«В моей жизни были корзины цветов, роскошные подарки, но любовь — лишь однажды», — рассказывала Татьяна Самойлова

«Я никогда не была бедной. Это надо признать…» — совершенно ровным тоном, не рисуясь, говорила мне...
Анжелика Пахомова
|
06 Июня 2019
Татьяна Самойлова с Евгением Урбанским
В фильме «Неотправленное письмо». С Евгением Урбанским. 1959 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

«Я никогда не была бедной. Это надо признать…» — совершенно ровным тоном, не рисуясь, говорила мне Самойлова. Наверное, те, кто не раз смотрел телевизионные сюжеты о «нищете» актрисы, удивятся. Но нищеты не было», — рассказывает главный редактор «7Д» Анжелика Пахомова.

С Татьяной Самойловой я с перерывами общалась около десяти лет. За это время взяла у нее множество интервью, собиралась написать книгу... Первая наша встреча была совершенно случайной. На улице я увидела женщину, которая сидела на лавочке на автобусной остановке и растерянно осматривалась по сторонам. Прямо скажем, эта дама не напоминала типичного пассажира автобуса. На ней была хорошая шуба, шляпка на голове, в руках — дорогая сумка. Я ее не сразу узнала… 

Подошла, спросила: «Простите, вам нужна помощь?» — «Нет, деточка! — сказала она, знакомым жестом вскидывая голову и улыбаясь той самой улыбкой, от которой ее глаза сразу же зажигались мягким светом. — У меня все хорошо… Гуляю… Просто забыла, где живу…» Конечно же я присела рядом с ней на скамейку, потом вызвала такси и уже уверенно назвала адрес актрисы, который все из киношной тусовки хорошо знали. Позже оказалось, что ей стало плохо на улице, но она стеснялась попросить помощи у прохожих. Просто сидела и ждала, «пока пройдет». В этом была вся Самойлова. Тихая, скромная — и гордая…

После этого случайного знакомства между нами постепенно сложилось дружеское общение, а потом возникла идея написания книги, которую — Татьяна Евгеньевна это признавала — сама бы она никогда не осилила. Эту идею мы не успели воплотить в жизнь. Но от встречи к встрече я все больше узнавала о ее жизни. Это происходило нерегулярно и всегда неожиданно… Приучить ее к систематической работе было нельзя. Только ловить моменты внезапных откровений…

«Я никогда не была бедной. Это надо признать…» — совершенно ровным тоном, не рисуясь, говорила мне Самойлова. Наверное, те, кто видел телевизионные сюжеты о «нищете» актрисы, удивятся. Но нищеты не было. Когда я с ней познакомилась, Самойлова позволяла себе ходить в чешский или итальянский ресторанчик через дорогу от своего дома. Актриса покупала продукты в дорогом супермаркете, делала прическу в хорошей парикмахерской. О ней всегда заботились какие-то люди, которые, точь-в-точь как у Булгакова, «сами предложат и сами все дадут». 

Татьяна Самойлова с Юрием Беловым
«Несмотря на свою яркую красоту, поклонников, положение, она относилась к себе без всякого пафоса. Татьяна никогда не давала понять, что она успешнее или зарабатывает больше» С Юрием Беловым в фильме «Леон Гаррос ищет друга». 1960 г.
Фото: РИА Новости

Помню, в то лето, когда Москва задыхалась от гари, я случайно выяснила, что Самойлова со своей астмой изнывает в душной квартире, а у нее, кроме веера, ничего нет! Я бросилась в магазин, купила два вентилятора, привезла. И когда эти скромные устройства принесли хоть небольшую, но прохладу, Самойлова со светским видом сложила веер и сказала: «Как хорошо!» Самой бы ей и в голову не пришло идти в магазин и покупать вентилятор… Один раз, присев по приглашению актрисы на диван, я обнаружила под собой огромный флакон духов «Шанель». «Что там, деточка, духи? Ну, возьми себе…» Кто-то подарил, а она даже не распечатала коробочку, которая, как я потом уточнила, стоила 37 тысяч рублей… Вероятно, эта привычка к широкому жесту, легкое отношение к дорогим вещам — из счастливого прошлого.

Татьяна Евгеньевна рассказывала, что, если исключить несколько трудных лет, которые они с мамой, Зинаидой Ильиничной, провели в эвакуации, семья всегда жила хорошо. Папа, знаменитый актер Евгений Самойлов, был обласкан властью, имел достаток. И вообще, весь их образ жизни был необычным, не советским… Например, еще девочкой Таня побывала в Иране, куда Евгений Валерианович ездил сниматься. Самойлова рассказывала, что никогда не представляла себя в другой профессии, кроме актерской. Правда, мама, которая заправляла всем в доме, поставила целью сделать из дочки балерину — воплотить собственную мечту. И, несомненно, цели бы добилась, Таня с успехом занималась в балетной студии при Музыкальном театре Немировича-Данченко. 

Дальше нужно было продолжать обучение в хореографическом училище при Большом театре. Бытует байка, что Самойлова отказалась от предложения Плисецкой туда поступить. Но все было наоборот! «Я хотела там учиться, вернее, этого очень хотела моя мама. Я не ела, занималась день и ночь перед показом самой Плисецкой, — вспоминала Татьяна Евгеньевна. — Мама с ней была знакома, и Майя Михайловна отнеслась ко мне с особым вниманием. Но результат был неутешительным. Тяжелые бедра, недостаточная гибкость и слабое после войны здоровье… Плисецкая сказала, что я могу быть рядовой балериной. Но не примой. Мама вышла из кабинета и разрыдалась: «Ну, тогда и правда иди в актрисы».

Татьяна Самойлова с Алексеем Баталовым
«На роль Бориса было много претендентов. Баталов считал, что попал в эту картину из-за Самойловой. Когда их попробовали вместе, Калатозов сказал: «Этих разлучать нельзя! Они пара» С Алексеем Баталовым в фильме «Летят журавли». 1957 г.
Фото: Legion-Media

Зинаида Ильинична действитель­но принимала все важные решения в жизни дочери. Она одобряла или не одобряла каждого из ее мужей. Решала — рожать ли Татьяне или не рожать. Своего первого мужа Василия Ланового Самойлова привела в родительский дом, в квартиру на Песчаной. Иначе было нельзя. Васе привести молодую жену было некуда: в квартире его родителей кроме них жили еще две его сестры и племянница.

Поначалу влюбленные не замечали ничего вокруг. Семейная жизнь в маленькой комнатушке, которую им выделила Зинаида Ильинична, казалась счастьем. Но конфликты мужа с тещей происходили все чаще. Лановой, по мнению мамы актрисы, не был достоин ее дочери — мало зарабатывал, снимался не в тех картинах. И роковое решение не оставлять близнецов, которых она носила под сердцем, по признанию Самойловой, было связано в том числе и с напряженными отношениями мужа и мамы. Хотя при этом Татьяна Евгеньевна добавляла: «Но вообще-то была установка, главное — кино! Если что-то помешает мне сниматься, значит, это не нужно. Так принимались все решения…» А еще у Татьяны всегда был перед глазами пример отца, у которого тоже все «надо» были для театра и кино. А семья отнюдь не на первом месте…

Баталов считал, что его взяли в «Летят журавли» только из-за Самойловой

Сейчас это покажется странным, но в советское время образ Вероники, за который мы так любим Самойлову, был отрицательным. В картине тех лет о войне женщина обязана была дождаться бойца с фронта, а Калатозов решил снять фильм о том, как не дождалась. «Кто придумал ее такой? Откуда она взялась?» — спрашивала я у актрисы. «Вероника — это не я, — отвечала она. — Внешность ее создал оператор Сергей Урусевский, он просто рисовал меня светом, такой красивой я никогда не была, ни до этого, ни после. А характер и образ Вероники придумал Баталов. Когда мы готовились к съемкам, как-то были на даче, репетировали. И Алеша вдруг взял в руки две обугленные спички и нарисовал у меня над глазами стрелки. Сказал: «Ты должна так ее сыграть, чтобы все девушки захотели стать похожими на нее и рисовали себе такие же стрелки!» Глядя на себя в зеркало, именно тогда я почувствовала свою Веронику… Но сам Леша считал, что попал в эту картину из-за меня. Были другие претенденты на роль Бориса, но потом нас попробовали вместе. «Этих разлучать нельзя! — сказал Калатозов. — Они пара».

Татьяна Самойлова
«В Венгрии Самойловой платили в валюте, она обновила гардероб, что для советской актрисы было очень важно. Перед отъездом ей даже удалось приобрести машину» В фильме «Альба Регия». 1961 г.

История о том, что после мировой премьеры фильма «Летят журавли» Самойловой предложили роль в Голливуде, известна. Но лишь от нее самой я с удивлением узнала, что в то же время перед актрисой, оказывается, стоял вопрос о том, чтобы остаться во Франции. «В Канны мы поехали с оператором картины, Урусевским, потому что Калатозов заболел, а Баталова не выпустили за границу, — рассказывала актриса. — И когда Жерар Филип преподнес мне в подарок часы и предложил играть Анну Каренину во французской картине, со мной рядом был только Урусевский. Он мне сказал: «Если ты хочешь этого, тебе нужно остаться здесь. Попросить политического убежища… Тебя тут многие любят, помогут, поддержат! А иначе ты не сможешь здесь сниматься…» 

Разумеется, «комитетчики», приставленные к группе советских кинематографистов, не спускали глаз с актрисы, регулярно осматривали ее гостиничный номер, прослушивали телефонные звонки. Но у Самойловой действительно были друзья во Франции: неравнодушные к ней Пикассо и Жерар Филип, русская по происхождению жена знаменитого художника Фернана Леже Надя, с которой Самойлова много лет переписывалась… Татьяна знала французский, английский. Думается, шанс был! «Я сама себя лишила этого шанса, — признавалась мне Самойлова. — В СССР у меня оставались мама, папа, брат, друзья, институт, работа… Можете смеяться, но и слово «Родина» для меня не было пустым звуком. Я была обычной послушной советской девочкой. Сомнения были… Но последняя мысль, которая меня останавливала: «А что скажут мама с папой?»

Блистательно проведенные недели в Париже и Каннах сменились чередой невеселых открытий при возвращении домой. Самойлова узнала, что у режиссера «Журавлей» Калатозова случился инфаркт. Он не выдержал многочисленных публикаций в прессе о том, что снял фильм про фривольную «патлатую» девицу, расхаживающую босиком по улицам и изменяющую своему жениху — бойцу Красной армии. Как-то в кафе Татьяна рассказала Алексею Баталову, оставшемуся без поездки в Канны из-за близости его семьи с Ахматовой, о предложении Жерара Филипа. Выслушав ее историю, он сказал: «Ты решила свою судьбу. Не сомневайся ни на минуту, что они тебя не выпустят из страны. И в Канны ты больше никогда не поедешь». В общем-то он не ошибся, в Канны Самойлова поехала лишь спустя пятьдесят лет. «Вы — советское достояние, — утешали ее в Госкино. — Будете играть хорошие роли на родине…» Но снимали других. 

Татьяна Самойлова
«Татьяна Евгеньевна признавалась, что не просто любила эту роль, а боготворила ее. Стены гостиной украшали фотографии ее образов из этого фильма. Самойлова уверяла меня, что и она, и Лановой получили свои роли без проб» В фильме «Анна Каренина». 1967 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Самойлова считала, это из-за того, что у нее не было «своего» режиссера, а у других — были. Правда, после «Летят журавли» Калатозов пригласил ее в свой следующий фильм. Но «Неотправленное письмо» стало тяжелым испытанием для всех, кто над ним работал: Василия Ливанова, Евгения Урбанского, Иннокентия Смоктуновского, а особенно для Татьяны Самойловой. Полгода кино­группа жила в Сибири, терпела холод и бытовую неустроенность. Здоровье Самойловой, и так не слишком крепкое, было подорвано. Да и сам Калатозов из-за проблем со здоровьем почти не снимал. Распалась кинокоманда, в которой Самойлова была талисманом.

И все-таки Баталов немного ошибся. За границу, хоть и в социалистическую страну, Татьяну выпустили. Венгерский режиссер Михай Семеш запомнил Татьяну на премьере в Каннах. Долго мечтал снять ее, наконец пригласил на съемки в Венгрию в фильм о венгерском антифашистском подполье «Альба Регия». Это были золотые месяцы: долгожданная работа, да еще и за границей. Самойловой платили в валюте, в Венгрии она обновила гардероб, что для советской актрисы было чрезвычайно важно. Перед отъездом ей даже удалось приобрести машину. В Москву Татьяна вернулась со своей иномаркой. Правда, водили ее в основном шоферы, потому что сама актриса боялась садиться за руль...

А дома Самойлову опять ожидали годы простоя. Домохозяйкой Татьяна так и не стала. Она не умела готовить, даже чай заварить не могла. Я сама в этом не раз убеждалась и, вместо цветов и подарков, приносила продукты, которые не нужно даже разогревать.

О Самойловой снова вспомнили, когда Александр Зархи решил экранизировать «Анну Каренину». Татьяна Евгеньевна признавалась, что не просто любила эту роль, а боготворила ее. Стены гостиной украшали фотографии ее образов из этого фильма. Самойлова уверяла меня, что и она, и Лановой получили свои роли без проб. Зархи «вцепился» в их кандидатуры и отстаивал на худсовете. Занял этот процесс года два. Все это время режиссер настаивал, чтобы Самойлова бесконечно перечитывала роман, погружалась в атмосферу, сживалась с образом Анны… «Почему так убедительно сыграли? Потому что Вася по-прежнему любил меня, — утверждала актриса. — Я-то это чувствовала… Да и Баталов был в меня влюб­лен! Поэтому таким успешным получился фильм «Летят журавли». Когда я эти слова передала Баталову, он ответил: «Если ТАКАЯ женщина утверждает, что ты в нее влюблен, значит, ты ДОЛЖЕН быть влюблен!»

Татьяна Самойлова с Василием Лановым
«Самойлова говорила: «Почему мы с Васей так убедительно сыграли? Потому что он по-прежнему любил меня. Я-то это чувствовала…» С Василием Лановым в фильме «Анна Каренина»
Фото: Мосфильм-Инфо

О ее влюбленностях мы, конечно, говорили не раз. В этом вопросе в поздние годы Татьяна Евгеньевна откровенно путалась. То заявляла, что любила только Ланового. То вдруг начинала с нежностью вспоминать о втором муже, писателе Валерии Осипове, и уверяла, что любила на самом деле только его. Нередко вспоминала и о третьем супруге, Соломоне Шульмане. Это самый малоизвестный человек в любовном списке актрисы, поскольку он еще в советское время уехал за границу. С ним была связана поистине удивительная история. Студент ВГИКа, полулегально приехавший на Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде, вдруг удостоился внимания популярной актрисы. 

Самойлова увидела его в автобусе, на котором членов делегации развозили по гостиницам. Устав от разъездов и мероприятий, Шульман задремал. Сидевшая в том же автобусе актриса невольно залюбовалась им и даже просила окружающих не шуметь, чтобы человек поспал. После этого Самойлова пригласила его пообедать, а затем поужинать… Платила за обеды она сама, и делала это легко, изящно. Шульман вспоминал, что один раз он даже позволил себе на два часа опоздать на ужин, банально проспал, а Татьяна его терпеливо ждала… В Москву актриса приехала с осознанием, что влюблена...

В этом, на мой взгляд, была удивительная особенность Самойловой. Несмотря на свою яркую красоту, поклонников, положение, она без всякого пафоса относилась к собственной персоне. Все мужья, которые были людьми не публичными, чувствовали себя в ее обществе свободно. Татьяна полностью подстраивалась под занятия и ритм жизни мужа и никогда не давала понять, что она успешнее и зарабатывает больше. С Соломоном они душа в душу прожили четыре года, но, вероятно, свою роль сыграли его частые разъезды по миру — он снимал документальные телефильмы для «Альманаха кинопутешествий». Что касается писателя Осипова, то он запомнился Татьяне красивыми ухаживаниями. Этот мужчина, много издававшийся, хорошо зарабатывающий, пожалуй, был единственным в ее жизни, кто ухаживал с шиком. Были и трогательные любовные телеграммы, и корзины роз, и ювелирные украшения в подарок. Не было лишь возможности завести ребенка — из-за состояния здоровья мужа…

Татьяна Самойлова
«Мама Самойловой принимала все важные решения в жизни дочери. Она одобряла или не одобряла ее мужей. Решала — рожать ли Татьяне или не рожать. В том числе и повлияла на роковое решение актрисы не оставлять близнецов...» В фильме «Анна Каренина»
Фото: Мосфильм-Инфо

Самойлова безумно любила сына

С четвертым мужем актрисы, Эдуардом Машковичем, я была знакома. Меня поражало, как трезво этот человек оценивал все произошедшее между ним и Самойловой. Совершенно спокойно, например, говорил, что вряд ли бы их брак состоялся, если б Татьяна не забеременела. Самойлова просто сошла с ума от счастья, узнав эту новость. «Она думала, что у нее получится стать хорошей матерью, — вспоминал Эдуард. — Но — не вышло… У Татьяны у самой часто бывали нервные срывы, за ней ухаживала мама. А тут ребенок… Очень скоро Зинаида Ильинична взяла уход за внуком на себя, а мы с Татьяной стали жить в отдельной квартире». Это удивительное противоречие всегда меня наводило на раздумья. Самойлова, несомненно, безумно любила сына. Но она его не воспитывала и сама признавала, что без помощи родителей не справилась бы. Ей нравилась духовная сторона материнства, но пеленки-распашонки, проблемы в школе не укладывались в ее голове.

По мнению Машковича, причиной этой бытовой беспомощности Са­мойловой была чрезмерная опека родителей, которые с детства ограждали ее от всех проблем. За кем бы она ни была замужем, периодически жила у родителей. При этом теща активно вмешивалась в жизнь семьи дочери. Постоянно поднимался вопрос о том, сколько зарабатывает муж и достаточно ли этого? По словам Эдуарда, именно эти ссоры заставили его однажды выйти из дома «погулять» и вернуться только через неделю. Сама Самойлова рассказывала мне, что забеременела в этом браке еще раз и почему-то была уверена, что родится дочь. Но на семейном совете было решено, что с таким мужем второй ребенок «не нужен». Позже актриса признавала, что совершила очередную ошибку, послушав авторитарную мать. Но жалеть об этом она начала лишь с отъездом сына за границу. Первое время Самойлова очень по нему скучала и постоянно копила деньги «на билет в Америку». Пока не поняла, что его место — там, а ее — здесь. И не смирилась с этим.

Мы не знали, что мое интервью с ней в мае 2014 года станет некрологом, готовились к юбилею. Подзаголовок «Последнее интервью» к тому материалу ставили уже в типографии. Помню один из наших диалогов: «Готовятся к вашему 80-летнему юбилею…» — «Восьмидесятилетнему? Вот еще! Мне шестьдесят пять!» И сейчас я часто вспоминаю строчки ее любимой поэтессы Маргариты Алигер: «И эта красота — бездонна, и безгранично ей расти. Прощай, Сикстинская Мадонна! Счастливого тебе пути...»

Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая