Юрий Соломин: «В театр пришло письмо от королевы Елизаветы, и все переполошились…»

Эксклюзивное интервью с народным артистом, художественным руководителем Малого театра.
Записала Анжелика Пахомова
|
09 Июня 2016
Юрий Соломин
Юрий Соломин в фильме «Адъютант его превосходительства». 1969 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Долго всем коллективом театра ломали голову: что подарить королеве Елизавете? У нее все есть. А у нас тогда со средствами было очень тяжело. И мы придумали передать ей палехскую шкатулку с изображением Малого театра... Я сам вручил этот подарок Ее Величеству, когда она уезжала из театра и мы с ней прощались. Но она посмотрела на меня с удивлением...» — вспоминает художественный руководитель Малого театра, народный артист Юрий Соломин.

Когда я пришел в Малый театр, молодежи в труппе было очень мало. Репертуар держался на таких теперь уже легендах, как Игорь Ильинский, Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Елена Гоголева, Вера Пашенная… Кстати, именно к легендарной русской артистке Вере Николаевне Пашенной, которая в 1953 году набирала в Училище имени Щепкина свой последний курс, я тогда и поступил. Конкурс в тот год был жуткий! Подавали заявление до пяти тысяч человек, а принимали всего человек двадцать пять. Я, ехавший восемь суток на поезде из Читы и боявшийся Москвы до такой степени, что ходил по улицам с отцом, не слишком на­деялся… Но прошел два тура!

Однажды отец сообщил мне, что, пока я сдавал экзамены, его обворовали. Пропали документы, деньги, билеты на поезд — в общем, все! Чудом ему удалось получить бесплатные обратные билеты, и он пришел за мной: «Надо уезжать. Иди к Пашенной и скажи ей: если она тебя берет, то пусть берет. А если нет, то уедем обратно в Читу…» А надо было пройти еще два тура. Я разыскал в училище Веру Николаевну, вызвал ее. «Что тебе, деточка?» Я ей все рассказал и добавил: «Если вы меня берете, то берите!.. А не возьмете — я тогда уеду в Читу!» Она задумалась. Потом сказала: «Оставайся». И одно это слово, сказанное Пашенной, решило всю мою дальнейшую судьбу. Я побежал к отцу, проводил его на Ярославский вокзал. На последние деньги мы купили с ним два килограмма знаменитых московских сухарей. Килограмм он взял с собой в поезд, а второй остался мне… Так началась моя жизнь в Москве.

Юрий Соломин с Джеммой Осмоловской в своей первой картине «Бессонная ночь». 1960 г.
«Меня долго не приглашали в кино. Я даже решил, что у меня, может быть, какой-то изъян во внешности, которого я сам не замечаю...» С Джеммой Осмоловской в своей первой картине «Бессонная ночь». 1960 г.
Фото: Валентин Соболев /ТАСС

Даже после ограбления Яблочкина вышла на сцену

Со второго курса мы, студенты, начали выходить на сцену, в массовке. За выход получали полтора рубля, что, если честно, было для нас очень важно. Тем более что в театре для актеров работал буфет, где мы могли «погулять» и позволить себе даже сосиски. Буфетчицы нас знали и могли покормить в долг. Так что даже если совсем не было денег, голодными из театра мы не уходили… Но это мелочи. Главное — ЧТО это был за театр! Я ведь застал времена, когда наши «старухи» (мы их с любовью так называли: «старухи из Императорского театра») приходили в гримерку с иконами. Рыжова, Турчанинова, Яблочкина… Рыжова рядом с иконой на гримировальный столик клала разные вещички памятные, мамины — ритуал у нее такой был. А когда костюмерша (или, по-старому, одевальщица) помогала Рыжовой облачиться в костюм, та давала рубль — на чай… По привычке. Для старой актрисы рубль означало — еще тот рубль, прежний, золотом, то есть солидное вознаграждение. Но времена изменились, и рубль тоже, он давно обесценился. И одевальщица, от души поблагодарив, выходила за дверь и говорила нам: «Ну что? Опять рубль дала!»

Великая артистка Александра Яблоч­кина, блиставшая в конце XIX века вместе с Ермоловой, была нашей «госпожой». Когда я пришел в театр, ей было уже под 90 лет, но она все еще играла. В спектакле «Ярмарка тщеславия» ее вывозили на сцену в кресле негры. Иногда таким негром бывал я. Так вот, ее всегда волновал вопрос, кто ее сегодня вывозит. Она просила «негров» приходить задолго до спектакля и проводила с нами долгую беседу: с какого курса, кого хотите играть? Представляете, какое отношение у нее было к профессии?.. Как-то с Яблочкиной произошел очень неприятный случай — ее обворовали. Пришли к ней домой молодые люди, представились драматургами. Она была одинокой, вместе с ней жила такая же пожилая суфлер Малого театра.

Юрий Соломин с Игорем Ильинским в спектакле «Ревизор». 1966 г.
«Когда я пришел в Малый театр, молодежи в труппе было очень мало. Репертуар держался на таких теперь уже легендах, как, например, Ильинский» С Игорем Ильинским в спектакле «Ревизор». 1966 г.

Они открыли молодым людям дверь, те тут же их связали. Яблочкину положили на диван, все-таки народная артистка, известная… А суфлера заперли в ванной комнате. Конечно, у Александры Александровны было много ценных вещей, много подарков. Она внимательно наблюдала, как грабители складывают в сумку ее драгоценности, украшения, а потом говорит: «Ребятки, я же актриса, это все бутафория». И они ей поверили, взяли какие-то старинные часы, еще что-то и ушли. А Яблочкина с суфлером так и остались связанными. Только через несколько часов кто-то к ним пришел и освободил их. А вечером Яблочкина должна была играть в «Ярмарке тщеславия» ту же роль, что играли еще две актрисы — Фадеева и Гоголева. Когда в театре узнали о происшествии, то позвонили Яблочкиной и сказали: «Александра Александровна, вы, наверное, сегодня не сможете играть, переволновались, мы вызовем Гоголеву…» Она ответила: «Нет, нет, нет, Леночка еще наиграется». Они никак не могли наиграться, эти «старухи».

Что касается Елены Гоголевой, она славилась строптивым характером. Но у меня, после того как я играл ее сына в пьесе «Пучина», сложились с ней добрые отношения. Меня поразило, что она никогда не выходила на поклоны, пока я не откланяюсь. И сколько я ни сопротивлялся, она прямо выталкивала меня на сцену: «Нет, нет, я — после вас!» Когда, много позже, у меня появился первый автомобиль и я всем с гордостью предлагал: «Подвезти?» — меня, как молодого водителя, боялись, никто не соглашался. И только Елена Николаевна, смелая женщина, рискнула: «Пойдем! Посмотрю, как ты водишь…» А вот с другим корифеем нашего театра, Борисом Бабочкиным (знаменитым Чапаевым), у меня не сложилось… Как-то он раскритиковал меня за ту самую роль в «Пучине», которую я играл с Гоголевой. Он так завелся на худсовете, стал показывать, как надо играть. Наша старейшая актриса, Елена Шатрова, даже сказала: «Борис Андреевич, перестаньте, это вы бы так сыграли, а он сыграл по-другому».

Юрий Соломин и Елизавета II
«Королева Елизавета сама, собираясь в Москву, выбрала наше здание местом встречи с дипломатическим корпусом. И конечно, мы должны были ее достойно встретить». 1994 г.
Фото: ФОТО ИЗ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ МАЛОГО ТЕАТРА

Вскоре после этого Бабочкин поставил «Грозу» Островского и предложил мне главную роль. Я отказался, все еще был обижен на его критику… Потом боялся даже встречаться с ним, мне было как-то неудобно. Когда я его видел в коридоре, то быстро проходил, лишь бы не общаться. Слава богу, незадолго до его смерти мы помирились. Встретились случайно на Московском кинофестивале, где меня награждали за фильм «Дерсу Узала», он поздравил меня. И я вдруг понял, что обижаться было глупо. Мы даже сели рядом. А буквально через несколько дней Бабочкину стало плохо с сердцем, когда он вел машину, он успел заглушить двигатель и умер…

Да, все эти легендарные актеры уходили один за другим на моих глазах. Они так и не смогли приспособиться к новому времени, играли по старинке, на совесть. Пожалуй, жил в них и некий страх, ведь они много пережили… Игорь Ильинский, которого прославил фильм «Волга-Волга», рассказывал, как его вместе с другими известными людьми искусства пригласили в Кремль, на правительственный обед. По залу с бокалом вина ходил Иосиф Виссарионович Сталин. Он подошел к столу, где сидел Игорь Владимирович, и сказал: «Давайте выпьем, товарищ Бывалов» — и поднял бокал, чтобы чокнуться. А надо сказать, что Игорь Владимирович вообще никогда ни капли не пил. Он стал это объяснять Сталину, а тот настаивал: «Вы бюрократ, я бюрократ, давайте выпьем вместе». И Ильинский вынужден был первый раз в жизни выпить шампанского…

Смоктуновскому не простили то, что он ушел из театра

После смерти Константина Александ­ровича Зубова, главного режиссера Малого театра, у нас менялись главные режиссеры. Но фактически театром руководил Михаил Иванович Царев, Царь, как его называли актеры… Тогда не существовало должности художественного руководителя, но именно такую роль Михаил Иванович и исполнял. Он считался большим дипломатом, и дипломатия эта в советское время была необходима. Ведь, хотя о нас и говорили с издевкой как об «императорском» театре, у нас были те же проблемы, что, к примеру, у МХАТа. Сколько спектаклей не удалось спасти от цензуры! «Танцы на шоссе» Эфроса, «По московскому времени», пьеса о создателе первой атомной бомбы, «Пятая колонна» Хемингуэя в постановке Бабочкина…

Юрий Соломин c братом Виталием Соломиным. 1980-е гг.
С братом Виталием Соломиным. 1980-е гг.
Фото: EAST NEWS
Юрий Соломин на репетиции спектакля «Царь Федор Иоаннович». 1984 г.
«Главную роль царя Федора в знаменитом спектакле я получил только после неожиданного ухода из театра Смоктуновского» На репетиции спектакля «Царь Федор Иоаннович». 1984 г.
Фото: Валентин Соболев/ТАСС

Одно время требовали обновлять театры и сокращать коллективы на 20—25 процентов. Все делали это. Царев же каким-то образом умудрился сохранить всех, а труппа у нас была — более семисот человек! Будучи председателем правления ВТО и директором Малого театра, он многих людей прикрывал и давал им возможность работать. Леонид Хейфец, когда ему стало плохо в Театре Советской Армии, тоже пришел к нам. При Цареве поставил в нашем театре свои лучшие спектакли Борис Львов-Анохин. Царев многим помогал. Помог в трудную минуту и мне, выбил московскую прописку. Если он что-то обещал, то делал. Только вот просить у него главные роли было бессмысленно. Уж во всяком случае, мне бы такое точно в голову не пришло. И вот, когда я проработал в театре уже лет двадцать пять, меня вдруг вызвал Михаил Иванович. Я шел и думал, чем же я провинился. Но и в кабинете у Царева ситуация все не прояснялась...

Поговорили о том о сем, вдруг неожиданно он меня спрашивает: «А что бы ты хотел сыграть?» Я даже опешил, у нас обычно об этом не спрашивают, но все-таки сказал: «Сирано...». Через полгода он меня опять вызвал и говорит: «У нас будет «Сирано...» ставить режиссер из Армении, Рачик Капланян. На художественном совете кто-нибудь спросит: а кто будет играть Сирано? Ты молчи… Я сам скажу». То есть понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы он спросил, какая у меня мечта… Главную же роль в знаменитом спектакле Равенских «Царь Федор Иоаннович» я получил после неожиданного ухода из театра Смоктуновского.

Иннокентий Смоктуновский пришел к нам с мечтой сыграть царя Федора. И Борис Равенских сделал эту постановку под него. Народ рвался на спектакль, достать билеты было невозможно. И вот осенью 1976 года меня вызвал в свой кабинет Царев, сказал: «Надо срочно вводиться в «Царя Федора...». Я спрашиваю: «А что случилось?» Он посмотрел на меня расстроенно и промолчал...

Юрий Соломин c супругой Ольгой Соломиной. 1950-е гг.
«Моя жена была ведущей артисткой ТЮЗа, когда мы поженились. Она играла главные роли, и у нее все было хорошо. Но когда родилась дочь, стало ясно, что кто-то должен оставить театр» С супругой Ольгой Соломиной. 1950-е гг.
Фото: Фото из личного архива Юрия Соломина

Потом я узнал, что по телевидению показывали сбор труппы МХАТа. И там Олег Ефремов представил нового артиста — Иннокентия Смоктуновского. Можете себе представить чувства Царева, который и знать не знал, что его артист перешел во МХАТ. Но на следующий день, когда у нас был сбор труппы, Иннокентий Михайлович, считавший, вероятно, что сможет работать и там, и здесь, все-таки явился. Вот только Царев сказал: «Все! Так не поступают». Тогда такой закон был среди этих людей: если ты хочешь уйти, то скажи об этом честно. Он не мог позволить отбрасывать Малый театр, как щепку.

На ввод в спектакль вместо Смок­туновского у меня было десять дней, три из которых ушло на конфликт с Равенских, который категорически не хотел меня брать на главную роль. Он надеялся, что Смоктуновский вернется, понимал, что это имя, на которое идет зритель. Даже когда настал день премьеры, в четыре часа дня, когда уже стояли декорации, мы все еще не пришли к согласию. Я сидел на сцене в костюме царя и слушал бесконечные прения — играть или не играть? А в это время в кассе уже толпился народ, выстроилась очередь из желающих сдать билеты, потому что играл не Смоктуновский. Равенских мне говорит: «Иди к Цареву и скажи ему, чтобы спектакль перенесли. Ты не готов…» Тут он, на мое счастье, повернулся к главному художнику Малого, Евгению Куманькову, и спросил: «Ну правда ведь? Надо перенести?» А тот вдруг так отчетливо, на весь зал произнес: «Нет! Или он будет играть сегодня, или никогда». В этот момент я понял: действительно, так и будет. И сказал: «Да, я буду играть сегодня!» Тогда администратор спустился в кассы и говорит: «Не сдавайте билеты! Спектакль состоится!» — «А кто будет играть, кто?» — «Адъютант его превосходительства!» И ни одного билета не было сдано. Более двадцати пяти лет я играл роль царя Федора в этом спектакле.

Юрий Соломин с Екатериной Васильевой в фильме «Обыкновенное чудо». 1978 г.
«Как изменилась моя жизнь после того, как я «проснулся знаменитым»? Да никак! Жил я тогда очень далеко от театра, добирался на автобусе. Уходил на репетицию рано утром, возвращался глубокой ночью». С Екатериной Васильевой в фильме «Обыкновенное чудо». 1978 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

При всем при этом отношения с Царевым у меня складывались непростые и я не ходил в его любимчиках. Иногда выступал на собраниях, критикуя его. Но тем не менее он сделал мне много хорошего. Когда Михаил Иванович переезжал на новую квартиру, оставив свою прежнюю театру, желающих въехать в нее было немало. Цареву представили все кандидатуры, он сам должен был выбрать. И он выбрал. Меня. Надо сказать, что ничего особенного в этом жилье не было. Он жил в трехкомнатной квартире на последнем этаже, и всегда там, как и сейчас, протекала крыша. Широкий человек, не хапуга, он чем-то напоминал барина. Я думаю, у него и накоплений-то никаких не было… Для меня же и такая квартира было как манна небесная. До 1970 года, пока я не снялся в фильме «Адъютант его превосходительства», у меня не было ни званий, ни благ...

Меня долго не приглашали в кино. Я даже решил, что у меня, может быть, какой-то изъян во внешности, которого я сам не замечаю. Только в шестидесятых годах меня стали звать на пробы, но громкой работы не случилось. Хотя она могла быть, потому что я, например, пробовался на Болконского в «Войну и мир». Уже спустя много лет у меня состоялся интересный разговор с Сергеем Бондарчуком. Он спросил: «А как же ты ни разу не поинтересовался, почему я не утвердил тебя тогда на князя Андрея?» Я ответил: «Ну что ж, не подошел, наверное». Он улыбнулся: «Знаешь, честно говоря, ты был молод, а я очень хотел сыграть Пьера. Боялся, что нас не утвердят вместе, по возрасту…» Тогда я спросил его: «Сергей Федорович, а кто вам меня рекомендовал на эту роль?» И неожиданно он ответил: «Как — кто, Вера Николаевна Пашенная». Так я узнал еще об одном добром поступке моего учителя, она сама мне об этом никогда не говорила.

Юрий Соломин c Ириной Алферовой в фильме «Хождение по мукам». 1974 г.
«Нагрузка в театре была огромная. При этом я не отказывался ни от какой работы в кино, соглашался даже на эпизоды, потому что был кормильцем семьи» С Ириной Алферовой в фильме «Хождение по мукам». 1974 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

А вот на главную роль в фильм «Адъютант его превосходительства» я попал случайно. Режиссер Евгений Ташков сначала без проб утвердил меня на маленькую роль офицера штаба. И вдруг он предложил мне пробоваться на главную роль, причем моя кандидатура нравилась только Ташкову. Он потом очень долго убеждал, уговаривал художественный совет. Те говорили, что лицо не вписывается в нужный типаж героя-коммуниста. Шесть раз они ему отказывали, а потом сказали: «Под вашу личную ответственность…» Официально я так и не был утвержден... К тому же оставалась вероятность, что картину положат на полку. У худсовета возникли сомнения, потому что «враги» в этом фильме были изображены очень уж умными, преданными присяге людьми. Может, потому фильм и обрел такую популярность, что впервые людям дали возможность взглянуть на исторические события под другим углом? Я, во всяком случае, сыграв в «Адъютанте…», впервые задумался…

Как изменилась моя жизнь после того, как я «проснулся знаменитым»? Да никак! Жил я тогда в Бескудниково, это очень далеко от центра, от театра. Чтобы только дождаться автобуса, нужно было потратить минут сорок. Я стоял в очереди, потом еще часа два ехал. Уезжал из дома рано утром на репетицию, потом ждал спектакль, потому что днем возвращаться домой не было смысла, а возвращался только глубокой ночью… Точно также я и раньше добирался на переполненном автобусе. Помню, после репетиции «Ревизора», я ехал домой; в одной руке у меня были бутылочки с молоком для маленькой дочки, а в другой — продукты. Стоял, зажатый со всех сторон, и мне было очень горько и обидно. Случайно посмотрел в окно и увидел свое отражение.

В этот момент я неожиданно понял: это Хлестаков, тощий, голодный, жалкий и несчастный… А ведь я как раз начинал репетировать эту роль и все никак не мог найти к ней подход. И вот прямо в толпе, в автобусе, я стал повторять свой текст из «Ревизора». Какая-то стоящая рядом женщина посмотрела на меня удивленно и чуть-чуть подвинулась в сторону, очевидно, она решила, что перед ней не совсем здоровый человек. Но ключ к роли я нашел! Впоследствии этот спектакль и эта роль Хлестакова выдвинули меня вперед на несколько ступеней. Коллектив меня принял, это самое важное.

Юрий Соломин с Людмилой Максаковой в фильме «Летучая мышь». 1978 г.
С Людмилой Максаковой в фильме «Летучая мышь». 1978 г.

Нагрузка в театре была огромная. При этом я не отказывался ни от какой работы в кино, соглашался даже на эпизоды, потому что был кормильцем семьи. Моя жена, актриса Ольга Николаевна Соломина, была ведущей артисткой ТЮЗа, когда мы поженились. Она играла там главные роли, и у нее все было хорошо. Но когда родилась дочь, стало ясно, что кто-то должен оставить театр… Она сидела с дочкой, я же трудился на трех работах. Однажды даже был такой случай: выхожу с «Ленфильма» и не могу понять, куда мне ехать. Где я? В Москве? В Ленинграде? Провал в памяти длился с полчаса, и это было по-настоящему страшно. Только когда нашел в кармане железнодорожный билет, понял, что надо ехать в Москву. А уж последние 28 лет, с тех пор, как стал театром руководить, фактически я в театре живу. Но и жена, Ольга, активный образ жизни ведет: она художественный руководитель курса, профессор, работает со студентами, книги пишет. Она привыкла, как и дочь, и внучка, что театр для меня — самое главное, и не упрекает за это...

Нифонтова голосовала против меня

На тот момент, когда меня выбрали руководителем Малого театра, я не занимал никаких должностей. Я был просто актером, хоть и ведущим. Ну разве что входил в художественный совет от молодежи… И конечно, даже представить себе не мог, что сяду в это кресло. А началось все еще в 1985 году. Царев болел, стал реже появляться в театре. Становилось ясно, что могут кого-то прислать со стороны. И вот действительно, к нам главным режиссером назначили Владимира Андреева. А это — ступень к тому, чтобы руководить театром. Когда я, обескураженный, зашел к Михаилу Ивановичу в кабинет: «Как же так, почему?» — выяснилось, что он даже не знает о назначении Андреева. С ним не посоветовались. Это означало, что он впал в немилость, что-то там у него произошло в ЦК…

Юрий Соломин с Ириной Муравьевой в спектакле Малого театра «Филумена Мартурано». 2013 г.
«Театралы беспокоятся: сохранится ли аура театра после современного ремонта? Обязательно сохранится!» В зале вообще ничего трогать не будут, только почистят» С Ириной Муравьевой в спектакле Малого театра «Филумена Мартурано». 2013 г.
Фото: ФОТО ИЗ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ МАЛОГО ТЕАТРА

Владимир Андреев руководил два года и показал себя как порядочный и добрый человек, но потом он сам ушел, потому что его позвали обратно в Театр имени Ермоловой. «Там у нас тоже не все благополучно, надо спасать труппу!» — объяснил мне Андреев по телефону. А тут еще на внеочередном съезде СТД раскритиковали Царева, и его это сломало окончательно, он очень сильно заболел. И тогда решили провести собрание у нас в Малом театре. Все понимали, что там должно произойти. «Либо мы выберем кого-то из своих, либо кого-то опять поставят «сверху», а кого?» Это собрание проходило в зрительном зале Малого театра, на него пришла вся труппа, вплоть до уборщиц, а это 750 человек!

Стали голосовать. И когда возникла моя фамилия, я встал и сказал: «Ну, вы решайте, а я выйду». И вышел из зала, чтобы дать людям свободно высказаться. Когда вернулся, оказалось, что голосование прошло положительно, но не единогласно… Некоторые «старики» еще сомневались, а были и те, кто откровенно против. Руфина Нифонтова, например, говорила: «Ты орать будешь на всех!» Я ей: «А вам хотелось бы, чтобы я тихо подлости делал за вашей спиной? С улыбкой?» — «Ну черт с тобой!» И проголосовала за меня. А уж за ней и некоторые, кто был против, переголосовали. Так я возглавил Малый театр... Столько всего с тех пор произошло! Мне даже доводилось принимать в Малом английскую королеву.

Королева сама, собираясь в Москву, выбрала наше здание местом встречи с дипломатическим корпусом. И конечно, мы должны были ее достойно встретить. И долго всем коллективом ломали голову, что подарить. Что можно подарить королеве? У нее все есть. А у нас (заметьте, это было в 1994 году) со средствами, прямо скажем, не очень... И мы придумали подарить ей палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Я сам вручил этот подарок Ее Величеству, когда она уезжала из театра и мы с ней прощались. Но она посмотрела на меня с удивлением. Я не понял почему. Забеспокоился: может, слишком скромно? Что-то не по этикету? Но потом меня успокоил какой-то господин из ее свиты, видно русский, из бывших. Он спросил: «Откуда вы знаете, что королева коллекционирует шкатулки?» Вот так мы случайно угадали…

Юрий Соломин
«Последние 28 лет, с тех пор, как я стал театром руководить, фактически здесь и живу. И жена, и дочка, и внучка привыкли, что театр для меня — самое главное. И не упрекают за это...»
Фото: Михаил Клюев

А через две недели в театр приходит посылка от королевы Елизаветы. Все, конечно, переполошились. Я долго смотрел на эту посылку, наконец с волнением раскрыл ее. А там — фотография Елизаветы с коронации и личный автограф. С тех пор эта фотография висит в моем кабинете.

Правда, кабинет мой переехал, так же как и весь театр. Здание Малого театра уже несколько лет находится на реконструкции, и пока все спектакли идут в нашем филиале, на Ордынке. Театралы беспокоятся: сохранится ли аура театра после современного ремонта? Успокою их: обязательно сохранится! Это именно реставрация, а не постройка нового здания. В зале вообще ничего трогать не будут, только почистят. И потолок, которому уже больше двухсот лет и который создает уникальную акустику, не тронут. Это я еще от «стариков» Малого театра слышал, они говорили: «Не трогайте потолок! Души улетят!» И я понимаю, о чем они. У нас же столетиями накапливалась энергетика, зрительный зал Малого театра — это «намоленное» помещение. У нас и будка суфлерская сохранится, тем более что в театре и поныне работает суфлер, как в старину. Так что остается дождаться открытия основного здания.

А вот премьер в театре много уже сейчас. Совсем недавно выпустили «Позднюю любовь» по пьесе Островского, появилась в репертуаре «Васса Железнова» по первому варианту Горького. А о творчестве Мольера у нас целых два спектакля: «Молодость Людовика XIV» и «Жизнь и любовь господина де Мольера», обычно мы в паре возим эти спектакли на гастроли. Кто-то спросит: почему опять Островский, Горький, Мольер? Прежде всего потому, что все это, по сути, очень современные пьесы. Но еще и потому, что 260-летняя традиция Малого театра стоит того, чтобы ее сохранять. Ведь недаром на здании театра невозможно даже повесить мемориальные доски всех тех великих людей, которые здесь бывали, — от Пушкина до Гоголя, Островского, даже Чайковского. Просто не хватит места на стенах.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог