«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

«Солтберн»: как грубая пародия на «Талантливого мистера Рипли» покорила соцсети

Голый Барри Кеоган, «мертвый» Джейкоб Элорди и другие причины смотреть новый фильм Эмиральды Феннел.
Ксения Щетинина
|
20 Января 2024
2023
драма
Режиссер Эмиральд Феннел
Великобритания, США
IMDb7.0
Кинопоиск7.1
7.1

22 декабря состоялся цифровой релиз драмы «Солтберн». Это второй фильм Эмиральды Феннел как режиссера, которая четыре года назад сняла «Девушку, подающую надежду», драму о сексуальном насилии и мести. Первый фильм Феннел получил «Оскар», а вот второй не снискал успехов на фестивалях, зато стал настоящим трендом среди зумеров в соцсетях. Разбираемся, каким получился «Солтберн» и почему так зафорсился в сети. 

О чем?

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

2006 год. Неприметный скромник Оливер (Барри Кеоган) поступает в Оксфорд. Он не богат, не красив, не популярен, и вся его студенческая жизнь – череда скучных однообразных дней. По крайней мере, до тех пор, пока он не заводит дружбу с главным красавчиком кампуса Феликсом (Джейкоб Элорди). Парни совершенно разные, но моментально становятся лучшими друзьями и на каникулах вместе едут в семейное поместье Феликса Солтберн. Так Оливер попадает в родовое гнездо махровых британских аристократов, которые только и делают, что меняют наряды и предаются безделью. Красивая жизнь и ослепительная роскошь опьяняют Оливера, и он понимает, что готов пойти на многое, лишь бы остаться здесь. 

Из грязи в князи, Или неудачная пародия на Томаса Рипли 

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

Громкий режиссерский дебют Эмиральд Феннел случился в 2020 году с фильмом «Девушка, подающая надежды». Тогда Феннел попала в точку с острой темой фильма и даже отхватила «Оскар» за лучший сценарий. Естественно, фильм вызвал отзывы диаметрально противоположные: кто-то хвалил до хрипоты в голосе, кто-то – нещадно ругал. Так или иначе, за продолжением режиссерской карьеры Феннел стало очень любопытно наблюдать – что же будет дальше?

Второй фильм уже на уровне анонса вызывал благоговейный трепет. Актерский состав заставлял томно вздыхать, а сценарный талант Феннел обещал нечто как минимум увлекательное (напомним, кроме своего первого фильма она также выступала сценаристом сериала «Убивая Еву»). Что же получилось? 

«Солтберн» – очередная классовая сатира с элементами фарса о том, как нищий прохиндей присвоил себе чужое и был таков. История, мягко говоря, не впечатляет новизной. Зритель избалованный элегантным Томом Рипли или колоритными «Паразитами» вряд ли будет чем-то поражен. 

Но при всей своей вторичности фильм все же почему-то снискал популярность, особенно у молодой аудитории, запустив несколько трендов в социальных сетях (ищите по тэгу Saltburn). Есть, конечно, несколько очевидных причин для всеобщей любви: во-первых двухметровый красавец Элорди, который пышет жизнью и сексом (при этом ему даже делать ничего не нужно), и во-вторых, это идеальная картинка, каждый кадр словно специально скроен для соцсетей о красивой жизни. Добавим к этому плейлист середины 2000-х и вуаля! Хит готов. 

«Солтберн» фото
«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

Феннел словно предугадывает настроения и желания своего зрителя. Четыре года назад все были взбудоражены отголосками движения #MeToo, обвинения в изнасилованиях и домогательствах появлялись как грибы после дождя, насильников и абьюзеров отменяли одного за другим. И тут Феннел со своим фильмом-перевертышем, который начинался как ромком, а кончился как пронзительная социальная трагедия. Попадание было феноменальным не только содержательно: впечатляла и форма. Каждый кадр был выверен до мелочей и насыщен образами, которые придавали фильму дополнительную глубину.

Четыре года спустя, пережив пандемию, политические волнения во всем мире и бесчисленное количество новых социальных веяний, Феннел словно поняла – зритель устал заморачиваться, нужно развеяться. В этом случае нет ничего лучше, чем старый добрый эскапизм и теплое покрывало ностальгии. Она взяла тривиальную историю про волка в овечьей шкуре и перенесла нас в беззаботные двухтысячные. Воссоздав уютный вайб без соцсетей и смартфонов под музыкальные хиты того времени. Атмосфера получилась такой убедительной и цепляющей, что сюжет отошел на второй план. 

Форма победила содержание, но это не страшно 

«Солтберн»
Фото: Кадр из фильма

Да. Визуально фильм – просто радость для глаза. Феннел умеет продумывать все детали и выбирать фактуру. Старинное раскидистое английское поместье уже само по себе место живописное, кого туда не засунь – все смотрятся чудесно, не говоря об Элорди. Особенно эффектно на таком фоне выглядят контрасты. Многовековые стены, которые видели званые ужины аристократов, – теперь локация для костюмированной вечеринки, блесток и цветного освещения. 

Плюсом идет вызывающая любовь Феннел к экстремально крупным кадрам, когда речь идет о сексуальных сценах. Готовьтесь внимательно рассматривать гениталии героев и подглядывать за ними в самые интимные моменты.

Феннел не забыла про образность и символизм (главных помощниках эскаписта). Красавец Феликс с трогательными крыльями за спиной, распростертый в середине лабиринта – чем не Икар, павший жертвой своей же наивности? А Оливер с немного нелепыми оленьими рогами – вот он, то ли хитроумный сатир, то ли безжалостный минотавр, решайте сами. Таких подсказок по фильму разбросано много. Намного больше, чем реальных сюжетных поворотов. Если стряхнуть чары и трезво взглянуть на историю, то Оливер вовсе не выглядит злым гением. Уж до Тома Рипли ему точно далеко. Наш Оли действовал топорно и в лоб. Он не манипулирует никем, а просто убивает членов семейства Каттон одного за другим. Нет в этом ни элегантности, ни интриги. Но это не важно. Форма превзошла содержание, фильм удался. Оливер врет, пресмыкается, завидует, убивает, занимается сексом с могилой. И все же весь мир танцует вместе с ним.

Что ж. Танцевать голышом под Софи Эллис-Бекстор – не самый плохой способ провести время. А «Солтберн» – не самый плохой фильм для восхищения.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров