Для тех, чья юность пришлась на нулевые, эта фраза звучит не как цитата из фильма о бандитских девяностых, а как саундтрек «Фабрики звезд». Для чего и для кого на канале ТНТ возродили шоу?
Студентами в общежитии МГУ мы радовались простым вещам: кроме вареной гречки — тому, что в холле есть телевизор, где вечером можно посмотреть «Фабрику звезд». Там мы впервые услышали хит Иры Тоневой и Павла Артемьева «Понимаешь». Теперь нам немного больше лет, но мы пересылаем друг другу видео, в котором бывшие «фабриканты» на юбилейном концерте поют: «А за окном весна, весна, понимаешь». Конечно, понимаем, и с ностальгией вспоминаем, какими были юные артисты, в которых особенно никто не верил. Наталья Подольская, Полина Гагарина, Юлия Савичева, Дмитрий Колдун, Тимати, Елена Темникова, Рита Дакота, Влад Соколовский. Да много кто еще. Удивительно, но все эти фамилии на слуху, не канули в безвестность, как бабочки-однодневки. Хотя по всем законам жанра это должно было случиться — они были героями момента. Но какого! Тогда Максим Фадеев показал всей стране, как он умеет из сырой глины лепить звезд. Шоу-бизнес застыл в недоумении: мы десятилетиями штурмовали эти горы, а тут какие-то выскочки за две-три недели покорили музыкальный олимп без блата, связей и больших денег. А что, так можно было?
«Не стану скрывать: оригинальная «Фабрика звезд» вызывала у меня смешанные эмоции, — вспоминает в интервью «7Д» Сергей Жуков, сейчас — наставник нового поколения «фабрикантов». — В «Руки Вверх!» мы много лет работали, чтобы добиться успеха. Наши хиты звучали на радио, нас показывали по телевизору, на концерты собирались толпы. Потом выходит первая «Фабрика…», и ее участники вмиг становятся дико популярны. Дальше конвейер: вторая, третья, четвертая… Каждый сезон появляются не один или два новых исполнителя, а десятки. Радиостанции уже не хотят брать наши новые песни, потому что у них разнарядка: крутить свежеиспеченных звезд. Все «Фабрики…» гастролируют по стране то отдельно, то сборными составами. Было ощущение, что для других артистов не осталось места в сердцах слушателей. Иногда мне даже казалось, что нет смысла самому заниматься музыкой».
И похожие эмоции переживали все признанные звезды — от Льва Лещенко и Ларисы Долиной до Богдана Титомира и Влада Сташевского. Вся страна хотела слушать и смотреть только «Фабрику...». Но прошло больше 20 лет, юные и свежие в начале нулевых, сегодня выпускники первых «Фабрик...» уже солидные отцы семейств, многодетные мамы. Да и телевидению многие который год пророчат преждевременную смерть в сетях интернета. Пришла ли пора «молодой шпаны», которая сотрет с лица земли звезд двухтысячных вместе с шоу, сделавшим их знаменитыми? Ведь сейчас даже 80-летние бабушки знают слово «гуглить», а новые музыкальные группы рождаются и становятся популярными без всякого участия программных директоров телеканалов.
Ответ — нет. И знаете почему? Есть такое понятие «шоу», и хорошо его делать на самом деле умеют не так много людей. Это не забавный ролик в видеоблоге, для него недостаточно милой мордашки и умения лихо материться. Нужны сотни профессионалов, тонны дорогой аппаратуры, художники и стилисты, профессиональные музыканты и звукорежиссеры — все те, кто в состоянии из подающей надежды девчонки сделать настоящую звезду сцены.
«Фабрика звезд» — наше ностальгическое возвращение в нулевые: бесстрашные как во дворах, так и на эстраде. Ушла в тень Ирина Дубцова, выскочила замуж за итальянца Сати Казанова, учит начинающих артистов Паша Артемьев, исчез с радаров Миша Гребенщиков. А «Фабрика...» — работает! И, будем надеяться, откроет для нас новых звезд, которые засияют ярче прежних.