Владимир Симонов: пережил гибель матери, женился четыре раза, жалел о несыгранном в кино

Андрей Колобаев
|
30 Ноября 2025
Владимир Симонов
На ММКФ. 2018 г.
Фото: Коммерсантъ/Fotodom

Глыба, звезда Вахтанговского театра, известный весельчак и хохмач, внешне жизнелюб и здоровяк, какие живут до 100 лет, — и вдруг такая убийственная новость: 8 ноября на 69-м году жизни Владимира Симонова не стало...

Вспоминаю, как через московские пробки пробивался в Театр Вахтангова на встречу с ним. Где-то на Тверском бульваре в неположенном месте бросил машину и припустился со всех ног бегом — так боялся опоздать. Представляя укоризненный взгляд одного из своих любимых актеров, опасался, что интервью вообще не состоится. Эти несколько километров я пробежал, по-моему, с мировым рекордом. Но все равно опоздал.

Симонов сидел в театральном кафе и с недовольным видом пил кофе. Увидев взмыленного, как конь, журналиста, он (как показалось) на пару секунд задумался — не послать ли меня элегантно. Я знал, что он владеет этим искусством виртуозно. Но великодушно молвил: «Ладно, идемте в мою гримерку»...

— Владимир Александрович, это правда, что еще в двадцать лет цыганка нагадала вам невероятный актерский успех?

— Да, в Ставрополе. Правда, не в двадцать лет — я уже работал в театре. Мне никогда до этого не гадали, а тут… Цыганка подошла на улице, попросила три рубля, причем сразу определила, что я актер (чем «купила» мгновенно). И сказала: «Сейчас даже не мучайся. Все придет после сорока пяти!»

— Предсказание сбылось?

— Считаю, что еще нет. Она имела в виду, что все начнется после сорока пяти. А когда конкретно — неизвестно. Нет, пока я совершенно не чувствую себя «сбывшимся».

Владимир Симонов с Михаилом Ефремовым
С Михаилом Ефремовым в сериале «Граница. Таежный роман». 2000 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— И это говорит человек, который переиграл практически все главные роли классического репертуара?! Неужели?

— С театром еще более-менее. А с кино? Не думаю, что там я состоялся. Да, у меня много фильмов. Но… А может, я просто человек такой, что, даже если завтра сыграю что-то выдающееся и получу какой-нибудь «Оскар», так и останется ощущение, что у меня еще все впереди? Сейчас я живу именно с таким чувством.

— Считается, что в профессии артиста чуть ли не главную роль играет Его Величество Случай. В вашей жизни было нечто такое, что раз и навсегда ее перевернуло?

— Похоже, что Его Величество, о котором вы говорите, как раз случай не мой. Это хорошая вещь, когда ты готов, грубо говоря, к какому-то кардинальному скачку. И вот он как раз случился. Со мной никогда не было такого. Все, что у меня есть, — это… Через труд, труд, труд. Я не могу назвать случаем, когда режиссер решил: «Отелло сыграет Владимир Симонов». Вряд ли это случайность. Другое дело, когда где-то кто-то тебя увидел…

— Например?

— Пожалуйста! Фантастика, но тем не менее. Вот я сыграл Ивана Тургенева в картине «Достоевский». И вдруг в Голливуде, допустим, решили снять историю любви Полины Виардо и Тургенева. Серий на сто! Продюсеры режиссеру подсказали: в России фильм про Тургенева сняли. «А кто там Тургенев?» — «Некто Simonoff». — «А давайте-ка его!» Меня приглашают, я точно подхожу. Я там снимаюсь шесть лет, у меня контракт на 85 миллионов долларов. Вот это Случай! Такого у меня не было. Но еще, может быть, будет. Жду. (Смеется.)

— Разве правильный выбор профессии — не везение? Вы же не из творческой семьи, в детстве в драмкружки не ходили, самодеятельностью не увлекались…

Владимир Симонов с Евгенией Крюковой
«Это в тридцать лет я думал, что о любви знаю все. А сейчас с каждым годом понимаю, что знаю все меньше и меньше. И это нормально! Чем больше живем, тем меньше понимаем происходящее» С Евгенией Крюковой в фильме «Ключ от спальни». 2003 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Да, не увлекался. Голубей держал. Повезло, что приняли парня из глубинки, из небольшого городка под Самарой. Я не верил, конечно, что это возможно. Ведь я там у себя под Самарой жил как бы «двойной жизнью»…

— Как это?

— Большую часть суток был как все, то есть сидел в компаниях, мы по ночам пели песни под гитару, пили портвейн из горлышка. А под утро, покачиваясь, приходил домой, где стояли двести томов «Всемирной литературы», множество других серьезных и интереснейших книг, и читал. Но это благодаря маме. Да, как бы с одной стороны, такая хулиганская детско-юношеская жизнь — голуби, портвейн. А с другой — вот немножко такой. Странный парень. Может, потому, что Близнецы по гороскопу.

А «занесло» в артисты благодаря театру. В девятом классе мы с мамой поехали в Ленинград, попали в БДТ, в Пушкинский театр — этого оказалось достаточно. Посмотрев три спектакля, я заболел театром. Иначе не скажешь. Понял: вот это мне безумно интересно. Стал готовиться. Поэтому и рвался сюда — в Театральное училище имени Щукина. И, как видите, дорвался.

— Кстати, за что в училище вас прозвали «перочинный нож»?

— За пластичность. Я был от природы настолько гибкий, что на занятиях по сценическому движению складывался в средних размеров чемодан и ребята защелкивали его.

— Сейчас, по прошествии многих лет, можете твердо сказать, кто из актеров оказал на вас наибольшее влияние?

Владимир Симонов
В дипломном спектакле «Невский проспект» в Театральном училище им. Щукина. 1980 г.
Фото: Personastars.com

— Назову одну фамилию: Олег Борисов. То, что я увидел в его исполнении в БДТ, меня потрясло. Правда, тогда я не понимал про театр ничего. Но смотрел на сцену и просто глаз оторвать не мог.

— Многие начинающие актеры мечтают о славе — на сцене и съемочной площадке… Вы о чем мечтали во время учебы? Честно!

— Об этом же. О хороших ролях. Об известности. Но что касается театра, судьба всегда подбрасывала роли сама. У меня в девяти дипломных спектаклях училища было девять главных ролей. И в театре «Дядю Ваню», героев Шекспира, Мольера я играл без, скажем так, закулисного сверхнапряжения. Видимо, каким-то образом выделялся. Поэтому педагоги старались занять меня.

— Первая известность пришла тоже без сверхнапряжения?

— Если она у меня и есть какая-то, то случилась не сразу, а постепенно, логично, без скачков, без экстерна… Я не просыпался знаменитым. И слава богу, что так. Я знаю, многие не выдерживают — у актеров психика слабая... А у меня таких испытаний не было: «ох, как же я завтра выйду на улицу?»

— А в кино мечтали сниматься?

— Безусловно. Объясню почему. Снимаясь в кино, ты ощущаешь себя более полноценным артистом, что ли. Если у тебя только театр, значит, ты не настолько ярок, интересен, чтобы тебя смотрели на экране. Конечно, сниматься я хотел.

Владимир Симонов с родителями
С родителями. Начало 1970-х гг.
Фото: Personastars.com

— Однажды вы сказали такую фразу: «Актер должен уметь играть все — от клопа до лунохода, от раковины до розетки. Он может сыграть даже обои». Это гипербола?

— Это моя установка. Я действительно считаю, что актер должен уметь играть все. Во мне до сих пор это крепко сидит: надо и в кино, и в театре сыграть что-то такое, чтобы вызвать невольную реакцию: «Как он это делает?», «Как же это возможно?». Вот это для меня — наивысшая цель и высшая похвала.

— Задача не из легких…

— Да, трудно. Мне уже немало лет, более тридцати из них выхожу на эту сцену. И все равно бывает — подходят люди, задают вопросы. Значит, я иногда их чем-то все равно удивляю. Театр — такая вещь… Надо удивлять!

— Вот говорят: «щукинский дух», «вахтанговское начало»… Более материально вы можете объяснить, что это такое?

— А как? Это не расшифровывается. Об этом можно только говорить, что это есть. Другое дело — кто-то это берет, умеет брать, а кто-то отскакивает, как стекляшка на льду. Возможно, мне — удалось. Я впитывал многое — и потом, когда пришел в Театр Вахтангова, продолжал впитывать. Наверняка этому немало способствует дух предыдущих поколений актеров, которые здесь творили.

Они в театре присутствуют в фотографиях, как-то это передается. Я верю в невидимые ниточки, невидимые законы во всем — в быту, в отношениях, в яркости. Это все… ну как в семье. Увидите ребенка и сразу скажете: «Похоже, он — вон из той семьи». И точно! Я надеюсь, вахтанговцы, щукинцы отличаются каким-то особым отношением к жизни. Да много чем.

Владимир Симонов с Лидией Вележевой и Марией Ароновой
С Лидией Вележевой и Марией Ароновой в спектакле «Мадемуазель Нитуш» Театра им. Евгения Вахтангова. 2009 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

— Хотите сказать, что альма-матер накладывает неизгладимый отпечаток?

— Безусловно. Но бывают и такие истории. Рассказываю. В 80-е годы прошлого века Ингмар Бергман привез из Швеции «Гамлета», и здесь, на этой сцене, они играли. Все были замечательны — и Гамлет, и Офелия… Все! Но я смотрел на Полония и ловил себя на ощущении, что этот актер окончил Щукинское училище. (Роль Полония исполнял шведский артист Ульф

Йоханссон. — Прим. ред.) Объяснить я это не могу. Но роль была сыграна так по-вахтанговски — изысканно, ярко, пронзительно. Хотя наверняка этот актер приехал в СССР впервые, весь спектакль игрался на английском языке. Ну этот Полоний... Просто наш парень, и все тут!

Другой пример — Евстигнеев. Евгений Александрович к Щукинскому училищу не имеет отношения. Но по своему существованию на сцене это самый вахтанговский актер! Вот как так получилось? Загадка. ?

— Коллеги говорят, вы острослов, мастер розыгрыша, вашей иронии многие побаиваются.

— Да нет, что вы! Наговаривают на меня… (Улыбается.) Вот раньше, в годы юности, мы устраивали капустники, много импровизировали, разыгрывали. А сейчас все это как-то постепенно из театра ушло.

— Почему же тогда Павел Деревянко, с которым вы вместе снимались в комедии «Ржевский против Наполеона», едва услышав вашу фамилию, начал дико хохотать?

Владимир Симонов
«Снимаясь в кино, ты ощущаешь себя более полноценным артистом, что ли. Если у тебя только театр, значит, ты не настолько ярок, интересен, чтобы тебя смотрели на экране» В сериале «Достоевский». 2011 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— (Загадочно улыбается.)

— А в обычной жизни про вас так не скажешь — у вас строгий голос по телефону.

— Я — разный. И такой, и сякой. Потом, от настроения многое зависит. От того, как проснулся, как встал, какая погода, как прошла утренняя репетиция… Вот сейчас я после репетиции — мы читали три часа «Евгения Онегина». Параллельно проблемы какие-то возникли. Я даю вам интервью, а они, хочу я или нет, давят и влияют на настрой. Не будь этого, может, получилась бы немножко другая беседа.

— Что такого должно быть в роли, в сценарии или пьесе, чтобы вы загорелись, не спали ночами?

— Например, когда Отелло репетировал, мучился бессонницей...

— Кого из героев не будете играть принципиально?

— Особых табу у меня нет. Я играл довольно разных персонажей, даже преступников. Но если это на грани патологии запредельной, то, конечно, нет. Еще стараюсь избегать явных повторов. А то у нас как? Сыграешь один раз бизнесмена или взяточника, потом только их и предлагают. Но когда актер начинает повторяться, он многое теряет. Я стараюсь этого избегать.

Владимир Симонов с Марией Бердинских, Людмилой Максаковой, Юрием Красковым, Любовью Корневой и Сергеем Маковецким
С Марией Бердинских, Людмилой Максаковой, Юрием Красковым, Любовью Корневой и Сергеем Маковецким в спектакля «Дядя Ваня». 2009 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

— Вам как артисту что дает театр и что — кино?

— Театр мне дает ощущение жизни и смысла. А кино мне дает... средства для поддержания этого смысла. (Смеется.) Но, опять повторюсь, такой кинороли, которую бы я выстрадал, в которую вложил бы душу и сердце, у меня просто нет. Ни одной. Да, я работал с Миттой в замечательной картине «Граница. Таежный роман». С Эльдаром Рязановым — в фильме «Ключ от спальни», с Иваном Дыховичным — в прекрасной ленте «Прорва». И у Хотиненко снялся в «Достоевском», и у Урсуляка в «Жизни и судьбе». Но это все… Не в обиду прекрасным режиссерам… Я надеюсь, вы понимаете, о чем я? Есть роли, которые полностью соединяются с актером, со зрителем, и это полноценное соединение. А у меня все на уровне знакомства, вроде как начали, дело пошло. И теперь нужно качественное продолжение. Так вот, мне зацепиться за что-то масштабное пока не удалось.

— А крутиться-вертеться, дружить с продюсерами?..

— Я понимаю, это тоже ход, можно зарабатывать очки и вот таким путем попасть туда. Но не смогу. Неприятно. Характер не такой.

— Мастера старой школы говорили, что актер обязан выглядеть на десять лет моложе.

— Полностью согласен. Хотите узнать, что я для этого делаю? Во-первых, постоянно помню об этом. Во-вторых, у меня есть один спектакль, где в течение нескольких часов я должен почти непрерывно бегать, прыгать, кривляться… Он выжимает меня полностью. И это своеобразный мой тест на то, в какой я форме. Поскольку я пока с этим справляюсь, значит, никаких сверхусилий предпринимать не надо. Поэтому в спортзал не хожу, мне вполне хватает плавания в бассейне. Плюс правильное питание. Из вредных привычек я оставил всего одну: иногда могу себе позволить бокал хорошего сухого вина. Хотя по молодости когда-то бывало…

— Интересно, какую неожиданную выходку мог себе позволить молодой Владимир Симонов?

Владимир Симонов с сыном
С сыном Василием. 2010 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

— Отвечу так: случаи, когда я открывал глаза, видел незнакомую обстановку и задавался вопросом «А где же это я?», безусловно, в моей жизни были. (Загадочно улыбается.) Да много чего было! Мог из одной квартиры на восьмом этаже перелезть в соседнюю, а потом утром ужаснуться: «И как я это смог сделать?!» И тут нет никакой уникальности. Уверен, таких приключений в жизни каждого человека предостаточно. Причем во всем этом есть даже польза, потому что юность и молодость и даны для того, чтобы все попробовать, накопить жизненный опыт. В том числе такой. Главное, этот процесс не запускать и вовремя остановиться.

— Говорят, сегодня вы живете уединенно под Красногорском, в деревянном доме рядом с лесом. Дома целый зоопарк — собаки, кошки…

— Там тихо, меня никто не тревожит.

— Может, по ночам тайно пишете пьесы?

— Нет, никаких пьес не пишу пока. Правда, не зарекаюсь, поскольку неизвестно, что будет завтра. А так, конечно, я очень люблю природу, лес, люблю философствовать, наблюдать, размышлять над волнующими меня вопросами. Но у меня нет никаких так называемых хобби, это правда.

— Все-таки какой-то отдушины не может не быть.

— Понимаете, все мое свободное время занимает работа. То я на репетициях, то на съемках. Спектакли, гастроли… И во всем этом я чувствую себя вполне гармонично. То есть работа не является для меня стрессом, который необходимо срочно чем-то снимать, отвлекаться. Я давно получаю от нее удовольствие и в каких-то особенных отдушинах, смене обстановки не нуждаюсь.

Владимир Симонов
С Маратом Башаровым и режиссером Марюсом Вайсбергом на съемочной площадке фильма «Ржевский против Наполеона». 2011 г.
Фото: ТАСС

— В трактате «О любви» Стендаль назвал два двигателя в жизни человека: любовь и тщеславие. Что движет вами?

— (Не задумываясь.) Любовь и тщеславие. Стендаль прав!

— Вы — единственный из московских артистов, кто три года подряд награждался театральной премией «Чайка». Это греет самолюбие?

— Не знаю, единственный ли я... Но глупо отрицать, что мне приятно. Все-таки, как мы выяснили, тщеславие мною движет. (Смеется.) Правда, это не означает, что, когда ко мне домой приходят гости, я их веду к этим наградам или протираю с них пыль, часами любуюсь ими... Значит, все не зря, не впустую — вот что для меня важно.

— В каком порядке вы бы расставили свои жизненные приоритеты?

— На первом месте у меня дети, на втором — работа (потому что дети), на третьем — личная жизнь.

— Есть прекрасная фраза у Анны Ахматовой о том, что все мужчины восхищаются Пенелопами, а женятся на их полной противоположности.

Владимир Симонов с Яной Соболевской
С женой Яной Соболевской. 2022 г.
Фото: Photoxpress/Legion-Media

— Все мужчины восхищаются Пенелопами, а я — на них женюсь!

— Что для вас лично в женщинах первостепенно?

— Все важно: красота, интеллект… Все! Это надо чувствовать, ощущать глазами, мозгами и всем, чем только можно. И главное — влюбляться!

— Вы женаты в четвертый раз, и, судя по всему, накоплен немалый опыт. Что вы к сегодняшнему дню узнали о любви?

— Это в тридцать лет я думал, что знаю все. А сейчас с каждым годом понимаю, что о любви знаю все меньше и меньше. И это нормально! Чем больше живем, тем меньше понимаем происходящее.

— Владимир Александрович, по каким внутренним законам вы живете?

— Думай о лучшем, но всегда будь готов к худшему. Вот эта золотая серединка — норма. Я понимаю, что такое жизнь, что может случиться очень плохое. Знаю, что в жизни бывают лавры, что с тобой может случиться чудо, может вдруг нежданно-негаданно свалиться счастье. Только мизинцем ворочай, и все будет хорошо. Но мне кажется, человек всегда должен находиться в середине. Ни туда, ни сюда. Ни в минус, ни в плюс. Получилось что-то — возьми. Не получилось — потерпи. И тогда ты нормальный. Вот я стараюсь держать себя в норме.

Владимир Симонов
«Думай о лучшем, но всегда будь готов к худшему. Вот эта золотая серединка — норма. Я понимаю, что такое жизнь, что может случиться очень плохое...» С наградой «Хрустальная Турандот» за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Минетти» Театра им. Евгения Вахтангова. 2016 г.
Фото: РИА Новости

— Есть предчувствие, что вот-вот сбудется предсказание цыганки и придет настоящий успех, вселенская слава?

— Не ощущение, скорее, есть вера. В хороший сценарий, хорошего режиссера, хороших партнеров. В тот же Его Величество Случай, наконец. Потому что реально в любой момент это может случиться.

— А где же в вашем «счастливом» списке материальные блага? Виллы, яхты, недвижимость за границей, счета в офшорных зонах?

— Да я не против, если бы и они были! Но их нет, а тратить жизнь, чтобы таким путем, как другие, этого добиваться, я не буду. И у меня на весах это не выравнивается. На моих весах.

Интересные факты

  • На переменах в школе будущий артист любил копировать учителей, на уроках разыгрывал одноклассников, мечтал стать клоуном. «Однажды, помню, классе в пятом, читая рассказ Чехова «Ванька», так вошел в роль, представляя себя на месте этого мальчика, что расплакался, жутко напугав учительницу. Рос таким тонким и чувствительным», — вспоминал Симонов.
  • Родители будущей звезды — отец, машинист электровоза, и мама, секретарь горкома партии, — были сильно заняты на работе, поэтому маленький Володя свои первые семь лет прожил с бабушкой. Отца он не помнит, поскольку тот рано умер. А с мамой артиста случилась трагедия. В 2000 году преступники узнали, что она накопила большую сумму денег для переезда в Москву к сыну, и при попытке ограбления ее убили. Гибель матери стала для артиста незаживающей раной на всю жизнь. «Я не верил. Моя природа отказывалась верить, что это произошло», — признавался Владимир Симонов.
  • Первый брак актера был «студенческим» — в институте у него завязались отношения с однофамилицей Ольгой Симоновой — наследницей знаменитой театральной династии. Однако жизнь в тени могущественного тестя, главного режиссера Театра Вахтангова, стала невыносимой для самолюбивого Владимира. Его упрекали в том, что роли он получает «по блату». Не выдержав этого, Симонов ушел из театра, что привело к краху брака, несмотря на рождение дочери Аси. Вскоре его сердце заняла коллега Екатерина Беликова. Этот брак продлился около десяти лет, в нем на свет появился сын Василий, пошедший в будущем по стопам отца.
  • Третий брак 44-летнего актера со студенткой ГИТИСа Надеждой, которая была младше его на 23 года, начался с безумной страсти: Владимир ушел из семьи с одним чемоданом. В этих отношениях родился сын Владимир, но страсть быстро угасла. Молодая жена, оставив ребенка, уехала в Индию, и Симонов остался один с маленьким сыном. Казалось, история повторится, когда в 55 лет он встретил актрису Яну Соболевскую, также младше его на 23 года. Но этот союз, увенчавшийся рождением дочери, стал для актера долгожданным счастьем и гармонией.
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая