
Ровно 15 лет назад, в декабре 2009 года, в прокат вышел «Аватар» — эпичный научно-фантастический фильм Джеймса Кэмерона, закрепивший за постановщиком репутацию революционера от мира кино. По сей день картина, бюджет которой с учетом маркетинга составил, по общим оценкам, порядка 400 миллионов долларов, удерживает первую строчку в рейтинге самых кассовых проектов в истории индустрии — ее сборы подобрались вплотную к отметке в 3 миллиарда долларов. К слову, в первую пятерку того же рейтинга входят еще два фильма того же Кэмерона — сиквел «Аватара», вышедший в 2022 году (2,3 миллиарда), и «Титаник» (2,2 миллиарда).
История создания «Аватара» началась еще в 1994-м, когда Кэмерон написал 80-страничный сценарий. Это была история о прикованном к инвалидному креслу бывшем морпехе Джейке Салли, который отправляется на планету Пандора, где земляне добывают ценный минерал анбтаниум, но сталкиваются с сопротивлением местного народа на’ви, живущего в гармонии с природой. Джейк становится частью программы, позволяющей людям управлять аватарами — телами на’ви, созданными с использованием человеческой ДНК. Проникая в культуру на’ви, бывший морпех влюбляется в аборигенку Нейтири, познает красоту мира ее народа и понимает опасность, которую несет жадность человечества. Оказавшись перед выбором, Джейк встает на сторону на’ви и возглавляет их борьбу за спасение Пандоры.

Предполагалось начать съемки в 1997 году и выпустить ленту в прокат уже в 1999-м. Но, как следует все обдумав и взвесив, режиссер пришел к выводу, что необходимые ему для полной реализации замысла технологии еще не созрели.
«Я хотел сделать что-то грандиозное, но понимал, что мир еще не готов. Пришлось подождать, пока технологии догонят мое воображение»,
— вспоминал Кэмерон.
К планам относительно «Аватара» постановщик вернулся в 2003 году. Вдохновением послужил Голлум из «Властелина колец», который доказал, что технология захвата движения (motion capture) наконец-то вышла на качественно новый уровень. Кэмерон созвал уникальную команду из специалистов Weta Digital и Industrial Light & Magic, которые были призваны помочь Джеймсу воплотить в жизнь его грандиозную идею.
Главной технологической «фишкой» проекта стала методика performance capture, позволившая оцифровать мимику и движения актеров с невероятной точностью. «Мы изобрели целый набор инструментов, чтобы не просто снять фильм, а создать новую реальность», — рассказывал режиссер.
Для съемок разработали виртуальную камеру, позволявшую видеть цифровых персонажей в реальном времени. Также использовалась 3D-камера Fusion, которая давала невероятную по тем временам глубину изображения. По словам оператора Мауро Фиоре, каждая сцена выглядела как ожившая картина. Отдельно стоит отметить, что сцены повышенной сложности обрабатывались по 47 часов на одном кадре.
Мир Пандоры стал результатом кропотливой работы художников и дизайнеров. Экзотическая флора и фауна были вдохновлены реальными местами, такими как джунгли Амазонки и Гавайские острова. Каждый элемент, от светящихся деревьев до величественных летающих гор, был создан с невероятной детализацией.
«Я хотел, чтобы зрители чувствовали, что Пандора — это реальное место. Моя цель — чтобы они влюбились в этот мир и захотели его защитить»,
— говорил Кэмерон. Кстати, светящиеся растения Пандоры были вдохновлены биолюминесцентными организмами, которые команда изучала в океанах. А звуки животных записывались в джунглях Коста-Рики.

Что касается языка народа на’ви, то его создал лингвист Пол Фроммер. Состояло наречие из более чем 500 слов. «Я хотел, чтобы он звучал как нечто экзотическое, но при этом оставался понятным», — объяснял эксперт. Этот язык стал одним из символов фильма, а некоторые фразы (как, например, «Oel ngati kameie», то есть «Я вижу тебя») быстро вошли в обиход фанатов. Чтобы научиться говорить на языке на’ви, актеры проходили специальные тренировки. По словам Сигурни Уивер, это был настоящий профессиональный вызов. Но результат того стоил.
Пара слов об актерах. Кэмерон отмечал, что стремился соблюсти баланс между уже зарекомендовавшими себя и не очень известными исполнителями. Главными акцентами были история и визуал, от актеров же требовалось только четко выполнять свои функции. Соответственно, в больших звездах, привыкших солировать на экране, проект не нуждался. Наоборот, те бы лишь помешали авторскому замыслу.
«Когда я получил эту роль, я жил в машине и не знал, что делать дальше. Эта работа изменила мою жизнь»,
— откровенничал в интервью Сэм Уортингтон, исполнивший роль Джейка Салли.
Зои Салдана, сыгравшая Нейтири, провела месяцы, изучая поведение животных, чтобы передать инстинкты своей героини.
«Эта роль научила меня видеть мир по-другому — через призму гармонии с природой»,
— вспоминала актриса.
Стивен Лэнг, воплотивший полковника Куоритча, заявил, что его герой стал для него испытанием.
«Мне нужно было показать человека, который глубоко убежден в своей правоте, даже если его методы кажутся жестокими»,
— рассказывал Лэнг.
Большое количество компьютерной графики и использование технологии оцифровки персонажей вовсе не означали, что актеры могли относиться к работе спустя рукава. Так, Уортингтон, готовясь к сценам полетов на горном банши, проходил тренировки с пилотами вертолетов, а Уивер изучала эксперименты реальных ученых и их профессиональную среду в лабораториях.

Музыку к фильму написал Джеймс Хорнер, это была его третья совместная работа с Кэмероном после «Чужих» и «Титаника». Чтобы создать музыкальную культуру инопланетной расы, композитор сотрудничал с этнографом Вандой Бриант. По словам Хорнера, он корпел над саундтреком каждый день с четырех часов утра и до десяти вечера: записывал хор на языке на’ви отдельно от музыкального сопровождения, а потом соединил их в одну композицию.
«Аватар» — самый сложный фильм, над которым я трудился, и самая большая работа, за которую я брался»,
— заявил композитор в одном из интервью.
Впрочем, то же самое, вероятно, мог бы сказать любой участник съемочной группы.
«Аватар» не только стал самым кассовым фильмом в истории. Благодаря экологическим посылам и аллегориям колониализма проект оставил глубокий культурный след. Пускай сюжет и был, по сути, списан с истории об индейской принцессе Покахонтас.
«Это история о нашей ответственности перед планетой. Мы не можем продолжать разрушать ее ради выгоды. Этот фильм — напоминание о том, что мы можем быть лучше»,
— считает сам Джеймс Кэмерон.
Забавно коррелирует с этим высказыванием следующий факт: в 2010 году во многих странах увеличились продажи очков, так как 3D-формат «Аватара» раскрыл проблемы со зрением у некоторых зрителей.
Фильм был номинирован на премию «Оскар» в девяти категориях, включая «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру». Победил, правда, только в трех: «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа» и «Лучшие визуальные эффекты». Стивен Спилберг назвал «Аватар» самым изумительным произведением кинофантастики со времен «Звездных войн». А знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт едко заметил, что, оказывается, в Голливуде еще остался по крайней мере один человек, умеющий мудро потратить несколько сотен миллионов долларов.
Но, пожалуй, самые важные слова произнес рецензент газеты New York Post, подчеркнувший, что «Аватар» знаменует собой выход кино на принципиально новый уровень миростроительства. И дотянуться до этого уровня пока не смог ни один другой проект.