Мадс Миккельсен. Великий и ужасный

Он никогда не мечтал сниматься в кино и вообще становиться актером. И, признаться, вообще понятия...
Анастасия Костюкович
|
24 Июня 2024
Мадс Миккельсен и Анна Муглалис
Мадс Миккельсен и Анна Муглалис в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский», 2009 год
Фото: Mary Evans/AF Archive/Sony Pictures/ТАСС

С той поры бесконечных прослушиваний в Голливуде, где так и не научились правильно произносить его имя (Мэс, а не Мадс или Мэдс) и посмеивались над легким акцентом и внешностью, непривычной для облика голливудских супергероев, Мадс возненавидел кастинги. И предпочитает больше сниматься в Дании и Европе, где режиссеры, как правило, точно понимают, кого именно они приглашают в свой новый проект. В 2009-м он играет русского композитора в драме французского режиссера Яна Кунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский», укрепив свой статус секс-символа европейского кино. Примеряет злодейский образ графа Рошфора в «Мушкетерах» британца Пола Андерсона с Миллой Йовович в роли Миледи.

Но главное, как заправский домосед, Миккельсен всегда будет много и часто сниматься в родной Дании. В 2009 году в ленте «Вальгалла: Сага о викинге» Николаса Рефна, с дебюта у которого когда-то началась его карьера в кино, он сыграет пикта по прозвищу Одноглазый и вскоре после выхода фильма будет удостоен рыцарского звания: почетный орден Даннеброга ему лично вручит королева Дании Маргрете II.

В «Королевском романе» датского режиссера Николая Арселя Миккельсен перевоплотится в придворного врача Иоганна Фридриха Струэнзе: в XVIII веке, разыгрывая шахматные партии с королевой Дании, тот лихо наставлял рога королю и ход за ходом подчинял своей воле всю страну. Во многом благодаря игре Миккельсена, жонглировавшего понятиями «герой» и «злодей» в своем образе, это фильм был удостоен номинации на «Оскар». В 2023 году Миккельсен и Арсель воссоединились для создания еще одной саги про историю Дании так любимого ими обоими XVIII века. В их новой совместной ленте «Меч короля» Миккельсен играет армейского капитана, который, следуя призыву короля, отправляется в Ютландию, чтобы впервые в истории Датского королевства превратить ее отдаленные пустоши в плодородные картофельные поля. «Миккельсен — единственный актер, способный возвести посадку картошки в настоящую драму», — напишут кинокритики после премьеры фильма на 80-м Венецианском кинофестивале.

Охота пуще неволи

Но все же главным в жизни и карьере Миккельсена станет сотрудничество с другим датчанином — режиссером Томасом Винтербергом, одним из идеологов «Догмы 95». Как мы помним, сам Мадс без энтузиазма принял манифест и готов был спорить с его авторами, что свобода в кино начинается с прописанных кем-то ограничений. Так что все эти годы они с Винтербергом существовали как параллельные вселенные: знали друг о друге, видели фильмы и даже здоровались из вежливости при встрече. Так было до тех пор, пока, решив снять «Охоту» — историю про обвиненного маленькой девочкой в сексуальном домогательстве воспитателя детского сада, — Винтерберг, перебрав в уме всех возможных исполнителей роли человека, который «точно виноват/конечно, невиновен», не выбрал Мадса Миккельсена.

За перевоплощение в Лукаса из «Охоты» Миккельсен будет удостоен первого в его карьере приза Каннского кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли. Фильм будет также номинирован на «Оскар», получит череду наград крупных фестивалей и кинопремий. А они с Томасом Винтербергом снова встретятся на площадке ленты «Еще по одной», в которой режиссер не только вытянет из Мадса его талант комедийного актера, но и 30 лет спустя после завершения карьеры танцовщика попросит станцевать на камеру.

Однако именно «Охота» перевела Миккельсена в избранную категорию актеров, которым в психологической игре нет равных. Тех, кто играет не «черное» и «белое», а что-то между — на невидимой границе этих противостоящих друг другу в палитре цветов. После «Охоты» Миккельсен станет для всех эталонным актером-загадкой, разгадать персонажей которого простым ходом умозаключений невозможно, которому не нужно тысячи слов, прописанных в сценарии, чтобы показать бездну человеческой души: ему достаточно молча смотреть на вас с экрана, и вы не будете знать, куда деваться от полчища мурашек по коже и леденящего душу ужаса.

Съешь меня, если сможешь!

Под прекрасные звуки классических вариаций Баха за изысканно накрытым столом ужинает мужчина с гладкой прической, аккуратным маникюром, в строгом костюме-тройке и дорогом шелковом галстуке. В нем можно угадать гурмана, эстета и интеллектуала, но вряд ли распознаешь, что в кадре — серийный убийца и по всем законам французской кухни он только что приготовил себе на ужин фуа-гра из печени своей недавней знакомой. «Я перенес свою страсть с анатомии на кулинарию», — цинично признается экранный герой, делая это так прямо и открыто, словно бы признается, что регулярно поливает комнатные цветы в своем рабочем кабинете.

Совершенно неудивительно, что именно после неоднозначной «Охоты» к Миккельсену пришло предложение сыграть молчаливого каннибала в телесериале «Ганнибал». Сначала он хотел отказаться, резонно полагая, что играть роль психиатра-людоеда после Энтони Хопкинса — самоубийство для актера. «Но мой агент все уши мне прожужжала об авторе сериала Брайане Фуллере — «этом гении», как она его называла. А после встречи с ним я поймал себя на мысли: «А ведь это и вправду будет совсем другой зверь!» И согласился на роль».

К неудовольствию Миккельсена, он изначально был лишь одним из трех или четырех актеров, претендовавших на роль Ганнибала Лектера в телесериале канала NBC: «Да ладно, ребята, вы либо хотите меня, либо нет!» Он не собирался соревноваться с Джоном Кьюсаком, Хью Грантом и Полом Беттани, но согласился на кинопробы. Ему предстояло сыграть пару коротких сцен в паре с Хью Дэнси, уже утвержденным на роль аналитика ФБР Уилла Грэма. Они были дружны еще со времен съемок в «Короле Артуре» Антуана Фукуа в начале 2000-х. Мадс перевоплотился тогда в рыцаря Тристана и впервые попал в компанию голливудских звезд на съемочной площадке. Итак, «Камера! Мотор!» И вдруг между Миккельсеном и Грэмом или их героями — где провести черту? — возникла просто животная химия, какая бывает только между охотником и жертвой. Она была даже физически ощутима в воздухе, электризовала его и заставляла волоски на коже всех присутствующих встать дыбом. Судьба исполнителя роли Ганнибала Лектера была решена...

1 2 3 4 5 6 7

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая