Отечественный роуд-муви: история развития киножанра в России

От Оттепели до наших дней.
Марина Яковлева
|
27 Сентября 2023
кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», 2017 фото
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», 2017
Фото: кадр из фильма

Киногерои уже давно под стать зрителям отправляются в самые разные путешествия: по миру, своей стране или окрестностям малой родины. Жанр фильма, персонажи которого большую часть времени находятся в дороге, называется роуд-муви. Зародился он на территории США в начале сороковых. 

На сегодняшний день роуд-муви распространен и в отечественном кинематографе — фильмы о дорожных путешествиях появляются среди главных новинок стримингов и на федеральных каналах. Самый свежий, например, — сериал «Кибердеревня», герои которого отправляются в межгалактическое путешествие с Марса на Землю. Проследили, как жанр роуд-муви развивался в отечественном кино от периода оттепели до наших дней. 

Оттепель

Отечественные фильмы о дорожных путешествиях впервые появились в период оттепели. Кинематографисты тогда изучали послевоенную действительность и были особенно заинтересованы поэтикой итальянского неореализма. В центре сюжета в этот период оказывается маленький человек, его жизнь, радости, горести и трудности, а еще — столкновения с большим внешним миром. Стремление режиссеров создать фильмы максимально приближенными к реальности заполнило кинематограф бытовыми историями: курьезными, забавными и трогательными.

кадр из фильма «К черному морю», 1957 фото
«К черному морю», 1957
Фото: кадр из фильма

В 1957 году вышел фильм Андрея Тутышкина «К черному морю», герои которого отправляются на машине на Кавказ. Поездка двух влюбленных, собирающихся сыграть свадьбу, закручивается в вереницу приключений, больше напоминающих гонки. Здесь пару то разлучают обстоятельства, то сталкивают лбами моменты взаимного недопонимания. Однако все сложности преодолимы — влюбленные находят друг друга, выясняют отношения и все же решают жениться, несмотря на недавние разногласия. Большинство сюжетов, снятых в этот период, имеют положительный исход, что наталкивает на продолжение многолетней сталинской мифологии «счастливого настоящего». Кинематограф действительно и дальше продвигал эту идеологическую мысль, однако уже с точки зрения формирования образа желаемого будущего. Ушла и жесткость «сталинского» кино. Влияние на кинематограф оказал отчетливо сформировавшийся запрос на правду. 

кадр из фильма «Мы, двое мужчин» 1962 фото
«Мы, двое мужчин» 1962
Фото: кадр из фильма

Вот и другое дорожное путешествие — советский художественный фильм «Мы, двое мужчин» 1962 года, в основу которого лег рассказ Анатолия Кузнецова «Юрка — бесштанная команда». Здесь сельский шофер по просьбе женщины берет с собой в поездку ее сына, чтобы купить ему в городе школьный костюм. В этом приключении мужчина с непростым характером и смелый самостоятельный мальчишка быстро находят общий язык и тему для сближения — оба они росли без отца. В ходе поездки мужчина переосмысливает свою холостяцкую жизнь и становится ребенку настоящим другом. Кинематограф «оттепели» с необыкновенной точностью отражает эпоху: чрезвычайная достоверность фильмов обусловлена целью кинематографистов создать «эффект узнавания» для своего зрителя. 

Застой

Эпоха «застоя» оказалась для кинематографа противоречивой и в каком-то ключе переломной. Кино продолжало интенсивно развиваться в качестве искусства, однако как отрасль — близилось к стагнации. И способствовало этому усиление цензуры. Кинематограф, несмотря на неукротимое продвижение в массы канонических коммунистических идей, все еще оставался ретранслятором перемен, происходивших в обществе. Качественно изменился образ киногероя, вырос интерес к отрицательным персонажам, неблагополучным и искривленным жизненным судьбам. Это в какой-то мере предопределило последующее внимание к противоположной тематике — нравственной стойкости и душевной чистоте.

кадр из фильма «Голубая чашка», 1964 фото
«Голубая чашка», 1964
Фото: кадр из фильма

В «Голубой чашке» Виктора Храмова, вышедшей в 1964-м, молодая семья с маленькой дочкой Светланой отправились в отпуск на дачу. В ходе подготовки места к отдыху родные рассорились, и мама уехала в город в расстроенных чувствах. Опечаленные папа и Света тоже покинули дом: собрали походную сумку и отправились в путешествие. Целый день они знакомились с местными, слушали разные истории. И, вернувшись домой, встретили маму, которая все им простила, и ее также простили все.

В более поздних работах периода изменились и ситуации, в которых происходила проверка личности героев, а духовный мир человека рассматривался не как что-то необъяснимо сложное, сколько переменчивое и бесконечное. Более глубокое проникновение во внутренний мир персонажей повлекло за собой усложнение сюжета фильма, его образности. Чувства героев становятся более сложными, как и дорога, символизирующая в искусстве жизненный путь человека — такой личный и непростой.

кадр из фильма «Мой папа — капитан» 1970 фото
«Мой папа — капитан», 1970
Фото: кадр из фильма

Фильм Владимира Бычкова «Мой папа — капитан» 1970 года в какой-то мере рушит романтический образ дорожных путешествий и напоминает, с какими трудностями порой человек сталкивается на пути, который далеко не каждый способен преодолеть. По сюжету, отец — капитан речного судна — нехотя берет своего сына в рейс по Енисею. Ожидающий красочных приключений, мальчик сначала сталкивается с будничной рутиной, а затем и с неприятием его на судне. Потому и сбегает на берег. Команде предстоит его отыскать и как можно скорее — с каждым часом уровень воды падает все больше.

Перестройка

Во время перестройки вместе с новой идеологией в общество, искусство и культуру вновь пришли перемены. Период, обозначивший переход от социализма к капитализму, отражался в кинематографе ярко и довольно противоречиво. Здесь есть место как доброте, вдумчивости и благодушию, так и грубости, некой жестокости, а еще — нацеленности на материальный успех.

Дорога неизменно остается символом поиска, в том числе себя самого в новом мире. В фильме «Ветер забвения» Арутюна Хачатряна Рубен и Олег покидают родную Армению, чтобы найти друзей, некогда покинувших страну. Их терзают вопросы, ответы на которые они не способны найти самостоятельно: почему люди покидают родину и ищут свое счастье на чужбине.

кадр из фильма «Урга: территория любви», 1991 фото
«Урга: территория любви», 1991
Фото: кадр из фильма

Обнажаются тенденции уже необратимого распада системы: государство все стремительнее утрачивает контроль над производством и прокатом фильмов, а отечественный кинематограф становится все более откровенным. Теперь режиссеры могут реализовывать самые смелые идеи, поднимать запретные темы и использовать эротические элементы. Фильм Никиты Михалкова «Урга: территория любви» 1991 года стал произведением о терпимости и понимании между народами. Монгольская любящая пара живет в степи на севере КНР. По закону они не могут иметь более трех детей — именно столько у пары уже и есть. Так, жена посылает любящего мужа в город на поиск средств предохранения. Едет он с русским шофером. И покупает все что угодно — телевизор, кепку, велосипед, только не презервативы. А по возвращении домой втыкает в степную землю шест с петлей для отлова лошадей, который в вертикальном положении сигнализирует о сексуальной близости пары в этом месте.

90-е

В девяностые фокус кинематографистов был сконцентрирован на социальной неустойчивости государства. На все сферы жизни общества вдруг обрушилась бескрайняя, в том числе творческая, свобода. Появилось большое количество фильмов с рефлексией прошлого, откровенными социальными и политическими высказываниями. Не оставляла кинематографистов равнодушными и злободневность, к осмыслению которой необходимо было подходить вне наработанных штампов и стереотипов.

кадр из фильма «Американская дочь», 1995 фото
«Американская дочь», 1995
Фото: кадр из фильма

В 95-м вышел фильм Карена Шахназарова «Американская дочь», снятый по канонам американского роуд-муви. Музыкант одного из столичных ресторанов приезжает в США, чтобы разыскать дочку, которую бывшая жена без его ведома увезла из России четыре года назад. Герой находит подросшую дочь. Она совершенно не знает русский, но по-прежнему любит родного отца — и настолько, что готова сбежать с ним на родину. Так и начинается их путешествие автостопом по Америке. Сюжет в какой-то мере безумен: из безмерной любви к дочери отец даже пожертвует собственной свободой, сдастся в полицию за похищение ребенка и сядет в тюрьму. В чем безумие? Вызволять его будет дочка. На вертолете.

кадр из фильма «Не послать ли нам гонца», 1998 фото
«Не послать ли нам гонца», 1998
Фото: кадр из фильма

Новый кинематограф рождался, как и новое общество, — стихийно, болезненно и постепенно. В фильме «Не послать ли нам гонца», вышедшем в 1998 году, зритель сталкивается с персонажем новой реальности — фермером, разоренным банкирами. В поисках правды он едет в столицу к самому президенту. Спойлер: правды он не находит. Зато получает веселое приключение, отвечая окружающему миру добром — фермер спасает по дороге бизнесмена, влюбленного солдата и даже помогает старикам. А еще пытается въехать в Кремль на «Запорожце».

2000-е

В нулевые режиссеры стали обращаться к жанру роуд-муви чаще: уже в 2003-м появляются «Возвращение» и «Коктебель», «Бумер» и «Похитители книг», «Трио» и «Прогулка». Человек в эпоху глобализации теперь неотделим от движения, от перемещения в пространстве, и оттого роуд-муви приобретает особую значимость в кинематографе.

кадр из фильма «Возвращение», 2003 фото
«Возвращение», 2003
Фото: кадр из фильма

В «Возвращении» два брата отправляются вместе с отцом, вернувшимся домой впервые за 12 лет, в метафизический поход. В процессе они ездят по делам, рыбачат и ночуют в палатках два дня, а на третий уплывают на заброшенный остров. Приключение складывается не слишком хорошо и дарит зрителю чувство неловкости: пока старший радуется появлению отца, младший сопротивляется неизвестному мужчине и никак не может назвать его «папой».

кадр из фильма «Коктебель», 2003 фото
«Коктебель», 2003
Фото: кадр из фильма

«Коктебель» Хлебникова тоже обращается к детско-родительским отношениям. Здесь отец и сын отправляются в путешествие из Москвы к морю — в Коктебель. В столице у них ничего не осталось: после смерти жены мужчина с горя пропил имущество. Дорога становится для отца попыткой вернуть доверие сына и утраченную веру в себя, ведь там у моря оба они смогут начать новую счастливую жизнь.

кадр из сериала «Дальнобойщики», 2001 — 2012 фото
«Дальнобойщики», 2001 — 2012
Фото: кадр из сериала

Также в нулевые появляется один из первых роуд-муви сериалов — «Дальнобойщики». Он посвящен нелегкой работе дальнобойщиков, для которых каждый рейс наполнен новыми встречами, неожиданными трудностями и радостями, долей риска и везения. Двух напарников, ссорящихся и из-за разности характеров и из-за пропасти между поколениями, раз за разом примиряет дорога.

2010-е

Медиапространство страны в 2010-х показало себя как динамичную, подвижную и беспрерывно меняющуюся структуру. Кинематограф старался отражать «вызовы» нового времени, ориентируясь при этом и на опыт прошлых лет. Несмотря на то, что кинокритики и культурологи толпой хоронили кинематограф, утверждая, что хорошее большое кино потеряно. В то же время общество осваивало социальные сети, новые медиа и стриминги. Все это позволило вновь взглянуть на кино с позиции искусства.

кадр из фильма «Я тоже хочу», 2012 фото
«Я тоже хочу», 2012
Фото: кадр из фильма

В 2012 году вышел роуд-муви Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Меланхоличная философская притча рассказывает о людях — потерянных и одиноких, которые ищут Колокольню Счастья. Все они мчатся в огромном черном джипе по пустынной летней дороге в некую «зону» между Питером и Угличем. Там, в месте высокого уровня радиоактивного заражения, абсолютная вечная зима. И Колокольня принимает людей, но не всех. И каждый путник мечтает и верит, что выберут именно его.

кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», 2017 фото
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», 2017
Фото: кадр из фильма

Один из самых ярких режиссерских дебютов этого периода — роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Фильм полюбился отечественному зрителю и даже стал в каком-то смысле народной классикой. Витька Чеснок — взрослый парень с детдомовским прошлым, очерствевший из-за непростого детства. Он встречает своего отца-уголовника и по совместительству калеку и решает отвезти его в дом инвалидов.

2020-е

Современный кинематограф стал более мобильным, а еще начал быстрее и острее реагировать на повседневность. Кинематографисты довольно часто обращаются к жанру роуд-муви, скрещивая его и с другими жанрами — фэнтези, драма, мелодрама, комедия и даже ужасы.

кадр из сериала «Кибердеревня» фото
«Кибердеревня», 2023
Фото: кадр из сериала

В новом многосерийном роуд-муви «Кибердеревня» от Кинопоиска фермер Николай живет на Марсе. На красной планете он оказался по собственной воле — приехал заселять ее и создал собственную ферму. Здесь живет его семья и трудятся роботы. Привычной жизни героя угрожает большая корпорация, имеющая на Марс свои виды. Николаю предстоит непростое путешествие для спасения дома. В конце своего пути герой может остаться в пункте назначения поездки, а может и вернуться домой. При этом некоторые фильмы-путешествия имеют открытый финал, намекающий на бесконечность пути. 

кадр из фильма «Родные», 2021 фото
«Родные», 2021
Фото: кадр из фильма

Два года назад вышел комедийный фильм «Родные» (доступен на разных стримингах, включая Иви, START и Okko). Это история о семье, которая отправляется на Грушинский фестиваль ради исполнения отцовской мечты. Мечтает он о высоком — хочет исполнить авторскую песню. Когда, если не сейчас? Ему диагностировали неизлечимую болезнь. Нельзя терять ни минуты, в том числе с близкими. Вместе они отправляются в автопутешествие через всю страну. 

Мотив пути и преодоления испытаний остается неизменным в отечественном роуд-муви разных периодов — меняются лишь видение, декорации и герои. Сам жанр прошел на пути своего становления непростые этапы развития отечественного кинематографа и смог стать одним из самых востребованных в современном кино.

Как звонить в условиях блокировок WhatsApp, Telegram, Facetime — выход есть
В современном мире мессенджеры стали неотъемлемой частью нашего повседневного общения, как в личной, так и в профессиональной сферах. Однако их доступность часто ставится под угрозу из-за целого ряда факторов, включая государственные блокировки, технические сбои и корпоративные ограничения. Эти проблемы могут нарушить общение, вызывать не только замешательство, но и панику среди пользователей.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая