Сейчас, мне кажется, отношение к кино несколько изменилось в общем-то. Раньше у актеров, вне зависимости от заслуг, возраста и играемой роли, сохранялось крайне пиететное отношение к происходящему — в большинстве случаев. Для молодого поколения на первый план выступили деньги, популярность. Поколение постарше, кто снимается, имеет более высокие гонорары и вообще какие-то сбережения, может себе позволить роскошь по-прежнему работать на искусство. Теперь горят творчеством только процентов пятьдесят актеров. Раньше таких было 80, ну, 90.
— Но все равно прекраснее всего кино?
— Да. Это маленькая вселенная. Очень редко тот, кто даже случайно попадает в кино, оттуда куда-то уходит. Дело не только в каком-то внешнем выхлопе типа престижа, славы, премьер, заработка и тому подобных вещей, но и в общении внутри среды. Наверное, прежде всего в нем. Мы всякий раз попадаем в свой особенный мир. Нас связывают общие интересы, истории, знакомства.
Я вот на каждой картине обязательно встречаюсь как минимум с двумя-тремя человеками из разных сфер, с которыми мне уже доводилось работать. Предположим, недавно столкнулся с двумя девчатами-гримерами, с которыми встречался до этого последний раз в дремучем 1993 году, во время съемок «Приюта комедиантов». Мы были ужасно рады друг друга видеть! Теперь они уже вовсе не девочки, а взрослые дамы. Подумать только, как нас жизнь носила. Такое ощущение, будто мы прилетели на космолетах из разных вселенных и вдруг встретились на межгалактической станции, где заправляются ядерным топливом. И так постоянно.
Да, в киношной семье живут-то, может быть, не все дружно, совсем как и в обычной, но это все-таки действительно семья!
— И этот особый мир оказывает какое-то особое влияние на личность человека? Как отличить киношника среди всех остальных? Есть какая-то профдеформация?. Может, нечто неуловимое, которое вы, уже побывав в этой среде, чувствуете, как радаром, даже если никогда не знали человека?
— Я навру, если скажу, что прямо настолько тонко чувствую коллег! Другое дело, что происходит у них внутри. Для нас весь мир — локация. Из какого бы цеха ни происходил киношник, оказываясь в том или ином месте, он порой автоматически прикидывает, что и как там можно было бы снять, даже оценивает, удобно ли здесь работать 24/7. Это, конечно, не носит патологический характер, но все-таки у очень многих присутствует.