«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд, фото
«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд
Фото: Кадр из фильма

«Выбор Фредерика Фитцелла»: незамеченная новинка кинопроката, которая заслуживает внимания

Метафизический триллер про фокусы сознания.
Иван Афанасьев
|
07 Июня 2021
2020
драма, фантастика
Режиссер Кристофер МакБрайд
Канада
IMDb5.9

Фредерик Фитцелл – обыкновенный парень лет тридцати, мечтающий стать художником, но работающий аналитиком в большой корпорации. Его девушка ждет от него предложения и мечтает завести детей, но его будто что-то останавливает. Однажды он сворачивает с привычного маршрута и натыкается на странного человека, несущего околесицу. Тогда же его посещают воспоминания из школьной поры, как он подружился со школьным хулиганом Себастьяном, что дал ему попробовать загадочный наркотик. В их компании была девушка – Синди, о которой он вообще ничего не помнит. Фредерик решает восстановить события прошлого и попадает в ловушку собственного разума.

«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд, фото
«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд
Фото: Кадр из фильма

Премьера «Образования Фредерика Фитцелла» (перевод оригинального названия) состоялась на кинофестивале в испанском Ситжесе, где любят сложное жанровое кино – там же, например, одновременно с ним побывал якутский «Иччи», фильм про торжество воображения над здравым смыслом. Режиссер Кристофер МакБрайд, до этого снявший мокьюментари «Заговор» о документалистах, раскрывших мировой заговор, очень любит рассуждения о том, что скрыто от глаз. В «Выборе Фредерика Фитцелла» он замахивается, ни много ни мало, на концепцию «Матрицы»: все вокруг не то, чем кажется. Получается неровно, но местами весьма любопытно.

«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд, фото
«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд
Фото: Кадр из фильма

Фильм использует структуру сна – вспоминается Линч, в частности «Малхолланд Драйв», и в особенности знаменитая сцена в кафе. Но потом фильм делает крен в сторону хоррора. Сюрреализм уступает место психоделике, и неудивительно, если в сюжете фигурирует вещество, меняющее восприятие времени (назовем это так, чтобы не спойлерить). Порой фильм пытается шокировать достаточно заезженными для такого кино средствами: внезапная смена кадров, фокусы со стробоскопией, скримеры. Но важно понимать, что «Выбор Фредерика Фитцелла» – кино не про страх, а, напротив, про смелость принятия законов мира, похожего на кошмар.

«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд, фото
«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд
Фото: Кадр из фильма

Все сценарные выверты нужны ему, чтобы, в конечном счете, рассказать убедительную историю о судьбе и автономии человеческого сознания. В своих выводах фильм уходит в метафизические, вневременные дали, проворачивая любопытные фокусы с привычной реальностью. Главный герой, молодой мужчина в кризисе среднего возраста – классический миллениал, чей запал растрачен впустую. Все, что он делает, как будто бы не взаправду, разваливается на части, как детская пирамидка без стержня. Настоящее, прошлое и будущее (а то и какое-то четвертое измерение) сплетаются в узел, который хочется назвать гордиевым.

«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд, фото
«Выбор Фредерика Фитцелла», реж. Кристофер МакБрайд
Фото: Кадр из фильма

Но, в конечном счете, внимательным зрителем ответы будут найдены. Фильм сбоит по части драматургии, нашпиговывая вторую половину фильма «фейковыми» кульминациями, которых можно насчитать до трех-четырех штук. Из-за этого к истинному эмоциональному пику подходишь слегка вымотанным и опустошенным, катарсис кажется слегка просроченным. Но можно сопоставить подобное ощущение с тем, что испытывает сам герой – разгадка своего предназначения тоже дается ему с трудом, зато после нее наступает какое-то удивительное облегчение за свою судьбу.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров