В 1996 году во Франции вышел фильм «Опасная профессия», в котором главную роль сыграл Жерар Депардье. Тогда задавленный семейными обстоятельствами школьный учитель Лоран Монье отважился работать в самом криминальном районе и – не без труда – выстоял против своры учеников. После чего наступило всеобщее благоденствие. Прошло всего 10 лет, и на преподавательской трибуне Депардье сменила Изабель Аджани. Не менее отважно она вступила на школьный двор, но не учла того, что нравы и моральные устои самых отпетых учеников прошлого века разительно отличались от нынешних.
Так, комедия «Опасная профессия» превратилась в драму «Последний урок», где обычная школьная учительница преподает на грани нервного срыва.
А всему виной непрекращающееся хамство и издевательства учеников. Их вроде как даже нельзя за это винить: все как на подбор – дети из неблагополучных семей. Директору же гораздо важнее сохранить мнимую стабильность, ради чего упорно игнорируются все жалобы неуемной литераторши. Ну а трагедия не заставит себя долго ждать – на последнем уроке училка устраивает драку с главарём школьной банды: и вот уже в ее руках пистолет, выплевывающий пули не куда-то в сторону, а в подростков.
И все же стреляет она «с прицелом»: пока лишь раненых учеников, оказавшихся заложниками, преподавательница Бержерак (однофамилица прославленного драматурга-памфлетиста) вынуждает изучать великого насмешника над нравами общества гениального комедиографа Мольера.
И кому, как не выходцу из Алжира, коей является Изабель Ясмин Аджани, сыграть главную роль в этой драматической истории, произошедшей будто бы во Франции, а на самом деле абсолютно интернациональной. И делает Аджани это с той же удивительной грацией и непередаваемым надрывом, которые ей были присущи в «Одержимой бесом» Жулавски или в «Королеве Марго» Патриса Шеро.
И, пока пистолет гуляет по рукам, на улице изнывает от нетерпения опергруппа, готовая идти на штурм класса, а внутри одинокая и растерянная женщина, противостоящая готовым уничтожить ее и весь мир подросткам, не стоит принимать на веру каждое слово. Как учил великий Мольер, стоит учитывать, кто на великой ярмарке пустозвонства что планировал произнести.
Потому что своя правда есть у всех, обнаружить подлинную – вот задача. А вкладывать житейскую мудрость в пустые головы через Мольера, безусловно, под силу только Бержераку.
Когда-то считалось, что Франция – это рай для влюбленных, живописные замки и самые лучшие, самые именитые магазины? Все так. Но за последнее десятилетие здесь, как и в любой другой стране, дети стали другими. Люди изменились. Хотите знать, какими – можно посмотреть фильм Гаса Ван Сента «Слон», эстонского режиссёра Ильмара Раага «Класс». Или «Последний урок» Жана-Поля Лилиенфельда.
Кстати, в 1930 году Михаил Булгаков написал пьесу о трагической зависимости Жана Батиста Мольера (Поклена) от напыщенной и пустой власти, не замечающей того, что происходит у нее под носом.
Под названием «Кабала святош» спектакль вышел во МХАТе 16 февраля 1936 года, но из-за критической статьи в газете «Правда», он был снят, успев пройти всего семь раз. Совсем иная судьба у фильма «Последний урок», изначально снятого для телевидения. Но после резонанса, вызванного премьерой на Берлинском кинофестивале, продюсеры рискнули выпустить его на большие экраны. Франция уже оценила, теперь наша очередь.