два спектакля, и это для меня огромный шаг в новую жизнь. Сначала опробовала, как говорится, «на кошках», то есть на себе. Сделала моноспектакль. Думала: «Ну уж если провалюсь, то одна, не подставляя коллег-артистов». Дрожала страшно, это было так интимно, будто свои стихи впервые кому-то читаешь.

Когда же я поняла, что у меня есть свой зритель, увидела, что спектакль растаскивают в Сети на цитаты (а я читаю все отзывы на спектакли — мне важно, что у нас со зрителями есть обратная связь), у меня крылья выросли! И я написала и поставила пьесу уже с партнерами: в «Кабы я была» играю с замечательными Ма­риной Дюжевой, Ольгой Лапшиной и Филиппом Бледным (девять лет подряд мы были с ним на сцене Ромео и Джульеттой). Очень благодарна им за то, что они рискнули войти в эту историю, потому что, собственно, кто я такая? Зритель принял нас очень тепло. Спектакль «Кабы я была» задумывался как благотворительный — часть средств от него идет в фонд «Старость в радость».

— Многие звезды занимаются благотворительностью. Но почти все помогают детям. А ваш фонд занимается пожилыми людьми. Почему вы сделали такой выбор?

— Потому что одинокие старики — самые незащищенные люди. Никто не верит в их завтрашний день. А у стариков может быть «завтра»: если организовать хороший уход, у них впереди годы достойной жизни. Все мы знаем слова: «Дети — наше будущее», но никак не можем понять, что наше общее будущее — это старость. Однажды она со всеми случится, если, конечно, повезет дожить до преклонных лет. В домах престарелых живут люди, у которых были и работа, и дети, и здоровье, но однажды «что-то пошло не так». И я чувствую себя в правильном месте, когда мы с ребятами-волонтерами приезжаем в такие дома. Когда выступает Родя Газманов, наши старики ему подпевают, танцуют, радуются и обнимаются. Для них наш приезд — событие, а общение — на вес золота. Они нас всегда ждут. И им не важно, артисты мы или не артисты. Мы для них — люди, с которыми можно прожить счастливый день.

Лиза Арзамасова. Фото
Лиза Арзамасова

На этих встречах один жест, одно слово так прошибает, что запоминаешь на всю жизнь. После концерта мы идем по палатам к лежачим бабушкам и дедушкам: разговариваем, гостинцы дарим. В одной комнате, помню, были три бабушки — две веселые, общительные, а третья лежала с застывшим взглядом. Ее соседки сказали: «Она вообще не слышит». Мы попели с «активными» бабушками. А потом я подошла к кровати той, третьей, присела рядышком на корточки и начала петь ей прямо в ухо, близко-близко, почти щекой прижимаясь. Одну песню, вторую. Она лежит не шелохнется, с тем же взглядом «в потолок». Мы уходим, прощаемся со всеми. И вдруг я слышу от нее тихое: «Благодарю». Не «спасибо», а именно это красивое — «благодарю». И вот оно меня уже года три греет...

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая