Вячеслав Гришечкин: «На вопрос «где Шматко?» я отвечаю: «Вон, в моем багажнике лежит»

«После того как снялся в сериале «Солдаты», зашел как-то к хирургу. Он в мою карту мельком глянул и...
Инна Фомина
|
19 Июня 2021
Вячеслав Гришечкин. Фото
Вячеслав Гришечкин
Фото: Виталий Белоусов/ТАСС

«После того как снялся в сериале «Солдаты», зашел как-то к хирургу. Он в мою карту мельком глянул и сразу стал меня осматривать. И вдруг говорит: «Подождите, вы же Староконь?» Отвечаю: «Вы что, по телу меня узнали? Странно: в сериале не было ни одной сцены, где я голый», — рассказывает актер и режиссер Вячеслав Гришечкин.

— Вячеслав, у вас за плечами десятки кинопроектов. А настоящую известность вам принес сериал «Солдаты», где вы сыграли замполита по фамилии Староконь…

— Если воспользоваться армейскими образами, то первая звездочка популярности засияла на моих актерских погонах благодаря телепрограмме «Оба-на! Угол-шоу», которую в начале 90-х делал Игорь Угольников (там еще играли Нонна Гришаева, Мария Аронова). После этой программы меня и начали узнавать на улицах. Добавил известности и сериал «Маргоша». Но вы правы: после «Солдат» понеслась телега с горки, набирая скорость. Помню, зашел как-то к хирургу. Он в мою карту мельком глянул и сразу стал меня осматривать. И вдруг говорит: «Подождите, вы же Староконь?» Отвечаю: «Вы что, по телу меня узнали? Странно: в сериале не было ни одной сцены, где я голый». А сколько раз где-нибудь на автомойке меня спрашивали: «Вы же Староконь?» — «Да». — «А где Шматко?» Когда в десятый раз так спросили, я придумал хорошую «отмазку»: «Да вон, Шматко в моем багажнике лежит пьяный. Идите посмотрите...» Народ на секунду замирал, а потом понимал, что это шутка... До сих пор ко мне на улице подходят мужчины 25—30 лет и говорят: «Большое спасибо! Мы воспитывались на вашем сериале и благодаря ему пошли служить в армию!» Мне это очень приятно слышать. И еще приятно, что в образе Староконя я не застрял: после «Солдат» была «Охота на Берию» Алексея Пиманова, и люди стали уже узнавать меня как Берию.

— Этого исторического персонажа вы потом в нескольких проектах играли. Не страшно стать «записным» Берией?

Вячеслав Гришечкин с Алексеем Маклаковым
С Алексеем Маклаковым в сериале «Солдаты 4». 2005 г.
Фото: АРХИВ «7 ДНЕЙ»

— Наше кино, несмотря ни на какие новации, продолжает работать по советским штампам. Если Михаил Александрович Ульянов сыграл однаж­ды Жукова, то потом много лет должен оставаться маршалом Победы в кино. Я к этому спокойно отношусь. И кстати, свой первый кастинг на Берию — в сериал «Московская сага» — я не прошел. Зато потом сыграл Лаврентия Павловича раз пять. Но в каж­дом проекте разные режиссеры видели моего персонажа по-своему. Алексей Пиманов просил сделать легкий грузинский акцент. И Ия Нинидзе, которая играла жену Берии, потом мне рассказывала, что грузинский актер, тоже исполнитель роли Лаврентия Павловича в кино, говорил ей: «Этот парень сыграл Берию очень тонко — показал акцент не пародийно, не карикатурно». Пиманов еще рассказывал, что Берия внешне был очень спокойным, невозмутимым. А перед тем, как «взорваться», снимал пенсне и начинал теребить переносицу — это был «сигнал к атаке». Поэтому мой герой тоже так делает.

— Правильному грузинскому акценту где научились?

— Я родился и до школы жил в Сочи, а там грузинский очень распространен. К тому же я и сам на четверть грузин. Мой папа наполовину грузин, наполовину грек. В детстве у меня была греческая фамилия — Чинчирики. Но, когда мне было лет шесть, родители разошлись. И я стал носить фамилию деда со стороны матери — Ивана Васильевича Гришечкина, который меня и вырастил. Не только акцент, мне и языки даются легко. Когда с Театром на Юго-Западе я ездил на зарубежные гастроли, часто в спектаклях небольшие отрывки играл на языке «страны пребывания». Не целиком всю роль, как Зиновий Ефимович Гердт в роли конферансье в «Необыкновенном концерте», но приличные куски. Например, перед поездкой в Токио с «Ромео и Джульеттой» (где я играл Меркуцио) выучил целую сцену с няней на японском. Десять дней и ночей провел в наушниках и выучил! Когда вернулся, решил сделать творческий вечер с такими «иностранными» сценками — итальянской, немецкой, французской. И даже в «Лесе» Островского, где играю Несчастливцева, в одном эпизоде говорю на смеси киргизского, таджикского и узбекского языков, что вызывает дикий хохот в зале. Думаю, если бы дедушка Островский увидел это, сказал бы: «Можно и так!» Кстати, моей дочке Ляле языки тоже легко даются — она по образованию филолог, французский знает в совершенстве.

— Чем Ляля в итоге занимается? Переводчица? Или тоже актриса?

Вячеслав Гришечкин с Леваном Мсхиладзе и Валерием Бариновым
«Я сыграл Берию в нескольких фильмах. Но каждый раз играл разные варианты одной и той же исторической личности...» С Леваном Мсхиладзе и Валерием Бариновым в сериале «Контригра». 2011 г.
Фото: KINO-TEATR.RU

— У нее фирма по проведению особых корпоративов — не вечеринок, а огромных, масштабных мероприятий. Об актерской стезе дочь не мечтала — в отличие от меня. Я-то лет с пяти кривлялся. В детсаду выступал на всех утренниках, в школе не пропустил ни одного мероприятия, в пионерских лагерях всегда вел концерты. Моим кумиром был Луи де Фюнес, я очень хотел стать на него похожим. А еще обожал Раневскую и Райкина. Монологи Аркадия Исааковича, записанные на пластинки, знал наизусть...

С Райкиным у меня была незабываемая встреча. Став актером, я часто ходил на его спектакли. В последней своей постановке «Мир дому твоему» Райкин играл с сыном Костей. Аркадий Исаакович уже сильно сдал, его правая рука дрожала, выдавая болезнь. Я сидел в первом ряду и видел, что он уходит со сцены вполне бодро, но за кулисами, обессиленный, буквально падает на руки помощников. А потом снова выходил на сцену как ни в чем не бывало!.. И вот после одного спектакля в Олимпийской деревне я решился зайти к нему в гримерную, чтобы высказать свое восхищение. Нас (я был на спектакле с моей подругой Катей Урманчеевой, которая потом стала Гечмен-Вальдек) к Аркадию Исааковичу не пустили. Тогда я попросил хотя бы передать ему цветы. И вот идем мы к метро по Олимпийской деревне. Вдруг сзади подъезжает серая «Волга», останавливается. Открывается пассажирская дверь, оттуда выглядывает Аркадий Исаакович и говорит: «Ребята, давайте я вас подвезу». Мы с Катей садимся на заднее сиденье, и я, нарушая неписаные законы комфортной дистанции между незнакомыми людьми, протискиваю свою голову между водительским креслом и райкинским и завожу беседу. Ну не мог я не поговорить со своим кумиром! Рассказал ему, что я актер, пригласил на спектакль в свой Театр на Юго-Западе. Аркадий Исаакович оказался очень любознательным, расспрашивал меня про нашу труппу, она была новая, к тому же необычная — театр-студия. Так за разговором Райкин и довез нас до метро «Юго-Западная». А я и говорю: «Можно мы вас до дома проводим?» Он удивился: «Это же далеко. Я живу на улице Горького, где магазин «Эфир». А я: «Разрешите!» И так смог еще минут 45 с Райкиным пообщаться. Когда мы все вышли из машины, он сказал: «Вы очень интересный молодой человек». Эти слова я запомнил на всю жизнь. И глаза у Райкина в этот момент были такие пронзительные! Как в «Гамлете» Гертруда говорит: «Ты повернул глаза зрачками в душу». И еще я запомнил его рукопожатие. Райкин уже был совсем слабенький, а руку сжал с такой силой, что я подумал: надо же, будто тисками.

— Легендарный Театр на Юго-Западе, про который вы рассказывали Райкину, для вас не просто труппа. Там вы впервые вышли на профессиональную сцену, там встретили большую любовь (вторая жена Гришечкина Анна работала в театре помощником режиссера, они поженились в 1995 году. Пять лет назад Анна ушла из жизни после тяжелой болезни. — Прим. ред.). Это ведь основатель Театра на Юго-Западе Валерий Белякович привел вас в профессию.

— Да, я отдал Театру на Юго-Западе 47 лет, работаю в нем с момента основания. В моей биографии были разные труппы. Например, Молодежный театр под руководством Алексея Бородина. Но Театр в моей жизни был один. Я познакомился с Беляковичем в 13 лет. К тому моменту мы с мамой и младшим братом уже давно переехали в Москву. Я был очень активный: ходил в художественную школу, в театр кукол, в секции бокса, самбо, фехтования. Кстати, владение шпагой очень пригодилось потом в сериале «Графиня де Монсоро», где я сыграл Николя Давида. Когда продюсер картины Сергей Жигунов увидел черновой материал нашего с Лешкой Горбуновым (он играл Шико) боя, сказал: «Вы прекрасно владеете шпагой. Но со спины, конечно же, снимали не вас, а профи — Мишу Марченко...» А Марченко — это наш тренер, у которого я месяц тренировался. Говорю Жигунову: «Нет, со спины — это тоже я фехтую» А он: «Не может быть! Не верю!» Так вот, иду я однажды на очередные занятия — в кружок авиамоделирования. И случайно попадаю на кастинг в Театр юных москвичей, который проводил Белякович. Так решилась моя судьба. После школы я поступил в ГИТИС…

Вячеслав Гришечкин с  Романом Поповым, Юлией Захаровой и Кариной Зверевой
«Сейчас как режиссер ставлю спектакль «Однажды в Париже» — пьесу сам написал, вдохновившись французскими комедиями» С Романом Поповым, Юлией Захаровой и Кариной Зверевой на репетиции. 2021 г.
Фото: Юрий Феклистов

— У вас были потрясающие педагоги: Анатолий Эфрос, Сергей Юрский...

— Да! Помню, Юрский репетировал с нашим курсом «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Я сел в зале сразу за ним, совсем рядом, и буквально «вампирил»: впитывал каждое его слово, смотрел и видел, как потрясающе он работает. Конечно, я забирал его энергетику. И Юрский это почувствовал. Вдруг спрашивает у помощника: «А сколько времени с начала репетиции прошло?» — «Двадцать минут». Тогда он поворачивается, видит меня и говорит: «А, Гришечкин... Понятно! Перерыв». Так он дал понять, чтобы я отсел подальше и не мешал ему работать. А когда мы репетировали дипломный спектакль «Холодно и горячо, или Идея господина Дома» по Кроммелинку, Сергей Юрьевич начал объяснять одной моей однокурснице: «Тут надо сказать вот так...» И показывает ее реплики ярко, интересно. Но она вдруг заявляет: «Я не обезьяна, не буду повторять!» Студентка говорит такое гению! Юрский ничего ей не ответил, повернулся к залу: «А кто может?» Я тут же вызвался. Вышел на сцену и сделал все точь-в-точь. Юрский заулыбался: «Ну вот, молодец, точно повторил, до идио­тизма!» А через много лет мы с ним вместе снимались в сериале, где он играл Сталина, а я Берию. И в одном эпизоде я Юрского «победил» — актерски переиграл, хорошо сымпровизировав. Ну, так бывает. Сергей Юрьевич это сразу почувствовал: «Слава, я думаю, это лишнее, не надо». Я возразил: «Ну почему лишнее? По-моему, хорошо получилось, мне нравится». И он не стал больше спорить...

— Студенты актерских вузов часто жили впроголодь...

— Ко мне это не относилось! Я работал дворником на двух участках. Вставал в полпятого, чистил улицу, за что набегало 140 рублей. Потом ехал на молочную кухню за питанием для одного знакомого грудничка, получал за это полтинник. Еще 95 рублей зарабатывал ночным дежурным в родном институте, трудясь сутки через трое: расставлял стулья поближе к кнопке пожарной охраны и спал на них. А утром умывался холодной водой из-под крана, чистил зубы и шел на занятия. Но самыми дорогими для меня были те несколько рублей, которые я получал в учебном театре. Ведь их я зарабатывал любимой профессией! После ГИТИСа меня призвали в армию. Военно-топографическую «учебку» я прошел под Звенигородом, откуда в звании младшего сержанта отправился в воинскую часть в Иваново. Написал письмо на имя командира части с просьбой послать меня в Афганистан, хотел послужить Родине. Но меня не пустили: по тогдашним законам я должен был «отработать» диплом в течение трех лет. В общем, Бог уберег...

Вячеслав Гришечкин с Максимом Лагашкиным
С Максимом Лагашкиным в сериале «Деревенский роман». 2015 г.
Фото: RUSKINO.RU

— В вашей биографии есть и такой необычный момент: вы уехали из Москвы, чтобы создать театр!

— Да, в городе Волжском, пригороде Волгограда. В 2008 году я оказался там и познакомился с мэром. Полушутя сказал ему: «У вас прекрасный город. Но почему-то нет профессионального театра — только народный...» А он и говорит: «Вы приехали, значит, театр будет!» На следующий день мэр повез меня в заброшенный кинотеатр «Родина», где не было света. Только ряды полусломанных стульев в зале стояли. Но уже через два месяца мы выпустили первый спектакль! А потом я набрал и выпустил актерский курс, который составил костяк Волжского драмтеатра. На самом деле я из Москвы не уезжал, просто почти десять лет жил на два города. Жена Аня в основном оставалась в Волжском, обеспечивала тыл. Было непросто: только на девятом году мы получили служебную квартиру от города, а так снимали. И, к слову, я летал на работу в Волжский и обратно на свои деньги.

— Жили на два города и еще успевали сниматься!

— Очень был рад поработать у Светланы Сергеевны Дружининой в «Тайнах дворцовых переворотов». Играл генерал-прокурора Ягужинского. В одной сцене должен был проехать на лошади. Мороз стоял под 30 градусов, и у Анатолия Михайловича Мукасея постоянно стыла камера. Поэтому мне пришлось сделать 27 дублей. К тому же лошадь, хоть и была дрессированная, сама решала, дойти ли ей до нужной оператору точки или нет. А еще из-за сильного мороза водка, которую мой герой выливает из штофа себе на лицо, на 25-м дубле замерзла. Не лилась, а полужидкими каплями шмякалась мне на нос. Светлана Сергеевна говорит гримерам: «Ну-ка, сделайте Гришечкину такую водку, чтобы не замерзала!» И они налили в штоф чистый спирт. А я этого не видел. Звучит команда «Мотор!». Лью жидкость на лицо и понимаю, что сейчас зрачки сгорят к чертовой матери — боль адская! По моим ощущениям, только через час Дружинина сказала: «Стоп, снято! Хороший дубль...»

Вячеслав Гришечкин с дочерью Ольгой
«Дочь по образованию филолог. Об актерской стезе не мечтала — в отличие от меня. Я-то лет с пяти кривлялся...» С дочерью Ольгой. 2020 г.
Фото: INSTAGRAM*.RU

— А в каких проектах вы сейчас снимаетесь?

— Предложения есть, а вот времени на кино не всегда хватает, ведь я играю в антрепризах. А сейчас как режиссер ставлю спектакль «Однажды в Париже» — пьесу сам написал, вдохновившись французскими комедиями.

— В спектакле заняты не только известные драматические артисты — Олег Харитонов, Юлия Захарова, Карина Зверева. В нем играют и дебютанты театральной сцены: участник КВН и шоу «Однажды в России» Максим Киселев и резидент Comedy Club, снявшийся в сериале «Полицейский с Рублевки», Роман Попов. Как вам работается с такими «новичками»?

— Когда увидел Рому и Максима, сразу подумал, что наша пьеса очень подходит для них. Или они подходят для нее... Ребята просто фонтанируют идеями. Иногда даже трудно репетировать, потому что они, паразиты, ежесекундно выдают какие-то приколы, штучки-дрючки. Взял Рому и Максима, потому что увидел в них живое, незаштампованное «существо». Мне очень нравятся наша пьеса, наши актеры, музыка, которая звучит в спектакле, — классика французского шансона (Ив Монтан, Шарль Азнавур, Мирей Матье). Надеюсь, что зрителям, которые первыми увидят нашу постановку — 24 июня в ДК Ленсовета, она тоже понравится!

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая