Хозяйка Монголии

Неизвестная история жизни самой известной в Монголии русской женщины. Став первой леди государства, Анастасия Филатова изменила жизнь целой страны.
Алексей Филиппов
|
03 Октября 2015
Анастасия Филатова
Анастасия Филатова выпрашивала у Брежнева деньги на Детский фонд. Тот морщился: «Ты, Настя, дороговато обходишься советскому народу», но не отказывал.
Фото: из архива А. Цеденбал

До 1919 года Монголия принадлежала Китаю. Потом в нее вторгся белогвардейский военачальник, безумный барон Унгерн, мечтавший о великой империи кочевых народов, вслед за ним пришла Красная армия. Казаки Унгерна резали китайцев и немногочисленных монгольских евреев, а за Унгерном гонялась красная конница. Кончилось все тем, что Монголия из китайской провинции превратилась в первое в мире государство-сателлит СССР, формально — в независимую республику. Чиновников-маньчжуров в шелковых халатах, с косами, сменили советские специалисты, монголам предстояло прыгнуть из феодализма в социализм.

Новая жизнь строилась ударными темпами, это было время быстрых карьер. Замеченный советскими товарищами парень пришелся по сердцу маршалу Чойбалсану и стремительно взлетел на номенклатурный олимп. В 1938 году Цеденбал, окончив институт в Иркутске, руководил техникумом, а через два года возглавил Монгольскую народно-революционную партию.

Теперь Юмжагийну случалось сидеть за одним столом со Сталиным, и однажды Берия устроил ему проверку: налил коньяк не в рюмку, а в огромный фужер. Цеденбал с честью прошел испытание: выпил за здоровье Иосифа Виссарионовича, не упал — и заслужил уважение советских вождей.

До поездки в СССР Цеденбал не знал, что такое спиртное, он не брал в рот и слабенькую монгольскую водку из перебродившего кобыльего молока, которую пьют теплой. Все изменилось, когда Юмжагийн начал делать карьеру: военные и политические советники из СССР много пили и он не хотел ударить в грязь лицом. В Улан-Баторе Настя обнаружила, что муж часто возвращается с работы пьяным, водку ему приносят подчиненные, и начала наводить порядок. Тех, кто приходил к ним домой, она обыскивала, осматривала портфели, несколько раз в неделю наведывалась к Цеденбалу на службу. Пьянство было бичом монгольской номенклатуры: от водки погибал сам всесильный маршал Чойбалсан — такой судьбы для своего мужа Настя не хотела.

Жить Чойбалсану осталось недолго, его не могли спасти ни лучшие советские доктора, ни поучения правой руки Сталина председателя Совнаркома Молотова, лично уговаривавшего маршала забыть о спиртном. Чойбалсан умер в 1952 году, и Москва сделала ставку на второго человека в республике, покладистого и доброжелательного Цеденбала, женатого на русской и учившегося в России.

Теперь их жизнь стала совсем другой. Такой, как Анастасия Ивановна представляла ее в Москве: семья переселилась в большой особняк с прислугой, их машину сопровождала вторая — с охраной. Но к Монголии сердце по-прежнему не лежало. После смерти первенца Настя ее боялась. Ребенок умер тринадцатого марта 1948 года, прожив всего три дня. Он родился обвитым пуповиной. С тех пор Настя охраняла своих детей от всех опасностей, какие только можно придумать. Славик появился на свет в 1949 году, через несколько лет — Зориг. Сыновья давно повзрослели, но Анастасия Ивановна до сих пор руководит их жизнью, подыскивает невест, заботится о том, чтобы дружили с достойными людьми, выстраивает им карьеры.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог