Александр Мизёв. Пробовать жизнь на вкус

Александр Мизёв. Фото
Александр Мизёв
Фото: Д. Холодова

В долгожданном 16-серийном киноромане Андрея Кончаловского «Хроники русской революции», который скоро увидят зрители телеканала «Россия» и онлайн-кинотеатра START, он сыграл одного из главных персонажей — загадочного Лютера, который как хамелеон меняет обличья и постоянно куда-то бежит. Александр и сам такой — изменчивый и стремительный.

— Александр, сколько раз вы меняли свою жизнь?

— Кардинально дважды. Первое решение связано с тем, что я ушел из экономического института, куда поступил по настойчивой просьбе моих родителей. Они были умными людьми и решили, что мне это пригодится. Я октябрьский, пошел в школу в 5 лет, окончил в 15, мне было совершенно не до того, чтобы выбирать какой-то свой жизненный путь: когда они сказали «Пойди в институт, потом определишься», я согласился, принес результаты ЕГЭ и поступил на платное отделение. Но в какой-то момент меня стало многое смущать. И в первую очередь то, что я занимаюсь тем, что мне не совсем интересно — родители еще и деньги за это платят. И то, что я с 4-го курса ушел, было первым моим важным поворотом.

Александр Мизёв и Юра Борисов
Александр Мизёв и Юра Борисов в фильме «Хроники русской революции», 2025 год
Фото: А. Ляшенко/телеканал «Россия»

Я решил стать актером и поступил в ГИТИС, думая, что меня на входе ждет Брэд Питт с «Оскаром» в одной руке и пачкой денег в другой. Мне было 20 лет, и я хотел славы, денег, успеха, внимания девчонок — всего того, чего чаще всего хочет молодой человек в таком возрасте. Естественно, не все было так просто, что очень разочаровало меня на тот момент. В театральном я проучился недолго — ушел с середины второго курса. Улетел в Европу заниматься модельным бизнесом, предложения у меня уже были. Родители хватались за сердце второй раз и умоляли: «Окончи хоть что-нибудь!» А я улетел за лучшей жизнью.

— Как вы вообще попали в модельный бизнес?

— Случайно. Мне было восемнадцать, в торговом центре ко мне подошла женщина, которая оказалась агентом, дала визитку, меня стали приглашать на показы. Потом я получил приглашение поработать в Европе.

— Вы работали с крупнейшими брендами, но жизнь была бродячая — большую часть времени просто с рюкзаком мотались по миру.

— Да, в рюкзаке был минимум — белье, майки, ботинки и какие-то мелочи. И я не был привязан ни к чему. Самое странное, рискованное и одновременно продуктивное время в моей жизни.

Александр Мизёв
Я испугался, взял огромный камень в руку и стал потихонечку отбегать назад. Конкретно глаза в глаза с волком не встретился, но следов было много, и воображение разыгралось. Страх был животный
Фото: Д. Холодова
Александр Мизёв
Александр Мизёв в фильме «Хроники русской революции», 2025 год
Фото: А. Ляшенко/телеканал «Россия»

Одна из первых стран, в которой я оказался с этим рюкзаком, была Франция. В Париже я первый раз пробыл около месяца, бегал по улицам, по кастингам, по модельным агентствам. Я быстро понял: людям нравится, как я выгляжу, и есть возможность, не сильно напрягаясь, получать за это деньги. Что ж, отлично. К тому же это давало возможность путешествовать по разным странам в классной компании.

— Что это была за компания, кто вас окружал?

— Это были прежде всего самые красивые люди мира, которые слетаются на Недели моды. Мне повезло общаться не только с внешне красивыми, но и самыми интересными людьми, которые совмещали в себе какие-то удивительные внутренние качества. С одними ребятами, например, я слушал лекции по современному искусству в Университете Гумбольдта в Берлине. Можно было свободно какими-то окольными путями пройти в аудиторию и послушать ученого с мировым именем. Это оказалось очень интересно — проходить по каким-нибудь барам всю ночь, сбив носы на новых, только что купленных на последние деньги ботинках, а утром с тяжелой головой пойти на лекцию по современному искусству. В этом, конечно, есть поэзия.

— Вы ищете поэзию в жизни?

— Да, я романтик. Стихи не очень люблю, но люблю поэзию в жизни... То, что без копейки сорвался в Европу, — вполне поэтический поступок. До этого момента, к слову, я был под крылом у родителей, и мне нужно было взбунтоваться, чтобы стать самостоятельным. Когда мне предложили эту поездку в Париж, у меня совсем не было денег, просто ноль. И очень хотелось пойти простым проторенным путем — занять у родителей. Мне очень стыдно за это сейчас, но тогда это был долг, который ты, будучи подростком, никогда не отдаешь, особенно учитывая тот факт, что мы жили очень просто. Но я буквально стукнул кулаком по столу и сказал: «Нет, я улечу сам и там разберусь». Помню, как в аэропорту зашел в одно из кафе в состоянии, когда меня мутило и голова шла крутом от голода, и в кипятке растворял бесплатный сахар с лимоном, чтобы как-то соображать. И на этом кипятке так и долетел до аэропорта Шарль де Голль, где агентство выдало мне первые сто евро после подписания контракта — я тут же выпил чашку кофе, буквально проглотил багет, подумав: «Какой же я классный, ну просто герой!» Это был один из первых моих небольших актов самостоятельности, которым я очень горжусь.

— Интересно, в каких файлах у вас хранятся воспоминания?

— Я очень ярко помню запахи, например. Недавно пересмотрел одно интервью, где собеседники говорили о запахе парижского метро, и вспомнил, что там действительно пахнет уникально — какой-то смесью сыра, сероводорода и приятной деревенской затхлости... А еще у меня в голове остаются картинки, как фото. Сейчас я вспомнил, как жил на Сен-Дени, на севере Парижа. Арабы там торговали сигаретами. У метро стоял человек с бородой, у него картонка, на которую выложены пачки с надписями. Не знаю, почему вдруг это в памяти всплыло...

Или вот еще: помню, однажды после одной гулянки я проснулся под столом — думал, такое только в комедиях бывает. Париж, утро, мансарда, а рядом на полу — девять человек из самых разных стран и континентов — красивые ребята и девчата, которые классно вчера покутили после очередного показа. Высовываю голову из-под стола, смотрю в окно, а там — Лувр. Прямо в упор, совсем рядом. А буквально за неделю до этого я у себя дома, в Люберецком районе Подмосковья, пивные банки алюминиевые по улицам пинал, условно. И тут жизнь продемонстрировала такой контраст.

Александр Мизёв
Я решил стать актером и поступил в ГИТИС, думая, что меня на входе ждет Брэд Питт с «Оскаром» в одной руке и пачкой денег в другой. Мне было 20 лет, и я хотел славы, денег, успеха, внимания девчонок
Фото: Д. Холодова

— Вы ведь родились не в Подмосковье, а в городе Губкине Белгородской области?

— Да, родители, когда мне было восемь лет, переехали в Подмосковье. Меня никто ни о чем на тот момент не спрашивал — перевезли с собой, можно сказать, как чемодан. Я не жалуюсь, но первое время мне было сложно. Вообще, я думаю, детям сложно бывает резко менять привычные места обитания, и если говорить о детских воспоминаниях, то первое время меня точно окружали серые краски.

— Это на вас повлияло?

— И да и нет. Как говорится, бытие определяет сознание. Петербургский школьник, который видит улицу Зодчего Росси, атлантов и красивую набережную, не может этого не впитывать, это влияет на его жизнь и на последующий выбор. Я же, когда рос, не видел такой красоты, таких правильных форм и такой геометрии. У меня бытие было не настолько изящно, но тем не менее все равно существовала какая-то внутренняя тяга к чему-то прекрасному, к правильным формам, к красоте, изящному искусству.

— Что дали вам те два года, когда вы работали моделью в Европе?

— Я, например, стал спокойно воспринимать отказы, они меня совершенно не пугают сегодня, когда хожу по кастингам и по каким-то причинам не подхожу как актер в тот или иной проект. Модельный бизнес таков, что парни и девушки получают огромное количество отказов ежедневно, значительно больше, чем артисты. Мне столько раз говорили, что я не устраиваю, за то время, что был моделью, что у меня выработался серьезный иммунитет — защита от чужого мнения и осуждения. Это первое и самое важное, что дал мне моделинг. А еще благодаря работе в модельном бизнесе я увидел мир и выучил язык.

— Кроме Парижа, какие места, где вы работали, вас еще впечатлили?

— Меня очень впечатлила Италия. Милан, в частности. Знакомые и просто интересующиеся люди часто спрашивали, какой город из этих двух мне нравится больше: Париж или Милан. Так вот, выбирать из них с точки зрения красоты и впечатлений — это как выбирать между матерью и отцом для меня. Это разная, но очень сильная любовь. Если Париж — это город с каким-то ярким, выразительным и порой даже капризным характером, то Милан — это место, где работа и жизнь точно проходят с удовольствием. Там ощущается спокойствие, хотя ты и не находишься в спокойном ритме. Ты бежишь по старым итальянским мраморным плитам, массивным, недвижимым, таким теплым, что эта суета не выматывает, а, наоборот, добавляет сил, и ты просто все делаешь быстро и с наслаждением.

Александр Мизёв
В Париже я первый раз пробыл около месяца, бегал по кастингам, по модельным агентствам. Я быстро понял: людям нравится, как я выгляжу, и есть возможность, не сильно напрягаясь, получать за это деньги
Фото: Д. Холодова

— Чем пахнет Париж, вы рассказали, а чем Милан?

— Милан пахнет пиццей «Пепперони» за два евро! Для меня это не какой-то изысканный ресторан. Так как я ездил с голой задницей, извиняюсь за выражение, то и эта страна для меня немножко дворовая по ощущениям. Я бегал по улицам, курил табак в трамвае, как дикарь, из клетки сбежавший, где на меня ругались местные кондуктора. И всюду эта беготня какая-то, — куда-то залезть, в какую-то подворотню рядом с собором Дуомо заглянуть, с кем-то посмеяться из местных и вдруг, завернув за угол, попасть в офис к Магде — одному из самых влиятельных кастинг-директоров в мире. Она определяет для многих модных домов, кто будет принимать участие в шоу. Выглядит потрясающе — такая большая цыганка с красным платком с какими-то одеждами, с золотыми кольцами. Ей как будто бы магического шара не хватает, но она при этом абсолютно лишена вульгарщины, пошлости и очень органична в этом своем состоянии.

Я приезжал несколько раз в Милан. И когда оказался там в третий раз, привез ей шоколадку «Аленка», перевязанную красной лентой — просто очень хотел сделать ей что-то приятное, она мне очень понравилась как человек. Потом ее помощник сказал: «Ты купил ее сердце, она любит сладости».

— В каких вообще вы участвовали показах, что за модные дома представляли?

— Показов было очень много. Я, например, работал с Наоми Кэмпбелл и Ириной Шейк на показе Живанши в Париже. В Милане с Филиппом Плейном работал несколько раз. Вообще удивительное время, конечно. На показах были самые разные люди: Тейлор Свифт видел, Пэрис Хилтон. Или вот Снуп Догг. Я Снуп Догга все детство слушал у себя в наушниках, а тут он вдруг материализовался на расстоянии вытянутой руки. Восторг, смешанный с удивлением. Вдруг такой дикий ультрамариново-фиолетовый след на картине под названием «жизнь» появился. И ты стоишь, ржешь нервно про себя и думаешь: «Елки-палки, что сейчас вообще происходит-то?»

— Это, наверное, вы намечтали. Я думаю, у человека с богатой фантазией может реализоваться что-то такое как будто бы нереальное, почти сказочное. Если человек живет бытовой жизнью, без фантазий, у него ничего такого и не случается. Вы же фантазер?

— О да! Не кормите хлебом, что называется! Но в последнее время я больше работаю и мало фантазирую, и очень жалею об этом. К слову, когда мечтаю о чем-то, мне кажется, что я как будто бы моложе, чем есть на самом деле, становлюсь. Вот вчера мне водитель такси, когда я увозил из своей парикмахерской картину, сделал комплимент: «Я думал, ты мой ровесник и тебе года 23». В реальности мне на десять больше.

— Погодите, Александр, из своей парикмахерской — это как?

Александр Мизёв. Фото
Александр Мизёв
Фото: Д. Холодова

— У меня свой барбершоп. Называется «Ипподром». Я открыл парикмахерскую на Беговой, рядом с Московским ипподромом. Если нет съемок, я стригу людей. Освоил профессию парикмахера недавно, три месяца учился. Абсолютный кайф, дико интересная штука. Мои клиенты — это мой бензин: я изучаю людей, когда их стригу, слушаю тонны самых разных историй. Вот, например, недавно был актер, который, как выяснилось, снимается исключительно в эротике. А до него в кресле сидел человек, который 12 лет в морге отработал. Вот такой контраст. Он заявил: «Да я 12 лет уже трупы режу... Ты аккуратнее, там у меня шрам». А до него был офисный клерк, светлейший человек совершенно. А еще раньше — бывший наездник, который на старом ипподроме прежде скакал. Самые разные люди. Приходил иностранец из ОАЭ с переводчицей и со своим помощником, которые купили старые часы «Слава», лежавшие у меня на полке, — коллекционер оказался. Врач из Индии был — классно поболтали на английском. Моряк еще приходил. Очень разные люди.

— Для чего вам нужен барбершоп?

— Во-первых, он дает возможность снизить давление, которое иногда оказывает актерское безденежье: я хочу иметь хотя бы небольшую возможность выбирать, где и с кем сниматься, и такое мое небольшое дело позволяет не сниматься в откровенной ерунде. Во-вторых, меня всегда беспокоило, что от момента создания до момента готовности фильма проходит много времени и нет этого дофаминового эффекта: сделал — получил. А мне иногда хочется иметь отклик сразу. Подстричь кого-то и увидеть результат. Или вот, как раньше, взять какой-то кусок дерева и преобразовать его. У меня столярная мастерская была до барбершопа своя, я там делал столы, стулья, полки.

— Неожиданно. И что с ней сейчас?

— Закрыл. Я снимал помещение в Научно-исследовательском институте радиосвязи на Преображенской площади, но банк выкупил эту землю под застройку, и НИИДАР снесли. Более того, я даже жил однажды в этой мастерской. Был ковид, съемки не суперактивные, поэтому я переехал туда жить. Моя мастерская была крошечная, всего 12 квадратных метров, но оборудовать ее получилось классно: большой деревянный подоконник, огромные стеклоблоковые окна, кровать, антресоль, где лежали деревянные заготовки, вещи и чемоданы. У меня там не было ни ванной, ни туалета: я сам себе сделал там дачный умывальник по технологии «одно ведро было сверху, другое внизу», и, когда нижнее заполнялось, выходил уже в общий коридор из мастерской и сливал эту воду. 

Мыться ходил в соседний спортзал на территории. Вот такие дела. А сразу за этими 12 квадратами за моей стеной находилось пыльное заброшенное пространство размером практически с футбольное поле, где жили дикие кошки: они там ловили мышей, а иногда я их подкармливал. В общем, мы в симбиозе с ними существовали. Там же иногда я репетировал свои сцены из кино и спектаклей. А прямо надо мной жили и работали мои друзья из архитектурного бюро. У них рояль стоял, на котором иногда играла сестра моего друга. Утром выходил в синем вафельном халате с чашкой кофе на это «футбольное поле», слушал Шопена и курил сигаретку. Наслушавшись, иногда развлекался тем, что палил из своего пневматического ружья по пустым железным банкам от газировки. Вот такие развлечения. А потом шел на премьерные показы фильмов и красные ковровые дорожки как ни в чем не бывало!

— Прекрасная картинка. Вот теперь скажите мне, что артисты — нормальные люди...

— Ха! Странненько может звучать, я согласен! Ну а что такого? Живу свою лучшую единственную жизнь с большим удовольствием и без вреда для окружающих.

Александр Мизёв
Моя столярная мастерская была крошечная, всего 12 квадратных метров, но оборудовать ее получилось классно: большой деревянный подоконник, огромные стеклоблоковые окна, кровать, антресоль
Фото: Д. Холодова

— Мне нравятся такие люди, которые живут с удовольствием, я и сама стараюсь.

— И правильно, это важно. Так вот потом института не стало. Когда его сносили, я стоял с чемоданом и думал, куда теперь деваться дальше, где искать квартиру. Меня посетило еще одно гениальное озарение: «Я же всю жизнь хотел в Петербурге жить...» — и буквально за неделю нашел комнату в Петербурге и переехал туда на год.

Я был всегда легкий на подъем. Мои детские сады и школы всегда находились за тридевять земель. Помню, что с 9-го по 11-й класс я ездил из Подмосковья в Кузьминки на учебу в гимназию. Но до нее не доходил, ел в «Макдоналдсе» и шел в кинотеатр «Высота» смотреть очередной фильм, потому что сил не оставалось после дороги еще и в школу идти.

— Вы, можно сказать, с детства путешествуете? Какое путешествие было самым рискованным?

— Я недавно в марте вот так же, с рюкзаком, по Кыргызстану путешествовал. Попал как раз на Нооруз, наблюдал с восторгом в Бишкеке, как местные устраивали скачки, видел древнюю игру кок-бору, когда наездники тушу барана перекидывают с лошади на лошадь. Во время путешествия я также посещал Каракол, это Восточный Кыргызстан, меня там чуть не съели волки. Был сезон, когда лыжники уже уехали, потому что снег сходил, а трекеры еще не приехали, потому что пока холодно. Я добрался до Каракольского ущелья и двинулся в сторону заповедника. Подхожу — там шлагбаум и одинокая деревянная будка, в ней сидит человек и говорит: «Ты оставь хоть номер телефона». Я оставляю, а он добавляет: «Только вон за той горой ловить уже не будет». И я пошел. 

В приложении на карте отметил какой-то родник, который находился на расстоянии 8 километров по течению реки, и пошел. Везде подтаявший застывший снег, и вдруг, уже пройдя километров шесть, я увидел свежие волчьи следы. Они как собачьи, но крупнее. Сзади, слева, справа у меня огромные горы, и я в этом ущелье один. И тут же пространство стремительно стало заполняться звуками — шуршанием, рычанием, воем. Короче, я испугался, взял огромный камень в руку и стал потихонечку отбегать назад. Конкретно глаза в глаза с волком не встретился, но следов было много, и воображение разыгралось. Страх был животный. Сразу все чувства обострились. Там остро пахло разряженным воздухом, озоном и холодом. Страх меняет восприятие. 

До этого все было солнечно, какая-то легкая река шумит, ты вдыхаешь свежесть. И вдруг, когда понимаешь, что есть вероятность прямо сейчас умереть, воображение начинает дорисовывать голодных весенних волков, и в ту же секунду все мрачнеет. Когда я вернулся к уже знакомым местам, которые проходил, сел, открыл сверток с сыром, хлебом и колбасой, поел. Посидел возле реки, в ледяной воде ноги помочил. Когда уже выходил из этого ущелья, бросил взгляд под ноги и увидел огромную подкову. Я второй раз в жизни нашел подкову. Первый это было в 14 лет, теперь у родителей дома висит. А второй раз тогда — в Кыргызстане. Это точно на удачу. Судьба будто бы мне сказала: «Я тебя вижу».

— Вы были когда-то на краю, кроме того момента с волками?

Александр Мизёв
Мне настолько опостылела повседневность, что я поехал на юго-восток Сеула, привязал себя резинкой к ногам на 50-метровой вышке над озером и прыгнул. Страшно было так, что отнялась левая рука
Фото: Д. Холодова

— Да, когда прыгнул вниз головой в пропасть в Южной Корее. Как-то я несколько месяцев жил в Сеуле. И в какой-то момент мне настолько опостылела повседневность, что я поехал на юго-восток Сеула, привязал себя резинкой к ногам на 50-метровой вышке над озером и прыгнул. Страшно было так, что отнялась левая рука и чуть не остановилось сердце. После захотелось поесть чего-нибудь странного. Вообще день оказался насыщенный, конечно. Это было сырое мясо, что-то типа корейского тар-тара. Никогда прежде ничего подобного не ел. Так интересно — я хотел вернуть вкус жизни, прыгнул и потом вкусил жизнь буквально, я имею в виду блюдо. Видимо, мне это было очень нужно зачем-то тогда.

Я вообще стараюсь чаще спрашивать у своего внутреннего маленького ребенка: «Чего ты хочешь?» Многие вещи яснее становятся, конечно.

— Интересно, вам важен процесс или результат? Например, бизнес должен быть успешным или достаточно заниматься им для удовольствия?

— Конечно, бизнес должен быть успешным. Мне важно балансировать между тем, чтобы просто делать, что хочешь, и тем, чтобы это приносило пользу. Творчество тоже должно быть успешным и приносить деньги. В театре должен быть зритель, а иначе это просто бессмысленное самолюбование на сцене. Важно делать то, что людям нужно. Нужно, чтобы круг замыкался, иначе это пустой какой-то процесс, бессмыслица. Меня пугает, когда делаешь что-то низачем.

Вообще цель моей жизни — оставить пространство после себя по крайней мере не хуже, а в идеале лучше, чем оно было до меня. Вот я себе придумал такую задачу.

— Вы были вполне успешны в модельном бизнесе и могли бы достигнуть очень многого, но все же в какой-то момент вернулись в Москву и продолжили обучение в ГИТИСе. Почему вы снова сделали такой поворот?

— Причиной возвращения был некий внутренний кризис, мне важно было понимать, для чего я что-то делаю, а модельный бизнес мне в этом смысле давал немного. А без идеи мне сложно. И в какой-то момент показалось, что актерство и вообще искусство с точки зрения наполненности какими-то смыслами — история гораздо более интересная и весомая, чем то, чем я занимался до. Когда вернулся после своих приключений, не все, к слову, прошло гладко: на бюджет в ГИТИС меня уже не взяли, за обучение пришлось платить. Мне очень нужны были деньги, и я пошел работать. Меня совершенно не смущало, что я мел улицы, глядя на места, где был мой первый модный показ. Кем только не работал! И продавцом, и грузчиком, и официантом. Я не просто зарабатывал бабки, я видел в этом поэзию и получал удовольствие. Наблюдал за жизнью — это было своеобразное ее исследование. Я и акциями торговал, и звонарем был, и на клиросе пел.

— Александр, вы, конечно, удивляете огромным количеством областей, в которых как-то проявляли себя. Ничего нового у вас в последнее время не появилось?

Александр Мизёв
Если нет съемок, я стригу людей. Освоил профессию парикмахера недавно, три месяца учился. Абсолютный кайф, дико интересная штука. Мои клиенты — это мой бензин: я изучаю людей, когда их стригу
Фото: Д. Холодова

— Я начал разрабатывать мужской шампунь. Сейчас покажу вам образец, можете понюхать. В какой-то момент меня возмутила мысль: почему у мужиков мало классных качественных шампуней, которыми они пользуются. И я совместно с технологами, изучая огромное количество научных работ по этой теме, создал первые образцы — супермоющую формулу, вот она перед вами. Минимум добавок, современные компоненты, плюс она руки барберов бережет, которые по десять раз в день должны мыть клиентам волосы. Я вот сейчас как раз пытаюсь это оформить и запустить линейку своих шампуней. Название будет такое же, как у барбершопа.

— Когда вы это рассказываете, глаза у вас горят, но я очень надеюсь, что актерскую историю вы не оставите.

— Конечно! Я хочу сниматься. Например, всегда очень жду предложений от прекрасного режиссера Марии Агранович — Маша, привет! Я давно с ней работаю. Мария — замечательный режиссер. Она хулиганка в самом прекрасном смысле этого слова. Бесстрашная, честная и простая — это признак сильных и талантливых людей. Помню, как мы с ней устраивали дискуссии при подготовке к сериалу «Убить Риту», вместе выбирали костюмы, думали, как, где и что смонтировать в черновых сценах, могли буквально за день до съемок вписать какую-то сцену, которая чуть иначе раскрывала персонажа. Произошел некий эффект синергии. Маша любопытная, увлеченная авантюристка, с ней интересно. Она живая, подвижная и при всем этом адекватная. У нее сильная созидательная энергия. 

Мария Михайловна точно чувствует все тонкости и грани. За многолетнее знакомство она ни разу, на мой взгляд, не перегибала палку и не перешагивала моральную черту. Это редкость. Я за это очень ее уважаю, ценю и люблю. Мне с ней прикольно время проводить, поэтому я с ней сниматься люблю. Каждый день напряженной и непростой работы с ее командой — это удовольствие. Представляете, некоторые кинематографисты проводят 300 дней в году на съемочной площадке. Это 80 процентов жизни, даже больше, и, конечно, очень важно, с кем ты это время проведешь.

— Полгода своей жизни вы отдали проекту «Хроники русской революции». Что вам дал Андрей Кончаловский?

— Кончаловский — суперпрофессионал. Невероятная удача работать с ним, особенно на таком грандиозном проекте. Если говорить о нашем с ним взаимодействии, то я запомнил один из важных для себя уроков в следующей фразе: «Ты играешь хорошо конфликты, а можешь ли ты хорошо сыграть любовь?»

Работа была интересная, но явно непростая. Очень сложно материал давался. Например, в одну из смен я остался без обеда, потому что нужно было запомнить так называемый рисунок роли, актерскую хореографию — около 38 физических действий, повторяющихся из кадра в кадр, из дубля в дубль — снять пальто, зажечь свечку, прикурить, повернуться, спросить одно, другое, опять повернуться и так далее. Параллельно с физическими действиями говорить историко-политический текст.

Был еще важный нюанс — работа пришлась на период, когда я снимался одновременно в нескольких проектах. Это создавало дополнительное напряжение.

Александр Мизёв. Фото
Александр Мизёв
Фото: Д. Холодова

— Говорят, изначально вы сражались за роль.

— Не так буквально. Когда я пришел в Театр Моссовета на пробы, просто сказал: «Это моя роль, и нужно, чтобы вы меня взяли». И в итоге я сыграл персонажа по имени Лютер. Очень интересно посмотреть уже, что получилось. Я старался. Мы все очень старались.

С Юрой Борисовым на площадке познакомились — мне очень понравилось с ним работать.

— Какой он как партнер? В чем вообще секрет Юры Борисова?

— Я думаю, что секрет Юры Борисова в том, что он бесстрашный. Он не боится оценок. Он спокойно занимается делом. И еще ему очень интересно. Юра самый любопытный актер из всех нас, вместе взятых. Ему нравится исследовать и что-то новое постоянно открывать. Он до одури влюблен в это дело, мне кажется. Есть какая-то бескомпромиссная штука внутри него, которая по-человечески заставляет его страстно в это дело погружаться. И ему действительно хочется достоверной передачи жизни через экран. Я банальную фразу скажу: он не изображает персонажа, он в этот момент живет этим персонажем, им является.

— Кого играет Юра Борисов, как он контактирует с вашим персонажем Лютером?

— Он сыщик, который пытается Лютера поймать. А мой Лютер — это беглец, который стремится от него уйти. Это если в паре фраз. Вообще, Лютер мне очень любопытен, он часто меняется, пробует себя в разных ипостасях — некий человек-хамелеон, проверяющий мир на прочность, тестирующий, насколько он еще не сгнил. Думаю, эта хамелеонистость и любопытство к жизни — то, что нас с ним объединяет.

— У вас есть свой способ подготовки к роли?

Александр Мизёв. Фото
Александр Мизёв
Фото: Д. Холодова

— Я всегда переписываю сценарий от руки, например. Еще экспериментирую, как будто я — это оживший персонаж. Люблю поступать как мой герой: пожить определенным образом в своей квартире, походить, поесть, покурить, как он. Залезть в его шкуру, ощутить его.

— Можете описать, какой вы дома, когда просто Саша Мизёв, а какой — когда вы Лютер?

— У Саши есть определенная ритуальность в завтраке. Встать утром, поставить на плиту кипятить воду для овсянки, пойти параллельно чистить зубы, вернуться, проверить кашу, добавить молока, порезать ягоды, банан, сделать чашку кофе, сесть напротив окна и пялиться в него. Спокойно поесть, подождать, когда все уляжется, и отправляться по делам.

Лютер бы это делал иначе. Например, завтракал вареным мясом с ножа. Это определенный процесс. Курил не на балконе, как я это раньше делал, когда курил, а на кухне, и при этом сыпал бы пепел куда попало.

Мой характер резче. Звонят в дверь? Саша сразу встает и идет открывать. А Лютер в этот момент сидит: для него его собственные процессы важнее, а все другие пусть подождут. Это другая ритмика и пластика. Если Саша существует в каком-то легком воздухе, то у Лютера все идет через некое сопротивление, будто бы его не воздух окружает, а толща воды. Он меньше суетится. Саша быстрее может говорить, быстрее есть. А этот парень так не станет делать. Вот такая моя домашняя игра в Лютера.

— Кого вы еще хотите сыграть, в каком материале повариться, какой жизнью пожить, с кем соприкоснуться в работе?

— Я люблю своих коллег Лешу Филимонова и Юру Борисова, и, к счастью, с ними поработал. Ради интереса я бы, наверное, поработал с Андреем Першиным, который Жора Крыжовников. Благодаря ему я в свое время открыл для себя такой способ киноповествования, как сериалы. У меня был своеобразный взгляд на них во время обучения в ГИТИСе. Я думал, мол, есть один подлинный жанр — это полнометражный фильм. Но он снял «Звоните ДиКаприо!», и я абсолютно влюбился. Первый сериал, который я от начала и до конца досмотрел. Потом посмотрел «Настоящий детектив» с Макконахи и понял, что сериалы — это может быть очень круто. Оказывается, это отдельный вид искусства... Кроме Першина с Брэдом Питтом прикольно было бы поработать! Мне он очень нравится как человек, как актер и продюсер. Почему-то я особенно проникся к нему после фильма «Война миров Z» про зомби-апокалипсис. Это один из фильмов, который сняла его продюсерская студия.

— Вы вообще мечтаете попасть в качестве актера на Запад?

Александр Мизёв
Меня пугает, когда делаешь что-то низачем. Вообще цель моей жизни — оставить пространство после себя по крайней мере не хуже, а в идеале лучше, чем оно было до меня. Вот я себе придумал такую задачу
Фото: Д. Холодова

— Моя продюсерская работа — короткометражка «Остановка» — в этом году уже попала в Канны на Кинорынок. Так что, можно сказать, уже попал как продюсер! Расскажу чуть подробнее: моя однокурсница Мария Большова прислала мне сценарий, и я открыл, что она, оказывается, пишет как богиня! Фактически я ее узнал заново спустя 14 лет после знакомства. И я ей сказал: «Маша, я хочу снять твой фильм как режиссер». Но она сама захотела снимать. Тогда я говорю: «У тебя денег нет ни шиша!» Она: «Да, нет!» — «Тогда я буду продюсировать!» Она: «Ладно!» И мы в итоге с Машкой и командой сняли фильм, сдали его агентству и отправили по всем фестивалям. Первый, кто откликнулся, были Канны. Это очень круто. Я должен был там присутствовать, но не получилось. Не успел сделать визу — нужно было лететь в Иран на съемки фильма «Трудно быть богом». Странная оказалась поездка. Я прилетел в Иран, мы жили совсем рядом с аэропортом. Заснул вечером — все было спокойно, а проснулся на следующий день — аэропорт закрыт и уже началась война с Израилем. Нас с трудом эвакуировали через азербайджанскую границу. Из-за этих событий я, собственно, не смог попасть на Кинорынок. Очередное приключение получилось.

— Интересно, у вас до сих пор осталась цель, с которой вы в 20 лет поступали в театральный — много денег и «Оскар»?

— У меня сейчас одна цель — жить с собой в согласии. Настолько, насколько это возможно. Если я и моя семья будем счастливы и здоровы, если будет работать моя парикмахерская на два места и мне повезет и дальше сниматься в хорошем кино, значит, моя жизнь удалась.

— Что значит «в хорошем кино»? Вот какие фильмы вы любите смотреть как зритель?

— У меня есть три любимых фильма: «Манчестер у моря», «Человек, который изменил все» и «Счастливый Лазарь».

— Юля Снигирь здорово написала в своих соцсетях: «Простая мысль пришла в голову во время просмотра «Киностудии»: хочется сниматься только в таком кино, которое я сама хочу смотреть».

— Я бы тоже об этом мечтал — сниматься в тех фильмах, которые люблю смотреть. Думаю, надеюсь и верю, что это возможно!

Наталья Николайчик

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая