
Новый сериал «Актрисы» режиссера Федора Бондарчука, который он снял по сценарию своей супруги Паулины Андреевой, — это ироничная драма о закулисье московского театра. Важным инструментом для передачи эмоций и смыслов в сериале стал цвет, который усиливает разницу между внешним блеском и неприятной изнанкой актерской профессии.
Решили выяснить, как еще цвет используется в кинематографе, какие ощущения вызывает у зрителей тот или иной оттенок и на что опираются режиссеры при подборе палитры для фильмов.
Эпоха черно-белого кино
Попытки использовать цвет предпринимались кинематографистами еще во времена черно-белого кино. Правда, технические возможности для этого были сильно ограничены. Одним из самых первых и доступных методов окраски кадра был метод тонирования: пленку опускали в краску, в результате чего она приобретала нужный оттенок. Такой прием позволял сделать картинку декоративнее и усилить сюжет. Так, красный цвет использовался для кадров со стихийными бедствиями, а зеленый — для рассказа о фантастических событиях.

С помощью тонирования кинематографисты также могли обозначить смену дня и ночи. Так поступил, например, режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау. В 1921 году он выпустил «Носферату» — культовый немой фильм ужасов про вампира — графа Орлока, прообразом которого стал Дракула. Из-за использования в тот период низкочувствительной пленки снимать картины можно было только при ярком свете. Однако это не позволяло передать главную особенность сюжета: вампиры не переносят солнце и могут существовать только в темноте. Чтобы выделить время действия, Мурнау придал сценам ночной жизни сине-зеленый оттенок.
Чаще всего картины тонировались в синие, желтые, красные оттенки, либо оттенки сепии. Яркий пример — триллер Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920) с Фридрихом Фехером в главной роли. Большинство его сцен имеют янтарный оттенок.

Постепенно в кинематографе стали раскрашивать не только сцены, но и отдельные кадры и даже предметы. Делалось это вручную и требовало долгой кропотливой работы, но полученный эффект оправдывал такие затраты.
В 1926 году на экраны вышел «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Немой фильм о революционном восстании на одном из броненосцев Черноморского флота стал признанным шедевром кинематографа и завоевал весь мир. Настоящий фурор у зрителей вызвал момент, когда в череде черно-белых сцен на мачте «Потемкина» вдруг взвился ярко-красный флаг — главный символ революционной борьбы. Чтобы добиться нужного оттенка, создатели картины использовался при съемке полотно белого цвета, и уже поверх пленки нанесли красные чернила — для этого пришлось раскрасить 108 кадров.

Позже этот прием — с подкрашиванием отдельных элементов — будет неоднократно использоваться режиссерами, в том числе в современном кино. В «Городе грехов», снятом в 2005 году звездной троицей режиссеров — Фрэнком Миллером, Робертом Родригесом и Квентином Тарантино, основой служит контрастный черно-белый фон. В то же время отдельные персонажи и предметы выделены цветом. Это позволяет сделать акцент на некоторых сценах «Города грехов».

Психология цвета
С точки зрения психологии цвет несет определенное воздействие на зрителя. Например, использование розовых оттенков в фильмах создает ощущение нежности и инфантильности. В то же время, если выделить этим цветом отрицательного персонажа — за счет одежды, цвета волос или дизайна интерьера — то на контрасте качества героя станут еще более зловещими (достаточно вспомнить заместителя министра магии Долорес Амбридж из фильмов о Гарри Поттере).
Интересно, что чем безумнее Амбридж в своей власти, тем насыщеннее становится ее розовая одежда. Ближе к концу «Ордена Феникса» мы и вовсе наблюдаем ее в цвете фуксии.


Влияние цвета на психологию не могли обойти стороной режиссеры. Некоторые из них обращаются к определенным оттенкам так часто, что начинают с ними ассоциироваться. Например, мастер готики Тим Бертон отдает предпочтение черному, что вполне отвечает духу его творчества и мрачной философии фильмов.
Одним из любимых цветов Дэвида Линча является синий, что наиболее отчетливо прослеживается в фильме «Синий бархат». В кинематографе этот цвет часто сопровождает одиноких, загадочных и немного странных героев — именно такие персонажи наполняют мир режиссера.

В творчестве другого режиссера с узнаваемым кинематографическим стилем — Уэса Андерсона — доминирующим цветом часто становится желтый. В числе таких фильмов, например, «Королевство полной луны», «Семейка Тененбаум» и «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники». Желтый цвет помогает режиссеру создавать на экране радостную, легкую и наивную атмосферу.

У одного из главных выразителей русской хтони Юрия Быкова цветовая гамма фильмов зачастую состоит из серых и темно-синих оттенков. Уже на уровне палитры режиссер задает настроение картин, где герои сталкиваются с безысходностью, тоской и отсутствием надежд.

Появление цветового круга
Как правило, определенный цвет в фильмах используется не сам по себе, а в сочетании с другими оттенками. Это не случайные комбинации: палитры подобраны при помощи цветового круга — ключевого инструмента в колористике.
Его появлению человечество во многом обязано Исааку Ньютону, который предпринял первую попытку представить цвета в виде системы. Для начала он выделил семь основных цветов спектра. Также ученый обратил внимание на то, что они плавно перетекают друг в друга, поэтому изобразил их в виде круга. Впоследствии к теме сочетания оттенков неоднократно обращались люди науки и искусства. На сегодняшний день существуют различные виды цветовых кругов, помогающих гармонично сочетать цвета и оттенки.
Пожалуй, самым известным инструментом такого конструирования является цветовой круг Иоханнеса Иттена — швейцарского художника и дизайнера XX века, преподавателя немецкой школы искусства и дизайна Баухаус. В своей книге «Искусство цвета» он сформулировал принципы подбора палитры, которые до сих пор не потеряли актуальности и используются в дизайне одежды, веб-дизайне, маркетинге и кинематографе.
Монохром и аналогичная схема

Самым простым вариантом использования палитры в кино является монохромная гамма, когда предпочтение отдается одному цвету. Близкой к ней выступает аналогичная схема, которая подразумевает сочетание трех соседствующих в круге Иттена оттенков.
Классический пример — фильм «Матрица», где доминирующим фоном выступает зеленый. Режиссеры Вачовски отсылают зрителя к цвету шрифта программы, в которой работает Нео. Сцены из настоящего мира при этом изображаются с помощью синих оттенков. Тем самым создатели фильма противопоставляют матрицу реальности.

Монохром выступает важным элементом повествования в фильме «Бегущий по лезвию 2049». Режиссер Дени Вильнев обыгрывает каждую сцену с помощью определенного цвета. Так, апокалиптические оранжевые кадры создают у зрителя ощущение тревожного ожидания и осторожности, экстравагантный неоновый подсвечивает романтические события, а зеленый появляется всякий раз, когда перед героями встают вопросы: что есть жизнь и так ли существенна граница между людьми и андроидами?

Комплементарная и сплит-комплементарная схемы

Наиболее популярной схемой в кинематографе является комплементарная, когда используются цвета, находящиеся друг напротив друга. Дело в том, что на противоположных концах круга располагаются теплый и холодный оттенки, а такое сочетание воспринимается человеческим глазом как нечто правильное. Это позволяет создать эффект гармоничной и естественной картинки фильма.

Вместе с комплементарной схемой можно рассмотреть еще одну — сплит-комплементарную. Основное ее отличие заключается в том, что теплому или холодному оттенку противопоставляются не один, а сразу два цвета на другом конце круга Иттена. Поскольку соседние цвета хорошо сочетаются между собой, сохраняется гармоничность зрительного восприятия кадра.
Фаворитами комплементарной схемы выступают синий и оранжевый цвета. Объяснение простое: в любом фильме на переднем плане чаще всего находятся люди, а кожа человека имеет оранжевый оттенок. Противоположным к нему цветом в круге Иттена является синий. С этой точки зрения идеальный кадр тот, где человек с голым торсом находится в солнечный день на фоне голубого неба. Например, как в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» режиссера Джорджа Миллера.

Найти такое сочетание цветов можно и в российском кинематографе, например, в сериале «Мажор».

Использование оранжево-синих оттенков стало настолько распространенным в кино, что даже породило серию статей на тему, почему все фильмы и постеры к ним сине-оранжевые.

Конечно, самой популярной палитрой комплементарной схемы дело не ограничивается. Существует достаточно много фильмов и сериалов, где в одном кадре встречаются другие сочетания. Например, драма «Амели» построена на использовании красных и зеленых цветов. Через них режиссер Жан-Пьер Жене передает характер и эмоциональное состояние своей героини: красный говорит о ее душевной теплоте и страсти, а зеленый символизирует гармонию и успокоение.

Использование противоположных цветов из круга Иттена — это не всегда кричащие контрасты. Порой режиссеры прибегают к более сложным и многогранным оттенкам комплементарной схемы. В новом сериале Федора Бондарчука «Актрисы», на днях вышедшем на Кинопоиске, насыщенные теплые оттенки шоколадного и коричневого соседствуют с холодными зелено-голубыми и болотными. Первые доминируют в сценах, когда действие разворачивается в театре, как бы передавая внешний лоск и роскошь актерской профессии. Вторые является основными в тех кадрах, где показана изнанка этой жизни: неустроенность героев, нереализованные творческие амбиции, отсутствие новых ролей и как следствие — денег.


Трагизм происходящего в сериале «Актрисы» передается также за счет приглушенного света — еще одного работающего приема при создании фильмов. Полумгла вызывает у зрителей тревожное ожидание и позволяет создать зловещую атмосферу.

Этот эффект хорошо прослеживается, например, в фильмах о Гарри Поттере.

По мере развития сюжета и роста могущества Волан-де-Морта оттенки цветовой гаммы — серый, темно-синий, коричневый, розово-лиловый — становятся все более темными и глубокими, а свет — сумрачным.
Троичная схема

В троичной схеме используется сочетание трех равноудаленных цветов круга, где один выступает основным, а два других — подчеркивающими. Построить гармоничную композицию при помощи такой палитры — не самая простая задача, поэтому троичная схема редко используется в кино. Однако если режиссеру удается правильно реализовать цветовое сочетание, картинка получается живой и сочной.

Примером использования такой схемы является фильм «Безумный Пьеро» Жана-Люка Годара. Новаторский стиль режиссера, идущий вразрез с традиционными законами драматургии, подчеркивается в том числе благодаря цветовым акцентам. Основным в палитре оттенков фильма выступает синий, а дополняющими — желтый и красный. По мере развития сюжета цвет помогает зрителю обратить внимание на значимые детали и лучше понять героев фильма.
Тетраидная схема

Это еще более сложная в реализации схема, в которой используется сразу четыре цвета. Применение такой палитры открывает большие возможности для передачи широкого спектра эмоций персонажей. Принцип гармоничного сочетания цветов похож на предыдущую схему: один оттенок — доминирующий, три других — фоновые.

Удачный пример — мюзикл «Мамма MIA!» режиссера Филлиды Ллойд. Летний и легкий фильм о любви, действие которого разворачивается на берегу моря, не мог обойтись без ярких красок. Насыщенная цветовая палитра позволяет, с одной стороны, лучше понять характеры и непростые взаимоотношения героев, а с другой — прочувствовать теплую атмосферу картины. Ее создателям удалось грамотно проработать сочетания оттенков и не перейти тонкую грань, которая отделяет стиль от аляповатой безвкусицы.