«Такси»: с чего началась знаменитая франшиза

К 25-летию серии фильмов «Такси» вспоминаем первую часть «скоростной» франшизы.
Святослав Бирючин
|
04 апреля 2023
«Такси» (1998) фото
«Такси» (1998)
Фото: Кадр из фильма

Серия комедийных боевиков «Такси» (1998-2018), запущенная в конце девяностых Люком Бессоном, известна как один из наиболее коммерчески успешных и популярных за рубежом проектов французского киномейнстрима. И хотя сам Бессон, в послужном списке которого к моменту стартовых съемок уже значились «Никита» (1990), «Леон» (1994) и «Пятый элемент» (1997), как режиссер не поставил ни одной части франшизы, в качестве продюсера и сценариста он поучаствовал почти во всех и справедливо ассоциируется с «Такси» как идейный вдохновитель и главный автор. Мы решили вспомнить первый фильм (1998) знаменитой серии, которому в этом году исполняется 25 лет, и поразмыслить о том, чем он примечателен.

По сюжету, Даниэль Моралес, доставщик пиццы в солнечном Марселе, после шести лет работы курьером пересаживается с двух колес мотоцикла на четыре автомобильных и устраивается водителем в такси. Любитель быстрой езды и не самый большой сторонник правил дорожного движения, парень вскоре попадается в лапы полиции, а той позарез нужен умелый шофер из народа, знающий город как свои пять пальцев. Дело в том, что в Марселе орудует неуловимая банда грабителей, обчищающих местные банки, а потому копы делают Даниэлю, не горящему желанием сотрудничать с легавыми и относящемуся к ним с очевидной неприязнью, предложение, от которого невозможно отказаться.

«Такси» (1998) фото
«Такси» (1998)
Фото: Кадр из фильма

Сценарная модель, где маленький человек, сам того не желая, вынужден помогать государству в деле высокой важности, знакома зрителям по многим фильмам, в том числе – советским. На ней построены «Бриллиантовая рука» (1968) и «Джентльмены удачи» (1971): в этих сюжетах обывателям волею судьбы приходится содействовать правоохранительным органам в поимке преступников, подставляясь под удар. Правда, от добропорядочных героев Юрия Никулина и Евгения Леонова персонажа Сами Насери отличает тот факт, что полиция берет его в оборот вовсе не по случайному стечению обстоятельств, но потому, что тот неоднократно и вполне сознательно нарушал закон, проще говоря – сам напросился и не оставил себе иного выхода.

Прочие попытки вписать «Такси» в исторический киноконтекст неминуемо наталкивают на сравнение с отвязными фильмами Нового Голливуда наподобие «Беспечного ездока» (1969), «Двухполосного шоссе» (1971) и «Угнать за 60 секунд» (1974), а также с мрачными криминальными лентами, в центре которых – человек за рулем. От неонуарных триллеров вроде «Таксиста» (1976), «Водителя» (1978), «Соучастника» (2004) и «Драйва» (2011), где автомобильный мотив также один из центральных, французская картина отличается как минимум уютным антуражем, легким характером повествования и жизнеутверждающим посылом. Кроме того, беспечный лихач Даниэль, по счастью, связывается не с плохими парнями, но с хорошими: пусть и нехотя, воюет (точнее – водит) на стороне света и на благо общества.

«Такси» (1998) фото
«Такси» (1998)
Фото: Кадр из фильма

Сочетая элементы боевика, детектива, комедии положений и ромкома, творение Бессона едва ли не в первую очередь представляет собой бадди-муви («приятельский фильм») – кино о тандеме мужчин, чья дружба с развитием истории эволюционирует, а нелегкая работа – одна на двоих. Наследуя традиции полицейских хитов прошлого а-ля «Старски и Хатч» (1975-1979) или «Смертельное оружие» (1987-1998), «Такси» примечательно тем, что ведущую роль в его импровизированном дуэте, занятом ловлей преступников, играет вовсе не квалифицированный коп и легитимный участник расследования, а попавшийся шофер, вынужденно сотрудничающий с органами правопорядка в качестве «должника-заложника». Иными словами, тот, кому надлежит быть первой скрипкой и примером профессионализма, на поверку оказывается ведомым дилетантом – и наоборот. Для инспектора Эмильена, жуткого растяпы, неудачника и маменькиного сынка, поимка нашумевшей банды – отличный шанс продвинуться по службе и завоевать расположение сексапильной коллеги, с насмешкой игнорирующей его знаки внимания. И поскольку он совсем не умеет водить, ничего не смыслит в машинном деле и регулярно попадает из-за этого впросак, инициативу в свои руки ожидаемо берет Даниэль, марсельский шумахер и автомобильный Шерлок Холмс.

Впрочем, форменным простофилей создатели «Такси» выставляют не только Эмильена. Строго говоря, все его коллеги во главе с харизматичным, но совершенно некомпетентным комиссаром Жибером (любителем давать звучные названия операциям, которые не в состоянии довести до ума), суть олухи и лопухи, из раза в раз упускающие преступников и садящиеся в лужу. Крайне показателен абсурдный эпизод: вооруженный полицейский отряд, дежуря в засаде, с энтузиазмом обстреливает машину министра внутренних дел, по ошибке приняв ее за авто грабителей. Изображение сотрудников правопорядка как суетливых и самодовольных кретинов не ново для французского кино: зрителям постарше памятны сколь эксцентричные, столь и бестолковые недотепы в исполнении великого Луи де Фюнеса, будь то комиссар Жюв из классической трилогии Андре Юнебеля о Фантомасе (1964-1967) или жандарм Крюшо из комедийной серии фильмов Жана Жиро (1964-1982).

«Такси» (1998) фото
«Такси» (1998)
Фото: Кадр из фильма

Вероятно, ключевой для понимания «Такси» является сцена, где Даниэль, дни напролет проводящий за рулем и ночующий в гараже, в сердцах заявляет Эмильену: «Если я сегодня потеряю машину, завтра умру». Восприятие мира, в котором авто приравнивается к жизни, дорога – к свободе, а скорость – к полноте ощущений, характерно не только для молодых лихачей из далекого Марселя. Разве и мы не сталкивались с подобным в родных широтах – среди близких, соседей, школьных приятелей или коллег по работе? Гипертрофированная любовь к четырехколесному коню актуальна для целых поколений заядлых автомобилистов – от пенсионеров-любителей, охотно пропадающих в кооперативных гаражах, до профессиональных дальнобойщиков, проводящих за баранкой значительную часть своего земного пути. Не каждый из них умелый гонщик и фанат быстрой езды, но отними у такого человека руль, и что с ним станется?.. Для людей вроде них лишение водительских прав или расставание с «ласточкой» смерти подобно, нередко – в буквальном смысле. Визуальная эффектность «Такси», воспевающего королей дороги и их мастерство в формате экшн-шоу, вызывает у данной аудитории потаенный азарт, смесь эстетического удовольствия и белой зависти: «Эх, если б и я так мог…»

Отсюда прямо вытекает еще одна тема картины – дерзость. Довольно скоро выясняется, что банда грабителей, поставившая на уши марсельскую полицию, вовсе не здешняя и даже не из соседнего городка, но… из Германии. И пусть злодеи-иностранцы изображены откровенно карикатурно, а на экране, несмотря на обилие перестрелок, нет ни крови, ни убийств, линию национального реванша, отсылающего к событиям Второй мировой, трудно не заметить. Немцы-разбойники внаглую обчищают один французский банк за другим, их «мерседесы», бесцеремонно заехав в чужую страну, демонстративно бросают перчатку местным «пежо» и инициируют битву двух автопромов, а подоплека избитого конфликта – правоохранители vs преступники – приобретает характер международного соревнования, принимающего в кульминации форму адреналиновой погони, напоминающей знаменитый финал «Французского связного» (1971). По сути, Даниэль отвечает оппонентам дерзостью (вызывающая гонка) на дерзость (вызывающие грабежи). И если фраера в известной поговорке губит жадность, то бессоновских фрицев – азарт, сопряженный с честолюбием, не учитывающим, что сопернику дома и стены (читай: дороги) помогают.

«Такси» (1998) фото
«Такси» (1998)
Фото: Кадр из фильма

К тому же не стоит забывать о происхождении Петры – той самой неприступной коллеги Эмильена, похожей по типажу на рослую блондинистую героиню Бриджит Нельсен из комедийного боевика эпохи видеосалонов «Полицейский из Беверли-Хиллз 2» (1987). Как ни смешно, но для марсельского инспектора обе сюжетные цели в конечном счете сводятся к символической победе над Германией: немцев за решетку, немку – на кушетку. Тем временем босс Эмильена комиссар Жибер по долгу службы вынужден всячески камуфлировать свое насквозь расистское нутро и не слишком преуспевает.

Наряду с ксенофобией, пусть и смягченной шуточным исполнением (корейцы здесь тоже выставлены не в лучшем свете), франшизе Бессона можно припомнить и романтизацию дорожных лихачей. Сколько жизней унесли такие беспредельщики в разные годы в разных странах мира, вряд ли получится сосчитать. Учитывая, что самым виртуозным водителем в разыгранной истории становится парень без прав, плюющий на соблюдение ПДД, «Такси» определенно относится к разряду картин, перед показом которых блюстители порядка, будь у них возможность, охотно обязали бы кинопрокатчиков демонстрировать на экране огромное предупреждение по типу: «Все показанные в фильме трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить их самостоятельно». В этом смысле короткое откровение Даниэля об отце, оказавшемся в инвалидном кресле в результате автокатастрофы, не слишком спасает положение на фоне остального действа. Тем не менее финал, в котором главному герою выпадает шанс поучаствовать в настоящих гонках, где выжимать из мотора максимум не воспрещается и случайных пешеходов на трассе нет, иллюстрирует итоговую мораль картины: как бы ты ни был хорош, не нарушай закон и воплощай свои мечты в легальном поле.

События на видео
На полпути к диабету
Как понять, что «сахарный» диагноз близко и избежать его



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая