Клонированный Паттинсон и артхаус по «Снежной королеве»: лучшие фильмы Берлинале-2025

Пять картин Берлинского кинофестиваля, которые не стоит пропускать.
Ольга Маршева
|
25 Февраля 2025
«Ледяная башня» фото
«Ледяная башня»
Фото: кадр из фильма

Берлинский кинофестиваль, самый «интеллектуальный» в легендарной большой тройке (кроме Берлина, туда входят Канны и Венеция), объявил лауреатов 2025 года. Результаты несколько обескуражили критиков и зрителей: наградили далеко не самые яркие и обсуждаемые картины. В качестве альтернативы предлагаем собственную пятерку фаворитов.

«Микки 17», реж. Пон Джун Хо

«Микки 17» фото
«Микки 17»
Фото: кадр из фильма

Долгожданная черная комедия от режиссера «Паразитов» и «Окчи». Роберт Паттинсон играет космического наемника Микки Барнса, добровольно подписавшего убийственный во всех смыслах контракт: в случае смерти его клонируют, а потом еще раз и еще раз. Смерть приходит по-разному: иногда это радиация, иногда яд, иногда травмы, несовместимые с жизнью. Семнадцатой смертью Микки должна была стать смерть от челюстей инопланетного монстра, но что-то пошло не так. И, оставшись в живых, герой обнаруживает, что его поспешили клонировать заново. Теперь Микки-17 и Микки-18 нужно что-то делать и делать сообща, чтобы их обоих не списали в космический утиль.

В оригинальном фантастическом романе Эдварда Эштона Микки умирает и воскресает всего-навсего семь раз. Пон Джун Хо довел ситуацию до полного абсурда — когда отсчет смертей приближается к третьему десятку, это выглядит совсем уж кафкианским сюжетом. Как всегда, у Джун Хо развлекательность и черный юмор соединяется с философской составляющей — а в данном случае еще и с подчеркнуто пацифистской позицией.

«Свет», реж. Том Тыквер

«Свет» фото
«Свет»
Фото: кадр из фильма

Возвращение Тома Тыквера, чья «Беги, Лола, беги» 27 лет назад изменила европейский кинематограф так же, как «Криминальное чтиво» — кинематограф американский. Тыквер — идеальный «рассказчик историй»: иногда во вполне традиционной форме («Рай», «Парфюмер»), иногда в форме иносказательной притчи («Облачный атлас»). «Свет» одновременно и то, и другое: линейно рассказанная история об обычной, казалось бы, берлинской семье ближе к финалу превращается в метафору всей современной Европы, цепляющейся за нежизнеспособные установки и принципы. Нужна серьезная встряска, чтобы заставить европейцев как-то измениться: в фильме за эту встряску «отвечает» сирийская беженка Фарра, устраивающаяся на работу в добропорядочную немецкую семью. В главной роли «Света» — суперзвезда Германии Ларс Айдингер.

«Голубая луна», реж. Ричард Линклейтер

«Голубая луна» фото
«Голубая луна»
Фото: кадр из фильма

К дуэту Николая Трубача и Бориса Моисеева название не имеет никакого отношения, но все же это про знаменитую песню и ее создателя. Лоренц Харт был самым знаменитым, как бы у нас сказали, «поэтом-песенником» первой половины прошлого века. Его главный хит — та самая Blue Moon, которую кто только не исполнял: от Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли до нашего Александра Варламова.

Ричарда Линклейтера, естественно, интересует прежде всего личная жизнь Харта. Инфантильный денди и алкоголик, Харт к неполным пятидесяти годам превратился в законченного невротика. Самым большим ударом для него было «предательство» друга и соавтора, композитора Ричарда Роджерса, не выдержавшего срывов и истерик Харта, что привело к уходу к другому поэту-лирику. В фильме Линклейтера Харта играет Итан Хоук, Роджерса — Эндрю Скотт (приз фестиваля за лучшую роль второго плана). «Голубая луна» смотрится как второй сезон сериала, в котором первым был «Маэстро» Брэдли Купера, но актеры прекрасные, режиссер талантливый, а музыка — на все времена.

«Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула», реж. Мэри Бронстайн

«Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» фото
«Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»
Фото: кадр из фильма

Чудовищное название, способное оттолкнуть кого угодно, скрывает за собой ироничную трагикомедию про мать-одиночку, пытающуюся не сойти с ума. Картина снята от первого лица, то есть мы проходим экзистенциальный путь Линды (великолепная Роуз Бирн, приз Берлинале за лучшую женскую роль) вместе с ней. Дыра в потолке рифмуется с недугом ее дочери, у которой тоже «дыра»: в ее животе резиновая трубка, безостановочно поставляющая питательные вещества и лекарства. Лица девочки мы не увидим до самого финала, это история не детских страданий, а страданий матери, которая чувствует себя в той же самой ловушке, но уже не физической, а ментальной. Тот самый триллер, который смело можно рекомендовать всем «выгорающим» матерям вне зависимости от возраста.

«Ледяная башня», реж. Люсиль Хаджихалилович

«Ледяная башня» фото
«Ледяная башня»
Фото: кадр из фильма

Режиссер этого фильма — жена Гаспара Ноэ («Необратимость»): она не столь радикальна, как Ноэ, но сантиментов точно ждать не приходится. «Ледяная башня» — одновременно «кино о кино» и вольная экранизация андерсоновской «Снежной королевы», в которой не осталось место для Кая, а страдает исключительно Герда. Девчонка-подросток из неблагополучной семьи сбегает из дома накануне Рождества и оказывается… в съемочном павильоне, где снимают как раз «Снежную королеву». Исполнительница главной роли, суперзвезда Кристина (Марион Котийяр), становится для девочки объектом восхищения, но восторгаться Снежной Королевой, пусть и в рабочем гриме, — все равно что складывать слово «вечность» из ледяных кубиков. Сложноустроенный сюжет «Ледяной башни» (действие происходит в 70-х, и снято, как снимали полвека назад) создает определенную дистанцию между зрителем и актерами: это игра в условность, но одновременно и жестокий мифологический сюжет, применимый к человеческим отношениям во все времена.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая