«У «Повелителя бури» и у «Аватара» по три «Оскара», – к семи утра от волнения сын уже сидел на столе. «Хорошо, хотя бы мужскую второго плана отдали…» Впрочем, обо всем по порядку.
С тех пор, как стали известны номинанты на «Оскар-2009», киномир лихорадило от новостей, предчувствий и скандалов. Так, продюсеру Николасу Картье даже запретили появляться на церемонии награждения, за то, что он разослал академикам письма с призывом голосовать за «Повелителя бури», а не за «Аватар» Джеймса Кэмерона. У «Повелителя» вообще выдалось «бурное» время – против картины возбужден судебный иск сапера Джеффри Сэрвера, который утверждает, что создатели фильма украли не только придуманное им выражение «hurt locker» («повелитель бури»), но и его жизнь.
В остальном делались осторожные прогнозы, что никто из академиков не проголосует за «Аватар», заработавший миллионы, а потому политический фильм, снятый в Ираке о войне в этой стране, станет победителем.
Что мультфильмы надо оценивать профессионалам, а десять фильмов на главную номинацию – перебор. За разговорами подошло время звездам продефилировать по красной дорожке и занять свои места в кинотеатре «Кодак».
Тем, кому не досталось билетов, оставалось прильнуть к экранам телевизоров и наблюдать за происходящим, чтобы сделать несколько не слишком оригинальных выводов.
Первое – парочка Стив Мартин и Алек Болдуин способна украсить собой любое шоу. Второе – что политика и зависть по-прежнему процветают в киноакадемии. Третье – о ее величестве, королеве Мэрил Стрип. Мало того, что каждый год она поражает своими нарядами, умница Стрип мастерски держит удар.
Уже кажется неприличным, что ее номинировали на награды различного достоинства 16 раз и в каждом случае игнорировали. Но великолепная актриса ни разу не подала виду, что ее чем-то не устраивает подобное положение. Зато своих эмоций не сумели сдержать Квентин Тарантино, когда его сценарий сочли недостойным приза, и Джордж Клуни. Последний, кстати должен бы привыкнуть к мысли о том, что его имя входит в почетный список фамилий, которые, похоже, никогда не будут увековечены в списке оскароносцев.
Зато окружение приятное – Мел Гибсон, Леонардо Ди Каприо, Джонни Депп, братья Коэны…
Можно еще, конечно, поговорить о вкусовщине, но дело сделано. И после того, как россияне встали по звонку в 4 утра, в очередной раз надеясь, «а вдруг», началось. Достойно оценили короткий мультметр «Логорама» Николаса Шмеркина, где за несколько минут промелькнуло три тысячи разных реклам. Как и предполагалось, мультфильм «Вверх» растрогал академиков, забывших, что они награждают не умилительного дедулю, а лучший в своем жанре фильм. И здесь можно было выбирать из «Каролины в стране кошмаров» и «Принцессы и лягушки». Не случилось. Проголосовали за слезливую историю, потому что с оригинальностью у традиционно-компьютерного «Пиксара», создавшего «Вверх», пока туговато.
Проигнорировали Ханеке и его «Белую ленту» и фантастического «Пророка» Одияра в угоду сомнительного качества аргентинской картине «Тайна в их глазах», где в очередной раз в финале пожилая девушка бежит за уходящим поездом.
Но тут принялись раздавать статуэтки актерам второго плана. И мы воодушевились: вышел за «Оскаром» Кристофер Вальц, ставший звездой тарантиновских «Бесславных ублюдков».
Выбралась за добычей в аналогичной женской категории из специального стула, сделанного для обладательниц излишнего веса, Мо’Ник. Ее фильм довольно долго в российском прокате именовали «Тужься», но потом кто-то сообразил, что такое название будет провальным, и картину стали называть «Драгоценная».
Мо’Ник рассказала гостям, что в ее награде «нет никакой политики». Девушка хитрила. Возможно по простоте душевной. Но говорить, что картина о никчемной бедняжке из Гарлема, страдающей ожирением, лишена политического подтекста, было недальновидно.
Настала пора для самых главных призов, ради которых зрители томились у экранов почти 4 часа. Объявили, что Мэрил Стрип вновь за бортом, а награда за лучшую женскую роль отходит одной из самых любимых американскими зрителями актрис Сандре Буллок. Что ж, в этом году Сандра собрала достойный урожай: ее признали и лучшей и – за пару дней до этого на «Малине» – худшей актрисой года.
Со слезами на глазах принимал статуэтку прекрасный актер Джефф Бриджес, признанный лучшим исполнителем главной мужской роли 2009 года за работу в ленте «Безумное сердце».
Не самая яркая работа актера, сыгравшего в 75 фильмах, включая «Кинг-Конг», «Большой Лебовски» и «Король-рыбак», но ждал ее Бриджес так долго, что оставалось только радоваться вместе с ним. И переживать за Колина Ферта, пожалуй, наиболее достойного в своей пятерке.
Адреналин шумел в голове и спать совсем не хотелось. Уже отдали «Оскара» за сценарий Марку Боалу, придумавшего «Повелителя бури». А режиссерскую статуэтку выдали Кэтрин Бигелоу за этот же фильм, тем самым сделав ее первой женщиной-обладательницей приза в этой категории. Оставалась последняя награда, ради которой в этом году увеличили число номинатов до 10, как финал праздника оказался скомканным.
Претендентов даже не назвали, видимо, чтобы Кэтрин не тратила время на возвращение со своего места. Листок из открытого конверта казался приговором, но режиссер Кэтрин Бигелоу оказалась триумфатором 82-й, самой престижной в мире кинопремии. В результате фильм «Повелитель бури» завоевал шесть «Оскаров» из возможных девяти.
Сомнений в достоинствах «Повелителя бури» не было и в помине, но горький осадок у тех, кто «болел» за «Аватар» Джеймса Кэмерона, остался. А может, просто сказывалась усталость от недосыпания?