
Ребенок в своей жизни довольно рано сталкивается с разнообразием окружающего мира: текстурами, поверхностями, температурой, размерами и другими свойствами объектов. Поэтому, чтобы объяснить ему понятие «противоположности», вам не потребуется много усилий. Начинать изучение можно уже с возраста около полутора лет, когда ребенок понимает значение прилагательных, которые вы чаще всего употребляете в разговорной речи. Лучше всего для этого подходят примеры из обычной жизни. Так малышу будет нагляднее и понятнее, о чем вы говорите. На первых порах чаще используйте самые простые слова вроде «большой — маленький», «длинный — короткий», «мягкий — твердый», «горячий —холодный».

В полтора года ребенок еще почти не говорит, но многое понимает. Ловите момент и расширяйте его пассивный словарный запас.
Если вы вместе идете в магазин, покажите малышу на прилавке большой арбуз и маленькое яблоко, длинные спагетти и короткую лапшу. Дома интегрируйте понятия в игру: когда ребенок возьмет плюшевого мишку, скажите, что он мягкий. После положите мишке в лапы кубик или, например, карандаш — и отметьте, что он твердый.

Для закрепления понятий лучше показывать предметы одновременно и делать акцент на их свойствах. Так их противоположность будет очевидней для ребенка.
В возрасте около трех лет начинайте усложнять характеристики предметов и попробуйте выбирать более сложные понятия. Например, если вы собираетесь купаться в ванне, можно показать ребенку ее пустой, а потом полной, когда воды будет достаточно. После купания дайте ему сухое полотенце и обязательно расскажите, что оно станет мокрым, когда ребенок вытрется и капельки воды впитаются в ткань.

А что если сравнивать не 2, а сразу несколько предметов? Например, расставить игрушки по порядку от самых маленьких к большим?

Как интересно, что один и тот же предмет в сравнении с другими может быть большим и маленьким. Например, апельсин будет большим в сравнении с виноградинкой и маленьким в сравнении с тыквой!
На наглядных примерах ребенку будет проще оценить свойства предметов. Не забывайте в процессе изучения давать комментарии, когда сравниваете объекты между собой.
Около четырех лет ребенок может начать понимать значение самого слова «противоположный». Это легко проверить, задав вопрос: «что противоположно холодному?»

Рассказ о противоположностях важен еще и для безопасности ребенка: ему следует как можно раньше знать, что чайник может быть не только холодным, но и опасно горячим.
Не забывайте не только сами рассказывать о противоположностях, но и просить ребенка их показывать. Будет здорово, если получится это делать в игровой форме, так материал закрепится быстрее и легче. Например, вместе придумайте интересный рассказ о том, как мог бы выглядеть ваш идеальный день: на небе нет ни одной темной тучи, светит яркое солнышко, на улице светло и тепло, земля сухая, потому что дождь не намочил ее, и так далее. Вот так, в легкой игровой форме можно познакомить малыша с понятием «противоположности» и научить его самостоятельно их определять.