Полная версия сайта

Владимир Финогеев: Выбор Мадонны

«Леонардо да Винчи был известен тем, что начинал быстро, а завершить не мог, потому не знаю,...

AD

«Леонардо да Винчи был известен тем, что начинал быстро, а завершить не мог, потому не знаю, сколько он работал над своей картиной «Мадонна с цветком». Она создана в его манере характерных форм и округлостей». — Слава поднял палец. «Это произведение также известно как «Мадонна Бенуа». — «Но надо бы ее назвать «Мадонна Сапожникова». У картин тоже есть судьба». — «Жаль, у них нет рук, по которым мы могли бы проследить твою интересную мысль». — «Ты хорошо знаешь, что мысль о судьбе вещей не моя. Не я изобрел. Но про руки у картин — это любопытно и может быть не так бесполезно, как тебе кажется». — «То есть?» — «Судьба картины должна быть запечатлена в ней самой». — «Это смело. И как ты думаешь узнать по картине, каким образом она оказалась в Эрмитаже под чужой фамилией?» — «Ты занял ироничную позицию, но разве это не твоя концепция о том, что прошлое и будущее размещены повсюду?» — «Я объясню, почему я иронизирую. Ты прав, но ты прав слишком глубоко». — «Это как понять?» — «Ну как: на руках или лице человека, не только на лице, на всей коже его тела и под кожей, записана его прошлая и будущая история. То же и на картине. Когда «Мадонна с цветком» создавалась, на ней уже была запечатлена ее будущая судьба. Ты прав, но повторюсь: ты слишком глубоко копнул, в том смысле, что информация на картине есть, но попробуй вытащи ее оттуда!» — «Не знаю пока, но начать надо с визуальной экспертизы. Или лучше с обстоятельств, которые сопровождали ее путь в Эрмитаж. Обстоятельства удивительные. Почему и как именно картина оказалась в Астраханской области, где ее в итоге и приобрел Александр Петрович Сапожников? В прошлый раз мы с тобой говорили о рыболовецкой компании братьев Сапожниковых. Они были успешными и богатейшими промышленниками, которые держали не только рыбный промысел, но и хлеб продавали, и кожу выделывали, и шерсть, и муку мололи». — «Хорошо, но вернемся к картине. Когда она была написана?» — «Тоже не вполне ясно: одни указывают 1474-й, другие — 1478 год». — «Я понимаю затруднения летописцев. Леонардо работал наездами: поработает, займется наукой, потом опять берется за кисть. Отсюда неясность с датой создания полотна». — «Вот что надо уточнить, — сказал Слава, — это было не полотно, а дощечка. Картина была писана на дереве маслом. В 1914 году она была приобретена за 150 тысяч рублей Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены архитектора Бенуа. А эта Ма­рия Александровна являлась дочерью Александра Александровича Сапожникова, портрет которого мы анализировали в прошлый раз и решили, что Тропинин недостоверно отобразил большой палец. Мы предположили, что это руки не Сапожникова, а натурщика: так как часто картины заканчивались в отсутствие оригинала, детали списывали с другой натуры. Натурщик не подходил по своим хирологическим данным. Ведь его большой палец не мог выражать силу характера и предпринимательского таланта Александра Сапожникова. Но дело в том, что купил картину не сам Александр Александрович, а его отец — Александр Петрович, который увлекался коллекционированием. И после его смерти все отошло его сыну — Александру Александровичу Сапожникову, а тот подарил «Мадонну с цветком» зятю в качестве свадебного подарка, когда Бенуа женился на его дочери Марии. Историк Э. К. Липгарт писал, что первоначально картина находилась в старинном собрании князей Куракиных. Но далее тот же автор сообщает, что картина была приобретена Александром Петровичем Сапожниковым у итальянских балаганщиков при переезде через Астрахань. Позже выяснилась подлинная версия. В 1974 году в Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». В описи за первым номером была записана «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке, вверху с овалом подписи мастера Леонардо да Винчи». Картина поступила из коллекции сенатора Алексея Ивановича Корсакова. Как я отмечал, Леонардо написал картину на деревянной дощечке. Но в XIX веке в Эрмитаже картину перенесли на холст». — «Как перенесли? Постой: то, что мы видим в Эрмитаже, не подлинник?» — «Нет, это подлинник». — «Если была на дощечке, а стала на холсте, кто-то скопировал?» — «Все гораздо проще. Была разработана технология перенесения картин с дерева на холст. В Эрмитаже это почти обязательная процедура: дерево недолговечно и в нашем климате разрушается. Дощечка выстругивалась рубанком с обратной стороны, почти до слоя краски, а затем эта тонкая пленка краски переносилась на холст и приклеивалась. Осуществ ил это реставратор Евграф Короткий». — «Это удивительно!» — «Сапожников купил ее у Корсакова за 1400 рублей. Однако не установлено, как и когда она попала к Корсакову. В 1912 году Бенуа решил продать картину и вывез в Англию. Лондонский антиквар оценил ее в 500 тысяч франков, что составляло 250 тысяч рублей. Подлинность полотна подтвердил специалист того времени Бернард Беренсон. Но послушай, что он заявил: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, мио­пическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребенком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшееся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И все же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи». — «Да, он не был опьянен величием Леонардо, как мы, грешные! Я никогда этого не замечал и любовался произведением». — «Беренсон, возможно, просто был пьян, — проворчал Слава. — Тебе жаль расставаться с иллюзией. После такого вердикта трудно отделаться от мерзкого ощущения, что он прав. А что визуальная экспертиза?» — «Похвастаться нечем. Я не могу извлечь из картины знаков о том, что «Мадонна» выбрала именно Эрмитаж как свое предвечное жилище».

AD
Подпишись на канал 7Дней.ru
Загрузка...




ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или