Владимир Мишуков: «Когда назначают секс-символом, приходится соответствовать»

«Звонок, незнакомый номер, слышу: «Добрый день, это Александр Збруев». И в течение трех минут он...
Владимир Мишуков. Фото
Владимир Мишуков
Фото: Виктор Горячев

«Звонок, незнакомый номер, слышу: «Добрый день, это Александр Збруев». И в течение трех минут он говорил такие слова про мою работу, что только и оставалось ответить: «Спасибо, Александр Викторович, вы подарили мне крылья». Звонок от Збруева в моей классификации — выше любой государственной премии любого хорошего царства-государства», — говорит актер и фотограф Владимир Мишуков.

— Владимир, как вам новый сезон «Содержанок», который сейчас идет на видеосервисе START? Многие его очень ждали…

— Предыдущие два сезона, режиссерами которых были Константин Богомолов и Дарья Жук, мне ближе. Они про психологию взаимоотношений между людьми. Третий сезон, быть может, более динамичный, яркий, но акцент больше на внешних обстоятельствах детективного свойства.

— В любом случае «Содержанки» — проект, который моментально сделал вас знаменитым. Можно сказать, секс-символом. С вашим героем Глебом Ольховским у вас много общего?

— Я ни разу, ни секунду не такой, как этот чувак. Образ Глеба Оль­ховского — это просто роль, наблюдение за сильными мира сего. Не более. Но, думаю, я наделил этого персонажа некоторыми рефлексиями, которые в большинстве своем не свойственны современным олигархам.

— Удивительно, но после окончания ГИТИСа вы быстро ушли из актерской профессии и стали одним из самых известных фотографов — и лишь недавно снова вернулись в профессию. Зигзаги судьбы.

— Когда я был студентом театрального института, на спектакль «Чудесный сплав», в котором я играл одну из главных ролей, некоторые люди приходили по сорок раз. Нелли Уварова семнадцать раз посмотрела и после этого, кажется, окончательно приняла решение стать актрисой. Когда я выпускался, Райкин звал меня к себе в театр: «Приходи, главные роли — для тебя».

— Манера некоторых артистов в его театре очень похожа на его собственную…

— Что я вскоре и обнаружил. И быстро покинул этот театр. Так же, как и Театр армии, где я проработал год и сыграл там Страшилу в «Удивительном Волшебнике страны Оз», был во втором составе, делал все, что хотел. Никто второй состав не контролировал, и я выпал из классического образа. Надел белый пиджак, из которого торчали тряпичные клоки, а лицо каждый раз разукрашивал так, будто оно сшито из лоскутков ткани. Получалась страшная морда — Фредди Крюгер отдыхает. При этом я играл добродушного парня. В то же время в команде служил Кирилл Пирогов, и мы с ним дружили.

— Некоторое время вы работали на ТВ, причем с Андреем Звягинцевым, тогда еще никому не известным. А лишившись этой работы, стали выплывать в сторону фотографии. Что вас привлекло в этом занятии?

Владимир Мишуков с Дарьей Мороз
«Я ни разу, ни секунду не такой, как этот чувак. Но я наделил этого персонажа некоторыми рефлексиями, которые не свойственны современным олигархам» С Дарьей Мороз в сериале «Содержанки-3». 2021 г.
Фото: предоставлено видеосервисом START

— Когда я фотографировал портреты людей, мне нужно было в идеале пять часов, чтобы снять то, что хотелось. Задача — дождаться момента, когда человек перестанет прятаться за привычным звездным образом. Для этого необходимо самому открыться — в надежде на шанс, что и мне откроются. Я всегда хотел сделать такой портрет, который выражал бы и меня, и того, кого я фотографирую. Меня часто спрашивают: «На что вы снимаете?» Говорю: «На матрицу сердца». Если вы думаете, что фотография принадлежит к видимому миру и фиксируется только при помощи молекул серебра, электронных пикселей или жидких кристаллов, — вы ошибаетесь. Человек сам — ходячий фотоаппарат или видеокамера, устройство, которое постоянно что-то записывает. В защиту гаджетов скажу: по большому счету это продолжение наших органов чувств.

— И все же как вы могли отказаться от сцены и уйти в тень? Ведь у фотографа другая позиция — смотрят не на него, а на объект, на который смотрит он сам.

— По жизни я больше созерцатель. Ну и еще дело в интересе. Дети стали рож­даться, и меня жизнь сама по себе увлекала гораздо больше, чем прозябание в театре. А кино тогда в нашей стране почти и не существовало. Много людей моего поколения, моего возраста ушли из профессии и стали заниматься другим. Нет работы, а семью нужно обеспечивать. Так новая профессия и нашлась.

— У вас четверо детей. В одном интервью вы говорили, что самые сильные эмоции в жизни испытывали, когда присутствовали при их рождении.

— Так и есть. Вообще, жизнь первична, а искусство — производное от нее. Она многообразнее, богаче. Когда родился мой старший сын Женя, мне было 25 лет. Работать в театре стало не интересно по сравнению с тем, что происходило у меня дома. Потом родились Прасковья, Варя, Платон… Но дети выросли, и теперь у меня поменялся объект внимания.

— Не так давно вы развелись с женой. Это было трудное решение?

— Счастливыми те дни не назовешь, но не было чего-то особо драматичного. К этому моменту стало совершенно ясно, что все уже, по сути, произошло, а документы — только формальность…

— Не жалеете, что так вышло?

— Нет… Иногда мне жена что-то напишет, или я ей напишу, и подкатывает ком к горлу, как будто мы что-то не удержали. Но надо понять, что именно. О том, что было ближе к концу, жалеть нечего, там пошли уже одни противоречия, несостыковки, неспособность отдавать, а только желание что-то брать. Пришло время, когда нам с женой стало органичнее выражать себя и в профессии, и в жизни по отдельности. Мы могли развиваться дальше свободно только вне брачных уз. Поэтому не могу сказать, что жалею. То, что мы не вместе, — это хорошо. Никто никому претензий больше не предъявляет, никаких «а ты должен».

— Миллион бонусов у этой свободы. Но вы ведь потеряли что-то…

Владимир Мишуков с Максимом Матвеевым
«На съемках «Шерлока в России», а особенно после них, я сблизился с Максимом Матвеевым. От его человеческих и профессиональных качеств я пребываю в сильном впечатлении» В сериале «Шерлок в России». 2020 г.
Фото: предоставлено видеосервисом START

— Потеря происходит еще до расставания. Вот я с детьми сейчас встречаюсь, гуляю, то с одним, то с другим. Растить их было трудновато по многим внешним обстоятельствам, но это было счастье невероятное. Все они выросли. И я к этому причастен. Сейчас только Платон требует внимания, он у нас вечный ребенок. И мы это внимание даем. А так, по большому счету, в прежнем семейном формате нам уже делать нечего, значит, нужно было что-то менять.

— Вы рассказывали, что у своих родителей вы третий ребенок (есть еще два старших брата), но если считать все беременности мамы, то десятый. Мама собиралась сделать аборт, но потом вас оставила. И это влияет на всю вашу жизнь. Мне кажется, вы и в артисты пошли для того, чтобы добрать любовь, которой не хватало.

— Нет. В то время аборты были делом естественным. Когда я родился, меня любили, мне потакали, как младшему. У меня было много любви. Но страх, что от плода избавятся, — генетическая информация. Она во мне записана на генном уровне, я из нее состою в том числе. Это не я придумал, ученые доказали. Статью об этом прислала мне жена, творчески и неординарно занимающася акушерством.

— Тогда откуда в вас творческое начало? Какой была ваша семья?

— Семья простая: мама — сначала воспитательница в детском саду, потом — инженер-экономист. Папа — бригадир электромонтажного цеха на Мослифте. Но это ничего не объясняет, потому что люди творческие появляются в разных средах. Я родился любопытствующим естествоиспытателем, везде совал свой нос — во все шкафчики, на все полки. Не из желания обладать чем-то материальным, хотя и такое в детстве бывало — воровал конфеты из булочной, кисель из магазина. Но главное тут — момент исследования, эксперимента.

— И какие открытия вам удалось совершить?

— Например, был период в юности, когда я увлекался чтением Библии. Там написано, что человек создан по образу и подобию Божьему. А что такое подобие, никто не расшифровывал. Я сделал доморощенное открытие, что образ — это схожесть во всем внешнем, но при разнице масштабов. Но вот в чем подобие?.. А оно в том, чтобы быть Отцом и Творцом. Коим Бог и является. То есть надо творить и быть ответственным за сотворенное. Что я, признаться, и пытаюсь делать всю свою жизнь без какой-либо религиозной подоплеки. Еще мое ощутимое открытие: если мы с вами соприкоснемся руками, вы почувствуете мое тепло. Мы батарейки без зарядки, не подключенные к розеткам, теплообменники с температурой 36,6 градуса. И это тепло — единственное, чем можно по-настоящему поделиться с другими людьми. Ни опытом, ни радостью в полной мере не получается, пока другой человек сам это не апробирует. Вот, например, у меня младший ребенок с синдромом Дауна, и я рад его пребыванию на этой земле. Но поди объясни эту свою радость тем, у кого нет такого ребенка, они скажут, что я экзальтированный чудак. Не поймут. Есть масса примеров, когда человек не в состоянии поделиться своей радостью с другим в полной мере.

— В вашей биографии есть очень необычные моменты. Например, когда вам было четыре года, вас из московской жизни увезли в Африку. И вы помните себя уже с этого возраста, что само по себе удивительно...

— Я помню не все подряд, а такими вспышками. Помню, как в аэропорту папа купил лимонные дольки — в городе такой мармелад не продавался, у нас же тогда была страна дефицита. Еще помню, что мы делали пересадку в Каире и как там оказалось жарко. В остальном мир не особенно поменялся. Рядом по-прежнему были родители и брат, просто мы теперь жили в Сомали… Поселились на территории бывшей итальянской колонии, где в столице, Могадишо, были улицы с домами прежней архитектурной роскоши, магазинами, виллами, пляжами. А вокруг — степи, пустыни, термитники, много бедных людей. Очень красивых — стройных, с тонкими чертами лица, большими глазами, гибкими фигурами.

— Чем отец там занимался?

Владимир Мишуков с Александрой Быстржицкой
«Александр Збруев был на премьере этого фильма. Я видел, как в конце он выходил из зала, и мне показалось, что ему не понравилось. Но потом он вдруг позвонил, и я услышал самые теплые слова одобрения. Как будто от его поколения получил некую эстафетную палочку» С Александрой Быстржицкой в фильме «Слоны могут играть в футбол». 2018 г.
Фото: предоставлено видеосервисом START

— Он работал ночным комендантом. В Сомали наша страна, кажется, добывала крупные кристаллы невероятной прочности и прозрачности, которые лежали неглубоко в земле и которые использовались в космической промышленности. Но это не точно. Папа дежурил ночью в офисе, потом высыпался, а днем занимался электрикой на территории общего поселения.

— Вы долго жили в Африке?

— Десять месяцев, потом я заболел воспалением легких, и стало ясно: климат не подходит. Меня отправили в Москву к бабушке. Но жизнь в Африке я запомнил как что-то прекрасное. Там не было нормальной системы образования, поэтому старший брат не поехал — обучение велось только в начальной школе. Средний брат учился во втором классе, папа уходил по своим рабочим делам, мама занималась хозяйством. А я, четырехлетний, просто шатался, потому что детского сада тоже не было. Домик, в котором мы жили, весь закрывался дверьми с крепкими москитными сетками. Я ощущал себя в ловушке, и в какой-то момент прорезал эту сетку, открыл щеколду и вышел на свободу. Бродил по всей территории, на которой в одно­этажных домиках жили только представители СССР. Рядом, через забор, была итальянская вилла с бассейном, в котором шумно барахтались дети из капиталистической страны. Вступать с ними в контакт нам не разрешалось. В Африке я впервые попробовал папайю, манго, королевские бананы — маленькие, толстенькие и невероятно сладкие, жвачку и все популярные до сих пор газированные напитки, которых в Союзе, естественно, тогда не было. Когда ты маленький, все принимается как должное. Это я гораздо позже осознал, что не все люди ездят в Африку, за границу.

— И не все дети видят на улице обезьян вместо кошек и собак. Я знаю, у вас даже случился конфликт с обезьяной Яшкой, которая вас буквально преследовала.

— Яшка видел, что я маленький и не могу с ним сражаться, отогнать. А любое животное ведь живет по закону джунглей. Вот обезьяна и извлекала из моей слабости и детскости свои дивиденды. А дивиденды у обезьяны простые. Они любят искать друг у друга каких-то насекомых, и Яшка садился на мою голову и все время там что-то выискивал, больно царапал меня. Может, от этого я сейчас и лысый. Я до сих пор настороженно отношусь к животным — собакам, кошкам, у меня ощущение, что у них есть основания меня тяпнуть, просто попробовать на вкус. Такой страх из детства.

— Почему вас стали звать Вовкой-артистом?

— Видимо, потому, что я был активный, живой ребенок. Участвовал во всякой самодеятельности в школе, в смотрах песни и строя. Артист — в первую очередь позиция сиюминутного реагирования, особый способ восприятия всего, что вокруг. Такие люди вне зависимости от возраста всегда как дети. И это счастливые люди, потому что в вялотекущей жизни, когда ничего не происходит, легко впасть в уныние, а у артиста всегда праздник. Например, дочери Прасковье, когда она была маленькой, подаришь ерунду, а она воспринимает с невероятным восторгом. Какой счастливый человек, думал я. А вот у Варвары, которая помладше и тоже восприимчивая, восторгов по любому поводу не случалось, другая природа. Два человека от одних и тех же родителей, и какие разные… Так и у меня с моими братьями. Эмоционально мы очень разные. Когда родители развелись, каждый из нас отреагировал на это по-своему. Но не без доли радости.

— Вы правда радовались, когда родители развелись?

— Если родители в сложных отношениях, в конфликтах и так далее, конечно, это рикошетит по детям, и ты становишься таким полем, где они доказывают, кто больше тебя любит и правильней воспитывает. Папа по сравнению с мамой был более строг и требователен. Он уставал на работе, вставал в 5:30 утра, а когда возвращался, понятное дело, ему хотелось отдохнуть, завалиться на тахту, почитать, телевизор посмотреть, а тут — мы, каждый со своим темпераментом и интересами. И ему, человеку, который прослужил в юности почти пять лет на флоте, наверное, казалось, что с помощью строгой дисциплины и наказаний правильно воспитывать будущих мужчин.

— Как вас наказывали?

Владимир Мишуков
В фильме «А.Л.Ж.И.Р.». 2018 г.
Фото: KINO-TEATR.RU

— По-разному, в зависимости от возраста. Иногда ремнем… Во втором классе я стал получать много двоек, и папа сказал: «Еще раз неуд принесешь — получишь». И на следующий день, по-моему, я две или три пары схватил… Когда пришел домой, надел сначала колготки, на них спортивные штаны, рейтузы и еще шаровары. Подхожу к среднему брату, даю ему ремень, говорю: «Ударь меня...» Он бьет. Ой, больно, больно! Надел еще какие-то штаны с начесом и снова говорю: «Ударь еще…» Ага, вот сейчас терпимо. Отец приходит вечером, мы стоим в коридоре. А у нас так было принято: дети встречают отца, подходят, обнимают, целуют... И вот он раздевается, братья уже отошли, а я стою на месте — худющий, с голым торсом (забыл надеть майку), но с широкими бедрами, как у матрешки. Отец сразу все понял, спросил: «Ты что, двойку получил?» В тот раз я не получил ремня, видимо, за свою изобретательность.

— Вы вообще отличались изобретательностью. Знаю историю, как вы оставили отпечаток пятой точки на замерзшем стекле. Возможно, это ваше первое художественное высказывание.

— Да, и братья мои до сих пор ржут над этой историей. Сначала мы носы, ладони, монетки к стеклу прислоняли. А тут у меня родилась новая идея… Я снял штаны, попросил братьев поднять меня и прислонить к стеклу попой. Было холодно, я орал, терпел, и мы все смеялись. Дуракаваляние, клоунство, выпендреж — это у меня с детства.

— А каким-нибудь искусством вы в детстве интересовались? Что произвело сильное впечатление?

— В старших классах я слушал пластинку «Юнона и Авось». Приходил домой после школы, ставил пластинку, шел к шкафу с зеркалом и пропевал-проигрывал всю оперу. Мне было тогда 14—15 лет — возраст, когда видоизменяется тело, появляется потребность целоваться и испытывать какие-то возвышенные романтические чувства…

— Я тоже пропевала всю «Юнону и Авось» перед зеркалом дома! Вла­димир, а вы были влюбчивым?

— Да, да, да, я влюбчивый с самого раннего детства. В пять лет уже целовался с девочкой Таней в детском саду за верандой… А еще в Африке увидел фильмы «Великолепный» с Бельмондо и «Всадник без головы» с Олегом Видовым, которые произвели на меня огромное впечатление. Когда вернулся в Москву и пошел в детский сад, распределял роли между девочками и на прогулке разыгрывал с ними все эти любовные истории.

— А когда к вам пришла первая серьезная любовь?

— Серьезная любовь, если так можно выразиться, — это жена. Мы прожили вместе 23 года. А до нее я четыре года встречался с другой девушкой. И все. Я не был ловеласом, хотя всегда производил в школьные годы впечатление бабника. Но это скорее из-за моей врожденной общительности. Вот после развода, как говорится, уже…

— Понеслось...

Владимир Мишуков с  Михаилом Сегалом и Александром Збруевым
«Збруев для меня — это эпоха. С 13-летнего возраста я был ходоком в «Ленком», пробирался туда даже по водосточной трубе, пересмотрел весь репертуар…» С Михаилом Сегалом и Александром Збруевым
Фото: из личного архива Владимира Мишукова

— Ну не то чтобы очень… Но когда тебя назначают секс-символом, надо как-то соответствовать. (Смеется.)

— Не давали себе зароков, что теперь не женитесь никогда?

— Нет, не давал. Но брак, в его привычном эквиваленте, на мой взгляд, — это пережитки патриархального тоталитарного прошлого. Как, впрочем, и другие всякие там наименования, звания, типа народный или заслуженный артист, например. Что это такое? Для чего? Зачем? Ведь это не значит ровным счетом ничего. Артист по сути своей призван быть вне каких-либо субординаций, статусов. Шут гороховый, способный высказать народу и тирану неприглядное. И уж точно не вступать ни в какие провластные партии. Представить себе народным артистом США Джека Николсона или заслуженным артистом штата Кентукки Леонардо Ди Каприо просто невозможно. Это противоречит самой деятельности, идее творчества. Если проанализировать, то все упрется в государство, в контроль, во всю эту фигню. А я не хочу, чтобы контролировали мою жизнь. Хочу находиться в свободе выбора. «Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» — это не я сказал, а Шекспир. Какое бы наименование ни присвоили совместной жизни, брак, любовь, дружба, если не ощущаешь взаимную радость, тепло, нежность от пребывания друг с другом, все это просто формальность.

— Посмотрим, что будет через несколько лет. Я знаю много женщин, которым вы очень нравитесь...

— Они не общались со мной и не знают, какой я болтун. Иначе сказали бы: да ну на фиг, его не переболтаешь.

— А как поклонницы проявляют свой интерес к вам? Например, Александру Збруеву одна заключенная написала потрясающее признание в любви, заполнив им целую тет­радку, а после освобождения караулила его возле театра.

— Ну, сейчас пишут в основном в соцсетях… Кстати, если уж речь зашла об Александре Викторовиче, хочу вспомнить один эпизод. В свое время он был на премьере фильма Михаила Сегала «Слоны могут играть в футбол», где я снимался. Я видел, как Збруев в конце выходил из зала, и мне показалось, что ему не понравилось. На следующий день я давал интервью в Доме кино, и вдруг звонок, незнакомый номер, слышу: «Добрый день, это Александр Збруев, мне ваш телефон дал Михаил Сегал». И в течение трех минут он говорил такие слова про мою работу в этом кино, что мне только и оставалось ответить: «Спасибо, Александр Викторович, вы подарили мне крылья». Звонок от Збруева в моей классификации — выше любой государственной премии любого хорошего царства-государства. Збруев для меня — это эпоха. С 13-летнего возраста я был ходоком в «Ленком», пробирался туда даже по водосточной трубе, пересмотрел весь репертуар. И я видел всех этих легендарных актеров на сцене… И в кино для меня Збруев, Янковский — фантастические величины. Фильм Астрахана «Ты у меня одна» я смотрел много раз. А ведь это был такой период, назовем его перестроечным, когда кино почти не снималось. Но как же здорово Збруев там играет! И так же в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться». Да и в других — «Мой младший брат», «Большая перемена», «Храни меня, мой талисман», «Кино про Алексеева»… И вдруг от этого актера я слышу самые теплые слова одобрения за свою работу — как будто от его поколения, на творчестве которого я возрос и загорелся мечтой быть актером, получаю некую эстафетную палочку.

— А недавно на «Мосфильме» во время примерки костюмов вам досталось пальто, к подкладке которого пришита бирка с надписью «Янковский»…

— И мне предстоит в нем сниматься в прекрасном проекте, название которого сказать пока не могу. Художник по костюмам предположил, что, скорей всего, в этом пальто Олег Иванович снимался в «Крейцеровой сонате» Швейцера. Когда я его надел, почувствовал, что мне в нем как-то хорошо, органично и комфортнее, чем в предыдущих. Снимая, я отвернул внутренний карман и обнаружил бирку с фамилией великого артиста.

— Скажите, а что на данном этапе жизни приносит вам радость?

Владимир Мишуков
Фото из личного архива Владимира Мишукова
Фото: Виктор Горячев

— Я по горам хожу-брожу, мне это приносит радость и удовольствие. Залезаю выше облаков, потом бегу, отбиваюсь от клещей. Если ни один из них так и не впился в тебя — уже радостно. Еще у меня есть талантливые и прекрасные друзья. С Андреем Звягинцевым дружу давно. С Антоном Бильжо, Мишей Сегалом, Талгатом Баталовым, все они режиссеры. С Вадиком Королевым из группы OQJAV. С Лешей Филимоновым, прекрасным артистом. Скоро выйдет многосерийный фильм Дуни Смирновой «Вертинский» с его участием, и я с радостью передам ему звание секс-символа. Вот увидите. Ну и конечно, на съемках «Шерлока в России», а особенно после них, я сблизился с Максимом Матвеевым, от человеческих и профессиональных качеств которого пребываю в сильном впечатлении. Недавно он закончил сниматься во втором сезоне «Триггера». Зная, как Максим самоотверженно работает над своими ролями, просто уверен, что это будет выдающаяся роль. Мои друзья — это огромная радость для меня.

— Вы в основном снимаетесь для платформ. Сейчас самое интересное происходит именно там?

— Да, на федеральных каналах много пуританских запретов, где герои, на мой взгляд, чаще всего живут не по-человечески. Дети там рождаются в капусте, никто не выпивает, не курит, матом не ругается.

— Я не согласна, есть и там интересные проекты. Например, недавно вышел сериал «Обитель», скоро будет тот же новый «Триггер» с прекрасным Матвеевым в главной роли. Я могу и дальше перечислять.

— Я не видел «Обитель». Но то, что мне предлагают от федеральных каналов, пока расходится с моим представлением о правдивом существовании людей в этом мире.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Это по-русски! Олег Рой познакомил страну с новыми супергероями
В Сочи завершился Всемирный фестиваль молодежи-2024, который в этом году объединил 20 тысяч участников из 188 стран. Фестиваль проходил с 1 по 7 марта на федеральной территории «Сириус»: за первую неделю весны здесь прошли гала-концерты, выставки работ художников из Донбасса, тренинги, лекции и кинопоказы, а поделиться опытом с молодежью приехали известные политики, спортсмены, артисты, режиссеры и общественные деятели.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог