Юрий Васильев: «Я опустился перед Ришаром на колени и говорю: «Месье, давайте импровизировать!»

«После нашей ссоры Плучек снова вызвал меня к себе. Я в тот момент репетировал, так что пришел к нему в костюме Людовика XIV и со шпагой».
Инна Фомина
|
01 декабря 2024
Юрий Васильев. Фото
Юрий Васильев
Фото: Александр Беланов

«После нашей ссоры Плучек снова вызвал меня к себе. Я в тот момент репетировал, так что пришел к нему в костюме Людовика XIV и со шпагой. Захожу в кабинет и встаю в театральную позу у рояля, ожидая, что мне снова устроят взбучку. А Валентин Николаевич хитро посмотрел на меня и сказал: «Старик, неужели мы из-за ста рублей перечеркнем нашу дружбу? Иди, я тебя поцелую!» — рассказывает актер и режиссер Юрий Васильев.

— Юрий Борисович, накануне вашего 70-летия Театр сатиры сделал вам подарок — новую роль.

— Что может быть лучше для артиста! В спектакле «Игроки» я играю Глова-старшего. Постановка молодого режиссера Альберта Хасиева очень интересная. Во-первых, это новое видение классики — при том, что в тексте пьесы не изменено ни слова. К тому же в спектакле очень многое решено через пластику, а меня это всегда привлекает. Наконец, впервые в жизни я столкнулся с Гоголем. Ввелся в спектакль дней за десять до премьеры. Альберт позвонил и попросил: «Юрий Борисович, выручайте: очень прошу сыграть Глова-старшего». Вообще-то я не люблю вводы — когда приходишь в уже готовый спектакль, ну или в почти готовый. Но тут согласился. И вошел в работу, которая мне нравится.

— В Театре cатиры вы служите почти полвека — уникальный случай, редкая преданность одной сцене. Неужели все эти годы у вас все шло гладко, никогда не хотели уйти?

— Пару раз думал об этом. Одна­жды, когда готовился снимать большой кинопроект. А до этого была другая история. В то время Ольга Александровна Аросева решила показывать спектакль Театра сатиры «Босиком по парку» как антрепризу. Театральные зарплаты небольшие, и подобные выступления на разных площадках стали для актеров неплохим финансовым подспорьем. Когда об этом узнал худ­рук, вызвал всех «виновников преступления» в кабинет и устроил разгон: «Как вы можете участвовать в халтурах?!» Заслышав шум, в кабинет вбежала жена Плучека Зинаида Павловна: «Успокойтесь! Валя! Юра!» В бешенстве я выскочил из кабинета и написал помощнику худрука заявление об уходе. Только спустился вниз, а меня опять вызывают к Валентину Николаевичу. Вхожу, а он говорит: «Вы не указали причину, по которой уходите из театра». — «Потому что меня ругают из-за того, что я, отдавая все силы театру, решил немного подзаработать! У меня же семья!» И ушел.

На следующий день Плучек снова зовет «на ковер». Я в тот момент репетировал, так что пришел к нему в костюме Людовика XIV и со шпагой. Захожу в кабинет, встаю в театральную позу у рояля, ожидая, что мне снова устроят взбучку. А Валентин Николаевич хитро посмотрел на меня и сказал: «Старик, неужели мы из-за ста рублей перечеркнем нашу дружбу? Иди, я тебя поцелую!»

— После Плучека Театр сатиры долго возглавлял Ширвиндт...

Юрий Васильев с Андреем Мироновым
С Андреем Мироновым в спектакле Театра сатиры «Бремя решения». 1985 г.
Фото: из личного архива Юрия Васильева

— Про Александра Анатольевича могу вспоминать очень долго, прежде всего о его феноменальном чувстве юмора и самоиронии. Расскажу лишь одну историю. В тот момент (мне тогда было 46 лет) указом президента мне присвоили звание народного артиста России. Между официальным сообщением и вручением специального знака проходит какое-то время. И вот Ширвиндт вызвал меня в свой кабинет. Вхожу, а там за большим столом сидят все народные артисты нашей труппы. И Александр Анатольевич жестом приглашает меня присоединиться к ним — мол, добро пожаловать! Чуть позже была репетиция спектакля «Андрюша», посвященного Андрею Миронову, — я там был ведущим. Ширвиндт вызывает на сцену всю труппу и громко объявляет: «Мы с Михал Михалычем (Державиным. — Прим. ред.) недавно были в Кремле, и президент поручил вручить вам этот знак». Протягивает коробочку, а там значок, на котором выгравировано: «Народный артист Юрий Васильев». Эту «реликвию» на заказ где-то на Арбате сделал Державин. А настоящий знак мне вручил через несколько недель министр культуры.

— Одной из самых ярких звезд вашего театра был Андрей Миронов...

— Андрей был не только блестящим артистом, фанатично преданным профессии, но и замечательным человеком. Меня всегда поражало, что при своей всенародной популярности он оставался очень ранимым. А как элегантно он всегда выглядел: носил модную, дорогую одежду. Андрей не копил деньги, а легко их тратил. За границей, когда многие завтракали и ужинали тем, что привезли с собой из Москвы, — экономили валюту, он позволял себе посещать рестораны...

Миронов очень хорошо ко мне относился. Однажды на двух программ­ках написал по автографу — для моей мамы: «От поклонника вашего сына» — и для меня: «Юра, восхищаюсь вашей работоспособностью и увлеченностью. Ваш Андрей Миронов». После его ухода из жизни Плучек предложил мне играть все роли Миронова, но я отказался. И только через десять лет сыграл Мэкки-Ножа в совершенно новой постановке «Трехгрошовой оперы». Сейчас моя гримерка в театре — та, которую в свое время занимал Андрюша. На стенах и мои фото, и его...

— Юрий Борисович, а как вы вообще стали актером?

— Я родился в Новосибирске, в интеллигентной семье, мои родители дружили с музыкантами, писателями, артистами. Папа — карикатурист, оформитель, плакатист — возглавлял местное объединение художников. Во время войны служил картографом в армии Рокоссовского. И как носителя секретной информации его круглосуточно охраняли два автоматчика. А моя красавица мама окончила те­атральную студию, но предпочла сцене заботу о семье. Наверное, ее актерские гены передались мне. В детстве я постоянно бывал в театре. Смотрел и драматические спектакли, и музыкальные (родители дружили с замдиректора Новосибирского театра оперы и балета). И хотя я много чем увлекался — ходил в музыкальный и танцевальный кружки, читал стихи, занимался фигурным катанием и хоккеем, интерес к театру оказался самым сильным. В девятом классе поступил в студию при ТЮЗе, которой руководила замечательный режиссер и актриса ТЮЗа Кира Павловна Осипова. Она подготовила со мной программу для поступления в театральные училища Москвы. Точнее, моей целью было одно — Щукинское. В старших классах я даже специально летал в Москву на зимние каникулы, чтобы посмотреть дипломные спектакли «Щуки»...

Отправился в столицу с мамой и с портретом моего кумира, актера Жерара Филипа. Эта старая потрескавшаяся фотография — мой талисман, сопровождающий всю жизнь. Сейчас стоит на столике в гримерке.

Юрий Васильев с Пьером Ришаром
«В Ришаре, артисте такого масштаба, не было никакой звездности...» С Пьером Ришаром на съемках фильма «Продавец игрушек». 2011 г.
Фото: из личного архива Юрия Васильева

Интересный факт

Актера раньше путали с его тезкой — Юрием Васильевым, известным по фильмам «Журналист» и «Москва слезам не верит». Кроме того, в Театре сатиры одновременно с ним играли не только Вера Кузьминична Васильева, но и Татьяна Васильева. Актриса Татьяна Окуневская посоветовала Юрию взять фамилию его мамы — Дроздовской. Но он решил остаться «Васильевым из Театра сатиры».

— Поступили с первой попытки?

— Да, хотя в Щукинском училище конкурс был 280 человек на место. К тому же я приболел — внезапно поднялась температура, а на экзамене очередь до меня дошла уже за полночь. Я едва не падал в обморок. Но педагоги во мне что-то разглядели. Самое интересное, что, когда мама позвонила отцу и сообщила о моем поступ­лении, он вдруг бросил трубку. Мама перезвонила, а он недовольно произнес: «Я так надеялся, что сын вернется в Новосибирск». А потом я узнал, что отец в юности сам занимался в театральном кружке, причем у самого Марка Прудкина... Моим мастером был Юрий Васильевич Катин-Ярцев, а однокурсниками — Женя Симонова, Леня Ярмольник, Рая Этуш, Михаил Семаков, Юрий Воробьев, который до сих пор играет в Театре сатиры.

— Почти все ученики «Щуки» мечтают после окончания училища работать в Вахтанговском театре…

— И я мечтал: эту труппу обожал с детства, с тех пор, когда театр приезжал к нам в Новосибирск на гастроли. Во время учебы, как многие студенты, играл в Вахтанговском — в массовке. А на третьем курсе получил роль, которую указали в программке! В знаменитой постановке «Человек с ружьем» играл «человека в кожаном»: мой герой — вестовой — доставлял в Смольный донесения. Я очень волновался, несколько раз проверял одежду, вызубрил три свои фразы. Особенно переживал за реплику: «Где достать мотоциклет?» Потому что какой-то актер старшего поколения, проходя мимо, сказал мне: «Только не произнеси: «Где достать вертолет?» Но все обошлось, все правильно сказал.

А вот фуражка, которую заранее не примерил, оказалась мне велика. Когда Николай Гриценко спросил меня: «Правите сами?» — имея в виду, вожу ли мотоцикл, я кивнул, и фуражка сползла мне на нос. Ничего не видя, на деревянных ногах дошел до задника, в котором была дверь, и начал открывать ее не в ту сторону! Михаил Ульянов (он играл Ленина), наблюдая, как я беспомощно дергаю ручку, еле сдерживал смех. А во второй сцене я опять-таки от волнения вышел раньше времени. Гри­ценко, не прерывая сцену, через зубы тихо произнес: «Иди отсюда!»

Когда окончил училище, в Вахтан­говский меня не взяли. Евгений Рубе­нович Симонов, который тогда возглавлял театр, честно сказал, что идет смена поколений и мне долго придется ждать ролей. Как же я тогда расстроился, не могу описать!

— Но вы не остались без театра?

Юрий Васильев с Александром Ширвиндтом
С Александром Ширвиндтом. 2019 г.
Фото: Александр Беланов

— Да, меня брали сразу шесть столичных трупп. Вначале отправился в Театр на Таганке. Посмотрел весь репертуар, даже получил временное удостоверение. Но потом Любимов вызвал меня в свой знаменитый кабинет: «Вижу, что вы талантливый, но пока не знаю, что вы у меня будете играть». Обратился за советом к Катину-Ярцеву: «Куда идти?» А он: «Это твой путь, решай сам...» Замечательный актер, режиссер и педагог Владимир Шле­зингер посоветовал: «Иди в «Сатиру», там много наших, щукинцев». Когда Плучек беседовал с тремя выпускниками «Щуки», которых взял в труппу, в конце разговора он двоих отпустил, а мне сказал, как Мюллер Штирлицу: «А вас я попрошу остаться». Потом встал — за ним висел большой портрет Мейерхольда — и произнес: «Юрий Борисович, я думаю, у вас будет счастливая жизнь в нашем театре».

— И оказался прав!

— Да!.. Кстати, поначалу зрители думали, что я сын Веры Кузьминичны Васильевой. А я действительно был ее сыном — в нескольких спектак­лях, в кино, в телепостановках. Вера Кузьминична, в очередной раз развенчивая слухи о нашем родстве, улыбалась: «К сожалению, Юра не мой сын». Но народ все равно хотел верить, что мы одна семья. Помню, еду в театр на прогон юбилейного вечера Васильевой, а таксист подмигивает: «Ну что, к маме на юбилей?» Хотя накануне показывали документальный фильм, в котором я объяснял эту смешную ситуацию... В «Сатире» меня сразу заняли и в массовке, и в шести больших ролях — выходил на сцену почти каждый день! Первой значительной работой стал Голубков в «Беге», а всего за почти полвека сыграл более пятидесяти очень разноплановых ролей...

— Театр cатиры благодаря актерам, участвовавшим в телевизионном «Кабачке «13 стульев», в те годы был невероятно популярен. Но вы упомянули, что могли уйти из театра ради съемок одного кинопроекта. Мечтали быть режиссером?

— Нет, никогда! Просто жизнь так сложилась… Я начал как театральный режиссер: ставил и в «Сатире», и в других труппах. А в 2010 году драматург Виктор Добросоцкий показал мне пьесу «Продавец игрушек» и уговорил открыть свой театр. Я поставил по ней спектакль, который оказался очень успешным. Вскоре Добросоцкий предложил сделать по этой истории кино. В нем снялись некоторые актеры, занятые в спектакле, — Агния Дитковските, Таня Лютаева, Андрюша Барило...

Когда первый раз встретился со съемочной группой — а там все молодые ребята, — на меня смотрели со снисходительным любопытством: «Ну ты же театральный артист, что можешь нам, людям кино, сказать?» Но я был готов — до этого прочитал книгу Митты «Кино между адом и раем». Там Александр Наумович пишет, что кино снимать очень легко: актерам нужно объяснить, что играть, оператору — куда поставить камеру. А режиссеру остается ходить по площадке и улыбаться! Это все, что я вынес из книги, и именно так и поступал. (Смеется.)

На самом деле все было непросто. Первый съемочный день, Подмосковье, дикий холод, группа курит и ждет от меня команды. Я подошел к ребятам и попросил сигарету, хотя до 57 лет вообще не курил! Просто от волнения мне надо было что-то сделать. Но потом справился с нервами. Любопытно, что на протяжении съемочного периода рядом с площадкой всегда оказывалась церковь — не только в Москве, но и в Париже. Я воспринимал это как очень хороший знак, благословение.

Юрий Васильев с Ириной Малышевой и Галиной Польских
«После окончания училища я быстро снялся сразу в нескольких заметных фильмах. Но совмещать съемки и 32 спектакля в месяц невозможно. И я предпочел сцену» С Ириной Малышевой и Галиной Польских в фильме «Портрет с дождем». 1977 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— А как в вашем фильме появился Пьер Ришар?

— Просто случай, везение, подарок судьбы... Я сразу хотел, чтобы французского шоколадного короля играл француз. Перебирал в голове фильмы и вспомнил «Игрушку», в которой снялся Ришар. Сказал Добросоцкому: «Хорошо бы пригласить Пьера...» Но не знал, реально ли это. А Виктору удалось выйти на Ришара, показать ему сценарий. И тот согласился: «Доброе кино, я буду сниматься, вот мои свободные дни».

Но потом начались проблемы. Ришар сообщил, что у него изменилось расписание и мы должны снимать его раньше. А я как раз на Новый год улетел из Москвы — хотел отдохнуть в Праге, а потом в Берлине. Бросаю все и из Праги прилетаю в Париж. Сначала надо было провести кастинг на невесту главного героя. Смотрю одну, вторую, пятую актрису и понимаю, что представления французов о женской красоте и молодости сильно отличаются от наших! Мне показывают дам под сорок и далеко не красавиц. Я в шоке. Но тут наконец появляется молодая актриса, которая абсолютно совпала с моим представлением о роли.

Следующей проблемой стала одеж­да для Ришара. Мы должны были показать ему костюм, который подобрала наша художница, накануне съемки. Я подарил Пьеру бутылку русской водки, сказал, что родом из Сибири. А он отвечает: «О, люблю Сибирь! Я вообще много поездил по России». И дарит мне в ответ бутылку своего вина. Потом начинает примерять костюм, а он ему мал — рукава сантиметров на десять короче, чем надо. Костюмеры фильма нашли размеры Ришара в интернете, но информация оказалась неверной. Художница по костюмам предлагает: «Давайте завтра с утра заедем в «Галери Лафайет» и купим подходящую одежду». Ришар говорит: «Нет, мы не успеем — я в восемь утра должен быть на площадке. Я привезу на съемки свой костюм». Кстати, во Франции рабочий день актера отсчитывается не с момента появления на площадке, а с момента выхода из дома, время на дорогу тоже учитывается. Так вот, мы прощаемся, выходим из театра, и тут он надевает шлем и садится на скутер. А на следующий день на съемку он приехал на микромашинке «Смарт». И обедал вместе со всей группой. В артисте такого масштаба не было никакой звездности!

— На этом проблемы закончились?

— Если бы! Я выстраиваю первый кадр и жду Ришара. Вдруг подходит переводчица: «Месье Ришар просит вас подойти к нему». Спускаюсь в гримерку, которую Пьер делил с российским актером. Ришар говорит: «Юрий, я не могу сниматься — у меня не тот текст». И я вижу, что у Пьера в руках первый вариант сценария, в котором у него есть диалог с героиней Лютаевой. Но Ришар сместил сроки, а Татьяна в это время отдыхала где-то на Бали и не могла прилететь. Понимаю, что бессмысленно сейчас все это ему рассказывать, разбираться, кто виноват. Просто опускаюсь перед ним на колени и говорю: «Месье Ришар, давайте импровизировать!» Но в западном кино, в отличие от нашего, актер не может изменить ни слова в тексте. За сценарии дорого платят и переделывать их не разрешают. Стоя на коленях, продолжаю: «Пьер, это не текст Достоевского или Чехова, и я со сценаристом договорюсь...» Он обалдел. Но после моего страстного монолога сказал: «Хорошо, давайте снимать».

Мне кажется, Ришар так проникся к нашему фильму, потому что обычно ему предлагали роли экзальтированных чудаков, а мне хотелось, чтобы он существовал в другой, более спокойной манере. Он мне даже сказал: «Я всегда играл идеалистов, а здесь мой герой материалист». Ришар настолько великий мастер, что может играть одними глазами. Была такая сцена: его герой читает газету, потом глядит на свою дочь, наследницу шоколадной империи, переводит взгляд на ее жениха — простого парня, продавца игрушек — и опускает глаза. И в одном этом взгляде была целая история!

Юрий Васильев с Ольгой Аросевой
С Ольгой Аросевой в спектакле Театра сатиры «Босиком по парку». 1990 г.
Фото: РИА Новости

Интересный факт

В фойе Театра сатиры в свое время по предложению Александра Ширвиндта повесили необычные портреты артистов — неформальные и с оригинальными подписями. На фото Васильева указано «Юрасик». Так Юрия Борисовича звала его партнерша по сцене Ольга Аросева, с которой он играл во многих спектаклях.

— В вашей второй режиссерской работе тоже играет непривычный для российского кино человек — Дима Билан...

— Когда готовился снимать масштабную историческую драму «Герой», на роль поручика Долматова в числе прочих рассматривал и известных актеров. Например, вел переговоры с Данилой Козловским, мама которого моя однокурсница. Но все-таки я хотел «свежее» лицо. Снова помог случай: дочь одного из продюсеров оказалась фанаткой Билана. Мне предложили посмотреть его клипы. В одном Дима едет в машине и у него очень мужественное лицо и потрясающие глаза. Когда же начали снимать, я убедился, что шоу-бизнес научил Билана не просто работать, а вкалывать. Снимали сцену вызова на дуэль, где герой вскакивает на коня. Каскадер почему-то запорол три дубля, и Билан предложил: «Давайте я сам это сделаю». А потом выяснилось: прадед Димы служил в кавалерийской сотне — охране Николая Второго, обу­чал детей императора верховой езде. Дима по-настоящему проникся этим ощущением. Снимали эпизод, когда поручик идет в атаку. Вдруг Дима с лошади соскочил, отвернулся и заплакал. Подхожу: «Тебя что-то испугало?» А он: «Нет... Я почувствовал, что во мне как будто прадед ожил». Оказывается, накануне дядя прислал Диме сведения о прадеде. Фильм и меня заставил окунуться в историю нашего рода, которую я до этого не знал.

— Кем были ваши предки?

— Дедушка со стороны мамы — латыш, приехал в Сибирь, чтобы учить местное население сыромаслоделанию. Поэтому я без сыра дня не могу прожить. До сих пор помню, как дедушка делал для меня по утрам «поезд» из кусочков сыра — выкладывал их длинной полосочкой. А деда с папиной стороны я не застал. Он был крупный юрист, после революции бежал с войсками Колчака, а потом вернулся в Советскую Россию. «Героя» я во многом решил снимать, чтобы молодежь под влиянием фильма захотела узнать свои корни и чтобы показать, насколько страшной может быть гражданская война. Меня обвиняли, что я «возвысил белых». Но я снимал не про политику, а про жизнь семьи на фоне грандиозных исторических событий. Сама идея картины родилась после одной случайной встречи в Париже. Я показывал в Русском доме фильм «Продавец игрушек». Ко мне подошла пожилая дама: «Я — Маркова». Поблагодарила за картину. А потом говорит: «На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа много могил мужчин, на которых указаны русские фамилии, но без даты смерти. Эти люди погибли в России, но где похоронены, никто не знает — памятники поставлены, просто чтобы их не забыли...» Мы поговорили и попрощались. И только потом я узнал, что это внучка генерала Маркова, одного из участников Ледяного похода Добровольческой армии в 1918 году. Та встреча была первым импульсом. А потом мы с Олей Погодиной-Кузминой придумали много вариантов сценария.

— Где шли съемки?

— В основном в Литве. Я сразу предупредил Ширвиндта, что мне предстоит очень долгая работа над фильмом — года на два. И добавил: «Наверное, мне надо уходить из те­атра». Но Александр Анатольевич сказал: «С ума сошел?! Какое увольнение? Поставим твои спектакли блоками, и ты на них будешь прилетать».

Мы снимали в музее-усадьбе Тышкевичей. В первый день сотрудники ходили за нами по пятам, пугали: «Туда не наступать, здесь не стоять». Оператору Рамунасу Грейчюсу мешала маленькая ветка, он начал ее отпиливать. К нему подбегает Света Иванова: «Ты зачем дерево портишь?» Он улыбается: «Светочка, я в своей жизни столько посадил деревьев, что эта веточка меня простит». А вечером я пригласил директора музея в ресторан, и после этого нам уже все можно было.

Юрий Васильев с Максимом Авериным
«Благодарю Бога, что сейчас, когда мне исполняется 70 лет, могу выходить на сцену, петь, танцевать, играть любимые роли...» С Максимом Авериным в спектакле Театра сатиры «Лес». 2023 г.
Фото: Пресс-служба Театра Сатиры

Кстати, Света потрясла всех в сцене, когда ей надо было долго бежать вверх по лестнице — снимали одним кадром. Света выдержала 27 или 28 дуб­лей! Когда же я сказал, что все снято, она рухнула на пол и попросила бокал вина. Меня вообще поразило отношение ко мне, начинающему режиссеру, известных артистов. Я снимал лишь второй фильм, но видел только огромное уважение и желание работать. Саша Балуев даже приходил на сцены, в которых не участвовал. Например, смотрел, как снимается грандиозная сцена Ледяного похода. В тот год снег выпал поздно, мы перенесли съемки. Но все равно пришлось использовать искусственный снег. Специалист по спецэффектам показал мне 50 баночек с чем-то белым: «Какой снег выбираем? Как крупа, как перья, как мука?» Говорю: «Какой дешевле». Потому что его закупали в Англии.

— Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев...

— Когда приехал к нему в гости, выяснилась потрясающая вещь: он, как и я, из Новосибирска, причем мы появились на свет в одном роддоме и у обоих день рождения 30 ноября! Кстати, Эдуард Николаевич отказал Сергею Урсуляку, который звал его в «Тихий Дон» в это же время... Мне очень приятно, что вышел диск с музыкой из нашего фильма, что за нее Артемьев получил премию «Ника». И что на последнем концерте Эдуарда Николаевича, который состоялся совсем незадолго до его смерти, прозвучал романс из «Героя» — пел Билан. Кстати, когда в студии на записи музыки к фильму Артемьев меня спросил: «Ну как вам?» — я сказал: «Хотелось бы, чтобы вот здесь рояль зазвучал чуть ярче». На меня продюсеры шикают: «Ты кому советы даешь?» А жена Артемьева Изольда улыбнулась: «Юра, не волнуйтесь. Он любит, когда режиссер что-то понимает в музыке, высказывает свое мнение».

— Были периоды, когда вы не так много снимались. Почему?

— После окончания училища быстро снялся сразу в нескольких заметных фильмах: «Портрет с дождем», «Соловей», «4:0 в пользу Танечки» и «Среди тысячи дорог», где я был партнером Олега Ефремова. Но совмещать съемки и театр, когда у тебя по 32 спектакля в месяц, невозможно. Пришлось выбирать. И я предпочел сцену. А в кино как: ты раз отказался от проб, два, три, и о тебе начинают говорить: «Да он вечно в театре занят». И перестают звонить. А потом советское кино вообще закончилось. Но затем потихоньку кино в мою жизнь вернулось. Снова стал сниматься — например, в фильме «Козленок в молоке» по сценарию Юры Полякова. Затем начались сериалы. Самый любимый — «20 лет без любви», где сыграл мрачного алкоголика Павла. После его показа по ТВ торговцы на рынках здоровались со мной так: «О, Паша пришел!» И угощали яблоками или капустой...

— О несыгранных ролях жалеете?

— Гайдай приглашал на Хлестакова в «Инкогнито из Петербурга». Сейчас актеры часто обходятся самопробами, записанными на телефон. А тогда все были в гриме и в костюмах, начиная с Городничего — Анатолия Папанова. Гайдай меня не взял, хотя потом говорил, что был не прав. А я не жалею о Хлестакове, потому что, на мой взгляд, фильм не получился. У Евгения Евтушенко пробовался в «Детский сад». Кастинг был странный. Мой герой должен был разговаривать с ребенком, но вместо малыша передо мной сидел сам Евтушенко. Сразу почувствовал, что это — не мое. Потом узнал, что на роль пробовались чуть ли не 50 актеров. Например, Караченцов. А мы с Николаем ну совсем разные! Лишь о несыгранной роли Пашки-Америки в «Трактире на Пятницкой» вспоминаю с сожалением.

Юрий Васильев с Димой Биланом
«Когда начались съемки фильма, я убедился, что шоу-бизнес научил Билана не просто работать, а вкалывать» С Димой Биланом на съемках фильма «Герой». 2016 г.
Фото: Продюсерский центр «Синема продакшн»

— Сейчас снимаетесь?

— У меня до сих пор нет киноагента. Присылают хороший сценарий — снимаюсь... Настоящую популярность мне принесло не кино, а телевидение, программа про животных «Сами с усами». На сцене или в кино можно сыграть Гамлета, и тебя никто не заметит. На ТВ ничего особо не делаешь, зачитываешь тексты с суфлера — тебя все знают. На гастролях театра в Прокопьевске нас поселили в санатории для шахтеров. Там был всего один номер с душем. Администратор видит меня и улыбается: «Номер с душем — ему, который «Сами с усами». И потом весь театр по очереди приходил ко мне мыться. На следующий день в гостиницу пришли дети — подарили поделки. А когда мы уезжали, официантки закрыли входную дверь: «Пока Васильев не поест, театр не выпустим». Вот она, сила телевидения.

— Вы почти 50 лет работаете в кино и театре. В какие-то критические ситуации на работе попадали?

— По счастью, серьезных травм не получал. Но много раз выходил на сцену больным. В Риге прямо на спектакле начался приступ аппендицита. А я с детства боялся умереть именно от этой болезни. У театра дежурила «скорая», за кулисами мне делали уколы. После спектакля повезли в больницу, оставили в предоперационной палате. Утром приходит хирург: «Вы вчера играли потрясающе — я был на спектакле». Стал меня осматривать, и тут выяснилось, что приступ... прошел. Так всегда: на сцене откуда-то появляются дополнительные силы!

Но история с аппендицитом не закончилась. Через несколько лет 31 декабря играю спектакль и чувствую — сильно знобит. В итоге меня доставили в Боткинскую. На каталке завозят в лифт, Галчонок — жена — на меня смотрит, плачет, а санитар у нее спрашивает: «Что для вашего мужа исполнить?» Галя восприняла его вопрос всерьез: «Юра любит Первый концерт Чайковского». И он как запоет во весь голос — правда, похоронный марш (видимо, это было первое, что пришло ему в голову из классической музыки). И тут двери лифта закрылись...


Юрий Васильев с Аленой Яковлевой, Верой Васильевой и Михаилом Державиным
«Поначалу зрители думали, что я сын Веры Кузьминичны Васильевой. А я действительно был ее сыном — в нескольких спектаклях, в кино, в телепостановках» С Аленой Яковлевой, Верой Васильевой и Михаилом Державиным на сборе труппы Театра сатиры. 2014 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

— Быстро вернулись к работе?

— На пятый день с трубкой в животе уже поехал на съемки — в кадре был в пальто... Через несколько лет попал в больницу с подозрением на инфаркт. Мной занимался знаменитый профессор Голиков, который оказался театралом. Жена просила персонал: «Только не выпускайте Юру из больницы. Пусть он отдохнет...» А на следующий день, когда я немного оклемался, приехали Ширвиндт и директор театра Агаев. И уговорили врачей, чтобы «скорая» привозила и увозила меня в театр на спектакли.

— И как вы себя чувствовали?

— На сцене — отлично! Потому что она актера реально лечит. Пусть потом у тебя нет сил, но на сцене тебе хорошо! И я благодарен Богу, что сейчас, когда мне 70 лет, могу еще выходить на подмостки, петь, танцевать, играть любимые роли для любимой публики — ради нее и работаю.

События на видео
Зима на ВДНХ: гид по главной выставке страны
На ВДНХ официально стартовала зима! Концепция этого сезона — «Вместе теплее» — чувствуешь с первых же шагов по территории. Мы приехали сюда в день открытия, чтобы не просто изучить программу, а проложить для вас самый теплый и интересный маршрут по этой огромной фабрике праздника. Надевайте удобную обувь — впереди много километров впечатлений.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая