Александр Иванов пожертвовал любовью ради «Явления Христа народу»

В марте 1857 года русская колония в Риме пришла в неописуемое волнение. Прежде всех новость узнали стажирующиеся в Вечном городе художники.
Алексей Александров
|
01 Февраля 2014

С тошнотой вроде все понятно — это враги убивают его медленно действующим ядом, у них есть агенты и в римских тратториях, и на виллах знатных русских, куда его иногда приглашают отобедать. Страшнее то, что он везде чувствовал себя чужим: вокруг шла жизнь, играли дети, улыбались женщины… А он ощущал себя мертвецом, человеком, смотрящим на мир из-за последней черты. Значит, пришла пора возвращаться домой. Быть может, там он вернется к жизни?

Он едет через всю Европу, его прекрасно принимают в Париже. Русский посол, до которого дошли известия о необыкновенной картине, встречает художника как знатного гостя. Александр Иванов выговаривает посольскому чиновнику за то, что тот не сохранил в тайне место его пребывания, — кругом враги, они сносятся с римскими недоброжелателями по телеграфу...

Художник заказывает себе в Париже новые фраки, проезжает Германию, пересекает русскую границу и останавливается в Петербурге. Город кажется ему чужим: родителей нет, сестра умерла, судьба разбросала по свету старых знакомых. Александр Иванов надевает фрак и отправляется с визитом в Михайловский дворец, навестить великую княгиню Елену Павловну, видевшую «Явление Христа» в Риме и выхлопотавшую ему субсидию.

Великая княгиня добра и любезна, обещает содействие, говорит, что император купит картину для Эрмитажа. На следующий день художник едет к другой своей покровительнице — президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, сестре нынешнего царя. Она тоже его обласкала и уверила в том, что за картину заплатят большие деньги.

Иванов польщен: он собирался продолжить свой труд, написать цикл на евангельские темы, а перед этим совершить путешествие в Палестину.

Все происходило как во сне. Показ «Явления Христа народу» в Зимнем дворце, лестные слова императора, подготовка зала в Академии художеств, переговоры с министерством двора — ему собирались заплатить десять тысяч рублей серебром, или восемь тысяч и пенсию… Александр Иванов кланялся и чувствовал, что все это происходит не с ним. За окном Петербург, ему улыбаются придворные, а он уходит туда, где придирчивые критики увидели не палестинский, а италийский ландшафт: на свою картину, за желтую равнину, голубую реку и далекие горы.

3 июля 1858 года нарочный из министерства двора сообщил, что карина «Явление Христа народу» куплена за пятнадцать тысяч рублей серебром.

Александр Иванов выслушал известие, но обрадоваться не успел — у него подкосились колени, и он тяжело осел на пол. В Петербурге говорили, что художник умер от холеры, те же, кто знал его по Италии, не очень верили в это. Симптомы были те же, что и в Риме: слабость в ногах, головокружение, тошнота — убежать от судьбы ему не удалось. Бог весть, что он видел в свои последние минуты: слезы Терезы, ласкающуюся к нему Мариуччу, машущих с причала отца и мать… Жизнь прошла, будто ее и не было, но Александр Иванов об этом не жалел. Он знал, что будет жить до тех пор, пока люди смотрят на его картину.

1 2 3 4 5
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог