Франсиско Гойя. Махо, махи, промахи и взмахи

Вся его жизнь, цели и пристрастия крутились вокруг двух определяющих понятий: «махо» и «маха». Сам...
Татьяна Миргородская
|
01 марта 2021
Фото репродукции картины Ф. Гойи «Шабаш ведьм». 1819—1823 гг.
Гойя в последний раз выпустил наружу демонов — расписал стены «Дома Глухого» масляными фресками, так называемыми «Черными картинами». Фото репродукции картины Ф. Гойи «Шабаш ведьм». 1819—1823 гг. Прадо. Мадрид
Фото: Art Library/Alamy Stock Photo/ТАСС

С «Махами» Годой придумал хитрость, которую спустя два столетия повторят производители пикантных сувениров вроде авторучек с картинками. Два полотна соединили хитрым механизмом на шарнирах. Их поворачивали, дернув за шнурок, — и вуаля! — «Маха одетая» сменялась «Обнаженной», будто женщина раздевалась на глазах у изумленной публики.

Правда это или нет, доподлинно неизвестно, но согласно легенде, связь Гойи и герцогини Альбы продолжалась несколько лет и походила то на безумную карусель, то на горки с головокружительными подъемами и спусками. Вокруг пары роилось множество слухов. Говорили, что герцог умер не просто так, а стараниями супруги: дескать, муж-рогоносец хотел изгнать живописца из Мадрида, а Каэтана предпочла избавиться от него самого, призвав в сообщники страстно в нее влюбленного доктора Пераля. Еще говорили, что греховный роман обернулся мистической карой для семьи Гойи. Он, дескать, ради встреч с любимой посмел несколько раз солгать королеве — мол, дочка у него тяжело болеет. А дочка и вправду внезапно скончалась...

Но им было не до слухов, проблем и без того хватало. Характеры и темпераменты задали почти невыносимый темпоритм — стремительное сближение сменялось резким отторжением и охлаждением, то взрывался Гойя, то изменяла Каэтана, вспышки ревности чередовались со страстными примирениями в извечном шаге от любви до ненависти и обратно. Теперь Гойя изображал возлюбленную уже не с былым благоговением счастливого избранника. В его штрихах и мазках подчас прорывалась настоящая ярость, и особенно это заметно в серии офортов «Капричос» — там безошибочно узнаваемая герцогиня выглядела настоящим дьяволом в юбке.

Эта серия из восьмидесяти листов вызвала колоссальный скандал, обвинения в безбожии и нападках на священников. Да, это карикатуры, и весьма злые, но за ними стоял протест против несправедливости. Гойя ведь так до конца и не оправился от болезни и к тому же был совершенно издерган любовью, вдобавок страдал от глубокого душевного кризиса: все, о чем когда-то мечтал, — успех, деньги, слава, статус — достигнуто, но это не принесло покоя. Его одолевали внутренние демоны.

Мир вокруг — развращенная знать, лицемерие духовенства, невежественный нищий народ — угнетал, и не было способа выплеснуть гнев, кроме как через рисунок. Он обличал пороки: сластолюбие, жестокость, суеверия... Разбойники, монахи, старые сводни, щеголи-кавалеры, ведьмы, звери, махи пили, дрались, врали, объедались, отправляли мерзкие обряды, удовлетворяли похоть, плели заговоры... От этих листов невозможно оторвать глаз, содрогаясь от омерзения и восхищаясь каждой линией.

Гойе опять всерьез грозило тесное знакомство с инквизиторами. Спасло его лишь вмешательство короля. Карлос IV проявил редкое великодушие: принял в дар офорты, публично заявив, что не видит в них намеков на критику монаршей четы, придворных или духовенства, еще и выделил содержание сыну художника. На какое-то время все успокоилось.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая