«Легенда о самбо» фото
«Легенда о самбо»
Фото: Кадр из фильма

«Легенда о самбо»: зрелищный псевдобайопик в стилистике авангардного комикса

Новый необычный жанровый микс от режиссера «Красного призрака».
Иван Афанасьев
|
16 Ноября 2023

1936-й год. В прошлом ветеран русско-японской войны, ныне сотрудник ЧК Виктор Спиридонов проникся искренней, идейной ненавистью к классовым врагам и всему, что приходит «из-за бугра». Большой фанат рукопашного боя, он, параллельно с борьбой с врагами родины, занимается разработкой собственной русской народной борьбы. Судьба сводит его с Василием Ощепковым, влюбленным в Японию мастером дзюдо, который занимается тем же, но без идеологических подвигов. Вместе они, то ставя друг другу палки в колеса, то сходясь на почве любви к общему делу, придумают самбо  самый известный и популярный вид единоборств в России. Тем временем в самой стране усиливаются гонения на инакомыслящих, а чекисты все активнее ищут внутренних врагов, зарабатывая звездочки на погоны.

«Легенда о самбо» фото
«Легенда о самбо»
Фото: Кадр из фильма

Когда я беседовал с режиссером «Красного призрака» Андреем Богатыревым (тогда «Легенда о самбо» была еще в разгаре съемок), он описывал фильм как, цитата, «и байопик, и боевик, и авторский фильм, и кинокомикс  все в одном». Звучало слишком диковинно, чтобы не вызвать долю скепсиса, несмотря на очевидный талант Андрея делать эффектное и по-западному сложенное авторское кино. Так вот, неожиданно его обещания не разошлись с реальностью. Это действительно сумасбродный микс жанров и стилей, который смотрится не всегда однородно, зато крайне самобытно, интересно, а главное  с глубиной. Хотя можно было просто сделать еще одну «Легенду №17» и не париться. Но получилась другая легенда, настоящая (вот такой вот парадокс).

«Легенда о самбо»
Фото: Кадр из фильма

Самое ценное в «Легенде о самбо», что фильм и не пытается казаться настоящим байопиком: как известно, истинный создатель самообороны без оружия так и не был установлен. Вместо этого получилась бурная фантазия о мечтателях, одержимых идеей сделать нечто выдающееся, прорывное и оригинальное. Представьте себе «Социальную сеть» Финчера, но с большим количеством рукопашных схваток и снятую в стилистике советского конструктивизма, а героев фильма  как настоящих Героев с большой буквы, почти что с приставкой «супер-». Вот это и будет «Легенда о самбо»: фильм о большой мечте, снятый такими же мечтателями. И пусть получившееся произведение не без изъянов, оно делает главное: производит впечатление.

«Легенда о самбо» фото
«Легенда о самбо»
Фото: Кадр из фильма

До самого конца сидишь, боясь лишний раз моргнуть: концентрация событий невероятно высокая. Создателям удалось снять еще и зрелищное кино, с отлично поставленными боевыми сценами (а как иначе в фильме про самбо?), здорово ломающее стереотипы. Например, «русский немец» (вернее, австриец) Вольфганг Черни наконец-то не играет стереотипного фрица, более того  играет русского. Инклюзия в чистом виде! И тем удивительнее, как в чистый жанр удалось даже вписать, простите, «месседж»: в условиях несвободы, конечно, может родиться что-то великое и хорошее (присутствие в сюжете хитромордого чекиста в исполнении Алексея Шевченкова дает фильму интересный образ злодея, прикидывающегося просто антигероем).

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров