Михаил Полицеймако: «Если что-то не сделано, это приводит меня в неистовство»

«Я легко вошел во взрослую жизнь благодаря родителям, хотя они за меня никого никогда не просили».
Олег Перанов
|
22 Сентября 2025
Михаил Полицеймако
Михаил Полицеймако
Фото: Пресс-служба ТВ-3

«Бывает, некоторые коллеги говорят: «О, ты сейчас как папа посмотрел». Или: «Ой, у тебя голос прямо как у мамы». Родители в меня очень много вкладывали: и музыкальная школа, и английский язык, и спортивные секции. У меня было все расписано. И я легко вошел во взрослую жизнь, и это тоже благодаря родителям, хотя они за меня никого никогда не просили. Нет, все сам».

— Михаил, в сентябре исполнился год, как ушла из жизни ваша мама — актриса Марина Полицеймако. Помню, когда не так давно отмечали юбилей Таганки, в которой она проработала всю жизнь, вы сетовали, что из театра прислали ей только какую-то кружечку с символикой...

— С одной стороны, я понимаю, что любой театр — это живой организм, который рождается, живет, процветает, потом увядает и умирает. И то наследие, которое осталось, — оно в учебниках. И старики, которые положили жизнь на свой театр, по большому счету уже не нужны. А хотелось бы к ним большего внимания. Потому что пожилой человек одинок — сидит дома, ничего не делает. В нашем случае маму окружали мы, вместе же жили. Да, это, безусловно, тяжело, но по крайней мере она не чувствовала себя одиноко. Я не то чтобы сетовал на невнимание к маме, просто за нее как бы бился. Хотя очень благодарен Таганке за то, что достойно устроили прощание с ней в театре. Благодарен за то, что ее похоронили с папой (народный артист России Семен Фарада. — Прим. ред.), как она и хотела.

— Недавно был на спектакле в другом театре, где играл пожилой известный артист. Признаюсь, со стороны выглядело это печально: он еле говорит и двигается, плохо слышит. Стоит ли актеру вот в таком состоянии выходить на сцену?

— Но ведь кто-то не может жить без этого! Тем более если он один. Что ему делать дома?! Тут все зависит от конкретного человека. Например, моя мама, когда ей исполнилось 82 года, сказала: «Знаешь, Миша, я, наверное, больше не пойду в театр, мне тяжело». И еще четыре года прожила: с удовольствием ездила на дачу, занималась с методистом движением.

Михаил Полицеймако с отцом
Михаил Полицеймако с отцом Семеном Фарадой, 1979 год
Фото: архив «7 Дней»

Даже когда в последнее время мама давала интервью, перед встречей всегда приводила себя в порядок: красила губы, причесывалась, нарядно одевалась. И если ее куда-то приглашали и она понимала, что не сможет выглядеть достойно, она отказывалась. Например, когда ее позвали на вечер памяти однокурсника в театральный институт имени Щукина, она сказала: «Извините, к сожалению, на четвертый этаж я уже не поднимусь, поэтому не приду». Хотя, думаю, она много интересного могла бы рассказать.

Признаюсь, тоска по маме растет с каждым днем, я скучаю по ней. Она прожила очень достойную, счастливую жизнь, несмотря на все те перипетии, которые у нее были в начале судьбы, — и первый брак, и переезд в Москву, безденежье, безумная любовь к театру Любимова, отказ от съемок ради театральных ролей, раздел Театра на Таганке. Да еще позднее рождение меня. Родить ребенка в советское время в 38 лет — это подвиг. Может быть, поэтому родители меня так безумно любили.

— Вам было пять лет, когда вы впервые вышли на сцену в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир»?

— Нет, это был юбилей артиста Готлиба Ронинсона, мы с папой вышли на сцену, вручили подарок. Уже позже в «Десяти днях...» я бегал в массовке за натянутой белой тканью. Помню, как я переживал за маму, когда она играла в спектакле «Павшие и живые». Мама выходила в роли матери Багрицкого, она читала какое-то стихотворение, а сзади артист прикладом ее толкал. Это меня так возмутило! За кулисами я подошел к этому артисту и сказал: «Чего вы так больно мою маму толкаете?! Охренели?!» Он посмеялся надо мной, сказал: «Да я же играю, небольно ее бью». Еще помню, как папа надо мной пошутил. Мне тогда было лет восемь, я оказался на спектакле «Полтора квадратных метра». Сижу в первом ряду. Мой папа выходил в небольшой роли страшного злого чиновника, который допрашивал мою маму. И вот в конце первого акта после этого допроса героиня Марины Полицеймако падает в обморок. Далее на сцене затемнение, и потом антракт. Так вот вдруг в этой темноте я слышу голос моего папы, который подошел к краю сцены: «Миша, подними маму!» Конечно, я растерялся, а затем засмеялся. Папа вообще был хулиганом.

— Чувство юмора передается вместе с генами, как считаете? А может, его можно воспитать?

Евгения Фиш
Бабушка Михаила Полицеймако — Евгения Фиш
Фото: архив «7 Дней»

— Все на примере, все в семье. Когда я был маленький, папа шутил, я слушал. Сейчас я шучу, дети слушают, они же все сразу перенимают, они наматывают. Вообще, считаю, чувство юмора или есть, или его нет. Гены... Возможно. Вот, например, я наблюдаю по своим детям: Миля где-то напоминает мне мою маму, Соня где-то вдруг напоминает мне моего папу, когда как скажет что-то.

— Кстати, однажды в интервью ваша мама заметила, что внешне вы похожи больше на нее, а трудолюбием, отношением к профессии, ответственностью — в отца...

— Ну я могу сказать, если мне отрастить сейчас усы и похудеть килограмм на двадцать, то я буду очень похож на папу. Однажды я снимался в роли, где мне приклеили усы, посмотрел в зеркало — вылитый папа.

Бывает, некоторые коллеги говорят: «О, ты сейчас как папа посмотрел». Или: «Ой, у тебя голос прямо как у мамы». Родители в меня очень много вкладывали: музыкальная школа, и английский язык, и спортивные секции. У меня было все расписано. И я легко вошел во взрослую жизнь, и это тоже благодаря родителям, хотя они за меня никого никогда не просили и никогда не было такого момента, что папа говорил бы какому-то режиссеру: «Сними моего сына». Нет, все сам.

— Это правда, что мама расстроилась, когда узнала, что вы поступили не в ее родную «Щуку», а в ГИТИС?

Михаил Полицеймако с мамой
Михаил Полицеймако с мамой Мариной Полицеймако
Фото: архив «7 Дней»

— Нет, просто они переживали, правильно ли я выбрал эту профессию, не валяю ли дурака. И когда я стал уходить в институт в восемь утра и приходить оттуда домой в двенадцать ночи, они успокоились, поняли, что это призвание. А ведь это очень важно, когда человек горит своим делом... Я вот сейчас снимаюсь в одном проекте, съемки проходят в офисе, где люди приходят на работу в девять утра и уходят в шесть вечера. Выходные — суббота и воскресенье. Все так правильно... Для меня это ад, кошмар! А эти люди, которые привыкли к размеренному образу жизни, смотрят на меня как на сумасшедшего или больного. Ведь наша работа круглосуточная, без какого-то определенного графика. Утром — репетиция, потом — съемка, вечером — спектакль, потом — в поезд и на гастроли или на другую съемку. Неважно, суббота это, воскресенье или среда.

Был случай со спектаклем «Вредные привычки», в котором я играю. У них отвалился артист, и они позвонили мне за три дня до премьеры в истерике, просят: введись в спектакль. Я лишь попросил прислать мне пьесу и видео репетиций. А спектакль идет два с половиной часа, в течение которых мы (Сергей Шакуров, Даня Спиваковский и я) со сцены даже не уходим... Я пришел на репетицию. На меня продюсер смотрела, как будто я сумасшедший: как я смог за три дня выучить роль?! Премьеру отыграли прекрасно.

Михаил Полицеймако с женой, мамой и отцом
Михаил Полицеймако с женой Ларисой, мамой Марией Полицеймако и отцом Семеном Фарадой, 2008 год
Фото: архив «7 Дней»

Или вот недавно прилетаю с гастролей с Камчатки, сажусь в машину, которая везет меня в Тулу на спектакль. И вот водитель тоже удивлялся: как у меня сил хватает?! Я сумасшедший или что-то употребляю?! Потому что невозможно отработать на Камчатке с разницей в девять часов, прилететь в Москву, сесть в машину и поехать играть спектакль в Тулу.

Артист — это не только отдельная, большая профессия, это целый образ жизни. Когда еще был жив, но очень болел худрук театра «Шалом» Александр Левенбук, мне предлагали занять его место. Я туда приехал, пообщался — очень милые ребята, прекрасный ремонт в театре. Но руководить — это все-таки не мое. Потому что мне каждый раз нужны новые впечатления, новые партнеры, а вариться в одном котле — не в моем характере. Хотя понимаю, прогнозировать, что будет с человеком через пять лет, сложно. Я знаю примеры (и положительные, и отрицательные), как люди кардинально меняются. Но я стараюсь на это не обращать внимания, поэтому я человек не склочный и безобидный.

— А плюсы какие сегодня в актерской профессии?

Михаил Полицеймако, Ольга Науменко, Маша Абрамова и Екатерина Волкова
Михаил Полицеймако, Ольга Науменко, Маша Абрамова и Екатерина Волкова в сериале «СуперИвановы», 2023 год
Фото: Пресс-служба ТВ-3

— Они есть. Например, в том, что сегодня артисты перестали беззаботно относиться к работе. Потому что получают неплохие деньги. Сейчас тебя выкинут из проекта, если придешь на спектакль или съемки пьяным.

— Многие артисты вздыхают, мол, так сложно все это. Но если дома вдруг сидят без работы недели две, уже мучаются, снова хочется куда-то поехать...

— Да-да, это же как детская психика, словно тебя не позвали гулять. Ведь у актера она осталась в том 15—16-летнем возрасте. Конечно, есть сейчас прагматичные артисты, и кто-то лезет из других профессий в нашу, это уже немножко другое, это такой микс. А у актера, который учился в театральном училище, в институте, проработал в театре 20 лет, определенный биоритм, он не может прагматично смотреть на эту жизнь. Это абсолютный ребенок. Все хорошие актеры в душе дети на сто процентов. Как они искренне обижаются, как искренне злятся, как они искренне смеются, прикалываются, ревнуют, говорят гадости про другого за спиной! И это смешно, конечно.

— То есть изображать другого человека — это уже диагноз?

— Это зрителям кажется, что мы изображаем. Нет, это как игра, как будто бы это я. Но это не изображение, это не показ, это полностью вера в логику поведения своего героя. Артист, работая над ролью, как бы вживается в эти обстоятельства. Если бы я был не Миша из Москвы, а Саня из Воронежа... Это все наблюдение, опыт, талантливые работы коллег. Вот, например, смотрю на Тимофея Трибунцева в какой-нибудь роли и поражаюсь: как он это делает?! Или моя партнерша Маша Аронова. Зритель никогда не догадается, что в этот момент у нее болит, например, голова. Это очень круто.

Михаил Полицеймако
Михаил Полицеймако в сериале «СуперИвановы», 2023 год
Фото: предоставлено кинокомпанией 1-2-3 Production

— Как-то Павел Деревянко мне рассказывал, что после съемок в сериале, где он сыграл Нестора Махно, поехал с другом отдыхать на море. И тот ему вдруг говорит: «Ты так ходишь по пляжу, как будто у тебя шашка висит сбоку». Дескать, Павел никак не мог забыть этой привычки. Сложно актеру выходить из образа?

— Тут есть небольшой налет придумки, этакий рассказ для зрителей. Это как фраза, после которой хочется задушить журналиста или того, кто дает интервью: «А у вас были какие-нибудь забавные случаи на съемках?» Но вообще актеры из-за детскости своей души часто врут, и за это им ничего не будет. Вот на канале ТВ-3 вышел новый сезон нашего сериала «СуперИвановы». И меня спрашивают: «Какие у вас были забавные случаи?» Я могу прямо сейчас их придумать миллион.

Один эпизод запомнился мне на всю жизнь. Наш второй режиссер, прекрасный Женя Гусев, был так доведен неготовностью реквизита... Я сам этого не видел, но мне рассказали. Зима, двадцать градусов мороза. Женя что-то пытается доказать реквизитору, а тот честно не понимает, чего от него хотят. Тогда Гусев подошел к деревянному столбу, стукнулся об него лбом, потом прыгнул этим лбом в снег. И это был не трюк, это было отчаяние человека от того, что он не может объяснить. Я представил это — круто! Вот такое отношение к своему любимому делу!

— Кстати, о продолжениях сериалов. Вспомнил цитату из стихотворения Геннадия Шпаликова: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места». Нужны ли новые сезоны разных сериалов, которые порой получаются не очень удачными?

— Возьмите, к примеру, сериал «Ходячие мертвецы», у него уже одиннадцатьсезонов и такие большие рейтинги! Тут все зависит от режиссера, от сценария, от многих составляющих. Сериалы — это объемная штука, если их правильно и грамотно снимать. Если история, которую ты рассказываешь, принимается зрителем и ему нужно еще и еще, то снимать можно вечно. Ну вспомним и американский сериал «Друзья», который точно попал в ту молодежь, ей этот проект стал интересным. Или как наш «Квартет И» угадал поколение 40-летних с их проблемами, страданиями, любовью, с их невоздержанностью... Я до сих пор играю с «Квартетом» спектакль «День Радио», собирающий уже столько лет полные залы.

Михаил Полицеймако, Камиль Ларин и Ксения Энтелис
Михаил Полицеймако, Камиль Ларин и Ксения Энтелис в спектакле «День Радио», театр «Квартет И», 2023 год
Фото: А. Кирнос/Театр «Квартет И»

— Вам не кажется, что зачастую режиссеры и продюсеры нашим артистам навешивают какие-то ярлыки, штампы, от которых потом сложно избавиться?

— Наверное, такое случается, когда работают не очень профессиональные люди... Вот, скажем, мне присылают краткое описание персонажа, на которого меня хотят попробовать. И прилагают, например, фотографию какого-то испанского артиста, то есть на него я должен быть похожим, этакий прообраз. Зачем вы мне его прислали? Вы мне что даете, маску? Это уже неправильно. Чтобы пропустить через себя персонаж, придумать его, мне хватит и сценария. Смысл актерской профессии в этом.

— Некоторые артисты считают, что пробы — это чуть ли не унижение...

— Повторюсь, да простят меня коллеги, артисты очень много врут, чтобы показать свою значимость. Еще часто можно услышать о своей большой занятости, о том, как отказываются от главных ролей. А еще распространенный диагноз, когда говорят, что много понимают в жизни.

Актер — это пластилин, это материал. Он должен быть скромным в жизни и нескромным на сцене или в кадре. И вообще, лучше ему помалкивать. Как говорила моя баба Ида: молчи — за умного сойдешь. Потому что, когда актер открывает рот, иногда он попадает в точку, а иногда нет. Лучше заниматься делом, и я имею в виду не только профессию. Вот могу гордиться, что в свое время вместе с другими защитил наш поселок, где находится дача, от строительства рядом мусоросжигательного завода. Надеюсь, хоть немного принес пользы.

Михаил Полицеймако, Алексей Макаров и Владимир Фекленко
Михаил Полицеймако, Алексей Макаров и Владимир Фекленко в спектакле «Доктор знает все», 2020 год
Фото: М. Смирнова/Пресс-служба продюсерской компании «М-АРТ»

Если говорить о пробах, я лично за. Ну представьте: берут людей на две главные роли, они без проб приезжают на площадку работать, и вдруг выясняется, что в кадре они просто не понимают друг друга, никак не монтируются. И вот тогда беда. Я за то, чтобы были пробы, совместные пробы, чтобы были репетиции перед съемками, чтобы за столом разбирали сценарий, персонажей. К сожалению, сегодня это происходит редко. А еще бывает, когда у режиссера с оператором нет хорошего контакта. Вот я стою, смотрю на оператора и спрашиваю: «А что мы сейчас снимаем?» — «Я не знаю», — говорит. Как ты не знаешь?! Ты же второй глаз режиссера!

— Если вернуться к вашим родителям: когда они признали вас как актера? Был такой момент, когда вам сказали: «Сынок, это успех!»?

— Нет, они так никогда не говорили, да и нельзя такое говорить артисту. Что-то им нравилось, что-то не нравилось. Мама, когда видела меня в телевизоре, восклицала: «Миша, ой, ты!» Бывало, они хвалили меня за спектакли, точнее, хвалила мама, поскольку больше видела. Папа же заболел в 2000 году и ушел из жизни через девять лет, в театр уже не ходил, поэтому видел меня на сцене не так много.

— Я видел репортажи о вашей семье, когда Семен Львович болел. И тут мне вспоминается история Николая Караченцова и Людмилы Поргиной. Многие осуждали, что она больного мужа возит в публичные места, показывает по телевизору...

— Скажу так: у каждого свой путь. Когда Людмила Поргина мне позвонила и сказала, что хочет Петровича, которого я знал с детства, привезти на наш спектакль, я все сделал, чтобы его в театре приняли с комфортом, подняли коляску и так далее. И горжусь, что он посмотрел нашу постановку. Артиста, пусть даже больного, нельзя забывать. Думаю, Людмила даже продлила Караченцову жизнь. А то, что про нас говорили... Дождь прошел, и все высохнет. Если на все обращать внимание, то нервных клеток не хватит. Сейчас очень модны такие обсуждения, это все идет от слабости. Потому что артисты — уязвимые люди и обсуждается их личная жизнь. Ну вот, например, когда бедная Леночка Ксенофонтова разводилась с ужасным человеком, так ее затравили в прессе и на ТВ. Я решил за нее заступиться. Когда на Первом канале они обсуждали ее развод, я пришел на эту программу, вышел и сказал: «Ребят, вы вообще здесь мужики? Есть факт, что он ее бил. Все. Если ты не хочешь с ней жить, уйди. А он бил и душил — и еще хотел отобрать ребенка. То есть вы еще ставите под сомнение вопрос, может ли мужчина бить женщину?!» Я был в шоке.

Михаил Полицеймако
Михаил Полицеймако, театральная премия «Гвоздь сезона», 2007 год
Фото: архив «7 Дней»

— Ох, Михаил, порой артисты сами делают все, чтобы их личная жизнь обсуждалась...

— Это делают артисты, которым больше нечем брать. Вот чтобы себя пропиарить, надо написать, что у меня есть интимная стрижка, или я делаю эпиляцию интимных мест. Тогда о тебе сразу все узнают и вспомнят. Самодостаточному, талантливому человеку это не нужно. Я часто слышу: ты мало тусуешься, надо ходить на разные мероприятия. А мне некогда. Да лучше я это время посвящу жене, детям. Но своему сыну Никите, который только начинает в актерской профессии, я рекомендую больше тусоваться, если есть время. Но ходить туда, где можно что-то полезное увидеть, наблюдать, чему-то поучиться. Не на банкетах стоять и разглагольствовать об искусстве. Я рад за Никиту, он играет в Театре сатиры, снимается. Работает над собой, снова похудел. Бываем с супругой у него на спектаклях. Я вижу, как он постепенно набирает обороты.

Вообще, я не загадываю, будут ли другие мои дети артистами или нет. Главное, чтобы они что-то делали, чтобы у них было желание кем-то стать. Вот за что я радею — чтобы они не бездельничали. А кем они хотят стать, это их дело, просто я должен видеть их стремление, их порыв к чему-то.

— Вы давно не работаете в репертуарном театре, выступаете в антрепризах. И вот я прочитал в интервью недавно ушедшей Натальи Теняковой такую фразу: «В антрепризе первоначальный импульс — желание гарантированного успеха, а не выявление накопившихся мыслей и чувств». Тут явно звучит некое осуждение...

— В 1990-х, когда появилась антреприза, людей приучили к тому, что там можно только посмеяться. Но сейчас антреприза вышла на такой качественный уровень, что бывает лучше, чем репертуарный спектакль. Сегодня, если на сцене халтура, зритель встает и уходит, даже если играет известный человек. И тогда этот спектакль больше не играют. А в репертуарном театре зачастую скучная постановка, на которую никто не ходит, идет годами. Потому что есть план, по которому спектакль должен прожить определенные лет пять. Вот чем хороша антреприза: собрались, прочитали, сыграли, не пошло — разошлись.

Михаил Полицеймако, Мария Аронова и Сергей Шакуров
Михаил Полицеймако, Мария Аронова и Сергей Шакуров в спектакле «Маленькие комедии», 2008 год
Фото: Ю. Феклистов/архив «7 Дней»

У меня недавно было подобное: стали репетировать спектакль, вроде даже назначили день премьеры. Потом я уехал на съемки в Китай, вернулся, пришел на репетицию, посмотрел и понял: что-то не мое. Все. В театре ты так не сможешь сделать. То есть будет изнасилование твоей души.

— Я тут побывал на потрясающем спектакле с вашим участием «Доктор знает все». Там такая мысль: «Порок всегда более привлекателен, чем добродетель». И я еще вспомнил фразу из стихотворения Бродского, написанного после просмотра спектакля «Гамлет»: «Добродетель погибнет все равно в борьбе со злом». Неужели правда?

— Мне кажется, чтобы прокомментировать это, надо понимать Бродского, то, что он имел в виду. Думаю, если бы он после этого послушал бы Шнитке или «Полет валькирий» Вагнера, то написал бы, что добродетель бессмертна, а зло умирает. Это уже ситуативно. А то, что порок более привлекателен, — это правда, это данность. Ну голая женщина интереснее же одетой. А еще девочки влюбляются в хулиганов. Люди приходят после тяжелого трудового дня, выпивают алкоголь. Это порок? Порок. Да куча пороков. В этом и есть его опасность: он привлекательный, с этим ничего не поделаешь. Почему, например, мой герой в этом спектакле, Черт, местами обаятельнее Ангела?! Ангел все время страдает, а Черт наслаждается. И люди, конечно, не хотят страдать, хотят наслаждаться.

— Но в вашем спектакле же есть мысль, что зло может приносить добро, а добро может приносить зло...

— Это еще сложнее мысль. И это правда.

Михаил Полицеймако и Мария Аронова
Михаил Полицеймако и Мария Аронова в спектакле» «Маленькие комедии», 2008 год
Фото: Ю. Феклистов/архив «7 Дней»

— А у вас был такой добрый поступок, когда все обернулось чем-то негативным? Или наоборот...

— Были, наверное, такие поступки. Но у меня есть девиз: никогда не оглядывайся назад. Что сделано, то сделано. Никогда не начинаю: «А вот если бы я...» Вообще стараюсь жить честно. Получаю удовольствие от воспитания своих детей, от нашей семьи. У меня нет сомнения: «А может быть, что-то не так?». Это не значит, что я прямой, тупой и конкретный. Мне просто на это не хочется тратить жизнь, мне не хочется время тратить на раздумья, за какой поступок мне было бы стыдно. У меня есть календарь в телефоне, я весь график туда забиваю. И получаю удовольствие, когда его забиваю и когда я стираю сделанное. А вот если что-то не сделано, это приводит меня в неистовство, в бешенство.

— Вообще роль может чему-то научить актера?

— Конечно. И физически, и психологически. Прежде всего большая роль — это испытание и нервной системы, и каких-то навыков. Например, умения сидеть и ждать. Особенно закаляют артиста тяжелые киносмены, это связано с драками, холодом, жарой. Вот выдержишь ты это или не выдержишь? Как-то я провисел на хромакее (такой одноцветный задник, на который потом подкладывают какое-нибудь видео) два часа. У меня вот здесь ремни, как будто я лечу, чуть не помер, но вытерпел. И вот если сейчас мне скажут, что надо висеть на хромакее, я поставлю условия, чтобы были перерывы и так далее. То есть уже знаю, уже готов к этой битве. Или я снимался у Мурада Ибрагимбекова в Баку в августе — в плюс 55 на солнце. Сейчас буду сниматься в Самарканде. Но уже знаю, как к этому быть готовым. Это же опыт. Надо предупреждать об определенной выработке, надо носить шляпу, надо пить много воды, надо не все всовывать в один съемочный день. И я готов к этому.

Михаил Полицеймако
Михаил Полицеймако на репетиции спектакля «Маленькие трагедии», 2012 год
Фото: Ю. Феклистов/архив «7 Дней»

Например, я боюсь прыгать с парашютом, дико боюсь. Но если ты мне предложишь миллион рублей за съемки с условием, что нужно прыгнуть с парашютом, буду заниматься с инструктором, тратить на это время. Так же, как и с боксом было — я же целый год (!) занимался перед телешоу «Король ринга».

— У вас есть продюсерские и режиссерские амбиции?

— Нет, мне кажется, каждый должен заниматься своим делом. Для продюсера точно не гожусь, у меня тройка была по математическим предметам. Но у меня есть амбиции: знаю наверняка, что могу ставить спектакли. Но пока не буду. И знаю, что могу снимать кино, но тоже не буду. Пока не буду. Видимо, для этого вокруг меня еще не сложились звезды.

— А педагогика?

— Нет, потому что я не выдержу этих студентов, буду на них срываться. Ведь они все ленивые. Чтобы их расшевелить, им нужно задавать такой градус и устраивать такую казарму! Я очень благодарен своим педагогам в институте, потому что у нас было очень жестко. А сейчас они на расслабоне. Иногда подходят ко мне в районе пяти вечера: «Здрасте, Михаил. Можно с вами поговорить? Я студент второго курса театрального института...» Пять часов вечера! Что ты здесь делаешь? Отвечает: «А у нас сегодня выходной». Какой выходной у тебя на втором курсе?! У тебя должна репетиция быть.

— Они не любят профессию?

Михаил Полицеймако, Даниил Спиваковский и Мария Порошина
Михаил Полицеймако, Даниил Спиваковский и Мария Порошина в спектакле «Ищу мужа», 2022 год
Фото: предоставлено МТА «Арт-Партнер»

— Они свободные, на расслабоне. Помню, была репетиция с молодыми актерами, я говорю: «Ребята, у меня мало времени, выучите, пожалуйста, текст, и я вас жду». В следующий раз встретились, спросил: «Вы выучили текст?» — «Нет». — «Мы же договаривались! Или вы считаете, что я вам просто так это сказал? Вы меня просите с вами порепетировать в мое свободное время, я вам говорю выучить текст. Почему вы этого не делаете?» — «Ну мы выучим». Я говорю: «Вот тогда и приходите». Опаздывают постоянно... Причем абсолютно ненаблюдательные, а ведь это качество необходимо артисту. Всегда наблюдаешь, запоминаешь, потом это обязательно пригодится. Например, вот как понять, что человек профессионально занимается борьбой? У борцов помятые уши. Они же об ковер трут ухо... Сейчас, когда готовятся к роли, редко кто занимается наблюдением. Я уже не говорю о том количестве девушек, которые играют героинь в советских пьесах со сделанной грудью, с крашеными бровями и белейшими зубами.

— А может ли быть такое, что вы откажетесь от проекта, если не уважаете партнера, человека за какой-то поступок или его взгляды?

— Нет, для меня самое главное — про что я играю, сама история. Если мне нравится сценарий, у меня есть контент с режиссером. А партнеры в кино второстепенны. Конечно, хочется, чтобы они были хорошими. Но партнеры важнее в театре. И потом, я же не собираюсь с этим партнером детей крестить. Хотя есть те, кого назвать артистами не могу, и я не хочу просто с ними работать. Говорю: извините, пожалуйста, спасибо, но не буду.

— А что вы считаете своими достижениями?

— Мои достижения — это мои потрясающие дети. Для меня достижение, что сын окончил театральный институт и стал актером Театра сатиры. Для меня достижение, что старшая дочь учится в театральной школе. Достижение, что средняя дочь похудела и занимается спортом. У меня достижение, что младшая дочь прекрасно развивается и круто катается на самокате.

Михаил Полицеймако
Вообще, я не загадываю, будут ли другие мои дети артистами или нет. Главное, чтобы они что-то делали, чтобы у них было желание кем-то стать. Вот за что я радею — чтобы они не бездельничали
Фото: Пресс-служба ТВ-3

— Ну, для кого-то достижение — это звание...

— Меня часто спрашивают, почему у меня нет званий заслуженного артиста или народного? Обычно этим интересуются люди старой формации. А что, я должен этих званий как-то добиваться? Ходить с бумажками по инстанциям, выпрашивать, что-то подписывать — так это делается? Нет, я так делать не буду. Если кто-то мне это звание даст, не откажусь, но сам просить — нет. И потом... Есть любимый мною артист Роберт Де Ниро, и я как-то с трудом представляю, как его объявляют: сейчас на сцену выйдет народный артист Америки... Моя мама — заслуженная артистка, папа — народный артист. Им эти звания дали, они не выпрашивали. Мой дедушка — народный артист СССР Виталий Полицеймако.

Конечно, достижения еще в том, что ты остаешься нужен в профессии.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая