Владимир Финогеев: Своевременный майор

«Василий Тропинин, о котором мы с тобой вели разговор в свое время...» — Слава остановился, сделал...
Владимир Финогеев
|
07 февраля 2019
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

«Василий Тропинин, о котором мы с тобой вели разговор в свое время...» — Слава остановился, сделал паузу, будто забыл, о чем хотел сказать. Я воспользовался: «Вот интересное высказывание — «свое время». И смысл у него широкий. Во всю историю». — «Что это значит? Что ты хочешь сказать?» — недовольно проворчал Слава. «Я хочу сказать: какая за нашими спинами богатейшая история страны! Не только страны — мира! Огромная, длиннющая история! Для каждого человека. Каждый прожил от секунды до секунды, не перескакивая, не перепрыгивая мгновения. Жил в настоящем времени, постоянно в настоящем. Сначала родился, был ребенком, подростком, потом молодым человеком, человеком в расцвете сил, зрелым человеком, человеком, пожившим много, человеком пожилым, старым человеком, долгожителем. — Я остановился и поднял для важности палец: — Наконец, таинственно исчез. Все уступает времени». — «А я думаю, не все», — твердо произнес Слава. «Что, по-твоему, неподвластно ему?» — «Как что? Память! Она же дошла до нас. Вот, пожалуйста. Василий Тропинин создал портрет некоего Александра Прокофьевича Филисова. Я стал смотреть, кто это. Натолкнулся еще на двоих Филисовых, один Федор Петрович, другой Павел Андреевич, оба генералы, оба принимали участие в боевых действиях, оба — обрати внимание — были ранены в правую руку и правую ногу». — «Так ты думаешь, что это совпадение из-за фамилии?» — «Ты и сам знаешь, что люди с одинаковыми фамилиями имеют сходство в судьбах». — «Я знаю. Но что наш Филисов? Он тоже генерал и тоже ранен в правую руку?» — «Ни то ни другое. Единственная общность — он военный. Но — майор. Дослужился до капитана и вышел в отставку». — «Погоди, ты же сказал, что он был майором». — «Тогда было правило: при выходе в отставку офицер получал очередное воинское звание». — «Вот это интересно!» — «Да, много у нас было интересного. Например, при царе Алексее Михайловиче за полонное терпение, то есть за плен, давали дворянство». — «Однако!» — «Надо подчеркнуть, что это касалось тех воинов, которые попали в плен по ранению, а не добровольно сдались из трусости или предательства. Но таких почти не было. Как писал Солженицын, измена не коренилась в духе русского воина». — «Отрадно. Но что наш майор?» — «У него было какое-то имение в Ярославской губернии. Когда началась война 1812 года, он отправил на войну двух крестьян в качестве ратников, а сам добровольно присоединился к казачьему ополчению. Поскольку он был офицером, ему поручили командовать полком. Он также принимал участие в заграничных походах нашей армии. Вернулся назад в 1814 году. Его выбрали предводителем местного дворянства». — «А почему Тропинин изоб­разил его? Вроде ничего выдающегося он не сделал?» — «Я думаю, ответ прост. Филисов просто заказал Тропинину свой портрет. А я выбрал его потому, что здесь тот редкий случай, когда живописец тщательно выписал руку. И поскольку о характере Филисова мало что известно, то, может быть, рука даст нам подробности?» — «Давай попробуем. Кисть лежит на опоре и демонстрирует расслабленность, что позволяет нам наблюдать промежутки между пальцами. Обратим внимание на расстояние между указательным и средним пальцами. Если ты видишь у кого-то большое расстояние между указательным и средним пальцами, а средний своей второй фалангой склонен к безымянному, то будешь знать, что перед тобой человек с большой независимостью мышления и свободой от общественных, производственных, бытовых условностей. Но при этом, если большой палец по длине короток, а безымянный слишком тесно прижат к среднему, такой человек только говорит, что он нарушитель границ и условностей, но на деле его поведение подчинено стереотипам и принятым нормам. Примерно то же мы видим на нашем портрете, да — есть хорошее расстояние между указательным и средним, но нет выраженного пространства между средним и безымянным, а большой палец не поражает своей длиной, плюс к этому мизинец искривлен в сторону среднего. Да, человек говорит о необходимости реформ, чем, видимо, и заслужил место предводителя, но на деле он не подвергает ломке устоявшиеся правила и права. Конец большого пальца имеет изящный изгиб, это указывает на благородство, стремление к идеалам, возвышенные мысли, учтивость, умелое светское обращение. Также на определенную художественно-эстетическую склонность. Но безымянный спрятан и не выходит «на люди», это говорит о том, что он не разрешает себе отдаться своей склонности. Он музицирует, пишет стихи по случаю, любит поэзию, но не творец. Средний палец немного расширен к основанию, это дв орянское происхождение и отвычка от принудительного физического труда, осознание себя барином. Вторая и ногтевая фаланги среднего пальца отклонены к безымянному — это много чего означает, в частности, хромает дисциплина, она не методична, а такая — набегами: то человек заставляет себя делать то, что наметил или что соответствует долгу, то вдруг ленится, бросает занятия, вместо дела заваливается на диван с книгой или едет играть в карты к соседу. Или не исполняет надлежащего под влиянием эмоции или эстетического чувства. Кроме этого, некоторые практики «награждают» обладателя такой руки подспудным желанием сломать установления, нормы, традиции. Но в нашем случае, учитывая правильный по размеру большой палец с изгибом первой фаланги, обладатель стремится выйти за рамки не из прихоти или из эгоистического самоутверждения, но из более высоких соображений, духовных, христианских, ибо протестует против несправедливых, унижающих, притесняющих норм и правил. Такой тенденции способствует и вид указательного пальца майора, который имеет одинаковые размеры в основании и ногтевой части, это указывает на активность позиции и стремление отстаивать чужие права. Ноготь трапециевидной формы, и это говорит о наличии нравственных базовых принципов, но тем не менее, учитывая, что этот ноготь не короткий, большой палец не выдающейся длины, мал просвет между средним и безымянным, — предусмотрительность берет верх: да, майор ясно понимает бесправие крепостного человека, сочувствует его положению, но вполне отдает себе отчет, что не пришло еще время для открытого действия, то самое «свое время», в которое и было отменено крепостное право».

События на видео
Зима на ВДНХ: гид по главной выставке страны
На ВДНХ официально стартовала зима! Концепция этого сезона — «Вместе теплее» — чувствуешь с первых же шагов по территории. Мы приехали сюда в день открытия, чтобы не просто изучить программу, а проложить для вас самый теплый и интересный маршрут по этой огромной фабрике праздника. Надевайте удобную обувь — впереди много километров впечатлений.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая