Юрий Грымов: «Я долгие годы пытался отыскать истоки жестокости людей»

Павел Соседов
|
30 Ноября 2025
Юрий Грымов. Фото
Юрий Грымов
Фото: Пресс-служба театра «Модерн»

«Когда я Маковецкому и Лене Яковлевой предложил сняться в клипе еще никому не известной певицы Алсу, они поинтересовались: «А какую историю ты хочешь рассказать?» — «По мотивам «Лолиты» Набокова». И Сережа с Леной согласились, потому что большие артисты нацелены на созидание», — рассказывает худрук театра «Модерн», заслуженный артист РФ режиссер Юрий Грымов.

— Юрий, у вас не слишком обширная фильмография. Но каждая картина имела успех у критики, вы обладатель всевозможных отечественных и международных кинонаград. И главное, вам посчастливилось поработать на съемочной площадке с самыми выдающимися актерами советской эпохи.

— Я был воспитан на фильмах несравненных советских режиссеров Георгия Данелии, Владимира Мотыля, Александра Митты, Сергея Соловьева, Никиты Михалкова… И, конечно, с детства обожаю актеров золотого века отечественного кино. Кстати, у меня полная коллекция выпусков журнала «Советский экран» с 1926 года, многие обложки с автографами любимых артистов — первых лиц эпохи.

— На картине «Коллекционер» вам пришлось работать с Алексеем Петренко. Человек-стихия, парадоксальный во всем…

Юрий Грымов с Алексеем Петренко
С Алексеем Петренко на съемках фильма «Коллекционер». 2001 г.
Фото: Наталья Логинова/Архив «7 Дней»

— Расскажу про один эпизод, с ним связанный: мы снимали на Киностудии имени Горького, и до конца смены оставалось минут сорок — ни туда ни сюда. Помощник режиссера предложил: «Юрий, за это время мы можем снять микросцену, в которой герой Петренко с аппетитом поедает кильку из консервной банки». Я согласился: «Окей, давайте снимем». Объяснил артисту задачу, и мы сняли этот эпизод.

Закончилась смена, я захожу на студии, извините, в туалет и слышу, как кого-то в соседней кабинке выворачивает наизнанку. И понимаю, что это Алексей Васильевич. В ужасе бросаюсь в павильон: «Чем вы накормили народного артиста?» Но только на следующий день мы поняли, что произошло. Петренко был глубоко верующим человеком, а в то время шел Великий пост. Но когда артисту сказали, что в кадре нужно будет есть рыбу, он не возразил, не предложил перенести съемки сцены… Петренко смиренно выполнил свою работу, а затем пошел в туалет и избавился от скоромной пищи. Я его потом прямо спросил: «Алексей Васильевич, что же вы мне ничего не сказали?» И он спокойно ответил: «Но я же пришел к вам работать. Почему мои личные обстоятельства должны нарушать ваш съемочный процесс? Это неправильно». Как вам? Он решил этот вопрос самостоятельно и профессионально. И как не восхищаться этими людьми, которым слово «райдер» было незнакомо.

Кадр из рекламного ролика
Кадр из рекламного ролика журнала «ТВ Парк». 1997 г.
Фото: Vostock Photo

С фильмом «Коллекционер» мы приехали на «Кинотавр», а я тогда только-только входил в кинематограф, еще не был своим в профессиональном сообществе. Прошел показ нашего «Коллекционера», а на следующий день встречаю Петренко с его супругой Галюсей Кожуховой на пляже. Осторожно интересуюсь: «Что говорят коллеги о нашей картине?» Они мне показывают большие пальцы вверх: «Класс!» Я уточняю: «Что класс?» — «С нами никто не здоровается». Я удивился: «И что же в этом хорошего?» — «Ты не понимаешь, если бы фильм был плохой, все бы подходили, поздравляли… А нас обходят стороной, будто мы человека убили! Так что поздравляем тебя — картина своего зрителя найдет!»

— Главную роль в вашем фильме «Му-му» сыграла Людмила Максакова — юбиляр этой осени. Вообще-то Людмила Васильевна сторонится кино. Но вам не отказала!

— Да, она человек избирательный, избалованный хорошими режиссерами… Не буду скрывать, изначально на роль барыни я пригласил Людмилу Гурченко. Она для разговора даже позвала меня к себе домой и, узнав подробности сценария, сразу завелась: «Ой, как интересно. А вот этот эпизод я сыграю так, а здесь сделаю вот это…» Но разговорами дело и ограничилось. Потом на все мои звонки она уже отвечала как-то уклончиво — то у нее гастроли, то еще какие-то обстоятельства. И я понял, что получил мягкий отказ.

Юрий Грымов с Виктором Авиловым и Алсу
«Глядя на Авилова, я все думал: а не ошибся ли я с выбором? Как же я его буду снимать? Он такой скромный, что мне даже зацепиться не за что. Но стоило Виктору войти в кадр, как он преобразился, расцвел — просто волшебство!» С Виктором Авиловым и Алсу на съемках ее клипа «Осень» в Венеции. 2001 г.
Фото: Фото из личного архива Юрия Грымова

И тогда кто-то из моих знакомых посоветовал: «А ты посмотри Людмилу Максакову». Я, конечно, знал эту прекрасную актрису. Договорился с ней о встрече и сразу в нее влюбился — в человека яркого, талантливого, крепко стоящего на ногах, со своей позицией и индивидуальностью. Говорят: «Ой, у нее ужасный характер». А я возражу: «Характер или есть, или его нет». У меня с Людмилой Васильевной сложились прекрасные дружеские отношения. И я получил огромное удовольствие, работая с ней. Максакова практически сразу запретила мне называть себя по имени-отчеству: «Ну, какая я Людмила Васильевна, я Людка».

Александр Балуев
Александр Балуев в фильме «Му-му». 1998 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

А еще я безмерно благодарен ей за то, что познакомила меня с Петром Наумовичем Фоменко. Однажды получаю от Максаковой приглашение на день рождения. Прихожу в ее прекрасную квартиру и вижу, что в прихожей почему-то мало одежды висит. Спрашиваю: «Я что, первый?» — «Нет, — отвечает хозяйка, — все уже здесь. Ты последний». Прохожу в гостиную и вижу за столом четырех человек: Петра Фоменко, Никиту Михалкова, Петра Штейна и еще одного режиссера. Представляете, собрание: красавица Максакова и пять мужчин-режиссеров, с которыми она работала, включая меня. И мы после этого дня рождения как-то сошлись с Петром Наумовичем, хотя и разного поколения люди. Фоменко изменил мое отношение к театру полностью. До того как я увидел его спектакли, я не любил театр, мне было скучно. Но я влюбился в режиссуру Фоменко, в его спектакли, в артистов. У меня практически во всех фильмах потом снимались актеры из его труппы. Признаюсь, есть у меня один грех перед Петром Наумовичем. Фоменко никогда никого не пускал на свои репетиции, но мне разрешил…

Людмила Максакова
Людмила Максакова в фильме «Му-му». 1998 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— А вы не пришли?

— А я не пришел. И всю жизнь буду жалеть об этом. Петр Наумович — мой любимый театральный режиссер. Он ухитрялся минимальными, лаконичными средствами достигать феноменального результата! Сегодня я стремлюсь к этому же в театре «Модерн». В моих постановках практически отсутствуют декорации. Пожалуй, только в премьерном спектакле «Цветы для Элджернона. 30 лет спустя» я размахнулся и навернул такие декорации — мама не горюй.

— Недавно мы простились с коллегой Людмилы Максаковой по Театру Вахтангова Владимиром Симоновым. Мы вспоминаем его в этом номере журнала. А ведь он тоже у вас снимался…

— Более того, Симонов был моим соседом по подъезду. Вот говорят: артисты — как дети. И Володя, такой брутальный, крупный мужчина, был абсолютным ребенком в жизни — тонкий, ранимый человек и артист. Потрясающий актер — он включался в процесс, в игру мгновенно. А мы ведь обсуждали с ним идею сделать что-то совместное у нас в «Модерне», но не успели. Когда 8 ноября я проснулся и прочитал в новостях «умер Владимир Симонов», я даже не понял, кого имеют в виду, настолько это было неожиданно. Очень большая потеря для русского театра.

Сергей Маковецкий
Сергей Маковецкий на съемках клипа Алсу «Зимний сон». 1999 г.
Фото: Фото из личного архива Юрия Грымова

А картину, в которой он у меня работал, зрители так и не увидели. Называется она «Год белого слона», это история для детей. Симонов сыграл Деда Мороза, а Рома Мадянов — Домового. Съемки этого фильма пришлись на период полного крушения кинопроката, когда у нас показывали только американское кино. Сейчас даже у меня нет копии картины.

— Еще один вахтанговец, неприступный для журналистов, Сергей Маковецкий снялся в свое время у вас в клипе «Зимний сон», который вы делали для певицы Алсу. Как он согласился?

— Сережа мой друг. Но главное, большой русский артист. И, как любой профессионал такого масштаба, он отталкивается от цели и задачи. Поэтому, когда я Маковецкому и Лене Яковлевой предложил сняться в клипе еще никому не известной певицы, они поинтересовались: «А какую историю ты хочешь рассказать?» И поверьте мне, масштаб проекта тут не имеет значения. За четыре минуты клипа я хотел снять историю по мотивам «Лолиты» Набокова. И Сережа с Леной согласились, потому что большие артисты нацелены на созидание.

— В другом клипе Алсу на песню «Осень» у вас снялся Виктор Авилов. По-моему, в нем он сыграл свою последнюю роль…

Анна Каменкова, Людмила Полякова и Ирина Мазуркевич
«Я «состарил» чеховских персонажей. У меня всем героям 60+» Анна Каменкова, Людмила Полякова и Ирина Мазуркевич на съемках фильма «Три сестры». 2017 г.
Фото: Света Маликова/Фото из личного архива Юрия Грымова

— Да, это последнее его появление на экране. С конца восьмидесятых я мечтал о большом кино, но в силу обстоятельств и специфики эпохи долгое время реализовывал свои идеи в клипах и рекламе. И никогда от этого не отказываюсь, потому что делал всю работу честно, качественно — снимал фактически короткометражные фильмы. И получил в итоге за эти свои работы массу наград. По возможности приглашал профессиональных любимых артистов. Лена Дробышева, например, снялась у меня в клипе Валерия Леонтьева «Мишель», Андрей Соколов после «Маленькой Веры» — в клипе Тани Овсиенко, а Виктора Авилова я пригласил в клип Алсу «Осень». Спросил его: «Хочешь поехать в Венецию?» — «Конечно, хочу! — отвечает. — Да просто за еду поеду!» Виктор в жизни был очень скромным, тихим человеком. 

В Италии мы много общались, поедая в местных кафешках болоньезе. Говорили о культуре, о Венеции. Я как культуролог много чего знаю про итальянское Возрождение — это вообще моя любимая эпоха, даже читаю лекции на эту тему у себя в театре. И глядя на Авилова, я все думал: а не ошибся ли я с выбором? Как же я его буду снимать? Он такой скромный, что мне даже зацепиться не за что. Но стоило Виктору войти в кадр, как он преобразился, расцвел — просто волшебство! Я смотрел в монитор и не верил своим глазам!

Раиса Рязанова тоже не отказалась сниматься в рекламе. Правда, вы ее потом приглашали и в свои полнометражные картины.

Юрий Грымов с Арменом Джигарханяном
С Арменом Джигарханяном на съемках фильма «Казус Кукоцкого». 2004 г.
Фото: Архив «7 Дней»

— Девяностые годы. Я узнаю, что Рая Рязанова, прекрасная русская актриса, на безрыбье вынуждена заниматься извозом — таксовать. А мне как раз прилетел заказ на съемки рекламы средства для стирки. Звоню Рае: «Есть возможность заработать деньги. Готова сняться в рекламе?» Она говорит: «Да, это же лучше, чем таксовать». И я пишу для нее историю «Тетя Ася приехала».

— То есть это вы тетю Асю придумали?

— Да, я «отец» этого персонажа. Потом ее образ трансформировался и его воплощали другие актрисы уже без моего участия. Зато, когда у меня появилась возможность снимать большое кино, я пригласил Рязанову в свои картины «Му-му», «Казус Кукоцкого».

Юрий Анпилогов и Алексей Баранов
Юрий Анпилогов и Алексей Баранов в спектакле театра «Модерн» «Петр I». 2021 г.
Фото: РИА Новости

Не зря говорят, что доля актерская горька и трудна. У меня в «Модерне» служит прекрасная актриса Анна Каменкова. Так вот, когда я пригласил ее в свой фильм «Три сестры» по мотивам Чехова, она призналась: «Юра, к сорока пяти годам, поработав с выдающимися режиссерами, в том числе и с Эфросом, и обретя опыт, уверенность в профессии, я вдруг оказалась за бортом. Десять лет смотрела на телефон, а он молчал. Десять лет я не работала — была никому не нужна». И когда вдруг она получила от меня приглашение сниматься в «Трех сестрах», была крайне удивлена: «Юра, а ты знаешь, сколько мне лет?» Я говорю: «Да, знаю. Но я «состарил» чеховских персонажей. У меня всем героям 60+». Двух других сестер в этом фильме сыграли мои любимые Людмила Полякова и Ирина Мазуркевич. И в остальных ролях — выдающиеся актеры: Ясулович, Носик, Суханов… 

Причем снимались все бесплатно! Потому что я не нашел деньги. Но никто не отказался. Мне даже самому пришлось встать за камеру оператором. И снял я этот фильм за рекордные 12 дней! Когда к концу года мне Министерство культуры все-таки выделило небольшой грант, мы в первую очередь заплатили гонорары артистам. И, несмотря на рекордно короткий съемочный период, картина получила много наград. «Три сестры» — мой последний на сегодняшний день фильм, который я снял, еще веря в отечественный кинематограф. Но все закончилось — кино сильно изменилось, мне не нравится то, что с ним сейчас происходит.

Александр Сериков в спектакле театра «Модерн» «Цветы для Элджернона. 30 лет спустя». 2025 г.
Фото: Пресс-служба театра «Модерн»

— В кино у вас всегда играли мэтры — артисты первого эшелона. В театре же вы с медийными актерами практически не работаете. Почему?

— Да, я режиссер, избалованный хорошими актерами. Правда, я никогда не думал про медийность — ориентировался на масштаб дарования и личности. Кино — это одна история: собрались, поругались, напряглись, разбежались. Театр же — другая, семейная. Пусть это и иллюзия коллективного творчества, но она есть. Поэтому формировать состав спектакля из приглашенных звезд, на мой взгляд, путь тупиковый.

— Юрий, сегодня в репертуаре театра «Модерн» идет очень много серьезных, масштабных, философских спектаклей. Вы не ищете легких путей?

— Признаюсь, выбирая драматургический материал, я ставлю то, что меня по-настоящему волнует. И мой трепет, мои вибрации передаются актерам, а от них — зрителям. Подтверждение тому наши аншлаги: мы продаем 32 полных зала в месяц.

Юрий Грымов с женой
С женой Ольгой. 2010 г.
Фото: Personastars.com

Да, я поставил трилогию «Антихрист и Христос», в которую вошли спектакли «Петр I», «Леонардо» и «Иуда». Грань между Антихристом и Христом очень зыбкая. Мережковский свою трилогию назвал «Христос и Антихрист». Я же поменял их местами — ставлю Христа в названии на второе место, чтобы показать движение вверх, от тьмы к свету. В этих спектаклях мы рассуждаем о людях. Петр Первый — кто он? Антихрист или Христос? А Леонардо? Демиург, алхимик, художник? Леонардо, как художник и человек, всю жизнь «гулял» от Антихриста к Христу и обратно с точки зрения нравственности. С Иудой все понятно: предательство. В современном мире исчезли многие духовные опоры, и некоторые люди уже давно перешли на сторону Антихриста, но не замечают этого — нет раскаяния даже перед самими собой. Этими же вопросами задавался и Толстой. Поэтому я поставил в «Модерне» его «Войну и мир». Посмотрите — у вас точно будут яркие впечатления и появится пища для ума. Изюминка этого спектакля — что он идет в сопровождении хора имени Свешникова.

— Вы человек верующий?

— Да. И в нашем премьерном спектакле «Цветы для Элджернона. 30 лет спустя» мы говорим о том, что люди перестали верить в дьявола. А если они перестали верить в Антихриста, значит, перестали верить и в Христа, и в Отца. Помню, после премьеры спектакля «Иуда» ко мне приходили многие авторитетные священники, богословы: «Большое вам спасибо, Юрий, за то, что вы показали Христа в том числе человеком». Мы должны помнить, что Евангелие — это не сказка, а история реального человека.

— Вы очень серьезно интересуетесь историей.

Алексей Баранов, Леонид Трегуб, Вадим Пинский и Юрий Анпилогов
Алексей Баранов, Леонид Трегуб, Вадим Пинский и Юрий Анпилогов в спектакле театра «Модерн» «Цветы нам не нужны». 2023 г.
Фото: Пресс-служба театра «Модерн»

— Да. И уже больше пяти лет занят изучением истории Третьего рейха. Встречаюсь с историками, познакомился с полковником КГБ в отставке, который охранял арестованного Рудольфа Гесса после Нюрнбергского процесса. Когда я ставил «Цветы нам не нужны» о Нюрнбергском процессе, мне многие говорили: «Юрий, может, сейчас не время говорить о фашистах?» И я благодарен нашему президенту, который в тот момент, когда решалась судьба спектакля, выступил с обращением, что надо повысить количество часов в школе на изучение природы и истории фашизма. Врага надо знать в лицо! Все нападки на мой спектакль сразу прекратились, он идет с успехом уже несколько лет. Я приемлю только такой, серьезный разговор о Великой Отечественной войне, убежден, что нельзя снимать фильмы о ней в приключенческом жанре. Категорически нельзя! Мы огромным напряжением сил всей страны пережили эту войну, и именно советский народ победил чуму, имя которой «фашизм».

— У вас в театре несколько спектаклей об этом времени. Чем именно оно вам так интересно?

Юрий Грымов
«Я долгие годы пытался отыскать истоки жестокости людей. Да, мы — млекопитающие, а это самые кровожадные животные. Человеком нас делают только три вещи: образование, культура, религия»
Фото: Пресс-служба театра «Модерн»

— Я долгие годы пытался отыскать истоки жестокости людей. Да, мы — млекопитающие, а это самые кровожадные животные. Человеком нас делают только три вещи: образование, культура, религия. Философ Мамардашвили считал, что не каждый человек может быть человеком. Переход от животного к человеку — большая работа. И когда в спектакле «Ночь в Лиссабоне» по Ремарку я касаюсь представителей верхушки СС, СД или показываю зрителю Нюрнбергский процесс в постановке «Цветы нам не нужны» (а Нюрнбергский процесс, на мой взгляд, главное событие ХХ века), я рассуждаю как раз о природе возникновения человекообразных монстров. Вообще, сверхзадача культуры — уберечь людей от расчеловечивания.

— Можно ли сказать, что сегодня ваш внутренний театральный режиссер одержал верх над кинорежиссером?

— Да, это так, хотя лет пятнадцать назад я и предположить не мог, что театр меня так увлечет. В 1999 году, после успешной премьеры фильма «Му-му», ко мне подошел наш выдающийся драматург Григорий Горин и сказал: «Я очень рад, что родился новый режиссер Юрий Грымов. Не хотите ли что-нибудь поставить в театре?» Я честно ответил: «Мне театр не интересен, не нужен». На что Горин сказал: «А мне кажется, что театру нужны вы». И вот уже 10—12 лет я глубоко в театре. И девять лет руковожу государственным театром «Модерн». И знаете, ни разу не пожалел, что встал на этот путь.

Интересные факты

  • В молодости Юрий трудился на АЗЛК, но это быстро ему наскучило. Познакомившись с девушкой-моделью, он сам начал демонстрировать одежду, работал манекенщиком у Вячеслава Зайцева. Однажды Грымова пригласили на небольшую роль — Воланда в клипе Валерия Леонтьева на песню «Маргарита». Несколько лет спустя Юрий уже сам будет работать над музыкальными видео Леонтьева как режиссер.
  • Юрий Грымов был, пожалуй, самым успешным и модным постановщиком рекламных роликов и музыкальных клипов в 90-х. Это он снял знаменитое видео для популярного телегида: «Читайте «ТВ Парк», и ваши волосы будут мягкими и шелковистыми». Грымов придумал «жабры» Витаса, дал старт карьере Алсу. Всего режиссер снял около 600 рекламных роликов и музыкальных клипов для многих звезд российской эстрады, занимался межпрограммным оформлением телеканалов.
  • С женой Юрий познакомился, когда подрабатывал частным извозом: она голосовала на дороге. У Ольги был жених, и дело уверенно шло к свадьбе, но встреча с Юрием переписала весь сценарий ее жизни. На следующий день после знакомства девушка уже перевозила свои вещи к Грымову. А через три дня они подали заявление в загс. Родители невесты еще два года отказывались принимать выбор дочери и знакомиться с зятем. В результате Юрий и Ольга вместе более 30 лет, воспитали дочь Антонину.
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая