Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

Актер вспоминает о тех, с кем сводил его театр и кинематограф.
Наталья Николайчик
|
16 Февраля 2017
Юрий Кузнецов
Юрий Кузнецов. «Улицы разбитых фонарей». 2002 г.
Фото: PHOTOXPRESS.RU

«Контракт Абдулова состоял из сорока страниц. Причем там перечислялись исключительно его права. Обычно договоры строятся иначе: на двадцати страницах наши обязанности, и на оставшейся половине странички — права», — рассказывает актер Юрий Кузнецов.

Кино подарило мне знакомство с потрясающими людьми. С Сашей Абдуловым мы были хорошими товарищами. Вместе снимались в фильмах «Гений», «Шизофрения», «Над темной водой». Ярким он был человеком, жил на полную катушку. Любил поработать и потом устроить «разгуляй». На все энергии хватало! В Комарово есть одна профессорская дача, мы называем это место «Комаровский Голливуд». Там много чего снималось, в том числе и «Гений». Помню, сняли мы четырехсотый кадр. А в кино каждую сотню принято отмечать. И вот мы накрыли стол: редиска, колбаска, лучок, винцо. 

Все выпивают, только один товарищ рядом капли в рот не берет. Я предлагаю: «Ты сухонького хоть выпей». А он: «Не могу. Я абдуловоз». — «Кто?!» — «Абдуловоз — круглосуточная машина Александра Гавриловича». Позже я понял, что это такое. Как-то мы с Жорой Мартиросяном сидели в Сашином люксе гостиницы «Москва», где тот часто останавливался в Петербурге. Белый рояль, фрукты на рояле — все, как Сашка любил. Мы выпивали, болтали, время незаметно пролетело. И вот я домой засобирался: «Пойду, а то сейчас метро закроется». А Саша подозвал меня к окну и говорит: «Видишь, внизу машина стоит? Это она тебя ждет». Я присмотрелся, а за рулем Витек-абдуловоз…

Меня восхищало Сашино умение организовать все по высшему разряду. Чего стоил только его актерский контракт из сорока страниц! Это я всегда скромничал, а Саша, несмотря на то что родился в самой дальней провинции — в Фергане, покорил страну, стал настоящим королем жизни. Для него это было абсолютно органично. Он и меня пытался учить: «Кузнецов, ты здорово работаешь, но ты сидишь в своем Питере, и тебе платят три рубля, а я в Москве за такую же работу получаю десять». Может, и так. Но я счастлив, что живу и работаю в Петербурге. Мало того, я до сих пор удивляюсь этому факту — что Петербург теперь мой город…

Юрий Кузнецов с Александром Абдуловым и Михаилом Морозовым на съемках фильма «Гений». 1991 г.
С Александром Абдуловым и Михаилом Морозовым на съемках фильма «Гений». 1991 г.

До школы восемь километров пешком по тайге

Родился я в Абакане, но задержался там ненадолго. Мы переезжали каждые два года. Отец мой был милиционером, а их в прежние времена полагалось часто с места на место переводить, чтобы не обрастали связями. Наша семья: родители, я и еще три сестры — объехала весь юг Красноярского края. Скарба было немного — шифоньер, диванчик. Еще сундук, святое дело. Открываешь — там какие-то картинки наклеены. Внутри — мешок муки, соль, сахар. Мы все выросли на мучном — на пышечках и блинах. Когда я учился в пятом классе, отца, как коммуниста, послали поднимать колхоз в глухую деревню, где не было даже электричества. 

Он получил должность председателя. Все хозяйство — лесопилка, конный двор и крошечная птицеферма с сотней кур. Изба наша была самой простой. Уроки я учил при свете керосиновой лампы, рядом лежал только что родившийся теленочек, которого поили из соски. До школы нужно было идти восемь километров, в соседнюю деревню, по тайге. Мы вставали в шесть утра и шли небольшой компанией. Мальчики забегали вперед, прятались и пугали девочек из укрытия, изображая волков и медведей. Как-то мы попали в грозу, и удар молнии расколол дерево прямо перед нами. 

После этого случая взрослые стали возить нас в школу на бричке — такой раритет имелся среди колхозного имущества. А потом нас просто определили в интернат. В спальне стояла голландская печка, но грела она неважно, и ночью, чтобы не замерзнуть, мы забирались под матрас одетыми — в фуфаечках, в валенках. И все равно к утру наши брови и ресницы покрывались инеем. В интернате я не грустил, но обожал выходные, когда утром просыпаешься дома, в своей теплой кровати, от запаха сдобных пирожков, которые напекла мама… За четыре года, которые папа проработал председателем, он многое сделал для деревни: провел свет, организовал покупку комбайнов, тракторов. Тут-то его и перевели в Абакан, где я заканчивал школу. 

Юрий Кузнецов
«Саша любил поработать и потом устроить «разгуляй». На все энергии хватало! Меня восхищало его умение организовать все по высшему разряду» На съемках фильма «Гений». 1991 г.

Но деревню я не разлюбил. Каждое лето бывал в родном селе родителей — Малая Иня Минусинского района. Помню богатейшие поля пшеницы. Это зерно считалось таким ценным, что, говорят, поставлялось к британскому королевскому двору. Я гостил у отцовского брата — дяди Вани и его жены Серафимы. Они в пять утра уходили в поле на работу. При этом, когда я просыпался, на столе стоял каравай, который Серафима успевала испечь на капустных листьях в печи. А рядом — мед, сметана, яйца. Я завтракал и на целый день убегал на озера.

Даже странно, что с такими корнями и в таком окружении я стал артистом. Но это только на первый взгляд случайно вышло. У меня было плохо с математикой, и я записался в драмкружок. Такая отмазка для учителей: я артист, математика мне не нужна. Они мне верили и ставили приличные оценки. Первая роль в драмкружке была крошечной: в пьесе про то, как Ленин, направляясь в Шушенское, проезжает Абакан, я играл дядьку в тулупе с бородой, который поднимает шлагбаум. После спектакля родители сказали: «Мы внимательно смотрели, но не увидели тебя». В другой постановке я играл старичка на согнутых ногах. 

В общем, звездой я не был. А в десятом классе мы с одноклассниками посетили Национальный театр драмы, там силами смешанной труппы, хакасской и русской, давали «Короля Лира». Теперь я понимаю, что постановка была чудовищной, но тогда онемел от восторга. Мне нравилось все! В общем, родителям я объявил, что стану артистом. Они не препятствовали, хотя и не понимали моего выбора. Купили плацкартный билет, зашили мне в трусы приличную сумму, и я отправился во Владивосток, хотя до Москвы было практически такое же расстояние. Поступил я чудом… Здание института стоит на сопке. 

Юрий Кузнецов с Алексеем Ниловым
«Я был должен половине города. Но удивительным образом жизнь стала налаживаться. Меня пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей» На съемках сериала с Алексеем Ниловым. 2002 г.
Фото: Елена Сухова

Было лето, окна и двери открыты. Облака заплывали в окна и повисали в аудитории. Влажность запредельная! От смены климата у меня практически пропал голос… Ребята таскали мне из залива морскую воду для полосканий, и я постоянно рассасывал пастилки от боли в горле. Голос у меня появился только к третьему туру. Не понимаю, как я не вылетел раньше. Думаю, дело просто в том, что им нужны были парни моей фактуры — накачанные крепыши, кудрявые и обаятельные.

«Ни кожи ни рожи, а у Германа!»

На третьем курсе я женился. Валентина была первой красавицей курса. В этом смысле у нас случился мезальянс. Все режиссеры после института хотели видеть в театре в первую очередь ее, а на меня смотрели как на бесплатное приложение. Получив дипломы, мы отправились в Хабаровский театр. Потом в Омский. Там-то меня и отыскали кинематографисты…

Моя фильмография, растиражированная в Интернете, начинается с глупости. Мол, я снимался в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» у Никиты Михалкова. Не было этого, у Великого я не снимался. Моим первым фильмом, если считать по съемкам, а не по году выхода на экран, был «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Юрьевича Германа. Обо мне ассистентки шептались: «О, смотри-ка, ни кожи ни рожи, а у Германа снимается. Значит, в нем что-то есть…» Роль в фильме Алексея Юрьевича — это сразу высокая планка, знак качества. Хотя я тогда этого и не понимал и никакого трепета перед Германом не испытывал. Не знал, какого уровня это режиссер. Я вообще не думал о кинематографе, когда второй режиссер картины Виктор Аристов в омском театре увидел мою фотографию в фойе и спросил: «Где он живет?» Я даже не сразу согласился поехать на пробы. 

Юрий Кузнецов с  первой женой Валентиной
С первой женой Валентиной
Фото: из личного архива Юрия Кузнецова
Юрий Кузнецов со старшей дочкой Наташей
Со старшей дочкой Наташей

Это же не та история, когда юнцу вдруг сказали: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» Я был уже серьезный, взрослый артист, в облаках не витал, крепко стоял на своих творческих ногах. В театре я очень много играл: иногда в один день по два спектакля — утренний и вечерний. В репертуаре и Толстой, и Чехов, и Вампилов, и Маяковский. О чем же еще мечтать? Но Аристов меня уговорил прилететь в Ленинград. Мне было под сорок, когда я впервые увидел этот невероятный город. Впечатления были настолько сильные, что дрожь пробирала. Помню, у Казанского собора я смотрел на школьника, который просто шел мимо, и завидовал: «Боже мой, он здесь родился и в этой красоте живет, а я краем, краем…»

Мои пробы на «Лапшина...» оказались удачными. Худсовет утвердил на главную роль. Но Герман сказал жестко: «Нет, Кузнецов не будет играть Лапшина. У него глаз хитрый». В итоге сыграл Андрюша Болтнев, а мне досталась роль начальника милиции.

Кино не приносило особой финансовой выгоды в те времена. Помню, вернувшись со съемок, стою я в очереди к кассе в театре за зарплатой. Подхожу к окошечку, где должен расписаться и получить деньги, а бухгалтер мне и говорит: «Юрочка, вы театру должны 5 рублей 50 копеек». Я был в шоке. Оказалось, с меня вычитали за дни, когда я уезжал на съемки. У Болтнева, у которого тоже не было прежде опыта съемок, случилось примерно то же самое. Как-то из гостиницы звонит он жене Наташе, а она просит прислать денег. Андрей сокрушенно объясняет: «Наташа, нету денег… Мы не заработали…» 

В общем, через эту унизительную историю тоже нужно было пройти. Андрей Александрович Миронов, снимавшийся с нами, держался в стороне, но советы давал: «Ребятки, кино, театр — это не деньги. Деньги — это концерты, конвертики. А в кино деньги не заработаешь, поверьте мне». Мы понимали его уровень и не лезли к Андрею Александровичу. Если он позволял себе какие-то разговоры, то спасибо… Но он был немногословен… И это понятно: во время съемок «Лапшина...» у Миронова умер отец. Помню, как он, какой-то отстраненный, садился в машину, чтобы ехать в аэропорт — ему надо было лететь в Москву на похороны…

Юрий Кузнецов с женой Ириной
«Мы с Ириной обвенчались в маленькой армянской церкви в Санкт-Петербурге». 2001 г.
Фото: из личного архива Юрия Кузнецова

После «Лапшина...» у меня пошли съемки одни за другими: «Торпедоносцы», «Колье Шарлотты», «Прохиндиада, или Бег на месте». А дальше была картина судьбоносная — «Противостояние». Там мы встретились с Олегом Валериановичем Басилашвили. Он сыграл важную роль в моей актерской жизни и в человеческой судьбе. Как актер я его заинтересовал, и он пытался поговорить обо мне с Георгием Александровичем Товстоноговым. Но тот сказал: «Олег, я тебе верю, что Кузнецов хороший артист, но у меня есть артисты его плана». Тогда Олег Валерианович замолвил за меня слово перед главным режиссером Театра комедии. Мне там сразу дали роль — Василькова в спектакле «Бешеные деньги» по ­пьесе Островского. Ее я потом 17 лет играл. Вот так судьба сложилась: начав свою актерскую судьбу у Тихого океана, я пересек всю страну и осел у Балтийского моря.

Известие о переезде в Ленинград моя жена Валентина и дочка Наташа восприняли тяжело. В Омске наш быт был налажен, имелась замечательная квартира. А в Ленинграде пришлось год жить на чердаке Театра комедии. Квартиры не было, и не обещали. Особенно не хотелось ехать Наташе. Она тогда еще школьницей была. А я имел неосторожность сказать: «Наташа, мы переезжаем в Ленинград, тут нужно быть умной, хорошо учиться». В Омске осталась родная школа, где все хорошо, где любимые подружки… В Ленинграде же один плюс — папа доволен.

Через год нам дали жилье. Квартира была трехкомнатной, но в одной из комнат жила 70-летняя старушка. Нам сказали: «Жилье с перспективой». Имелось в виду, что, когда бабуля уйдет в мир иной, вся квартира достанется нам. Но бабушка оказалась крепкой и, главное, зловредной, она целенаправленно отравляла нашу жизнь. После ночных съемок я рано утром приходил домой. На сон у меня оставалось часа два, в девять нужно было бежать в театр на репетицию. А соседка в шесть утра включала радио на полную катушку. Перегородки между комнатами картонные, такой классический вариант садизма. 

Юрий Кузнецов с Алексеем Германом
«Обо мне ассистентки шептались: «О, смотри-ка, ни кожи ни рожи, а у Германа снимается. Значит, в нем что-то есть…» С Алексеем Германом. 2009 г.
Фото: Андрей Федечко

Кухня была общей, там плита с четырьмя конфорками. Бабушка умудрялась занять все четыре одновременно. Для этого она ставила на плиту огромный бак с водой и бросала туда кипятиться полиэтиленовую крышечку. Когда вода выкипала, она добавляла новой. Мы постоянно пытались с соседкой примириться, покупали ей какие-то деликатесы, угощали, а она демонстративно выбрасывала их в унитаз. Не помогала никакая дипломатия. Сейчас это вспоминать забавно, а тогда казалось катастрофой. Хотелось стать Раскольниковым. Нервы мои были на пределе, но я держался. Помогала работа. Ее было всегда много.

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается! Помню, как возмущались коллеги, когда Бортко с театральной репетиции забрал меня на съемки «Собачьего сердца». Я у него играл начитанного дворника, который говорит про Мондриана. На все про все — два часа. Меня привезли на Моховую, где снимался этот эпизод, приклеили бороду, переодели, дали текст. Элементарно! Бороду оторвал, переоделся и снова в театр — репетировать.

Так и шла жизнь, ровно, день за днем. Рутина! А потом случились съемки в Москве, в фильме Снежкина «Невозвращенец». И я действительно сделался «невозвращенцем» — встретил Ирочку, которая стала моей второй женой. Познакомились мы с ней в гостинице. Она тоже приехала из Ленинграда — лечить сына Алешу. У него был непростой диагноз, и в Москве ему могли дать лучшее лечение. Ирочка была женщиной удивительной и завораживающей. По образованию искусствовед, училась у директора Эрмитажа Пиотровского. Когда-то преподавала в балетном училище имени Вагановой, но ушла оттуда вынужденно, чтобы заниматься здоровьем Лешеньки. Об искусстве восхитительно рассказывала. Мы много с ней гуляли, обожали ВДНХ. 

Юрий Кузнецов с Андреем Федорцовым и Игорем Скляром
«В картине Аллы Суриковой «Вы не оставите меня» я играл «Ленина». Дочери Сашеньке досталась роль дочки «вождя пролетариата» С Андреем Федорцовым и Игорем Скляром. 2006 г.
Фото: Киностудия «Позитив»/TACC

Брали с собой винцо, бутербродики и шли на пруды, кататься на лодке. Те «московские каникулы» мы прожили, ни о чем не думая. В абсолютном счастье… Однажды Ира забирала Лешу из очередной больницы. Я встретил и помог донести ребенка до номера. Когда взял Лешеньку на руки, десятилетнего, но легкого, как пушинка, понял: я им нужен. Не смогу их так оставить. Приехал домой после съемок 30 декабря. Привез подарки жене и дочке, вручил. А потом взял сумку и ушел из дома. Навсегда. Жена поняла… Для меня этот поворот с разводом был неожиданным и непростым, я человек основательный, не склонный к легким поступкам. Но у меня ощущение, что жизнь началась, только когда мы встретились с Ирой. Я слово «любовь» не понимаю. Мне хотелось участия в ее судьбе, в ее жизни…

И снова пошли бытовые трудности. В Петербурге у нас ничего не было, я оставил квартиру жене и дочке, а Ира свою — сестре и племяннице. Мы снимали комнаты за гроши. В один год нам пришлось совсем туго, и мы перебрались в деревню под Ярославлем, как говорится, на подножный корм. Жили там в полуразвалившейся старой хатке, которая досталась Ирочке в наследство от ее бабушки. Соседи иногда подбрасывали то капусту, то картошечку, которую мы пекли в русской печке. Но при этом Новый год, который мы там встретили, стал одним из самых лучших и светлых в моей жизни. В конце декабря мы очень ждали Лешину пенсию по инвалидности — она была у нас тогда единственным источником дохода. Когда привезут деньги, точно не знали. 

И вот прошло 28-е, 29-е… Тридцатого вечером мы увидели на дороге автобус, и девушка из окошка нам помахала. Мы поняли — она везет почту, а значит, и наш перевод. Бросились в почтовое отделение, едва успели до закрытия. Оттуда — тоже бегом — в магазин, потому что и он через 20 минут закрывался, а 31-е — выходной. В итоге мы накрыли шикарный стол — шпроты, колбаса… Телевизора у нас не было, но мы пели, носили Лешку на руках и радовались. А он гордился, что на его деньги такой праздник получился. Он и сейчас об этом помнит… Теперь у Леши все прекрасно. Семья, сын. Замечательный парень вырос! Музыкой занимается. У него серьезные планы на будущее в музыкальной индустрии.

Юрий Кузнецов
«После ухода Ирочки все заботы по дому взяла на себя Саша, хотя была еще школьницей. До сих пор карточка с моей зарплатой — у дочки»
Фото: Андрей Федечко
Юрий Кузнецов с дочерью Сашей
С дочерью Сашей. 2001 г.
Фото: Андрей Федечко/Фото из личного архива Юрия Кузнецова

Когда мы с Ирой вернулись весной в Ленинград, все говорили: «Кузнецов, мы тебя с собаками искали, куда ты пропал»? Некоторые думали, что я спился, чего в принципе не могло быть, ведь, как бы ни жалко выглядела со стороны наша с Ирой жизнь под Ярославлем, мы-то сами ощущали только счастье... Вскоре, в 1995 году, произошло потрясающее событие: Ирочка мне сообщила, что ждет ребенка. Мне было пятьдесят, ей сорок. Мы даже не сразу поняли, что с ней. Ира была полновата, и внешне на ней беременность не сильно отразилась. Помню, как жену с дочкой выписывали из роддома. Их встречали, выстроившись в ряд, три калеки: я на костылях — накануне неудачно упал и сломал ногу, Леша тоже на костылях, из-за болезни, и Ирина мама с палочкой…

У нас был фотоаппарат, самый простой, и я не мог остановиться — каждый день фотографировал Сашеньку. Она росла чудесным, бесконечно обаятельным ребенком. И с первых дней отличалась какой-то удивительной серьезностью, будто сразу родилась взрослой. Возможно, потому, что мы с ней не сюсюкали. Все же не студенты! Я к тому времени вообще уже стал дедом — за год до появления на свет младшей старшая дочь родила Колю, моего внука. Казалось бы, и так жить не на что, к этому времени я был должен уже половине города. А тут еще маленький ребенок. 

Но удивительным образом с появлением Сашеньки жизнь стала налаживаться. Меня пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей», благодаря чему я и долги раздал, и на много лет вперед получил какую-то стабильность. К тому же канал, который снимал этот сериал, подарил мне квартиру рядом с метро «Чкаловская». Мы жили не тужили… Я радовал Ирочку как мог. Она обожала кофе, и мы стали завсегдатаями кофейных магазинчиков. Как драгоценности приносили оттуда коробочки с редкими сортами. Старались не расставаться. На съемки я брал с собой Ирочку и Сашу. Первый раз дочка поехала со мной в экспедицию в три года — в Оренбург, где я снимался у Александра Прошкина в картине «Русский бунт». И 21 ноября мы там справляли ее четырехлетие, в маленьком гостиничном номере, куда набилось полгруппы. Именинница переходила из рук в руки от Юры Беляева к Сереже Маковецкому и обратно. Надо сказать, они были идеальными няньками. Ира наготовила много всяких вкусностей. Она любила и умела это делать...

Юрий Кузнецов
«Я был очень требовательным и неудобным артистом, и меня выбросили из продолжения «Улиц разбитых фонарей». Это стало для меня ударом, но потом я обрадовался — появилось время играть в большом кино. Я снялся в двух фильмах у Павла Лунгина» В роли Малюты Скуратова в картине «Царь». 2009 г.
Фото: Владимир Смирнов/TACC

А потом Ирочка серьезно заболела, врачи не смогли с болезнью справиться… После ее ухода заботы по дому взяла на себя Саша, хотя еще была школьницей. А окончив десятый класс, она еще и ремонт организовала: стены перенесла, окна, двери поменяла. До сих пор карточка с моей зарплатой — у дочки. Сейчас Саше уже 21 год. Она учится на втором курсе института, хочет стать режиссером. А казалось бы, совсем недавно я записывал в блокнотик ее смешные детские фразочки и словечки… Несмотря на возраст, в кино я по-прежнему снимаюсь много. В прошлом году было пять картин, в том числе «Дуэлянт». А сейчас у меня три проекта: «Жена полицейского», «Оптимисты» и «Прощаться не будем». Это шпионский детектив. Я играю в нем священника. Снимали мы в настоящем храме, я был в облачении. Как-то ко мне подошла прихожанка: «Батюшка, благословите». У меня слезы на глазах. Как?! Я же только артист…

В этот раз Новый год мы встречали необычно. Не как всегда — вдвоем с Сашенькой, а расширенным составом. Все началось с того, что меня пригласили на благотворительный вечер в пользу детей с онкологическими заболеваниями. Там я познакомился с 10-летней Алисой и ее мамой. Они сначала жили в Донецке, потом в Симферополе, сейчас в Петербург перебрались. И стали для нас с Сашей очень близкими людьми. Ведь самое важное в жизни — быть нужным. Если нет людей, которые в тебе нуждаются, жизнь теряет смысл.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог