
Этот материал нам помогли подготовить психологи детского сада «Школа Сотрудничества» Юлия Тулушева и Оксана Крючкова и герой мультсериала «Дракошия» Дедушка Рубус.

Личные границы можно сравнить с границами государств, за которые лучше не заступать, иначе может случиться всё что угодно: от легкого волнения до серьезного конфликта.
Каждый из нас – отдельное государство со своими мыслями, идеями, привычками, представлениями и, как следствие, выстроенными законами и порядками. При этом у всех они разные, приемлемые и комфортные для одного и недопустимые для другого.
Ценность собственных границ
Границы есть как у детей, так и у взрослых. Однако когда ребенок только появляется на свет, эти границы на какое-то время сливаются в одно общее пространство. До определенного возраста ребенок не может существовать один, изолированно, без постоянной опеки. Это тот период, когда неизбежно вся жизнь родителя переориентируется на потребности малыша, и тут не до личного пространства и границ.

Время течет, дети растут, становятся более самостоятельными и уже готовы во многом обходиться без помощи и абсолютной вовлеченности взрослого. Вместе с тем бывает так, что малыш подрос, а оторваться от этого теплого общего пространства никак не может. Или не хочет. В этом случае вполне закономерно возникает проблема, как объяснить вашей крохе, что у всех людей обязательно должно быть свое личное пространство.

В противном случае человек перестает принадлежать сам себе и управлять собственной жизнью. Делает не то, что хочет, а то, чего хотят от него другие. Без четких личных границ теряется жизненный ресурс, становится трудно понять свою ценность, почувствовать себя счастливым.
Самое главное – это умение самих взрослых осознавать важность своих границ и заботиться о них. Этот полезный навык не приходит к нам просто так: всё, что для нас значимо в жизни, идет из детства. Если родители беспокоились о ваших границах, то вы понимаете их необходимость и можете выстраивать отношения уже со своим ребенком таким образом, чтобы он постепенно осваивал свое личное пространство и при этом бережно относился к вашему.
Поэтапное формирование личного пространства
Формирование личного пространства проходит на протяжении нескольких возрастных этапов. Даже в младенческом возрасте ребенку нужно личное пространство, но понятно, что у грудничка оно минимально: малыш еще беспомощен и полностью зависит от физического присутствия матери и отца.

По мере взросления повышаются самостоятельность и автономность. Ребенку уже требуется время, которое он может посвятить исследованию себя и окружающего его мира. Наибольшая активность самопознания – это возрастной кризис в 3 года, который протекает под девизом «Я сам!». Дети уже хорошо чувствуют границы личности и тела и начинают понимать, что способны существовать без постоянной поддержки родителей. В этот момент вашему чаду пора привыкать к наличию личного пространства. Нам же, взрослым, необходимо способствовать формированию личности, не забывая о безопасности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, после пяти лет, подросший малыш с помощью родителя начинает обращать внимание и на пространство других людей – так воспитывается уважение к личности другого человека.

В подростковом возрасте ребенок начинает активно отстаивать права, требует независимости. Взросление приносит понимание того, что отношения с окружающими строятся на компромиссах.
Полезные стратегии, как соблюдать личные границы и не нарушать чужие
1. Объясните ребенку, что такое личное пространство. Начните с того, что у каждого человека есть своя часть пространства, которая не должна нарушаться без разрешения. Расскажите вашему чаду, что личное пространство включает физические границы (например, не трогать, не толкаться) и эмоциональные границы (например, ценить чужие чувства и эмоции). Поговорите с малышом о том, почему важно получить согласие от других людей, прежде чем прикасаться к ним или вмешиваться в их дела. Помогите вашей крохе понять, какие вопросы и действия неприемлемы без получения согласия.
2. Уважайте чужие границы. Ваше поведение должно соответствовать правилам личного пространства, чтобы ребенок видел хороший пример, что очень важно. Например, если папа не разрешает брать вещи со своего письменного стола, то это правило действует и в обратном порядке. Это значит, что и вы без разрешения не имеете права брать что-то со стола сына или дочери. Правила всегда работают в обе стороны, по-другому не бывает.
3. Рассказывайте о последствиях. Разъясните малышу, что нарушение границ способно вызвать различные негативные последствия. Например, люди могут расстроиться, отвергнуть его или прекратить общаться. Обратите особое внимание на последствия и научите ребенка понимать их значимость.
4. Бережно относитесь к пространству ребенка. Оно должно быть безопасным и соответствовать его возрасту. Помните, что даже самая старая игрушка, которая вам кажется ненужной и вы хотели бы от неё избавиться, для ребенка может быть самой любимой.
5. Телесные наказания недопустимы!
6. Уважайте интересы ребенка. Все люди разные, и дети в том числе. В любой семье есть родственники, у которых интересы полностью противоположны. Давая возможность ребенку заниматься тем делом, которое ему нравится, к которому у него лежит душа, вы тем самым демонстрируете уважительное отношение к личному пространству вашего чада. Соответственно, и он учится соблюдать ваше личное пространство и интересы.
7. Учите детей распознавать и конструктивно выражать эмоции. Важность разговоров об эмоциях и чувствах нельзя недооценивать. Обязательно рассказывайте, что вы чувствуете в тот или иной момент, почему именно такие эмоции у вас вызывает сложившаяся ситуация. Говорите детям об эмоциях и их адекватном выражении, как это проявляется у других людей. Помогите вашему крохе понять, что действия людей могут вызывать эмоции и что необходимо ценить чувства других. Разговаривайте о том, какие действия или слова могут быть обидными или неприятными, а какие, напротив, могут примирить, успокоить, порадовать, поддержать.
8. Учите просить и говорить «нет». Обучайте ребенка умению говорить «нет» в случае, если кто-то нарушает его границы. Расскажите ему, что его право на отказ должно быть уважаемо и что он также должен уважать волю других людей.
9. Поощряйте ребенка, когда он соблюдает чужие границы.
10. Учитывайте возраст ребенка.

Рассказывая о личном пространстве и границах, помните про возраст ребенка. Если он еще дошкольник, то лучше в качестве примера использовать сказки и ролевые игры.
Прибегая к ролевой игре, вы на практике покажете ребенку, какие действия являются нарушением личных границ, а какие нет. Придумывайте разные сценарии и обсуждайте правила поведения.

Если ребенок уже вышел из дошкольного возраста, то самый лучший способ — это доверительный разговор, где ваши сын или дочь имеют право на свое мнение. Слушайте, рассуждайте, приходите к различным выводам.
Самое важное – не забывать, что вопрос выстраивания границ и личного пространства двусторонний. Это также и вопрос взаимоуважения.

Умение выстраивать личные границы необходимо тренировать с самого раннего детства, объясняя малышу, почему вы его просите что-то делать или, наоборот, не делать и как вы себя при этом чувствуете.
Границы и личное пространство – это про безопасность и комфорт всей будущей жизни ребенка, залог здоровых, в том числе и эмоционально, отношений с окружающими.