Жан Татлян: «Творчество невозможно без влюбленности»

Он считает себя гражданином мира. Армянин, родившийся в Греции, выросший в Армении и Абхазии,...
Павел Соседов
|
05 Августа 2023
Жан Татлян
Жан Татлян 1967 г.
Фото: РИА Новости

Он считает себя гражданином мира. Армянин, родившийся в Греции, выросший в Армении и Абхазии, покоривший Советский Союз, а позднее Францию и Америку.

Достигнув всего в СССР, в 1971 году Жан уезжает в Европу, чем вызывает недоумение коллег, разочарование поклонников и ненависть начальников. А в начале 90-х артист возвращается в Ленинград, к огромной радости ­преданных зрителей. В Санкт-Петербурге он проживает и по сей день, не ­привлекая к себе лишнего внимания. Так кто же он, этот человек с французским именем Жан и армянской фамилией Татлян? Попробуем разобраться.

«У руля у нас КПСС»

Он стал первым исполнителем песен Арно Бабаджаняна «Лучший город земли», «Капель», «Воспоминание» — все эти записи, но не память о них, были смыты сразу после эмиграции. Но прославили Татляна все-таки собственные песни. Песня «Фонари» была написана, когда Жан еще работал в Государственном эстрадном оркестре Армении под управлением Константина Орбеляна. Родилась мелодия, и сомневающийся в собственном владении русским языком Жан попросил товарища Юрия Гарина, служившего в оркестре конферансье, написать стихи. «А я, по-твоему, поэт?!» — хотел уклониться Гарин. «А ты попробуй — вот и узнаем!» — настоял Татлян. Эксперимент удался — получилась отличная песня. А Гарин открыл в себе талант поэта-песенника, за что был всю жизнь благодарен Жану. Впоследствии песни на стихи Гарина пели и Леонтьев, и Лещенко, и Гвердцители, и Аллегрова.

Песня «Фонари» по сей день остается визитной карточкой Татляна. А тогда она в мгновение ока облетела всю страну и вышла за ее пределы. Это был успех! «То, что песня стала популярной, — вспоминает Татлян, — я понял, когда в Ереване в трамвае кондуктор, отрывая мне билет, насвистывал «Фонари». Я осознал, что могу писать шлягеры». «Фонари» пели без перевода в странах соцлагеря, исполняли в Японии.

Шарль Азнавур
Армянин по происхождению, Шарль Азнавур помогал Жану Татляну освоиться во Франции в 1970-е годы 2015 г.
Фото: SIPA/FOTODOM

Еще одним хитом, взорвавшим советскую эстраду, стала песня «Гитарово». Жан был влюблен в джаз и подготовил песню польского композитора «Джаз у руля», которую перевел Юрий Батицикий. Но худсовет такое вольнодумство категорически не принял: «В Советском Союзе у руля КПСС, и никаких других «рулевых» быть не может». Строчку эту пришлось исключить, а названием стало «Гитарово». Зажигательная музыка, харизма и исполнительское мастерство певца сделали композицию и Жана Татляна невероятно популярными! Эта песня впервые прозвучала на «Голубом огоньке» в 1964-м, Жану Татляну был 21 год!

Приглашения на гастроли посыпались как из рога изобилия. Молодой солист трижды объехал Советский Союз. Количество концертов доходило до четырехсот в год, а тиражи пластинок были рекордными! Диски Татляна имелись практически в каждой советской семье. Девушки сходили по нему с ума: Жан был красив, обаятелен и элегантен. Поклонницы собирались толпами у служебного входа. «В Горьком (ныне Нижний Новгород. — Прим. ред.), — вспоминает Татлян, — после концерта девушки облепили машину, в которую я успел запрыгнуть, и целовали стекла. Водитель дал по газам, чтобы наконец оторваться, но машина не сдвинулась с места — ее просто подняли, а колеса крутились в воздухе…»

Непоправимая ошибка

Официальная дата рождения Жана Татляна — 1 августа, но на самом деле он родился 21 марта. Советская пас­портистка, когда семья переехала в Армению, перепутала метрику Жана с метрикой его брата. Но Татлян никакого значения этому не придает, из дня рождения культа не делает и обычно выключает в этот день телефон.

Родился Жан Татлян в армянской семье в греческих Салониках. Семья была зажиточной: отец владел крупной обувной фабрикой. Большой особняк, достаток, положение в обществе. Главе семейства для полного счастья не хватало лишь одного — исторической родины. Что творилось за железным занавесом, доподлинно не знал никто, но, мучимый противоречиями, отец Жана принял решение переезжать в Советский Союз. В 1947 году он пристроил бизнес, продал дом, а имущество погрузили в 12 контейнеров… Один из них, с самыми ценными вещами, испарился на перегрузочном пункте в порту Батуми. Но это было меньшим из разочарований и бед. Выяснилось, что страна еще не оправилась после войны — в Советской Армении продукты выдавались по карточкам: 500 граммов хлеба в сутки на человека. Никто эмигрантов, одетых по-европейски, с распростертыми объятиями не встречал. Ровесники приняли маленького Жана в штыки. Устраивать быт было очень тяжело. Отец понял, что совершил непоправимую ошибку, ведь билеты были в один конец… Мама впала в страшную депрессию, и по рекомендации врачей Татляны переехали в Абхазию — считается, что море лечит стресс. Здесь семья и обосновалась.

Роберт Рождественский и Арно Бабаджанян
Зажигательная музыка, харизма и исполнительское мастерство певца сделали песню «Гитарово» и Жана Татляна невероятно популярными. Композиция впервые прозвучала на «Голубом огоньке» в 1964-м, Жану Татляну был всего 21 год Роберт Рождественский и Арно Бабаджанян на съемках «Голубого огонька». 1974 г.
Фото: РИА Новости

Соловей в золотой клетке

Жан с юных лет хотел стать музыкантом. Но семья жила очень бедно, и возможностей отдать сына в музыкальную школу не было. Чтобы заработать на инструмент, подросток устроился маляром. Парнишка белил дома, чем и заработал на фанерную гитару. Став обладателем заветного инструмента, Жан стал бегать в сухумскую филармонию, где просил помощи у студентов в освоении гитары. Он был очень любознательным и трудолюбивым. В 1956 году впервые услышал Ива Монтана и заболел его музыкой. Позднее начал увлекаться джазом. В портовом городе водились оригинальные пластинки западных исполнителей. И Жан ездил по Сухуми в поисках редких записей, таская за собой тяжеленный магнитофон. Он переписывал джазовых исполнителей и французских шансонье на пленку и часами слушал их песни, учась мастерству, перенимая европейскую и американскую манеры исполнения. Жак Брель, Жильбер Беко, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг были его кумирами. Парень оказался невероятно способным, и занятия музыкой дали хорошие плоды — самоучка получил место гитариста в квартете сухумской филармонии, где начал заниматься вокалом. Параллельно он поступил в Киевское эстрадно-цирковое училище. Уже в 18 лет Татляна приняли в Государственный эстрадный оркестр Армении. В 1963 году в Ленинграде проходила декада армянского искусства, где талант Татляна оценили и пригласили Жана в Ленконцерт. Вскоре он стал одним из самых популярных, востребованных и высокооплачиваемых артистов.

У него было все — и даже 15-метровая яхта шведской сборки с корпусом из красного дерева (она некогда была подарена американским адмиралом председателю Ленгорисполкома Петру Попкову, впоследствии расстрелянному). И вдруг в 1971 году Татлян эмигрирует во Францию… Сам артист объясняет это так. В 1965 году в СССР приехал директор парижского концертного зала «Олимпия» Брюно Кокатрикс. Он формировал шоу-ревю советской эстрады. И к руководству Ленконцерта Кокатрикс обратился с просьбой познакомить его с советским шансонье Татляном — слава артиста дошла до французского импресарио, и Кокатрикс хотел видеть Жана в Париже. Но на первый запрос ему ответили, что Татлян в длительных гастролях по стране, а на второй — что он болен. В Париж поехали Эдита Пьеха, Николай Сличенко и Ленинградский мюзик-холл Ильи Рахлина… Обо всем этом Татлян узнает лишь через год, случайно познакомившись на какой-то вечеринке в Москве с переводчицей Кокатрикса. Это стало для него потрясением, он был унижен и оскорблен. Гордость и темперамент не позволяли мириться с участью «соловья в золотой клетке». Татлян решил уехать, заключив фиктивный брак с иностранкой. Так он оказался в Париже, где жила семья его тети и близкий друг детства.

«Над вашей головой счастливые звезды»

За пять лет до отъезда, в 1966 году, произошла неожиданная и удивительная встреча. В Куйбышеве (ныне Самара. — Прим. ред.) проходили гастроли знаменитого экстрасенса и предсказателя Вольфа Мессинга, следом начинались гастроли Жана Татляна, и их графики пересекались. Мессинг, увидев афиши Татляна, спросил организаторов: «Где будет жить этот певец?» Ему ответили, что в той же гостинице, что и медиум. «Пусть зайдет ко мне». Татлян понятия не имел, кто такой Мессинг, но ему объяснили, и он пришел. Вольф Григорьевич ходил по номеру и вещал: «У вас длинная дорога жизни. Но вы вскоре покинете эту страну. Над вашей головой счастливые звезды — вы станете состоятельным человеком и доживете до преклонных лет…» Жан выслушал и вскоре позабыл об этом предсказании. Вспомнил он слова Мессинга лишь через 10 лет, когда попал в страшную аварию во Франции, врезавшись в дерево на скорости 130 километров в час. Машина была всмятку, но через два дня певец уже стоял на сцене. Тогда и всплыло в памяти пророчество про счастливые звезды…

Вольф Мессинг
«У вас длинная дорога жизни. Но вы вскоре покинете эту страну. Над вашей головой счастливые звезды — вы станете состоятельным человеком и доживете до преклонных лет…» — это предсказание Вольфа Мессинга Татляну полностью сбылось
Фото: РИА Новости

Несмотря на то что отъезд Татляна не являлся бегством и был оформлен официально, в Союзе певца объявили персоной нон грата. Все его аудиозаписи были размагничены, пленки смыты, а упоминания о нем вытравлены из прессы и литературы. Чудом сохранилось лишь несколько записей. Хотя за каждым чудом стоят неравнодушные люди. Диана Берлин, редактор Государственного дома радиовещания и звукозаписи, вспоминает: «Эхо его отъезда неслось по всем этажам ГДРЗ, вызывая самые невероятные домыслы. Но Татляна так любили, что, несмотря на строжайшие распоряжения об уничтожении материалов, связанных с ним, редакторы распределили между собой по одной записи и хранили эти пленки в ящиках своих рабочих столов. А вечерами, когда руководство покидало офисы, они их извлекали и слушали, не желая расставаться с его волшебным голосом и песнями».

Берегись двух дверей

Тем временем в Париже Татлян наслаждался свободой! «Когда приехал во Францию и ходил по Елисейским Полям, чувствовал себя таким счастливым! — вспоминает Жан. — Ощущение и понимание внутренней свободы жили во мне с детства. Еще в школе я осознал, что не хочу рутинной жизни: работы по строгому графику, ежедневных бытовых забот и проблем. Я хотел заниматься чем-то таким, что позволит мне быть независимым. Профессия музыканта больше всего соответствовала моим представлениям о вольной жизни. Во мне была какая-то вера, что в этом я должен преуспеть».

Первые четыре месяца в Париже Татлян жил у своего друга детства Жака Дуваляна, который в Союзе тоже был певцом и эмигрировал раньше товарища. Дувалян занимался с Жаном французским языком. Вместе они писали песни: Жан — музыку, а Жак — тексты на французском. Песни эти они отдавали в редакцию Шарля Азнавура — друга Дуваляна, а впоследствии и Татляна.

Когда освоился с языком, Жан пришел в один из самых фешенебельных кабаре «Распутин» на прослушивание к его хозяйке мадам Мартини. Был принят сразу. И вскоре завоевал местную публику. Стали поступать приглашения от конкурентов. Татлян работал в кабаре «Московские звезды», «Царевич», «Шахерезада». А подкопив денег, открыл свое собственное заведение, которое назвал «Две гитары», — всего в полукилометре от Триумфальной арки. Несмотря на статус владельца ресторана, Татлян продолжал выходить на эстраду. Кабаре пользовалось популярностью, побывал в нем однажды и Владимир Высоцкий — его привел художник и скульптор Михаил Шемякин. Приходил туда и Саркисян — заместитель советского посла во Франции. Он вышел на Татляна с предложением создать советско-французский культурный центр. Кресло руководителя предназначалось Жану. Но наш герой отказался — он понял, что таким образом его пытаются завербовать, а руководство центром подразумевает работу на СССР. Он помнил, что завещал ему отец: «Берегись двух дверей: больничных и казенных!»

Жан Татлян с Арменом Джигарханяном
С Арменом Джигарханяном. 2016 г.
Фото: Personastars.com

С чего начинается Родина?

Наконец-то Татляна во Франции стали узнавать. Стали приглашать на вечера, корпоративы, потом на радио, на профессиональную эстраду. А вишенкой на торте стало то, что Татлян получил предложение представлять Францию на праздновании 200-летия США в Вашингтоне. Кстати, участвовал в мероприятии и еще один знаменитый советский музыкант — Мстислав Ростропович. Тем временем советская пропаганда писала, что Татлян «поет в парижских кабаках и спит под парижскими мостами»…

Немало поработал Жан Татлян и в США. Сперва продюсеры предложили ему делать концерты для эмигрантов. В то время многие артисты — выходцы из СССР «чесали» по Америке, но концерты эти проходили в самых скромных условиях: в синагогах, в школах. Но Татляна снова заметили, оценили — ему предложили контракт с одним из ведущих казино Лас-Вегаса. В рамках этого контракта 180 дней подряд Жан каждый вечер выходил на эстраду казино. «Это была жуткая работа, — вспоминает Татлян. — Но я справился».

Убедившись в победе перестройки, Жан Татлян стал приезжать в СССР, а вскоре снова обосновался в любимом Ленинграде, ставшем Санкт-Петер­бургом. Что же заставило его вернуться? Он сам отвечает без лукавства: «А то же, что в свое время привело в Армению моего отца. С детства русская речь, русская песня вызывали у меня трепет. Я всегда цитирую слова песни Баснера и Матусовского, которую Марк Бернес записал для картины Владимира Басова «Щит и меч»: «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…»

Правила жизни

Жан Татлян
«Мой отец говорил: «Когда тебе плохо или тяжело, посмотри в окно — есть миллионы людей, которым гораздо хуже». И эти слова всегда меня держали на плаву» 2010 г.
Фото: Personastars.com

Но Татлян никогда не жалел, что эмигрировал! По возвращении, в 90-е годы, он встретил одного компетентного сотрудника Ленконцерта, который сказал: «Жан, ты тогда вовремя уехал! Над тобой уже собирались черные тучи. Все думали, что сделать с этим молодым человеком, который не поет идеологических песен, популяризирует джаз и шансон и при этом имеет беспрецедентную популярность».

В России Татляна, несмотря на годы забвения, встретили горячо, в свои приезды он давал концерты в крупнейшем зале Ленинграда «Октябрьский» — по семь концертов подряд. Снова пошли гастроли по стране. Люди благодарили: «Хоть настоящих артистов посмотрели и послушали…» Дело в том, что музыканты Татляна выходили на сцену в смокингах и фраках, в то время как попса девяностых — в рваных джинсах и косухах. А еще он никогда не обманывал своего слушателя и был с ним честен: «Моя совесть чиста. Я горжусь, что никогда не пел песни о серпе и молоте, партии и коммунизме. Никогда не использовал фонограмму — это все равно что целоваться с женщиной через стекло».

В эти дни он отмечает свое 80-летие скромно и тихо и, наверное, как всегда, выключит телефон. Жан считает себя счастливым человеком, доволен жизнью, благодарен судьбе за то, что имеет, и на большее не претендует, ведь он неисправимый оптимист: «Мой отец говорил: «Когда тебе плохо или тяжело, посмотри в окно — есть миллионы людей, которым гораздо хуже». И эти слова всегда меня держали на плаву. Надо находить положительные эмоции в любой ситуации. Если бы люди помнили, что мы все на этой земле арендаторы и у нас нет ничего своего, то не было бы войн, терроризма. Были бы любовь, дружба, взаимоуважение и процветание. А еще творческому человеку нужна влюбленность. Необходима как воздух, подстегивает, дает новые эмоции — это как лекарство! Женщина — двигатель всего на Земле. Она — муза для поэтов, писателей, художников, музыкантов. Все ради нее и ради жизни!»




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая