Психология цвета в кино: как визуал создает настроение при просмотре

Проанализировали, какую роль в восприятии фильма играет цвет и какие оттенки режиссеры используют чаще всего.
Марина Яковлева
|
07 Апреля 2023
кадр из фильма «Отель «Гранд Будапешт», 2014 фото
«Отель «Гранд Будапешт», 2014
Фото: кадр из фильма

Новый сериал «Актрисы» режиссера Федора Бондарчука, который он снял по сценарию своей супруги Паулины Андреевой, — это ироничная драма о закулисье московского театра. Важным инструментом для передачи эмоций и смыслов в сериале стал цвет, который усиливает разницу между внешним блеском и неприятной изнанкой актерской профессии.

Решили выяснить, как еще цвет используется в кинематографе, какие ощущения вызывает у зрителей тот или иной оттенок и на что опираются режиссеры при подборе палитры для фильмов.

Эпоха черно-белого кино

Попытки использовать цвет предпринимались кинематографистами еще во времена черно-белого кино. Правда, технические возможности для этого были сильно ограничены. Одним из самых первых и доступных методов окраски кадра был метод тонирования: пленку опускали в краску, в результате чего она приобретала нужный оттенок. Такой прием позволял сделать картинку декоративнее и усилить сюжет. Так, красный цвет использовался для кадров со стихийными бедствиями, а зеленый — для рассказа о фантастических событиях.

кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса», 1921 фото
«Носферату, симфония ужаса», 1921
Фото: кадр из фильма

С помощью тонирования кинематографисты также могли обозначить смену дня и ночи. Так поступил, например, режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау. В 1921 году он выпустил «Носферату» — культовый немой фильм ужасов про вампира — графа Орлока, прообразом которого стал Дракула. Из-за использования в тот период низкочувствительной пленки снимать картины можно было только при ярком свете. Однако это не позволяло передать главную особенность сюжета: вампиры не переносят солнце и могут существовать только в темноте. Чтобы выделить время действия, Мурнау придал сценам ночной жизни сине-зеленый оттенок.

Чаще всего картины тонировались в синие, желтые, красные оттенки, либо оттенки сепии. Яркий пример — триллер Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920) с Фридрихом Фехером в главной роли. Большинство его сцен имеют янтарный оттенок.

кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари», 1920 фото
«Кабинет доктора Калигари», 1920
Фото: кадр из фильма

Постепенно в кинематографе стали раскрашивать не только сцены, но и отдельные кадры и даже предметы. Делалось это вручную и требовало долгой кропотливой работы, но полученный эффект оправдывал такие затраты.

В 1926 году на экраны вышел «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Немой фильм о революционном восстании на одном из броненосцев Черноморского флота стал признанным шедевром кинематографа и завоевал весь мир. Настоящий фурор у зрителей вызвал момент, когда в череде черно-белых сцен на мачте «Потемкина» вдруг взвился ярко-красный флаг — главный символ революционной борьбы. Чтобы добиться нужного оттенка, создатели картины использовался при съемке полотно белого цвета, и уже поверх пленки нанесли красные чернила — для этого пришлось раскрасить 108 кадров.

кадр из фильма «Броненосец Потемкин», 1925 фото
«Броненосец Потемкин», 1925
Фото: кадр из фильма

Позже этот прием — с подкрашиванием отдельных элементов — будет неоднократно использоваться режиссерами, в том числе в современном кино. В «Городе грехов», снятом в 2005 году звездной троицей режиссеров — Фрэнком Миллером, Робертом Родригесом и Квентином Тарантино, основой служит контрастный черно-белый фон. В то же время отдельные персонажи и предметы выделены цветом. Это позволяет сделать акцент на некоторых сценах «Города грехов».

кадр из фильма «Город грехов», 2005 фото
«Город грехов», 2005
Фото: кадр из фильма

Психология цвета

С точки зрения психологии цвет несет определенное воздействие на зрителя. Например, использование розовых оттенков в фильмах создает ощущение нежности и инфантильности. В то же время, если выделить этим цветом отрицательного персонажа — за счет одежды, цвета волос или дизайна интерьера — то на контрасте качества героя станут еще более зловещими (достаточно вспомнить заместителя министра магии Долорес Амбридж из фильмов о Гарри Поттере).

Интересно, что чем безумнее Амбридж в своей власти, тем насыщеннее становится ее розовая одежда. Ближе к концу «Ордена Феникса» мы и вовсе наблюдаем ее в цвете фуксии.

кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007 фото
«Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007
Фото: кадр из фильма
кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007 фото
«Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007
Фото: кадр из фильма

Влияние цвета на психологию не могли обойти стороной режиссеры. Некоторые из них обращаются к определенным оттенкам так часто, что начинают с ними ассоциироваться. Например, мастер готики Тим Бертон отдает предпочтение черному, что вполне отвечает духу его творчества и мрачной философии фильмов.

Одним из любимых цветов Дэвида Линча является синий, что наиболее отчетливо прослеживается в фильме «Синий бархат». В кинематографе этот цвет часто сопровождает одиноких, загадочных и немного странных героев — именно такие персонажи наполняют мир режиссера.

кадр из фильма «Синий бархат», 1986 фото
«Синий бархат», 1986
Фото: кадр из фильма

В творчестве другого режиссера с узнаваемым кинематографическим стилем — Уэса Андерсона — доминирующим цветом часто становится желтый. В числе таких фильмов, например, «Королевство полной луны», «Семейка Тененбаум» и «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники». Желтый цвет помогает режиссеру создавать на экране радостную, легкую и наивную атмосферу.

кадр из фильма «Королевство полной луны», 2012 фото
«Королевство полной луны», 2012
Фото: кадр из фильма

У одного из главных выразителей русской хтони Юрия Быкова цветовая гамма фильмов зачастую состоит из серых и темно-синих оттенков. Уже на уровне палитры режиссер задает настроение картин, где герои сталкиваются с безысходностью, тоской и отсутствием надежд.

кадр из фильма «Сторож», 2019 фото
«Сторож», 2019
Фото: кадр из фильма

Появление цветового круга

Как правило, определенный цвет в фильмах используется не сам по себе, а в сочетании с другими оттенками. Это не случайные комбинации: палитры подобраны при помощи цветового круга — ключевого инструмента в колористике.

Его появлению человечество во многом обязано Исааку Ньютону, который предпринял первую попытку представить цвета в виде системы. Для начала он выделил семь основных цветов спектра. Также ученый обратил внимание на то, что они плавно перетекают друг в друга, поэтому изобразил их в виде круга. Впоследствии к теме сочетания оттенков неоднократно обращались люди науки и искусства. На сегодняшний день существуют различные виды цветовых кругов, помогающих гармонично сочетать цвета и оттенки.

Пожалуй, самым известным инструментом такого конструирования является цветовой круг Иоханнеса Иттена — швейцарского художника и дизайнера XX века, преподавателя немецкой школы искусства и дизайна Баухаус. В своей книге «Искусство цвета» он сформулировал принципы подбора палитры, которые до сих пор не потеряли актуальности и используются в дизайне одежды, веб-дизайне, маркетинге и кинематографе.

Монохром и аналогичная схема

Самым простым вариантом использования палитры в кино является монохромная гамма, когда предпочтение отдается одному цвету. Близкой к ней выступает аналогичная схема, которая подразумевает сочетание трех соседствующих в круге Иттена оттенков.

Классический пример — фильм «Матрица», где доминирующим фоном выступает зеленый. Режиссеры Вачовски отсылают зрителя к цвету шрифта программы, в которой работает Нео. Сцены из настоящего мира при этом изображаются с помощью синих оттенков. Тем самым создатели фильма противопоставляют матрицу реальности. 

кадр из фильма «Матрица», 1999 фото
«Матрица», 1999
Фото: кадр из фильма

Монохром выступает важным элементом повествования в фильме «Бегущий по лезвию 2049». Режиссер Дени Вильнев обыгрывает каждую сцену с помощью определенного цвета. Так, апокалиптические оранжевые кадры создают у зрителя ощущение тревожного ожидания и осторожности, экстравагантный неоновый подсвечивает романтические события, а зеленый появляется всякий раз, когда перед героями встают вопросы: что есть жизнь и так ли существенна граница между людьми и андроидами?

кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», 2017 фото
«Бегущий по лезвию 2049», 2017
Фото: кадр из фильма

Комплементарная и сплит-комплементарная схемы

Наиболее популярной схемой в кинематографе является комплементарная, когда используются цвета, находящиеся друг напротив друга. Дело в том, что на противоположных концах круга располагаются теплый и холодный оттенки, а такое сочетание воспринимается человеческим глазом как нечто правильное. Это позволяет создать эффект гармоничной и естественной картинки фильма.

Вместе с комплементарной схемой можно рассмотреть еще одну — сплит-комплементарную. Основное ее отличие заключается в том, что теплому или холодному оттенку противопоставляются не один, а сразу два цвета на другом конце круга Иттена. Поскольку соседние цвета хорошо сочетаются между собой, сохраняется гармоничность зрительного восприятия кадра.

Фаворитами комплементарной схемы выступают синий и оранжевый цвета. Объяснение простое: в любом фильме на переднем плане чаще всего находятся люди, а кожа человека имеет оранжевый оттенок. Противоположным к нему цветом в круге Иттена является синий. С этой точки зрения идеальный кадр тот, где человек с голым торсом находится в солнечный день на фоне голубого неба. Например, как в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» режиссера Джорджа Миллера.

кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 фото
«Безумный Макс: Дорога ярости», 2015
Фото: кадр из фильма

Найти такое сочетание цветов можно и в российском кинематографе, например, в сериале «Мажор».

кадр из сериала «Мажор», 2014 фото
«Мажор», 2014 — настоящее время
Фото: кадр из сериала

Использование оранжево-синих оттенков стало настолько распространенным в кино, что даже породило серию статей на тему, почему все фильмы и постеры к ним сине-оранжевые.

Фото: постеры к фильмам

Конечно, самой популярной палитрой комплементарной схемы дело не ограничивается. Существует достаточно много фильмов и сериалов, где в одном кадре встречаются другие сочетания. Например, драма «Амели» построена на использовании красных и зеленых цветов. Через них режиссер Жан-Пьер Жене передает характер и эмоциональное состояние своей героини: красный говорит о ее душевной теплоте и страсти, а зеленый символизирует гармонию и успокоение. 

кадр из фильма «Амели», 2001 фото
«Амели», 2001
Фото: кадр из фильма

Использование противоположных цветов из круга Иттена — это не всегда кричащие контрасты. Порой режиссеры прибегают к более сложным и многогранным оттенкам комплементарной схемы. В новом сериале Федора Бондарчука «Актрисы», на днях вышедшем на Кинопоиске, насыщенные теплые оттенки шоколадного и коричневого соседствуют с холодными зелено-голубыми и болотными. Первые доминируют в сценах, когда действие разворачивается в театре, как бы передавая внешний лоск и роскошь актерской профессии. Вторые является основными в тех кадрах, где показана изнанка этой жизни: неустроенность героев, нереализованные творческие амбиции, отсутствие новых ролей и как следствие — денег.

кадр из сериала «Актрисы», 2023 фото
«Актрисы», 2023
Фото: кадры из сериала
кадры из сериала «Актрисы», 2023 фото
«Актрисы», 2023
Фото: кадры из сериала

Трагизм происходящего в сериале «Актрисы» передается также за счет приглушенного света — еще одного работающего приема при создании фильмов. Полумгла вызывает у зрителей тревожное ожидание и позволяет создать зловещую атмосферу.

кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень», 2001 фото
«Гарри Поттер и философский камень», 2001
Фото: кадр из фильма

Этот эффект хорошо прослеживается, например, в фильмах о Гарри Поттере.

кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2», 2011 фото
«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2», 2011
Фото: кадр из фильма

По мере развития сюжета и роста могущества Волан-де-Морта оттенки цветовой гаммы — серый, темно-синий, коричневый, розово-лиловый — становятся все более темными и глубокими, а свет — сумрачным.

Троичная схема

В троичной схеме используется сочетание трех равноудаленных цветов круга, где один выступает основным, а два других — подчеркивающими. Построить гармоничную композицию при помощи такой палитры — не самая простая задача, поэтому троичная схема редко используется в кино. Однако если режиссеру удается правильно реализовать цветовое сочетание, картинка получается живой и сочной.

кадр из фильма «Безумный Пьеро», 1965 фото
«Безумный Пьеро», 1965
Фото: кадр из фильма

Примером использования такой схемы является фильм «Безумный Пьеро» Жана-Люка Годара. Новаторский стиль режиссера, идущий вразрез с традиционными законами драматургии, подчеркивается в том числе благодаря цветовым акцентам. Основным в палитре оттенков фильма выступает синий, а дополняющими — желтый и красный. По мере развития сюжета цвет помогает зрителю обратить внимание на значимые детали и лучше понять героев фильма.

Тетраидная схема

Это еще более сложная в реализации схема, в которой используется сразу четыре цвета. Применение такой палитры открывает большие возможности для передачи широкого спектра эмоций персонажей. Принцип гармоничного сочетания цветов похож на предыдущую схему: один оттенок — доминирующий, три других — фоновые.

кадр из фильма «Мамма MIA!», 2008 фото
«Мамма MIA!», 2008
Фото: кадр из фильма

Удачный пример — мюзикл «Мамма MIA!» режиссера Филлиды Ллойд. Летний и легкий фильм о любви, действие которого разворачивается на берегу моря, не мог обойтись без ярких красок. Насыщенная цветовая палитра позволяет, с одной стороны, лучше понять характеры и непростые взаимоотношения героев, а с другой — прочувствовать теплую атмосферу картины. Ее создателям удалось грамотно проработать сочетания оттенков и не перейти тонкую грань, которая отделяет стиль от аляповатой безвкусицы.

В свой день рождения — за работу: Дед Мороз зажжет новогоднюю елку онлайн
Знаменитый житель Великого Устюга, Дед Мороз, примет поздравления от всех жителей страны.Теперь каждый сможет стать гостем праздника, не покидая уют своего дома. Прямой эфир с торжества организован на официальной странице Вологодской области в RUTUBE. Трансляция начнется в 12:00 по московскому времени. 




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая