Артем Быстров: «Я не мешал жизни случаться»

Артем Быстров. Фото
Артем Быстров
Фото: Е. Чеснокова/РИА Новости

«Я сон увидел с будущей женой и понял: это Она. И стал действовать. Мной довольно часто движет что-то иррациональное или животное. Это идет изнутри, помимо твоей воли. Ты сам не понимаешь, как оно работает, — тут какие-то сложные механизмы и тонкие материи, в которых я пока до конца не разобрался. А может, и не надо в них разбираться, а нужно просто себя слушать».

— Артем, с 9 октября в прокате идет фильм «Первый на Олимпе». Вы сегодня один из самых востребованных актеров, у вас большой выбор проектов. Чем вас зацепила эта история?

— Мне было очень интересно. Я вообще люблю узнавать что-то новое. Например, все знают, что есть такой олимпийский вид спорта, как академическая гребля. Но я с ним никогда не сталкивался, не знал этих людей. И история Юры Тюкалова меня потрясла чисто по-человечески: пацан-блокадник, несмотря ни на что, начал тренироваться, параллельно занимался живописью, стал олимпийским чемпионом, доказав, что не только антропометрия решает все, но еще и сила духа.

Вообще, у гребли своя специфика: чем выше человек, тем больше у него рычаг. Поэтому все гребцы высокие. Маленький и щупленький был исключением, но благодаря своему упорству, технике, которую ему поставили как раз эти два тренера, которых мы с Леной Лядовой сыграли, он стал чемпионом. И это очень мощная история, которая говорит о том, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, что безвыходных ситуаций не бывает и всегда побеждает сила воли. Поэтому, прочитав сценарий, я захотел быть причастным к ней. А тут еще подфартило, что роль мне досталась непосредственно тренера.

— Ну да, тренер — один из самых важных людей в жизни спортсмена, который во многом решает судьбу, направляет и дает веру.

— Вот что зацепило в этом всем. Как говорил в Школе-студии МХАТ наш педагог Виктор Анатольевич Рыжаков: «Не знать не стыдно, стыдно не хотеть знать». Очень много всего интересного и важного происходит у нас, и за всем не уследишь, а когда кто-то откапывает такие истории, мне кажется, они должны предаваться огласке, во все рупоры и из всех утюгов о них должны говорить. Для меня большая честь принимать участие в этом проекте.

— Что для вас как артиста было сложнее всего во время съемок?

— Грести на лодке. Мы начали тренироваться в марте, а съемки стартовали в июле. Но из-за своего графика я тренировался недостаточно, мне надо было больше заниматься. И самыми сложными стали сцены на воде.

— Интересно, как их снимали?

— Оператор Сергей Александрович Мачильский попросил построить ему специальный плот. И питерские кудесники сделали специальную установку для него, с которой все снималось. Плот был в виде буквы Н, на него ставился и плейбэк, там сидели и режиссер, и оператор, стояли две камеры. Туда же дрифтовались лодки, когда надо было снимать крупные планы, и это оказалось, конечно, с технической точки зрения очень круто. Работали глобально — перекрывали Неву, когда снимали чемпионаты Ленинграда. От этого захватывало дух.

Артем Быстров
Артем Быстров в фильме «Первый на Олимпе», 2025 год
Фото: Предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»

И была одна сцена, когда улицу в центре Петербурга художники-постановщики превратили абсолютно в улицу 1948 года, там даже земля была насыпана. То есть ты просто идешь по Петербургу, сворачиваешь за угол, а там середина прошлого века.

На съемках было много счастливых актерских моментов. Встреча с такими партнерами, как Елена Лядова, — настоящее чудо. Она прекрасная, и работать с ней было удовольствием и счастьем. А еще с Андреем Смоляковым и Владимиром Ильиным, находиться на одной площадке с которым — честь для меня.

— Вы прожили в Питере несколько летних месяцев, и это прекрасно. Как проводили свободные дни? Может быть, к вам приезжала семья — жена, актриса Ксения Теплова, и девочки — Маша и Саша?

— Нет, если у меня были выходные, я уезжал в Москву по делам. На «Первом на Олимпе» это, к сожалению, не получилось. Дочки приезжали, когда были съемки в других проектах.

— Совсем скоро в прокате будут «Чебурашка 2» и «Морозко». Может быть, они приезжали на какой-то из этих проектов? В Сочи на «Чебурашку» грех же не приехать!

— В этот раз на «Чебурашке 2» у меня было всего четыре съемочных дня и все время стояла феноменальная жара. Тут не до общения с детьми, выжить бы. У нас были парики, костюмы. Бедные девочки-гримеры боролись изо всех сил за то, чтобы мы выглядели прилично. Первый раз я встретился в работе с Виктором Добронравовым, и это было совершенно чудесно. Мы потом гуляли с ним по Сочи после съемок, общались. Встретили какой-то независимый театральный проект, который гастролировал в городе, и там был Сергей Маковецкий. С людьми общаться было действительно здорово.

— «Чебурашку 2», «Морозко», «Первый на Олимпе» уже точно может смотреть ваша старшая дочка Маруся, то есть аудитория внутри семьи подрастает. Есть ли у вас какие-то традиции по просмотру кино?

— Мы со старшей дочерью очень любим ходить в кино, смотреть всевозможные сказки. Видели «Сто лет тому вперед» и многие другие. Еще на Миядзаки мы с ней ходили, смотрели «Навсикаю из долины ветров», там было ограничение 16+, и, когда мы с ней двинулись в зал, администратор сказала:

— Ну вы понимаете все, да?

Я говорю:

Артем Быстров и Елена Лядова
Артем Быстров и Елена Лядова в фильме «Первый на Олимпе», 2025 год
Фото: Предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»

— Да-да, это под мою ответственность.

— Хорошо.

Для нас это вообще отдельная история, со старшей дочерью сложился такой ритуал: если есть время в выходной и вышел какой-то достойный фильм или мультик, мы обязательно идем смотреть. Но что касается моих работ, у нас был смешной диалог с ней. Она в какой-то момент спросила:

— Пап, когда я смогу посмотреть твои фильмы?

И я глубоко задумался и сказал:

— Ну, наверное, когда ты чуть-чуть повзрослеешь.

Но Маруся уже видела что-то из серьезных работ, например «Крик тишины», и была под большим впечатлением. Она к теме Великой Отечественной войны неравнодушна, много знает про нее, и я ей еще дополнительно часто рассказываю...

— Ну, она, кроме этого, сто процентов смотрела первого «Чебурашку». Как ей ваша роль?

— Отлично. Ей и фильм понравился, и я в образе молодого Гены.

— Вы с Гармашом как будто родственники.

Артем Быстров и Елизавета Боярская
Артем Быстров и Елизавета Боярская в фильме «Морозко», 2025 год
Фото: Предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»

— Мы похожи. Спасибо большое ему, что я теперь могу, если что, всегда быть молодым Сергеем Леонидовичем.

— А «Морозко», в котором вы снимались, тоже будете смотреть только со старшей дочерью? Или младшей Саше уже можно?

— Ей четыре в сентябре исполнилось, так что, думаю, на фильм пойдем все вместе. Она сообразительная уже, «Морозко» поймет. Я играю отца Настеньки. Там чуть-чуть адаптированный сценарий, немножко не так, как было в нашей классике, в советском кинематографе. Но, мне кажется, очень достойно.

— Артем, я слышала, что вы сами хотели бы снимать, сказки в том числе, вам эта тема очень интересна. И говорили, что, может быть, на режиссерском поучиться было бы неплохо. Как у вас эта тема развивается?

— Это очень интересное дело — создавать миры. Но вот какие — уже вопрос сложный. Хотелось бы, с одной стороны, снимать кино, которое вселяло бы в людей надежду и веру в человечество, что все-таки мы небезнадежны и есть шанс... Когда ты артист, это прекрасно — отвечать за свою роль, за сегмент, а когда ты режиссер — это ответственность совершенно иного уровня, другие нагрузка, нервы, когда ты создаешь это поле, в которое погружаешь актеров, а впоследствии и зрителей.

— Вы готовы к такому размаху? Когда отвечать нужно не за одну свою роль, а за множество ролей и построение целой истории и всех линий.

— У меня был режиссерский опыт в театре в рамках лаборатории «АРТХАБ», которую придумал наш художественный руководитель Константин Юрьевич Хабенский. За неделю нужно было сделать что хочешь — читку, сцену, спектакль. И вот за эту неделю я понял, что мне это по духу подходит. Когда тебе в одну секунду прилетает сразу четыре вопроса от абсолютно разных людей и ты вместо того, чтобы взрываться и паниковать, говоришь: «Стоп, машина, погнали! Твой вопрос», — и четко всем все складываешь. Эта энергия по мне.

— Это так важно для любого человека, в первую очередь для мужчины, — понять, какой его путь, его дело, кто он на этой земле, для чего родился. Как вы поняли, что творчество — это ваше дело? Я знаю, вас родители решили отдать в школу с творческим уклоном просто потому, что она была поприличнее той, что совсем рядом с домом. Неужели случай решил судьбу раз и навсегда?

— Оглядываясь на свою жизнь, я сформулировал следующую вещь: я не мешал жизни случаться.

— Крутая формулировка. Вы вроде того человека, который всегда говорил «да»?

Артем Быстров
Артем Быстров на съемках фильма «Морозко», 2025 год
Фото: Предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»

— Я человек, который благодарен за то, что он имеет. Совершенно потрясающие люди были, есть и, я надеюсь, будут вокруг меня, они меня направляют, учат, подсказывают, помогают, являются примером. Считаю, что мне вообще грех жаловаться, я счастливец, и спасибо Господу Богу за это все...

Ну да, случайно попал в школу с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Но мой руководитель напористо, настырно год за годом говорила мне, что я должен пойти в Нижегородское театральное училище. И в итоге я туда поступил. В театральном нам говорили, что надо идти учиться дальше. И мы послушались. Делай что должно, и будь что будет.

— Но это тоже надо понимать — кого послушать и когда. Мы с вами начали с фильма «Первый на Олимпе», где вы играете тренера олимпийского чемпиона. И вы говорили, что человек, который направляет и внушает веру в себя, невероятно важен. А еще важно, чтобы на пути никто не мешал. В первую очередь родители. Они ведь не всегда понимают сыновей, которые вдруг решают получить несерьезную профессию. Из какой вы семьи, где росли?

— Я родом из Нижнего Новгорода. Город на слиянии двух рек — Волги и Оки, замечательное место. Родители мои самые обыкновенные люди: папа — дальнобойщик, мама — мама. До моего рождения она профессионально занималась хоккеем на траве, работала секретарем-машинисткой, а потом посвятила себя семье.

Родители никогда не настаивали, что я кем-то определенным должен стать. Они мне доверяли. Когда видели мои первые роли в кино, например в фильме «Дурак», мной очень гордились и испытывали удовлетворение. Они же тоже сделали этот выбор — не мешать мне пойти, куда я хочу. Это очень сложно и очень важно — не вмешиваться и дать своим детям идти своей дорогой. Чем ты можешь помочь? Не мешай. Но при этом, я помню, отец часто повторял, что просто не будет. Хотя это касалось не только работы.

— И при этом вы не раз называли себя счастливцем.

— Мне было непросто, но я счастливец. Имею в виду, что на всех этих наших магистралях жизненных судьба сводила, сводит и, надеюсь, будет продолжать сводить меня с людьми, с которыми мне очень интересно, которые что-то знают, умеют, что-то вообще значат для общества. Наши мастера и педагоги в Нижегородском театральном училище, мастера в Школе-студии МХАТ, старшие товарищи в Московском Художественном театре и на съемочных площадках — все это не может на тебя не влиять.

— А кому вы особенно благодарны?

— Риве Яковлевне Левите, моему педагогу в нижегородском училище. Она театральный режиссер, ученица легендарной Марии Осиповны Кнебель. Человек, к которому мы поступили на курс, когда ей было 80 лет. Это мама Жени Дворжецкого, жена Вацлава Яновича Дворжецкого, опального, сидевшего режиссера, который был не в чести у советской власти. Рива Яковлевна прошла страшные испытания: похоронила сына, пасынка, мужа. И продолжала делать свое дело — воспитывать чужих детей, невзирая ни на что.

— В Школе-студии МХАТ вы учились у Константина Райкина, попасть к нему — просто чудо. «Учился у Райкина» — это знак качества. Но многие студенты не выдерживают, он сложный и неоднозначный.

Артем Быстров и Марина Коняшкина
Артем Быстров и Марина Коняшкина в фильме «Чебурашка 2», 2025 год
Фото: Black and White, Предоставлено киностудией Yellow

— Для меня он очень понятен. То, что я к нему попал, действительно в каком-то смысле чудо. Мы оканчивали театральное училище, и нам подфартило: Сергей Иванович Земцов, декан актерского факультета Школы-студии, выпускник Нижегородского театрального училища, приезжал к нам вместе с Виктором Анатольевичем Рыжаковым смотреть ребят с четвертого курса. Тех, кто понравился, они приглашали к себе — либо сразу на конкурс, либо вообще на курс.

И нам повезло: Константин Аркадьевич в конце первого курса отчислял восемь или десять пацанов и собирался добирать. Земцов и Рыжаков целую неделю смотрели все наши дипломные спектакли, их было очень много, курс у нас был плодовитый. Потом выбрали кого-то себе на курсы, а меня с однокурсником вызвали отдельно и сообщили про допнабор к Райкину. Сергей Иванович, как мне показалось, метафорично сказал:

— У меня есть два билета, я могу отвезти вас в Москву.

Мы:

— Да, да, хорошо...

— Думать надо быстрее. У меня на сегодня на 23.50 два билета.

Оказывается, кто-то не поехал. А тогда было проще — прямо в поезде можно было объяснить ситуацию, мол, пассажир будет другой.

Я вечером приезжаю домой после училища, собираюсь, родители спрашивают:

— А ты куда?

— В Москву!

Артем Быстров и Алиса Мынай
Артем Быстров и Алиса Мынай в фильме «Чебурашка», 2022 год
Фото: Black and White, Предоставлено киностудией Yellow

Сергей Иванович позвонил Константину Аркадьевичу и сказал, что везет нас, и Райкин назначил встречу в «Сатириконе» на малой сцене. Мы показались ему, и он сказал: «Ребята, все хорошо, но я вижу, вы не особо готовы. Подготовьте хорошую программу и где-то в мае-июне приезжайте еще раз». И второй раз мы уже читали в Школе-студии. А после того первого показа пошли смотреть «Косметику врага». Это был гениальный спектакль, в котором играли Райкин и Роман Козак, два худрука двух театров — «Сатирикона» и Театра имени Пушкина. И это все в целом больше походило на сон, будто не с тобой происходит. А следующей ночью мы поехали обратно в Нижний Новгород доучиваться...

— Говорят, у Райкина учиться невероятно сложно, а вы попали сразу на второй курс. Как адаптировались?

— Нормально. Там надо было просто работать, пробовать, вкалывать. Все вновь пришедшие, а он взял восемь пацанов, вкалывали. Со мной пришли Гела Месхи, Павел Чукреев, Один Байрон. А еще Ефим Рощупкин и Артем Применко, которые потом погибли. И после окончания института погибли еще двое ребят — Казимир Лиске и Полина Шанина.

— О вашем курсе многие говорят, и не только в связи с этими трагедиями, курс вообще был очень сильный.

— Да, он очень интересный получился... У нас учились Никита Ефремов, Аня Чиповская, Татьяна Космачева, Сергей Давыдов, Карина Андоленко.

— Чему в первую очередь учил вас Райкин?

— «Просто делай, всегда будь в профессии, никогда не сиди, не опускай руки». И он подкреплял эти слова собственным примером. Когда мы оканчивали институт, Константин Аркадьевич понимал, что к себе в театр нас не возьмет, у него был полный комплект. Но он устроил нам показы в 20 театров. Для того времени это было практически нереально, труппы в молодых артистах тогда не особо нуждались.

— Как удалось продавить театральное пространство и заставить других худруков смотреть учеников?

— Константин Аркадьевич очень много организовал показов благодаря собственному авторитету. Помню, как Марк Анатольевич Захаров говорил прямо при нас: «Костя, ну никого я не возьму, но давайте посмотрим». Но все равно это оказалось полезно: даже если в театрах прямо сейчас артисты были не нужны, все равно одного-двух замечали, и через какое-то время они приходили в эти коллективы.

Константин Аркадьевич очень ответственный, он устраивал судьбу своих учеников целенаправленно и энергично. Самым удивительным был показ в МХТ. Табаков на него пригласил всех режиссеров, которые должны были ставить спектакли в следующем сезоне.

Артем Быстров и Елена Николаева
Артем Быстров и Елена Николаева в сериале «Лихие. Глава вторая», 2025 год
Фото: предоставлено Продюсерской компанией «Среда»

— И вас выбрал Адольф Шапиро — редчайший профессионал, ученик легендарной Кнебель, который дал вам серьезную роль в «Обрыве», что тоже удивительный поворот. Еще одно яркое подтверждение того, что вы счастливец. Чем зацепили такого мастера?

— Длинными волосами... Честно, я не знаю, но на тот момент у меня были длинные волосы. Когда уже стало понятно, что Адольф Яковлевич хочет брать меня к себе в работу, он подошел и сказал:

— Не стригись, пожалуйста, — и еще спросил: — У тебя борода растет?

— Ну так себе.

— Вот и не брейся.

Я ушел на лето, и пришел — волосы до плеч и борода вьется.

— Как вы готовились к роли Марка Волохова, кроме того, что не брились и не стригли волосы? Может быть, всего Гончарова перечитали?

— Вы понимаете, Адольф Яковлевич Шапиро — легендарный режиссер, человечище, ум, поэтому там была мясорубка. Мне не надо было читать всего Гончарова, надо было разобраться с тем, что говорит Адольф Яковлевич. Когда мы репетировали, я практически плакал. Он постоянно останавливал меня. Можно на предложении остановить, можно на слове, а он делал это на каждой букве.

Мне же было дико сложно понять и схватить логику моего персонажа Марка Волохова, нигилиста, ницшеанца. Я просто никогда такого не делал, и Шапиро, выстраивая роль, заложил в меня мощнейший фундамент для всего моего последующего театрального развития. Нереально повезло, что я столкнулся с такой глыбой.

— В одном из интервью вы говорили, что актерская профессия требует расшатанной психики, готовой выдать любую эмоцию. Как вы с этим живете? Как не сойти с ума, не стать невыносимым, истеричным и больным неврастеником? Это сложная профессия, не зря же драматические артисты по Трудовому кодексу могут уже в 50 лет выходить на пенсию.

Артем Быстров и Виктория Исакова
Артем Быстров и Виктория Исакова, премьера спектакля «Светлый путь. 19.17», МХТ имени Чехова, 2017 год
Фото: Ю. Феклистов/Архив «7 Дней»

— Серьезно?

— Серьезно. Понятно, что до смерти со сцены в основном никто не уходит, но то, что это вредное производство, — факт.

— В любой профессии есть свои сложности, трудности, нюансы. Поэтому, мне кажется, тут лекарство одно — не так серьезно относиться к себе, и у всех все будет хорошо. Как-то все это разгружать, очеловечивать.

— В «Обрыве» вы играли с Ольгой Яковлевой, это легенда, одна из любимых актрис Эфроса. После сложных ролей она медленно приходила в себя, могла еще долго существовать будто погруженной в роль. А, допустим, Елена Лядова, которая в театре тоже играла сложные роли — в том же «Роберто Зукко» про серийного убийцу и маньяка, — говорила, что абсолютно спокойно отправлялась после работы домой, ела, спала.

— Правильно, это же все не по-настоящему. Я по своей природе, наверное, все же ближе к Лене.

— Вот, вы, допустим, сыграли «В окопах Сталинграда» Женовача или что-то подобное. Что делаете потом?

— Иду чуть-чуть посидеть с ребятами, чайку попить или не чайку. После спектакля, мне кажется, особенно такого напряженного, надо чуть-чуть пообщаться с людьми на какие-то житейские темы — как жена, дети, госуслуги. Или, если есть срочные дела, переключиться на них. Отыграл спектакль, три минутки посидел, отдышался и поехал дальше.

— Когда попадаешь в такой театр, где и Яковлева, и Любшин, и Хлевинский, — это я перечисляю ваших первых партнеров в МХТ, которые просто глыбы, — какое ваше личное ощущение? Что вы берете от великих, чему вас научил Любшин фактом своего существования?

— Вы знаете, я для себя никогда четко и ясно не формулировал, но просто то, что Станислав Андреевич Любшин ходит по сцене, своим обычным голосом говорит, не напрягаясь, и его слышно и видно, — это мастерство высочайшего класса. На сцене он живет.

И конечно, ты смотришь на это и впитываешь все, что видишь у таких мастеров, — эти паузы, актерские оценки, импровизации, шуточки. Конечно, это все не может не влиять. И это попадает в тебя. Потом из подсознания на репетиции всплывает, и ты вдруг сам Станислав Андреевич — так простенько, по-человечески что-то говоришь.

Артем Быстров
Артем Быстров в спектакле «Бег», МХТ имени Чехова, 2025 год
Фото: А. Торгушникова/пресс-служба МХТ им. Чехова

— А что дали вам режиссеры МХТ? У вас прекрасные работы в спектаклях Женовача «Бег» и «В окопах Сталинграда»... Чему он вас научил как режиссер и вообще как старший товарищ?

— Сергей Васильевич — титан, мастодонт, ходячая энциклопедия. Он мог иногда на репетициях нам часа полтора-два рассказывать про Станиславского, его золотую нить. И это восхищало, ведь, согласитесь, мало кто знает, что Константин Сергеевич был еще и успешным бизнесменом...

Женовач научил очень многому. Например, учить текст без знаков препинания. И когда его учишь, не запоминать заранее интонации, чтобы потом была возможность сделать акценты именно такие, какие надо для роли. Он добивался живой речи, которая не всегда идеальная и предсказуемая, а иногда сбивчивая, путаная и этим прекрасна и интересна. А сколько мы прочитали литературы параллельно! Я понял, что про Великую Отечественную знаю, но не так подробно, как хотелось бы. А одна только Сталинградская битва чего стоит! Она шла полгода. Эти сто метров от Волги, где остановили немцев, представляются как что-то грандиозное, а там просто пустынный пляж, где люди в буквальном смысле вкапывались в землю.

Каждый режиссер приносит что-то свое, очень важное. В конце прошлого сезона была премьера спектакля «Осень» Андрея Гончарова. Он три спектакля с нами уже сделал — еще «Чрево», «Далекую Радугу»...

— В кино у вас такая любопытная история получилась с Михалковыми. Один из ваших первых киноопытов — это массовка у Никиты Сергеевича в его «Цитадели». Вашей задачей было держать Верткова, когда его закалывали штыком. А сейчас вы в «Первом на Олимпе» работали с Артемом Михалковым.

— Я благодарен каждому режиссеру, потому что у любого можно поучиться, что-то посмотреть, каждый работает по-своему и в чем-то интересен. Если говорить про Артема, то с ним работалось просто шикарно. Он прекрасный человек и профессионал, знает, чего хочет, а это очень важно для режиссера. И иногда он сомневается, это тоже прекрасно — не бояться того, что ты в чем-то не уверен. И тогда мы вместе что-то придумывали. Это называется процесс поиска, а он бесценен.

— Режиссеры любят с вами работать, утверждая, что вы очень послушный артист и всегда выполняете задачу.

— Здесь вообще ничего сверхъестественного, в том и соль профессии. Это как землекопу сказать: «Ты классно копаешь землю. Ты такой крутой...» Меня и Константин Аркадьевич Райкин учил, и все-все-все, что процесс выглядит так: режиссер приходит — и он чуть впереди тебя, потому что все затеял, и на эту тему думал, и у него есть уже концепция, взгляд, решение, мир, который он тебе приносит. Если бы ты был режиссером, сам бы его приносил. И вот здесь фокус. И режиссер просит тебя «Сделай вот так», потому что в его мире это так. И ты сначала делаешь, как просят, а потом, если не понимаешь, задаешь вопрос. Но сначала делаешь, чтобы человек увидел. И когда он видит наглядно — о, что-то не то, надо как-то по-другому, потоньше, может. А если ты бросишься сразу спорить, то вы будете нервничать, ругаться, кричать, а в итоге конструктива не будет.

— Мне кажется, если говорить о кино, у Юрия Быкова вы раскрылись наиболее всего. Самые интересные киноработы у вас именно с ним — это «Дурак», «Хозяин», «Лихие». Началось все с «Дурака», за которого вы получили своего «Леопарда лучшему актеру» в Локарно. Как Быков вас нашел и как вам с ним работается?

— С Юрой мы познакомились на проекте «Станица», он должен был снимать этот сериал. У нас случилась даже не проба, а встреча, разговор, мы посидели, пообщались. Он был рад, сказал: «Все отлично, снимаемся!» У нас с Юрой был один съемочный день, затем он ушел с проекта, режиссера заменили. А потом мы увиделись, когда они на «Кинотавре» гремели с фильмом «Майор». Один знакомый продюсер позвонил мне, потому что знал, что я рядом, и пригласил подъехать на фестиваль. Они уже сидели за широким столом и пели Юре и команде дифирамбы, а Быков и все ребята сидели счастливые.

Артем Быстров
Артем Быстров в спектакле «Обрыв», МХТ имени Чехова, 2010 год
Фото: О. Черноус/пресс-служба мхт им. Чехова

Я подсел, мы с Юрой поздоровались, и он мне закричал через стол:

— У меня есть роль для тебя!

— Да? Хорошо, спасибо!

Хотя я не на сто процентов поверил, мало ли что в приподнятом настроении можно сказать. Но совсем скоро мне позвонил агент: «Пришел сценарий. Прочитай». Это был «Дурак». Я почитал, говорю: «Да, конечно», — и стал сниматься.

Юрий Анатольевич уникален своим восприятием мира. У него своя внутренняя позиция по отношению к жизни, к людям, ко всему. Это человек огромнейшей души, которая постоянно болит. Когда снимали «Хозяина», у нас с девчонками-гримерами, с группой, с ребятами был лозунг: «Жизнь — боль, и даже если ее нет, мы ее найдем».

— Интересно, после какой роли вас полюбил народ? Мне кажется, все же после «Дурака». И как вам вообще — быть знаменитым артистом? Наверное, много ограничений, например в общественном транспорте не поездишь?

— Почему же? Я совершенно спокойно и в метро езжу, и по улице хожу — и в Москве, и в Нижнем Новгороде. Это абсолютно точно, я на родине был совсем недавно — к маме, сестре и дядьке ездил. Известность меня не напрягает. Если кто-то узнает, улыбнется, ты улыбнешься в ответ — все, идешь дальше.

Иногда я вообще не понимаю, за какие работы меня вдруг полюбили или стали узнавать. Это все очень непредсказуемо. Помню, в 2011 году в Юрмале одна женщина вдруг стала благодарить меня за спектакль «Шинель» на Новой сцене Московского Художественного театра, а там всего 80 мест. Так что тут непонятно вообще. Поэтому кто за «Дурака», кто за «Лихие», за «Крик тишины», «Скажи ей» и «Открывай, полиция!», «Очевидное невероятное» или того же «Чебурашку».

— Вы сейчас в самом расцвете сил. А куда идете в этой жизни, чего хотите? Какая у вас цель вообще? Будучи подростком и выбирая профессию, вам было важно приносить пользу. В чем ваша главная польза сегодня?

— В том, что люди посмотрят спектакль или кино и на время просмотра забудут о своих проблемах. А если это будет хороший спектакль и хорошее кино, это может дать толчок к решению их собственных проблем.

Ксения Теплова
Ксения Теплова, 2021 год
Фото: А. Зеленина/Архив «7 Дней»

— Что вас так же «торкало» или переворачивало, и вы находили решение своих проблем или забывали о чем-то тяжелом?

— И «Список Шиндлера» «торкал», и «Форрест Гамп», и первая часть «Утомленных солнцем», и «Иваново детство», и «Андрей Рублев», и «Седьмой спутник». Ты получаешь какую-то информацию, какое-то художественное высказывание, которое делает тебя богаче... А «Бриллиантовая рука» и «Любовь и голуби» — это для радости.

Кино должно быть разным — такое, сякое: человек пришел, сел, захотел расслабиться и смотрит что-то приключенческое, как пираты едут за сокровищами. Оно должно быть на любой вкус, но хорошее. И в этом есть особая прелесть, конечно, — смотреть хорошие фильмы. Вот недавно я видел фильм «Рука Бога» Соррентино. Это великолепно...

Я вообще довольно всеяден: люблю и художественные фильмы смотреть, и сериалы, и мультики. Очень люблю кино, поэтому всем этим и занимаюсь.

— Вы артист бесстрашный, каких только ролей у вас не было, но, я знаю, как-то отказались играть отца, у которого умирает ребенок.

— Да, там вот какая история была. Меня позвали пробоваться на роль отца, у которого ребенок болен раком. Прислали сцену, я готовился, пришел на пробы к режиссеру Оксане Карас. Ехал, и на душе было как-то неспокойно, но я не понимал, что это такое. И когда зашел в помещение и увидел эту девочку маленькую, с которой мы должны были пробоваться, то понял в секунду, что не могу это сделать. И Оксане все просто объяснил. Честь ей и хвала, что она услышала и поняла. Потому что, конечно, уже приехав на пробы, отменять их с профессиональной точки зрения не комильфо.

— Вы всегда слушаете свое сердце? Насколько идете от него, а насколько от головы в решениях, которые принимаете в жизни? Мне кажется, что многие решения продиктованы эмоциями и чем-то иррациональным. Я знаю, что вы увидели будущую жену Ксению Теплову во сне и проснулись с осознанием, что вам нужна только она. И это послужило толчком для отношений.

— Так и было. Я сон увидел с будущей женой и понял: это Она. И стал действовать. У нас все стало тогда развиваться. Мной действительно довольно часто движет что-то иррациональное или животное. Наверное, можно так назвать. Это идет изнутри, помимо твоей воли. Ты сам не понимаешь, как оно работает, — тут какие-то сложные механизмы и тонкие материи, в которых я пока до конца не разобрался. А может, и не надо в них разбираться, а нужно просто самого себя слушать.

— Скажите, а когда нашел своего человека, как его не потерять?

— Трудиться над собой, а не над другим человеком. Мы ведь трудимся над другим всегда, пытаемся его изменить. А надо все вопросы себе адресовать. Вот такая штука, которую я последнее время стал практиковать, и это помогает.

Ксения Теплова с дочкой
Ксения Теплова с дочкой Марусей, 2021 год
Фото: А. Зеленина/Архив «7 Дней»

То есть происходит какая-то сложная ситуация, и возникает какой-то вопрос к человеку, но ты сдерживаешься, не задаешь этого вопроса, а задаешь его себе. И тогда все начинает играть другими красками, и ты уже не можешь предъявить какую-то претензию партнеру или обвинить его в чем-то.

— Артем, вы изменились рядом с Ксенией? Вообще, есть такое выражение — мне кажется, очень точное, — что настоящая любовь от заблуждения отличается тем, что она делает человека лучше.

— Я изменился. Стал ответственным. Приведу пример. Допустим, ты встречаешься в компании с людьми, которых очень давно не видел и любишь, и они говорят тебе: «Давай гулять!» А ты меру знаешь и, если завтра тебе надо вести куда-то ребенка, как штык, ничего не объясняя, уйдешь вовремя и все сделаешь. То есть проводишь время с этими прекрасными людьми, но несколько иначе. И держишь перспективу того, что должен сделать. Правда, похвастаться тем, что я стал видеть на три шага вперед, не могу, всего на полшага. Но все еще впереди.

— А вы раньше могли, допустим, встретиться с друзьями, а проснуться во Владивостоке?

— Раньше я мог встретиться с друзьями, проснуться и увидеть 82 пропущенных вызова, потому что должен быть на репетиции. Мне просто повезло, что режиссер оказался понимающим и добрым, хорошим человеком. Если бы было иначе, меня ждали бы серьезные последствия.

— Как то, что вы с женой служите в одном театре, влияет на семейную жизнь?

— Театр — дело нашей жизни, и это прекрасно. Никаких конфликтов, касающихся работы, у нас нет. Но мы, конечно же, все обсуждаем, и наши дети в этом растут и к нашим диалогам о театре привыкли. Они в них не вмешиваются и делают, не обращая на это все внимания, свои дела или садятся поудобнее, развешивают ушки и слушают...


Артем Быстров
Я человек, который благодарен за то, что он имеет. Совершенно потрясающие люди были, есть и, я надеюсь, будут вокруг меня
Фото: Dmitriy Borisov/предоставлено Актерским агентством «24»

Плюсов в том, что мы работаем вместе, масса. Меня полностью понимают, не нужно дополнительно что-то объяснять, тратить на это время, энергию, силы. А минусы... Не знаю, по-моему, их нет.

— Театральные дети часто выходят с родителями на сцену в каких-то постановках, и в МХТ это тоже практикуется. Возможно, кто-то из ваших девочек участвовал в спектаклях?

— Нет, ни Маруся, ни Саша не играли на сцене и не снимались в кино. Это моя позиция. Если они вырастут и захотят поступить в театральный институт, конечно, пойдут в него. Но всему свое время. Старшей в августе только десять исполнилось, а младшей четыре. Времени, чтобы определиться, предостаточно.

— Раньше Маруся писала стихи.

— Она и сейчас пишет, причем очень хорошие. Но они нигде не опубликованы. Потому что публикация тоже будет своеобразным толчком в какую-то сторону, а я не хочу этого.

— Но иногда же толчок нужен. Вот вы в последнем классе школы вдруг решили, что хотите стать военным. Отец, узнав об этом, не отговаривал, а просто пригласил домой своего друга, бывшего военного, который подробно, ничего не приукрашивая, рассказал о своей жизни, и романтический ореол вокруг профессии развеялся как туман.

— Да. Но если бы этот разговор не состоялся, возможно, был бы не артист Быстров, а военный Быстров. Это тоже неплохо. Родину бы защищал, служил Отечеству... Но на девочек я совершенно не влияю. Они делают то, что хотят. Мы с Ксюшей стараемся их обеспечить. Хочет играть на скрипке — пожалуйста. Маруся уже в третий класс музыкальной школы перешла. Хочет писать стихи — пожалуйста. Хочет писать рассказы — прекрасно. Они должны понимать, что вокруг много интересного и мир безграничен.

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая