В конце января 1983 года Бьёрн, Бенни и Тим на три дня прилетели в Москву, по выражению Райса, «в разведывательную экспедицию». Им хотелось ощутить атмосферу страны, о которой собирались писать мюзикл. «Местами это был не тот город, по которому приятно ходить, — вспоминает Райс, — хотя люди... просто чудесные». Авторы прогулялись по Красной площади, посмотрели балет «Щелкунчик» в Большом театре и познакомились с Аллой Пугачевой — певице хотели предложить роль жены советского гроссмейстера...
Лондонская премьера «Шахмат» состоялась четырнадцатого мая 1986 года в Театре принца Эдуарда. Успех шоу был ошеломительным. Мюзикл ставили по всему миру: в Чикаго, Торонто, Сиднее, Эдинбурге, Стокгольме...
В Советском Союзе творение Тима Райса, в котором главный герой — шахматист-невозвращенец, назвали «грязной антисоветской стряпней» и наложили на него табу. Но оказалось, что партия, как выражаются шахматисты, была всего лишь отложена. С тех пор мир неузнаваемо изменился, и легендарный мюзикл, пусть и с опозданием, все-таки пришел к российскому зрителю.
В череде осенних премьер «Шахматы» оказались одной из самых ожидаемых. Российскую версию мюзикла в театре МДМ представили известный продюсер Дмитрий Богачев и театральная компания «Бродвей Москва».
Эффектная постановка, в которой причудливо сплетаются шахматные интриги, любовные страсти и драматические события, наполнена прекрасной музыкой, где великолепный итальянский вокал сменяет уличный рэп, а чувственные поп-баллады — экспрессивный рок.
К тому же вопрос, чем закончится «война» на черно-белом поле, остается открытым. И это создает дополнительную интригу...
Как заметил Михаил Ботвинник, с появлением шахмат «мир навечно разделен на два непримиримых лагеря — шахматистов и нешахматистов». К какому лагерю принадлежать — выбирать вам...