Странно, я рассказываю так, будто все это еще есть, а ведь это потеряно. Осталось всего два спектакля: «Сережа» и «Му-Му». Потеряна целая жизнь. Странно.
— В театре появилась модная тенденция, когда мужчины играют женщин, и наоборот. В вашем репертуаре были спектакли, где вы играли Ленина и Лжедмитрия. Что надо в себе разбудить, чтобы сыграть мужскую роль при вашей внешности, которая просто не тянет на мужчину?
— Но она и на женщину, мне кажется, тоже не тянет. Я как маленький щенок, и это как раз и позволяет превращаться на сцене в мужчину, если того требуется режиссеру. Это можно засчитать мне как плюс. Хотя иногда переживаю, что я никто: и не женщина, и не мужчина.
— Как только язык у красавицы поворачивается говорить такое?! А как вас любит камера!
— Играть мужчин, доставать из каких-то закромов души мужские качества по-актерски очень интересно. Мне вообще нравятся характерные роли. Еще в ГИТИСе поняла: чем дальше от себя, тем мне легче и тем увлекательнее. Когда стали доставаться роли, где нужно было играть ближе к себе, как в «Безприданнице» или «Сереже», мне действительно становилось трудно. Это оказывалось настоящим преодолением, где необходимо было себя все больше узнавать и принимать, вот что для меня было испытанием. Чем дальше от себя, тем свободнее я себя чувствую.
— Как складывалась ваша кинокарьера?
— Первую и сразу главную роль в кино я сыграла в картине Натальи Назаровой «Дочь». Наталья Вадимовна — большой мастер создавать тонкие конфликты. Сложно было все, потому что все для меня оказалось новым, а хотелось не упасть в грязь лицом. Но съемки проходили очень радостно. Любая работа, если делаешь пусть сложное, но любимое дело, если у тебя откликается душа на тему, материал, людей, с которыми играешь, в итоге не кажется такой уж трудной, тяжкой. Единственная сложность была добраться до города Касимова в Рязанской области, где проходила большая часть съемок. Отыграв спектакль, ехала туда ночью на машине часов пять-шесть, снималась, а после мчалась обратно в Москву, чтобы успеть на репетицию в театре. Приходилось все совмещать, что оказалось непросто.
В «Сталинград» я попала, пройдя пробы. Кастинг-директор Инна Израилевна Штеренгарц, которая сейчас живет в Екатеринбурге, стала в моей жизни человеком судьбоносным, я ее очень люблю. Она позвала меня на эти пробы, посмотрев спектакль «Вера и велосипед». Позже раскрыла секрет — она, оказывается, сказала Федору Сергеевичу Бондарчуку: «Если хочешь, чтобы фильм получился, возьми Смольникову». Так я была утверждена на главную роль, что воспринимала как чудо. Многие меня предупреждали: там снимаются только свои, всех берут по знакомству. Наверное, не без этого, мир не идеален, но мне улыбнулась самая настоящая удача. Я никто, звать меня никак — и вдруг снимаюсь у Бондарчука!