Вдова Виктора Павлова: «Муж помирил Жеглова и Шарапова»

«Захожу в комнату. Витя сидит на стуле. Но его уже нет... До сих пор мучаюсь, думаю: и что он увидел тогда в окне?!»

Олег Перанов
Фото: Марк Штейнбок

«Витюшка сидел в комнате. Я собиралась в магазин. Он показал на окно: «Посмотри». Ничего необычного я не увидела. «Ну вот же! Как ты не видишь! — с досадой говорит он. — Ну ладно, иди...» До сих пор мучаюсь: что же это было?» — так вспоминает последние минуты жизни актера Виктора Павлова его вдова Татьяна Говорова.

Не проходит и дня, чтобы я не вспоминала Витю. До сих пор ношу перстенек, который он мне подарил. В Ленинграде в антикварном магазине купил камею, а уже в Москве заказал огранку из золота.

Витя был так доволен, что я ношу его не снимая. Видите, оно с годами уже потерлось. Вот на серванте стоит шкатулочка, в которую Витенька складывал деньги. Он же главным добытчиком был в нашей семье. А на этом стуле Витя сидел 24 августа 2006 года. Я собиралась в магазин. «Ты уходишь?» — спросил меня. Говорю: «Я быстро, только туда и обратно». А он показывает на окно: «Посмотри». — «Что там, Витя?» — спрашиваю. На улице светло, тепло, облачка по ясному небу плывут. Ничего необычного. «Ну вот же! Как ты не видишь!» — с досадой говорит он. Сколько ни вглядывалась, ничего этакого не заметила. «Ну ладно, иди...» — сказал Виктор. Возвращаюсь и сразу на кухню. Кричу: «Витенька, иди обедать!» И тишина в ответ. Захожу в комнату. Витя по-прежнему сидит на стуле. Но его уже нет... До сих пор мучаюсь, думаю: и что он увидел тогда в окне?!

Когда по телевизору идут фильмы с участием Вити, всегда смотрю.

Владимир Раутбарт и Виктор Павлов в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика». 1965 г.
Владимир Раутбарт и Виктор Павлов в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика». 1965 г.

Как же хорошо, что после ухода артиста остаются его роли в кино. Я наблюдаю за ним на экране и вспоминаю нашу жизнь. Словно он живой. С одной стороны, мы прожили не так уж и мало — более четырех десятилетий, с другой — обидно, что Витя рано умер. 65 лет — это ведь не много, он столько мог бы еще сделать в театре и в кино.

СОБЛАЗНИЛА ВЕНГЕРСКИМ КУПАЛЬНИКОМ

Когда увидела Витьку в первый раз, он вовсе меня не впечатлил. Это было весной 1965 года. К тому времени я уже служила в Театре имени Ермоловой, была успешной актрисой, занимала ведущее положение в труппе. А он пришел к нам из «Современника», где успел поработать около трех лет после окончания театрального училища.

С Олегом Меньшиковым перед спектаклем. В Театре имени М. Н. Ермоловой. 1992 г. Фото: ИТАР-ТАСС
С Олегом Меньшиковым перед спектаклем. В Театре имени М. Н. Ермоловой. 1992 г.
С Натальей Гундаревой в фильме «Уходя — уходи». 1978 г. Фото: РИА «НОВОСТИ»
С Натальей Гундаревой в фильме «Уходя — уходи». 1978 г.

Помню, собрались мы в репетиционном зале на первую читку знаменитой пьесы Джона Пристли «Время и семья Конвей». Виктору досталась роль Эрнеста Биверса — молодого скромного парня, который с годами превращается в богатого самодовольного дельца. А я играла подругу семьи Конвей Джоан Хелфорд. И вот нам его представляют. Он встал пошатываясь. Заметно, что волнуется страшно. Краснеет, бледнеет, ухо чешет постоянно. Я еще недовольно подумала: «Каких же нервных в театр набирают!» Но со временем он освоился, стал поспокойнее. Однажды мы собрались в квартире у одного нашего артиста. Общались, смеялись. Я на диванчике сидела, Витя поодаль — на стуле. Вдруг он взял гитару и запел романсы. Прекрасный голос, печальные глаза — я словно увидела его душу, такую ранимую, добрую.

«Витя любил сюрпризы. Когда мы отдыхали на Черном море, он наловил ставрид и принес в гостиницу: «Чисти». А потом закатил рыбный банкет в ресторане — для всех, кто там был» Фото: Фото из личного архива Татьяны Говоровой
«Витя любил сюрпризы. Когда мы отдыхали на Черном море, он наловил ставрид и принес в гостиницу: «Чисти». А потом закатил рыбный банкет в ресторане — для всех, кто там был»
С дочкой Сашенькой. 1967 г. Фото: Фото из личного архива Татьяны Говоровой
С дочкой Сашенькой. 1967 г.

А потом он отложил гитару, подошел ко мне и говорит: «Ты сидишь как-то неудобно. Давай подушечку подложу». И слегка коснулся моей руки. Вот тут, что называется, меня словно током ударило. (Смеется.) Скажу честно, тогда Витька как-то спокойно ко мне относился. Я же после того вечера только о нем и думала. Вскоре мы отправились на гастроли в Ростов-на-Дону. Ну, думаю, там-то я тебе покажу. А у меня был такой красивый купальник, который мне сшили в Венгрии: бикини с сеточкой. Мне же 25 лет было, фигурка тоненькая, купальник сидел на мне идеально. И вот когда мы компанией пошли на пляж, я его надела и специально перед Витей красовалась. Думаю, тогда-то он меня и оценил по-настоящему. (Улыбается.) На следующий день мы шли с друзьями по улице. Я увидела, что через дорогу продаются цветы.

Виталий Соломин, Василий Ливанов и Виктор Павлов перед спектаклем. 1983 г. Фото: ИТАР-ТАСС
Виталий Соломин, Василий Ливанов и Виктор Павлов перед спектаклем. 1983 г.
Владимир Конкин хотел отказаться от роли Шарапова после конфликта с Владимиром Высоцким на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»...
Владимир Конкин хотел отказаться от роли Шарапова после конфликта с Владимиром Высоцким на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»...

Не поверите, но вдруг подумала: «Если сейчас Витька купит мне цветок, значит, все у нас будет». И только такая мысль проскочила, Витя отделился от нашей компании, перебежал дорогу и подошел к цветочному торговцу. Вернулся и протянул мне большую чайную розу. Мистика какая-то! За всю жизнь много цветов Витя дарил, но эту розу я запомнила навсегда. Месяц мы гастролировали в Ростове-на-Дону, а потом поехали со спектаклями в Кисловодск.

Наши отношения пока не развивались, все было на уровне улыбок и взглядов. Приезжаем в Кисловодск. На вокзале выясняется, что Павлову не хватило жилья. Всех разместили по гостиницам и съемным квартирам, а про него почему-то забыли. Он так и остался на вокзале ждать, пока ситуация не прояснится.

...но вернулся благодаря Виктору Павлову (он сыграл в картине Левченко). 1979 г.
...но вернулся благодаря Виктору Павлову (он сыграл в картине Левченко). 1979 г.
На рисунке Виктора Павлова — Александр Лазарев-старший в спектакле «Человек из Ламанчи». 1975 г. Фото: Фото из личного архива Татьяны Говоровой
На рисунке Виктора Павлова — Александр Лазарев-старший в спектакле «Человек из Ламанчи». 1975 г.

Меня отправили с подругой на квартиру одной старушки. Только мы там обосновались, подруга меня спрашивает: «А Павлова-то куда заселили?» — «А он на вокзале так и остался», — отвечаю с досадой. Сама думаю: ищи теперь моего Витьку, город курортный, девчонок много, в момент приберут к рукам. И подруга посоветовала: «Ты позови его к нам, договорись с хозяйкой». Поначалу наша старушка отказывалась, а потом махнула рукой: «Ладно, ведите своего парня». Я на вокзал побежала, Витька еще там был. Привела. Так он и жил с нами целый месяц, за ширмой храпел. (Смеется.) Через несколько дней мы пошли гулять. Сели в кафе, выпили шампанского. И тут Витя начал что-то быстро-быстро говорить. Я сейчас и не помню, какие слова, но что-то про то, как меня любит. Витя волновался, сбивался, заикался. Я любовалась им в этот момент, такой он был настоящий, искренний.

Ну как ребенок! А потом смотрю, у него слезы на глазах. Говорит: «Извини, мне надо выйти». Убежал в туалет. Мое сердце было окончательно покорено. Вернувшись в Москву, мы еще год гуляли, что называется, «женихались». Все это время я ждала, что он сделает мне предложение. Но Витька молчал. Однажды я не выдержала, завела разговор о замужестве, заплакала. Все как и полагается женщине. Витя не выдержал: «Успокойся, поехали подавать заявление». Только подошли к загсу, он усаживает меня на скамеечку и говорит, так серьезно, обдуманно: «Знаешь, мне ведь нечего тебе предложить. Жить нам негде, денег немного. Профессия актерская очень зависимая, сегодня есть работа, завтра — нету. Может, еще подумаем?!» Ну, начались эти мужские штучки! И только собралась снова зареветь, он вскочил: «Все, все, пойдем в загс!» Это потом я поняла, что Витя вовсе не уклонялся от женитьбы, просто, как человек ответственный, решил предупредить меня, что будут трудности.

Хотел все взвесить перед таким серьезным шагом. К тому же сам переходил в новый для себя период, такой взрослый, мужской.

После росписи в загсе нас угощали шампанским и конфетами. Как собрались с гостями ехать отмечать свадьбу в двухкомнатную квартиру Витиных родителей на Ленинском проспекте, мой новоиспеченный муж ушел платить за угощение и пропал. Ждали мы его долго. И я предложила: «Ребята, пошли уже, Витька догонит нас». Только подходим к дому, вижу: Павлов бежит, красный весь, вспотевший и очень злой. Говорит: «Не дождалась? Так я и знал — тебе только роспись от меня нужна была!» Я испугалась. А он схватил меня на руки, засмеялся и понес в дом.

Вот так пошутил. Праздновали мы весело. В гостях были друзья-поляки, журналисты, артисты нашего и других театров, помню Лизу Никищихину, Катя Жемчужная пела, другие актеры театра «Ромэн». Гульбанили... Кто-то остался спать на балконе, кто-то заснул прямо за столом. Есть что вспомнить!

ГАЙДАЯ ВДОХНОВИЛИ УШИ ПАВЛОВА

Когда меня спрашивают о секретах нашего супружеского долголетия, отвечаю: это потому, что я понимала, у Вити есть свои тайны, секреты, куда мне влезать не нужно. Вот, например, путаница с его днем рождения. Сам он считал, что родился 5 октября, а в паспорте было указано 6?е число. На могиле, кстати, мы указали день рождения, который он сам признавал. Я спросила однажды: «Витя, ну расскажи: почему такая путаница?» А он как-то странно ответил: «Мама рожала как бы два дня...»

За роль Счастливцева в спектакле «Лес» Виктор Павлов получил престижную театральную премию «Московская премьера». На сцене Малого театра. 90-е годы Фото: Фото из личного архива Татьяны Говоровой
За роль Счастливцева в спектакле «Лес» Виктор Павлов получил престижную театральную премию «Московская премьера». На сцене Малого театра. 90-е годы

И, если честно, я ничего так и не поняла. Однако и настаивать не стала: если Витя захотел запутать, значит, так ему нужно. (Смеется.) Это же Павлов! Или вот история с ухом. У него правое ухо было слегка оттопыренным. Из-за этого я иногда звала его «Витьушко». Одно время допытывалась: почему ухо такое? Он каждый раз бормотал разное: то в юности покалечил во время борьбы, то сломали в уличной драке. Ну, не хочет человек отвечать, неприятно ему вспоминать! Я и не спрашивала потом. Кстати, говорят, что, увидев его ухо, режиссер Леонид Гайдай пригласил Витю на роль хитрого студента в фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Там ухо Павлова сыграло почти главную роль. (Смеется.)

Со стороны я иногда наблюдала, как Витя работает над ролью. Он изображал на бумаге эскизы будущего героя.

Витя имел много талантов: и пел прекрасно, и рисовал. Писал замечательные портреты друзей, коллег, меня и автопортреты. А как он гримировал! Этим мастерством овладел еще во время учебы. Ведь на последнем курсе Театрального училища имени Щепкина у него что-то случилось со связками и пропал голос. Испугавшись, что с профессией придется прощаться, Витя решил поучиться у театральных гримеров. Голос потом вернулся, а эти навыки остались. И потом он сам себя гримировал. За что бы ни брался, все у него получалось великолепно! У меня сохранился листочек, на котором Витя написал стихотворение своему другу — артисту Валерию Носику. Витя, как узнал о смерти Валеры, сел и сочинил. Видите размытые буквы?! У него слезы текли, когда писал. Стихотворение длинное, вот отрывок: Меж первым криком и последним вздохом

Всевышний подарил нам жизни суету.

Стремись не растерять судьбу по крохам,

Грех всякий твой у Бога на счету.

Со стоном просыпаюсь по ночам.

В душе другие ритмы, чем когда-то.

Не верю я надгробным всем речам,

Ты для меня всегда живой и ближе брата.

Вообще, у Вити было не так много друзей.

При кажущейся легкости в общении в дружбе он был избирательным. И для него не важно было, какой статус имеет человек.

Очень любил Олега Даля, Мишу Кононова и Виталия Соломина, с которыми учился вместе в театральном училище. Ох, и проказничали они в свое время! Например, Витя рассказывал, как они сдавали с Олегом экзамен по французскому языку. Играли какую-то сценку, а текст на французском не выучили. Тогда написали фразы на листочках и разложили по аудитории в разных местах. Ходят, подглядывают и произносят слова. Вдруг кто-то открыл дверь, и листки эти сквозняком сдуло. Ребята не растерялись. Начали говорить абракадабру — все, что вообще знали по-французски. Не по сюжету. Народ хохотал. А Вите и Олегу поставили «пятерки» за находчивость. (Смеется.)

РОЛЬ ЛЕВЧЕНКО ВЫБРАЛА Я

У Витьки было удивительное чувство юмора.

Виктор Павлов с женой Татьянойи внучкой Натальей, слева — дочка Саша с мужем Владимиром. 2001 г. Фото: Фото из личного архива Татьяны Говоровой
Виктор Павлов с женой Татьянойи внучкой Натальей, слева — дочка Саша с мужем Владимиром. 2001 г.

На съемках, например, он мог подшутить над администраторами. Они же очень озабоченные, всегда дел много: машину заказать, встретить артистов, про обед договориться, еще что-то. На них, бедных, орут, всегда они во всем виноваты. Павлов мог подойти к администратору и так серьезно спросить: «Значит, мой билетик на самолет у тебя?» И администратор бледнел, столбенел, думая, вдруг забыл, не успел, пропустил. Начинал пыжиться, заикаться. Витя тогда обнимал его: «Да я пошутил, не переживай. Билет давно у меня в кармане». Во время съемок он не забывал и про семью. В любом городе в перерыве мог сбегать на местный рынок и купить нам домой что-нибудь вкусненькое. Помню, из Одессы, где снимали «Место встречи изменить нельзя» (в этом фильме Витя сыграл Левченко), привез вкусной рыбки. Кстати, взять именно эту роль подсказала Витьке я.

Станислав Говорухин дал ему роман «Эра милосердия» братьев Вайнеров и предложил выбрать роль в будущем фильме. Витя вечером убегал на ночные съемки и сунул книгу мне, велел прочитать и поделиться впечатлениями. Я так увлеклась романом, что читала до утра. И больше всего меня впечатлил Левченко. Я Вите это и рассказала. Во время съемок фильма произошла неприятная заминка: у Володи Высоцкого (Жеглова) и у Володи Конкина (Шарапова) случилось какое-то недопонимание. Говорят, Высоцкий хотел, чтобы его партнером был Иван Бортник. А тут — Конкин. Ну и не заладилось что-то у них в отношениях. На съемках в Одессе после очередной размолвки Володя Конкин решил все бросить и уехать. Уже отправился в гостиницу вещи собирать. Витя пришел к нему и говорит: «Уехать ты всегда успеешь, пойдем прогуляемся».

Разговаривая, они дошли до площади, где раньше был институт марксизма-ленинизма, там стояли скульптуры этих вождей пролетариата. И вот под ними Витя начал проигрывать сам с собой сцены Конкина. Но делал это с юмором. Володя потом рассказывал: так хохотал, что забыл об обидах и сомнениях. Так Витя вернул Конкина в фильм.

«НА ЭКРАНЕ ГАД И В ЖИЗНИ СВОЛОЧЬ!»

Витька всегда чувствовал человека. С первого взгляда угадывал, как с ним общаться, что у него за душой. Поэтому и в своих ролях был достоверен, люди верили в его героев. Помню, после выхода на экраны фильма «Адъютант его превосходительства», где Витя сыграл бандита Мирона Осадчего, мы пришли в магазин. А там очередь. Стоим. Вдруг какая-та тетка, расталкивая всех, стала пробираться к прилавку.

В роли Бегемота с Александром Филиппенко (Коровьев) в фильме «Мастер и Маргарита». 1994 г. Фото: ИТАР-ТАСС
В роли Бегемота с Александром Филиппенко (Коровьев) в фильме «Мастер и Маргарита». 1994 г.

Виктор ее решил осадить: «Девушка, встаньте в очередь, как все. Видите, тут даже бабушки ждут». Эта девушка повернулась к нам и сказала со злостью: «А ты как на экране гад, так и в жизни сволочь». (Смеется.)

Витька всегда умел удивить. Помню, когда была беременная, устроила ему истерику. В таком положении женщины часто становятся обидчивыми и капризными. Ну и говорю ему: «Вот раньше ты романсы пел, цветы дарил, мы на шашлыки часто выезжали. А теперь все закончилось?!» И в слезы. Он покраснел, надулся и ответил: «Птица поет один раз...» (Смеется.) И вышел из квартиры. А через час он приносит домой горячее мясо, целует меня и угощает. Оказывается, купил мясо, шампуры, разжег во дворе дома костер и сделал для меня шашлык. Вот такой был непредсказуемый. А когда мы отдыхали на Черном море, любил всех покормить рыбкой.

Как только приезжали куда-нибудь в курортный городок, он заводил дружбу с ребятами со спасательной станции. Уговаривал выйти в море на катере. Бывало, наловит ставридки и несет ко мне в гостиничный номер: «Чисти». Потом идет в местный ресторан, договаривается с поварами, чтобы приготовить. И вот выносит на огромном подносе в ресторанный зал рыбку: дымок идет, корочка хрустящая блестит. Сначала угостит всех детей, которые сидят в ресторане, потом взрослых. Пока очередь до меня дойдет, на подносе почти ничего и не остается. (Смеется.)

Хозяйственный был очень. Правда, это не всегда шло впрок. Помню, приехал с гастролей по Чехословакии. Прихожу его на Киевский вокзал встречать. Смотрю: выходят из поезда Витя и Боря Клюев, выгружают на перрон коробки.

Все остальные артисты уже взяли свой багаж и ушли, а эти все выносят и выносят. Витя показал на коробки и сказал многозначительно: «Это обувь». Оказывается, в каком-то маленьком чешском городишке они нашли комиссионный магазин. И на суточные (а они вообще крохотными были) накупили уцененных ботинок и туфель. Витька наказал мне сдать их в советские комиссионки, дескать, заработаем. Но никто у меня обувь так и не принял, настолько она оказалась непригодной. (Смеется.) Потом Витя все это сдал за копейки.

УСТРОИЛ ДОМА ПТИЧИЙ РЫНОК

Дочку Сашеньку я родила в знаменитом московском роддоме имени Грауэрмана на Арбате, где появились на свет многие известные артисты. Дочка родилась ночью, а утром Витя стоял под окнами в красивом черном шелковом костюме, который купил по такому случаю.

«У меня и сейчас впечатление, что Витя живой. Смотрит на нас со стороны, иногда помогает, иногда подсмеивается. Но по-прежнему живой» Фото: Марк Штейнбок
«У меня и сейчас впечатление, что Витя живой. Смотрит на нас со стороны, иногда помогает, иногда подсмеивается. Но по-прежнему живой»

Я смотрела в окно и любовалась им. Витя очень любил нашу дочь, делал все, что бы она ни пожелала. Захотела музыкой заниматься? Купил ей пианино. На коньках кататься? Достал фигурные коньки. Лыжи? Пожалуйста. Английский язык? Оплатил курсы. Они вместе ездили на Птичий рынок, притаскивали оттуда всевозможных животных. У нас жили и песики, и кошечки, и хомячки. Помню, так мучилась с этими хомяками! Они же плодовитые такие, размножаются. Витя на съемках, Саша в школе, а я за ними бегаю по всей квартире. (Смеется.) А еще у нас жил щегол. Витька с детства любил птиц, умел «разговаривать» с ними на птичьем языке. Помню, выпустили щегла полетать по квартире, а тот пропал. Ищем его, найти не можем. И тут Витя засвистел как-то по-особенному. Прислушались, а щегол ему отвечает.

Пошли по звуку, оказывается, за картину залетел и там застрял... А в Малом театре, где Витя служил в последние годы, он устроил на чердаке голубятню. Дело в том, что с Виталием Соломиным они выпустили спектакль «Мой любимый клоун». И там Виктор придумал, чтобы по ходу сюжета на сцену вылетали голуби. Под это дело он и попросил руководство разрешить ему завести в театре птиц. Носил им корм, пропадал с ними по вечерам. Надо было видеть лицо Вити в такие минуты. На счастливого ребенка был похож. Каждому голубю имя придумал — в честь легендарных артистов Малого театра. Самый озорной — это Игорь Ильинский, суровый — Елена Гоголева, важный — Михаил Царев. (Смеется.)

Баловать-то Виктор дочь баловал, но она выросла у нас прекрасным человеком. Раньше работала врачом- терапевтом, затем стюардессой, а сейчас полностью посвятила себя семье.

Родила нам внучку Наташеньку, которой сейчас 15 лет. Витя и ее всячески баловал. Помню, однажды вечером мы были с Витенькой дома. Тогда он уже болел после второго инсульта. Сидел, смотрел телевизор и вдруг выдал неожиданную такую фразу: «Но ведь дочь-то у нас хорошая!» Видимо, он уже тогда задумался о своем печальном конце и просматривал внутренним взглядом свою жизнь. А когда умер, дочь сказала мне: «Мама, у меня такое чувство, будто меня закопали». Вот такая тесная связь была у них.

С Витей прощались на сцене Малого театра. Помню, подошла я к нему, когда еще не пустили зрителей. И шепчу ему что-то свое, личное. А рядом стоял Боря Клюев. Говорит: «Таня, смотри, он плачет». Действительно, по щеке у Витеньки слеза потекла.

У меня и сейчас впечатление, что он живой. Смотрит на меня со стороны, иногда помогает, иногда подсмеивается. Но по-прежнему живой.

комментировать

Второй человек в мире вылечился от ВИЧ с помощью своей иммунной системы

Второй человек в мире вылечился от ВИЧ с помощью своей иммунной системы
30-летняя жительница Аргентины, чье имя не разглашается, вылечилась от ВИЧ-инфекции с помощью собственной иммунной системы, передает журнал Annals of Internal Medicine.

Читать полностью

Подпишись на канал 7Дней.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • вишенк@

    #
    *********-i-golubi-viktora-pavlova Дорогая редакция! Просто невозможно читать одно и то же. Вы б хоть не все подряд на сайт ставили. В журналах не так заметно.
  • Феяфтанке

    #
    ох, как мне нравится читать про актеров этого поколения! :{}
  • хряк

    #
    > ох, как мне нравится читать про актеров этого поколения! мне тоже очень нравится!! :{}

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение

    Читайте еще