«День сурка» (1993) фото
«День сурка» (1993)
Фото: Кадр из фильма

«День сурка»: когда название фильма уходит в народ

Разбираемся в поучительной голливудской истории, где один обычный день превращается в изнурительную вечность.
Святослав Бирючин
|
03 Февраля 2023
1993
комедия, фэнтези, мелодрама
Режиссер Харольд Рэмис
США
IMDb8.0
Кинопоиск8.1
8.1

В феврале этого года 30-летний юбилей отмечает классическая комедия Гарольда Рамиса «День сурка» (1993). Включенная в Национальный реестр фильмов США лишь во второй половине 2000-х, в свое время картина получила смешанные отзывы критиков и оказалась обделена номинациями на «Оскар», что не помешало ей снискать популярность среди зрителей и обрести культовый статус. Хрестоматийная завязка ленты, пожалуй, известна даже тем, кто ее не видел: ведущий прогноза погоды на американском региональном телеканале в очередной раз отправляется в близлежащий провинциальный городок, чтобы провести традиционный репортаж о том, как тамошние жители с энтузиазмом отмечают День сурка – сколь странный, столь и забавный народный праздник, уходящий корнями в древние западноевропейские поверья. Дежурно отработав редакционное задание, Фил Коннорс (так зовут главного героя в исполнении Билла Мюррея) из-за превратностей погоды не может оперативно вернуться домой и нехотя остается на ночлег в Панксатоуни (том самом городке), а наутро просыпается… в предыдущем дне, Дне сурка, который вынужден прожить снова. А потом снова. И снова. И снова.

Одна из особенностей фильма состоит в том, что к финальным титрам мы так и не узнаем о происхождении ключевого сюжетного твиста. Выстроив причудливое повествование вокруг фантастического допущения, авторы не раскроют его природу (Sci-fi? мистика? фэнтези?) и не подскажут, почему Фил застревает в Панксатоуни именно в этой командировке, а не, скажем, в предыдущей или следующей. Впрочем, последнее обстоятельство косвенно объясняется появлением в съемочной бригаде новенькой Риты – женщины, которая навсегда изменит будущее протагониста. К слову, о нем.

«День сурка» (1993) фото
«День сурка» (1993)
Фото: Кадр из фильма

Преисполненный чувства собственной важности и уставший от опостылевшей работы, не соответствующей уровню его амбиций, в начале истории герой Мюррея предстает на экране токсичным чванливым циником, разочаровавшимся в жизни. Характеристики временн?й петли, в которую он попадает (сочетание ненавистных ему места и времени – Панксатоуни в День сурка), свидетельствуют о том, что провидение наказывает Коннорса (как минимум за два смертных греха – гордыню и уныние) и намерено преподать ему урок. Если страну после предсказания грызуна-синоптика ждут шесть недель зимы, то Фила – целая вечность или, если угодно, бессчетное количество мини-жизней в виде одного повторяющегося дня.

По аналогии с романом воспитания картину Рамиса смело можно назвать фильмом воспитания – точнее, перевоспитания. Нравственного перевоспитания взрослого, вполне сформировавшегося человека – мизантропа и эгоиста (Мюррей, кстати, ранее сыграл похожую роль в комедии Ричарда Доннера «Новая рождественская сказка»). Оказавшись запертым во времени и пространстве и быстро пройдя стадию недоумения, поначалу Фил принимает происходящее за неизведанный психический недуг, а, когда врачи ожидаемо оказываются бессильны, всерьез принимается за прохождение невероятного квеста. Окружающие его люди превращаются в подобие NPC («неигровых персонажей» компьютерной игры), а сам он – в игрока, раз за разом пытающегося пройти «миссию» по выходу из временн?й петли, чтобы все же «прорваться» в 3-е февраля и снять проклятие. 

Экранный Панксатоуни (в его роли выступил реальный Вудсток) в этом смысле стал для авторов идеальным местом действия – где, как не в маленьком городке, где все друг друга знают и мир тесен до неприличия, лучше всего визуализировать идею бесконечной повторяемости, однообразности и предсказуемости жизни? По ходу развития повествования базовые события этой «игры» (звук радиобудильника, утреннее пробуждение, диалоги в гостинице с упитанным соседом и пожилой хозяйкой, уличные встречи с бездомным, просящим милостыню, надоедливым страховым агентом Нэдом и пр.) монтируются все короче, а события, спровоцированные Филом, претерпевают все больше изменений. 

«День сурка» (1993) фото
«День сурка» (1993)
Фото: Кадр из фильма

Сценарий Дэнни Рубина и Гарольда Рамиса делится на четкие тематические блоки, в каждом из которых герой пытается выполнить «миссию» по-разному. Так, спросив совета у случайных собутыльников, Фил вдруг осознает, что у его поступков в Панксатоуни нет ровным счетом никаких последствий, что автоматически освобождает от ответственности за несоблюдение общепринятых правил. При таком рассмотрении он воспринимает свое уникальное положение не как крест, но как простор для реализации потаенных желаний, преимущественно – греховных (чревоугодие, прелюбодеяние, алчность). Перефразируя на особый лад ключевую мысль философии Ивана Карамазова – «если завтра нет, то все позволено», герой упивается гедонизмом, развлекается на всю катушку.

Однако любой запретный плод, перестав быть недозволенным, быстро приедается, а потому в следующем сценарном блоке у Фила новая цель – сердце Риты. Не слишком высокие нравственные стандарты и привилегированное положение местного «всезнайки» сводят его ухажерский инструментарий к читерству. Персонаж Мюррея пользуется тем, что проживает каждый следующий День сурка с сохраненной памятью о его предыдущих версиях, тогда как окружающим подобная опция недоступна – они раз за разом встречают 2-е февраля заново, с чистого листа. И поскольку Фил понятия не имеет, когда выпутается из временн?й петли (и произойдет ли это вообще), он использует свое положение для рукотворного построения различных сценариев собственного будущего, стремясь найти оптимальный. В случае с Ритой он день за днем пытается искусственно «подогнать» себя под идеальную версию ее мужчины, точечно меняя мельчайшие поступки, реплики и детали поведения в зависимости от реакций девушки, полученных ранее. По сути, Коннорс – один из немногих персонажей в истории кинематографа, собственноручно режиссирующих свою экранную жизнь внутри художественного фильма.

«День сурка» (1993) фото
«День сурка» (1993)
Фото: Кадр из фильма

Поскольку завтра для Фила все никак не наступает, его старания оказываются напрасны. Временна?я петля превращается в палку о двух концах, позволяющую человеку стать вершителем судьбы, но не более чем в масштабе одного дня. Скучное времяпрепровождение с местными пенсионерами, насилие над ненавистным будильником, похищение сурка-тезки как главного «виновника» всех бед (да-да, пушистого коллегу Фила, по сюжету, зовут точно так же!), отчаянные суициды на любой вкус – ошибочные пути приводят к ошибочным результатам вроде депрессии и мысли о своем божественном происхождении. Для выхода персонажа из штопора и плена губительных иллюзий важнейшей оказывается линия с умирающим бездомным стариком, демонстрирующая протагонисту истинный предел его возможностей.

Перепробовав все мыслимые и немыслимые модели поведения, Фил наконец находит единственно верную. Гордыня, жадность, гнев, уныние, лень – прозревший герой Мюррея отвергает каждый из присущих прежнему себе грехов, обращаясь к подлинным добродетелям, главная из которых – служение ближним. Впрочем, ирония сценария спрятана в том, что судьба не оставляет Филу иного выбора кроме того, как полюбить окружающих. По существу, фантастическое заключение Фила в Панксатоуни сродни необъявленному тюремному сроку: арестант заперт во временн?й клетке размером с маленький город, а перевоспитание состоит в принуждении к доброте, к которой в конечном счете – путем проб и ошибок – герой должен прийти сам, без помощи союзников и подсказок мудрых наставников. Доброте бессмысленной, иррациональной, тщетной (в духе концепции лагерного юродивого Иконникова из гроссмановской «Жизни и судьбы»), ведь все благие дела Фила обнуляются каждое утро, равно как и благодарная память тех, кому он помог. В этом блоке истории персонаж Мюррея – ангел-хранитель Панксатоуни, сколь всемогущий, столь и бескорыстный супергерой, занимающийся сизифовым трудом.

«День сурка» (1993) фото
«День сурка» (1993)
Фото: Кадр из фильма

Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Любое из этих прочтений будет справедливо отнести к творению Рамиса, сочетающему в себе жанровые черты сказки, мелодрамы и ромкома, а, кроме того, заочно вступающему в дискуссию с нехитрой философией пикапа. В «Дне сурка» успеха добивается не назойливый похотливый самец, сознательно подстраивающийся под стереотипно понятые ожидания женщин и не дающий последним прохода, но развитая самодостаточная личность, вызывающая интерес противоположного пола своими поступками и харизмой, причем не в порядке самоцели, но в качестве приятного бонуса. 

Для зрителей фильма таким бонусом становится лаконичная и остроумная режиссура, подарившая публике как минимум несколько совершенно уморительных сцен и, пожалуй, одну из самых нелепых погонь в истории кино. Отдельного респекта заслуживает простой, но чрезвычайно уместный опенинг: пущенное в ускорении движение облаков заявляет одновременно две темы – метеорологии (сфера телевизионной экспертизы Фила) и повседневности жизни, незаметно проходящей день за днем. Нетривиальная разработка второй темы и превратила название картины в крылатое выражение – синоним рутины, тоскливого дежавю, монотонного существования без перемен и перспектив. Миллионы людей по всему миру до сих пор живут в сплошном Дне сурка, лишенном – в отличие от сюжета ленты – сказочных чудес и хэппи-энда. Житейский посыл авторов прозрачен: не допускайте этого. Такого шанса, как у Фила Коннорса, у вас, очевидно, не будет.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров