«Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голова...» Летние театры Российской империи

Анжелика Пахомова
|
26 Августа 2024
Фото: репродукция фотографии/Vostock Photo Archive

100–120 лет назад москвичи и петербуржцы покидали пыльные города и селились на дачах. Вот только там они хотели иметь все городские развлечения. В том числе и театр. Летние театры вскоре достигли такой популярности, что их открывали практически при каждом большом дачном поселке. Но были среди них воистину легендарные. Об этом мы и расскажем в статье.

Летний театр в Малаховке открыл публике Раневскую

Там, где находился этот прославленный театр, сейчас расположен Малаховский парк, в котором проходят развлекательные мероприятия для жителей поселка. Но когда-то слово «Малаховка» для всех театралов означало лучшие представления, на которые нужно ехать из Москвы. А начиналось все так...

В 1885 году предприниматель Федор Шпигель построил в Малаховке первые дачи. Постепенно тут появились почта, аптека, магазины... В начале XX века Малаховка превратилась в популярный дачный поселок, где жили известные люди. В доме Николая Телешова, писателя и организатора кружка московских писателей «Среда», гостил Федор Шаляпин с семьей. В поселке жил художник Василий Суриков. В 1915 году именно в Малаховке Владимир Маяковский познакомился с Лилей Брик и ее мужем. Здесь же нередко у друзей гостил Сергей Есенин. Впервые о том, что в Малаховке ставили пьесы, упоминается в 1896 году. Сначала это была просто открытая сцена. Вскоре в Малаховском парке возвели театр, но он сгорел в 1910-м.

Федор Шаляпин выступает на концерте в летнем театре, 1918 год
Фото: Vostock Photo Archive

Меценат Павел Соколов в 1911 году отстроил новый театр на 500 мест, который назвали Летним. Как рассказывали местные жители, Федор Шаляпин поспорил с плотниками, что они не успеют к открытию сезона, и в результате те справились за 52 дня. Певцу пришлось поставить выигравшим ящик шампанского. Театр был выполнен в стиле модерн. Он имел полукруглый фасад, который поддерживали шесть колонн. Такой красоты никакие дачные поселки не видели! Настоящая глубокая сцена, а перед ней — место для оркестра. Здесь был также партер, где проводились балы. Были даже ложи, что не свойственно летним театрам. Соколов специально построил электростанцию, обеспечивавшую театр энергией, — по тем временам это было еще в диковинку.

Летний театр в Малаховке быстро стал популярен. Здесь показывали спектакли из репертуара знаменитых московских театров: Малого, Художественного, Корша, Незлобина и других. На сцене Летнего театра поставили почти все пьесы Александра Островского, а также Антона Чехова, Шекспира и других великих драматургов. Всего в репертуаре значилось порядка 500 спектаклей! У театра была постоянная труппа. Осенью 1915 года в нее вошла и Фаина Раневская. Вот как она вспоминает об этом в своих мемуарах:

«Это был дачный театр в подмосковном поселке Малаховка, в 25 километрах от центра Москвы, не доезжая теперешнего аэропорта Быково, — пыльные, пахнущие сосной тропинки, зеленые палисадники, за которыми теснятся деревянные и кирпичные дачи. Этот театр в старом парке существует и сейчас. «Памятник культуры Серебряного века» — начертано на черной мемориальной доске. Тогда, в 1915 году, на его сцене шли пьесы лучших драматургов того времени, ставили спектакли известные режиссеры. На премьеру сюда поездом съезжалась театральная московская публика — несколько вагонов тянул паровичок «кукушка». Многие приезжали в нарядных экипажах.

В Малаховском летнем театре началась моя артистическая деятельность. В те далекие годы в Малаховке гастролировали прославленные актеры Москвы и Петрограда: великолепный Радин, Петипа (его отец — Мариус Петипа) и еще много неповторимых, среди них был и Певцов. Помню хорошо прелестную актрису, очаровательную молоденькую Елену Митрофановну Шатрову. И это была счастливейшая пора моей жизни, потому что в Малаховском театре я видела великую Ольгу Осиповну Садовскую.

Владимир Маяковский и Лиля Брик, 1918 год
Фото: Vostock Photo Archive

Я очень хорошо помню, каким потрясением в Малаховском театре была для меня встреча с великим трагическим актером Певцовым...

Об этом изумительном художнике и большом человеке вспоминаю благоговейно. Считаю его первым моим учителем. Он очень любил нас, молодежь. После спектакля брал нас с собой гулять. Он учил нас любить природу. Он внушал нам, что настоящий артист обязан быть образованным человеком. Должен знать лучшие книги мировой литературы, живопись, музыку.

Я в точности помню его слова, обращенные к молодым актерам: «Друзья мои, милые юноши, в свободное время путешествуйте, а в кармане у вас должна быть только зубная щетка. Смотрите, наблюдайте, учитесь».

Он убивал в нас все обывательское, мещанское. Он повторял: «Не обзаводитесь вещами, бегайте от вещей». Ненавидел стяжательство, жадность, пошлость. Его заветами я прожила долгую жизнь».

«Вслед за другими владельцами Медведский тут же принялся строить новое здание. В 1905 году театр открылся и сразу же стал популярен». Богородский театр Александра Осиповича Медведского, 1904 год
Фото: из коллекции Сергея Клычкова
«Для дачников визит в летний театр был поводом увидеть соседей, пообщаться, завести новые знакомства. А для молодежи после спектакля устраивались танцы». Афиша летнего театра в Богородском, 1900-е годы
Фото: Vostock Photo Archive

Помимо Раневской, на сцене Летнего театра выступали знаменитые актеры Александра Яблочкина, Елена Шатрова, Александр Остужев и другие. Здесь давали концерты Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Александр Вертинский, Федор Шаляпин, танцевала прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер.

До событий октября 1917 года летнюю антрепризу составляли постоянные труппы из ведущих актеров театров Москвы и Петрограда. После революции постоянных трупп в Малаховке не стало. Здесь проводились гастрольные выступления. С 1934 года здание стало обычным кинотеатром. Тем не менее в том или ином виде оно просуществовало 90 лет и в конце девяностых, как раз когда местные жители заговорили о возрождении театра, сгорело. До сих пор малаховцы пишут бумаги о необходимости возрождения театра. Но пока никто этим не занялся.

Жители села Богородского имели самый роскошный театр

С развитием железнодорожного транспорта Москву в большом количестве окружили дачные поселки. Во многих дачных комплексах устраивались частные летние театры. Один из самых обширных располагался в Богородском. Здесь меценат Ляхова и создала театр, отдав под него два участка. А участки тогда были намного больше, чем сейчас. В 1880—1890-е годы здесь работал театральный антрепренер Вейхель, именно благодаря ему в театре выступали сильные труппы. Чаще всего перед спектаклем, который начинался в девять вечера, уже с семи часов на сцене играл оркестр, а пришедшие дачники общались и гуляли. Для них визит в летний театр был поводом увидеть соседей, завести новые знакомства. А для молодежи после спектакля устраивались танцы.

«Братья Перловы строят в поселке новый театральный павильон, вмещавший 700 человек». Перловка, летний театр. Мытищи, 1912 год
Фото: Vostock Photo Archive

Еще один летний театр, который был создан в этих местах, принадлежал меценату и коммерсанту Медведскому. Сначала здесь была открыта кофейня, пользовавшаяся у дачников невероятным успехом и ставшая местом всех встреч. Так что, можно сказать, место для создания театра было уже публике знакомо. Первое здание построили, не экономя, и оно, как водится, сгорело. Почему театры так часто были подвержены пожарам — вопрос... Но вслед за другими владельцами Медведский тут же принялся строить новое. В 1905 году театр открылся и сразу же стал популярен. 

Билеты достать было тяжело, всегда аншлаги, что бы ни давали. Сюда даже собирались провести трамвайную линию от Сокольников, потому что к 1910 году театр «Националь», как он стал называться, достиг зенита славы. Здесь даже завели собственные «деньги» — железные жетоны, которыми можно было расплатиться в кафе или тире. По сути, это был прообраз «парка развлечений», так как все, что появлялось нового, покупали. Например, в 1913 году уже был свой синематограф. К революционному времени работало четыре ресторана. Все закончилось в 1917-м. Здесь стали собираться для митингов, а спектакли если и ставили, то любительские, на революционную тему. С 1922 года центр культурной жизни района окончательно перемещается в только что открытый клуб имени Ильича на Краснобогатырской улице.

Перловский дачный театр

В 1871 году чайный торговец Василий Перлов снял в аренду и скупил много земли, где стал строить дачи. Удачное расположение поселка — в 14 верстах от Москвы по линии железной дороги — быстро сделало это место популярным. После смерти Василия его братья Николай и Иван Перловы строят в поселке новый театральный павильон, вмещавший 700 человек. Первое же представление собирает аншлаг. Сразу же зрители и актеры отмечают великолепную акустику зала. Нанимается профессиональный оркестр, который не просто играет легкую музыку перед представлениями, а в состоянии исполнить серьезные вещи. В пьесе Чехова «Медведь» главную роль играет уже ставшая известной актриса Комиссаржевская. Кстати, деньги за большинство представлений шли на благотворительные цели: братья содержали два приюта. Именно поэтому многие известные актеры с радостью участвовали в спектаклях.

«Были театры, которые отличались настолько хорошим репертуаром, что привлекали театралов, даже несмотря на то что находились в провинции. Курский театр Купеческого собрания был именно таким». Пушкинский сад, Курск, 1905—1915 годы
Фото: репродукция фотографии/Vostock Photo Archive

Проблемы у театра, в отличие от соседних, начались задолго до революции. Перловы продали имение и земли, на которых размещался театр, все отошло государству. Ни у кого не нашлось желания поддерживать театр, и здание обветшало, зимой здесь хранилась мебель дачников. Перловы же сосредоточились на втором театре, который находился в соседнем имении. Начинается борьба за участок между коммерсантами, которые пишут прошения о передаче им театра. Разумеется, чтобы построить здесь дачи. После долгих споров в 1915 году театр гибнет в пожаре. Как обычно, причины неясны. Но земли освобождены, а о театре осталась только память.

Театр купеческого собрания

Были театры, которые отличались настолько хорошим репертуаром, что привлекали театралов, даже несмотря на то что находились в провинции. Курский театр Купеческого собрания был именно таким. В 1910 году юго-западная часть Городского сада была взята в аренду Купеческим собранием. Здесь в 1912-м открылся роскошный летний театр, который, как водится, возвели взамен сгоревшего. Здание было выстроено на средства Купеческого собрания и было достаточно большим для летнего театра. Триста мест в партере, 150 на балконе и 20 лож. Проект разработал петербуржский архитектор Богдан Перетяткович. Вот только театралы говорили, что мало внимания было уделено отделке, здание из монолитного железобетона было больше похоже на современное. Но зато здесь подумали обо всех нуждах актеров и режиссеров. Сцена была вращающейся, под ней сделали удобное помещение для оркестра, гримерки были профессиональными, акустика — безукоризненной.

Летний театр Купеческого собрания стал для жителей Курска любимым местом встреч. Зрители приходили задолго до представления, чтобы прогуляться по городскому саду, который был полон зелени и цветов, пообщаться, посидеть в кафе за чашечкой кофе. Но и представления были достойны внимания. Здесь пели Надежда Плевицкая, Варя Панина, Анастасия Вяльцева. В Курск на гастроли приезжали труппы из Москвы и Санкт-Петербурга. В советское время здесь выступали Максим Горький, негритянская певица Коретти Арле-Тиц, солистка балета Большого театра СССР Софья Головкина, знаменитые Иван Козловский и Игорь Ильинский. В отличие от многих других, это место не лишилось внимания после революции. Даже после войны театр работал. Здесь выступали Любовь Орлова, известный дуэт Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев, давал свой сольный концерт виолончелист, знаменитый в будущем Мстислав Ростропович. В 1950—1960-х годах проводили свои концерты Мария Миронова и Александр Менакер. Но постепенно здание начало ветшать и было заброшено. В 2012-м ему исполнилось 100 лет — и как раз в юбилейный год было принято решение о его сносе.

Мария Миронова и Александр Менакер на сцене, 50-е годы
Фото: из архива Музея-квартиры Андрея Миронова

Петербург как столица летних театров

Конечно, не сам Петербург, а его окрестности. Проводить лето в пыльном городе горожане никак не хотели — с мая уезжали все. Только чиновники оставались по службе, и то мотались туда-сюда на поезде, потому что вся семья жила на даче. Попутно они выполняли роль доставщика всего необходимого, по причине чего были обвешаны узлами и сумками с ног до головы. Жизнь в дачных местах Петербургской губернии на это время приобретала особый — столичный — оттенок. На дачи ехали, конечно же, не для того, чтобы выращивать там овощи и зелень. Ехали, чтобы жить на природе. Увозили с собой всю мебель, либо она уже ждала постоянных владельцев дачи, убранная в чехлы или свезенная «на склад». 

Дамы, конечно же, брали все наряды, в том числе и вечерние. Днем дачники могли одеваться не так строго, как в городе. А вот вечером, как раз в летний театр, принято было приходить в вечерних платьях. А пойти было куда... «Не успеет вырасти два-три десятка дач в каком-нибудь дачном поселке — глядишь, уже появляется храм муз», — с иронией писал «Северный дачный листок». Одним из самых популярных был летний театр в Красном Селе. Поскольку там располагался военный лагерь гвардейцев, то его в основном посещали военные с семьями. Уровень театра был серьезный, сюда приезжали знаменитые актеры — Ермолова, Савина, Комиссаржевская. Нередко повторялся репертуар, уже сыгранный зимой на столичных сценах. Конечно, трагедии здесь не играли. В основном это были драмы и водевили. Иногда на сцене летнего театра проходили любительские спектакли. Когда-то, кстати, в таких постановках играл Станиславский.

Любительские спектакли

Большой дворец Царицыно с оперным домом, начало 1900-х годов
Фото: из коллекции музея-заповедника «Царицыно»

Очень популярным развлечением во второй половине XIX века были любительские домашние спектакли, которые проводили прямо в загородном поместье, на даче или на специально построенной домашней сцене. К ним долго готовились: обдумывали, какую пьесу или водевиль выбрать, репетировали, иногда даже продавали самодельные билеты, нередко с благотворительными целями. В основном спектакли устраивали в поместьях. Обитатели усадеб сами становились актерами, а приглашали на представление родных и друзей. Часто на домашней сцене играли только дети или подростки, но иногда участвовала и вся семья. 

Любительскую постановку обычно готовили не очень долго. Однако процесс походил на производственный цикл настоящего спектакля: актеры не только репетировали, но и продумывали декорации и музыкальное оформление, приглашали зрителей и продавали билеты. Если спектакль устраивался в кругу семьи, то всем находилось дело: отцы и братья строили декорации, изготавливали реквизит, матери и сестры шили костюмы. Доставали краски для профессионального грима. Актеры, то есть те же домочадцы, много репетировали и учили текст. Обычно делом чести было не ударить в грязь лицом перед знакомыми и соседями, и поэтому к домашней постановке готовились, как к какому-то очень важному и серьезному делу.

Обстановку старались приблизить к театральной: разгораживали комнаты на сцену и зрительный зал, а еще заботились о помещениях для участников. Если позволяли средства и имение было достаточно большим, нередко в саду сооружали сцену, которая позже могла стать постоянным местом для домашних праздников. Напротив сцены, в саду, ставили стулья для зрителей. В ином случае представления устраивались в одной из самых больших гостиных дома. Обычно приглашалось человек двадцать — тридцать, в основном соседи и знакомые, родственники. Станиславский писал в своих воспоминаниях, что ради одного такого спектакля он ездил каждый вечер после службы в дачную местность. Там репетиции проходили в вечерне-ночное время и заканчивались в три-четыре утра! Вместо того чтобы спать, молодежь общалась и веселилась до зари, а потом он садился в поезд и ехал в город на службу (Станиславский тогда устроился работать учетчиком драгметаллов в конторе золотоканительной фабрики товарищества «Владимир Алексеев»).

Сколько людей, мечтавших о карьере актера и сцене, нашли себе применение в такого рода домашних спектаклях! Ведь отметим, что в те времена женщина из приличной семьи, к примеру, и мечтать не смела о карьере актрисы. Она могла лишь выступать на домашних концертах, участвовать в любительских спектаклях. В те годы очень многие дамы владели профессиональным уровнем игры на фортепиано, пели и на русском, и на итальянском. И все эти таланты они могли проявить только в любительских выступлениях. Считалось, что стать актрисой для дворянки недопустимо. Хотя, конечно, уважаемых актрис принимали и при дворе, и в культурном обществе, но все-таки относились к ним, как к особой касте. Именно поэтому любительские спектакли стали отдушиной для всех, у кого был талант и интерес к сцене.

«Очень популярным развлечением во второй половине XIX века были любительские домашние спектакли, которые проводили прямо в загородном поместье, на даче или на специально построенной домашней сцене». Сценка, любительский театр, Царицыно, начало 1900-х годов
Фото: из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
«Не успеет вырасти три десятка дач в каком-нибудь дачном поселке — глядишь, уже появляется храм муз», — с иронией писал «Северный дачный листок»
Фото: из коллекции музея-заповедника «Царицыно»

Кстати, здесь хотелось бы сказать о советском периоде расцвета любительских спектаклей. В отличие от понятия «летний театр», они не только не исчезли в послереволюционное время, а стали еще более популярны. Представители новой власти быстро поняли, что проводить агитацию среди населения нужно в доступной форме. В 1918 году был создан Внешкольный отдел Наркомпроса РСФСР во главе с Надеждой Крупской, и, соответственно, сформированы органы внешкольного образования на местах. Важную роль в становлении любительских театров сыграл Пролеткульт — массовая культурно-просветительная организация, возникшая еще в 1913 году за границей по инициативе революционного деятеля Александра Богданова и других. 

Пролеткульт создавал рабочие клубы, театры, различные художественные студии, куда принимались только рабочие. Основная установка Пролеткульта состояла в создании новой, особой пролетарской культуры в отрыве от предшествующей мировой. То есть Чехова и Шекспира не ставили! Коллективы посильнее ставили Горького. Но в большинстве случаев это были очень простые пьесы, написанные специально для рабочих театров. К началу 1930-х годов создался крепкий пласт из новых пролетарских писателей и поэтов. Они не стремились к созданию шедевров. На первом месте была доступность языка и никакой путаницы: буржуй, помещик или нэпман — отрицательные персонажи, рабочий, матрос или крестьянин — положительные.

С начала 1920-х до 1933 года существовал агитационный эстрадный театральный коллектив «Синяя блуза», пропагандировавший революцию и новое революционное массовое искусство. Первые его участники все выступали в синих блузах, потому что это была обычная одежда рабочего. Очень скоро аналогичные группы возникли и в других городах, послужив основой для создания ряда профессиональных театров. Репертуар был нехитрым: сценки на злободневную тему, сатира, юмор. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и селам. Недостатка в зрителях не было, потому что рабочие приходили на эти мероприятия по разнарядке. Тем не менее надо сказать, что из рабочих любительских театров вышло немало поэтов, писателей и актеров, которые впоследствии работали для классических театров.

Домашние театры XVIII века

Репродукция картины художника Н.И. Аргунова «Портрет актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой», 1803 год
Фото: Архив фотобанка/FOTODOM

В рамках нашей темы нельзя не вспомнить домашние театры богатых русских аристократов, с которых, собственно, все когда-то и началось. Многие богатые люди имели свои труппы, состоявшие из крепостных. Одними из самых известных были отец и сын Шереметевы. Настоящие ценители искусства, они относились к театру с трепетом и глубоким интересом, видели в нем не развлечение, но искусство, ресурс просвещения. Домашний театр Шереметева был очень популярен в дворянском обществе. На его сцене расцвели таланты крепостных актеров, музыкантов, художников, архитекторов — многие из них обучались за границей и превосходили в своем искусстве зарубежных мастеров. Некоторые крепостные артисты и специалисты получили вольные.

Театр в подмосковном имении Кусково — один из самых известных. Петр Борисович Шереметев, просвещенный дворянин, воспитывал детей в соответствии с европейским каноном образования. По наследству им досталась и любовь к театру.

После смерти супруги Варвары Алексеевны Шереметев с детьми перебрался из Петербурга в Москву, а потом и в свое Кусково, чьим обустройством занялся со страстью. Все дети участвовали в создании домашнего театра. Собрали труппу, создали оркестр, группы оформителей. Для крепостных артистов выписывались лучшие учителя.

В 1792 году страстный театрал и владелец лучшей труппы крепостных артистов Николай Петрович Шереметев начинает строительство нового театра-дворца в своем подмосковном имении Останкино. Какие-то постановки переносятся в Останкино из Кусково — например опера на музыку Гретри «Браки самнитян», в которой блистала звезда шереметевской сцены и возлюбленная графа Прасковья Жемчугова.

«Театр в подмосковном имении Кусково — один из самых известных». Вид на усадьбу Кусково, Москва, 2019 год
Фото: 123RF/Legion-Media.ru

В 1810 году домашний театр появляется в Архангельском. Князь Николай Борисович Юсупов занимал должность директора Императорских театров. Купив Архангельское, он начал строить здание для своего домашнего театра. Проект был выполнен итальянским архитектором Пьетро Гонзаго, также он создавал декорации для спектаклей юсуповского театра. С помощью живописных приемов художник углублял и раздвигал его сцену до небывалых по тем временам размеров. А зрительный зал современники называли роскошным и изящным. Открытие театра в Архангельском состоялось 8 июня 1818 года, среди зрителей были самые почетные гости — император Александр I и прусский король.

Богатой историей обладает и домашний театр Николая Алексеевича Дурасова в Люблино. Это была одна из самых известных частных сцен в России. Люблинский театр славился хором певчих. Но и труппа была очень сильная, доказательством чему служит то, что многие артисты дурасовской труппы потом были приняты в Императорские театры Москвы и Петербурга. В Люблино коллектив театра насчитывал почти сотню человек. Дурасов был богат и слыл чудаком, он не жалел денег на затратные удовольствия. Крепостные артисты и музыканты люблинского театра обучались в школе, созданной Дурасовым специально для них. Московская знать и приезжие гости поражались размаху театрального дела.

Узнав все это, задаешься вопросом: могло бы в России не быть самой богатой истории драматического театра? Лучшие актеры, не забытые и через 100—150 лет, знаменитые режиссеры, по системе которых учится весь мир, меценаты, чьи имена знают и за рубежом... По праву можно сказать, что все, кто когда-либо поставил любительский спектакль у себя на даче, кто способствовал созданию летнего театра у себя в поселке, кто вкладывал средства в свой домашний театр, стояли у истоков того наследия, которое мы сейчас имеем. Сохраним ли?

Благодарим музей-заповедник «Царицыно» и частного коллекционера Сергея Клычкова за помощь в подготовке материала.

Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог