«В мире есть водопад, названный в мою честь», — рассказала Ирина Мирошниченко

Актриса дала эксклюзивное интервью журналу «7 Дней».
Анжелика Пахомова
|
25 Июля 2019
Ирина Мирошниченко
Ирина Мирошниченко, 2014 г.
Фото: Арсен Меметов

«После спектакля в Париже мне вынесли на сцену огромный букет от французов, что-то невероятное, я такого вообще не помню. Неподъемный, длинный, дорогущий букет. Вот парадокс! Я стою с этим букетом без копейки денег, голодная и думаю: «Боже мой, как я буду здесь жить?!» — рассказывает актриса Ирина Мирошниченко.

— Ирина Петровна, закончен ваш 54-й сезон в театре. У меня такая идея: давайте вспомним что-то самое интересное и яркое, что бы вам самой хотелось рассказать… Например, вы помните свой первый день во МХАТе?

— Очень хорошо помню! Пер­вый мой сбор труппы, на котором присутствовали все великие «старики» — Тарасова, Андровская, Лива­нов, Степанова, Яншин, Массаль­ский… И когда, наконец, директор начал нас представлять, он долго путался в моей фамилии. «Ирина Миро… Мире…» Я встала. Очень волновалась, стеснялась. В тот год вместе со мной, кстати, приняли только одного молодого актера, Алексея Борзунова. Было очень трудно попасть во МХАТ, это была большая честь. Сейчас с улыбкой вспоминаю, как ректор школы-студии, Вениамин Захарович Радомысленский, выдавая диплом, меня спросил: «Ирина, какая у вас мечта? Кого хотите сыграть во МХАТе, какую героиню?» Подумав, я с воодушевлением ответила: «Очень хотела бы сыграть в мюзикле!» — «Что? В чем? — изумился ректор. — Забудь! Только классика! Ты понимаешь, куда ты идешь?» И я забыла. Хотя в то время у меня была отличная пластика, я занималась в студии у Ильи Рутберга, он преподавал пантомиму. Мне очень нравилась потрясающая, несравненная актриса Любовь Орлова, которая в кино умела и могла все — и играть, и петь, и танцевать… В детстве я даже поступала в балетную студию. Но почему-то меня туда не приняли. Может, из-за высокого роста — 172 сантиметра… Но вы понимаете, насколько тогда смешно прозвучал мой ответ ректору в стенах классического старинного МХАТа?

Ирина Мирошниченко с  Олегом Ефремовым
«Ефремов влетал на сцену, как пуля, как вихрь, и сам все показывал. Играл потрясающе — смешно, заразительно. Ему хотелось, чтобы мы понимали его с полувздоха, с полуслова… И если что-то не получалось, Олег Николаевич обижался» С Олегом Ефремовым в спектакле «Дядя Ваня». 1991 г.
Фото: Василий Егоров /ТАСС

— И какую же первую роль вы получили?

— Первым, кто заметил меня и поверил, что я могу что-то серьезное сыграть, был великий актер и режиссер Борис Ливанов. В его спектакле «Тяжкое обвинение» я получила маленькую роль учительницы, а потом он доверил мне играть Машу в своей знаменитой «Чайке». Наше знакомство с Борисом Николаевичем началось смешно. Я, опаздывая, влетела в театр — в модном платье-рубашке, с железным поясом-цепью. Поздоровалась и побежала вверх по лестнице, гремя этой цепью. Слышу громогласный голос Ливанова: «Кто это?» Ответ: «Наша новая молодая актриса, Мирошниченко». — «А она что, с цепи сорвалась?» — пошутил он. И все вокруг засмеялись. Уже на следующий день я была приглашена на репетиц­ию…

Ирина Мирошниченко с Анатолием Папановым
«Однажды мне стало плохо на примерке. Я долго стояла в туго затянутом корсете, примеряя подряд пять длинных старинных платьев, сшитых специально для меня. Талия стала совсем узкая. Боялась, что сломают...» С Анатолием Папановым в фильме «Любовь моя, печаль моя». 1978 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Ирина Петровна, много лет вы проработали под руководством Олега Ефремова. Какой была ваша первая реакция на его появление во МХАТе?

— Когда пришел Ефремов, было понятно, что он будет все менять. Но актеры, включая меня, не боялись этого, наоборот, восприняли его приход с воодушевлением. Я была уже знакома с Олегом Николаевичем. Бывала в гостях у него и Аллы Покровской. Они жили у метро «Аэропорт», там же была квартира и у нас с мужем, драматургом Михаилом Шатровым. И мы ходили к ним в гости. Я даже помню Аллочку беременную… И ефремовский «Современник» я очень любила! Но, если бы у меня тогда спросили, хотела бы я из МХАТа перейти работать в «Современник», я бы ответила «нет». Мне сразу было понятно, что МХАТ — это мой Театр.

Так что, когда к нам пришел Еф­ремов, я обрадовалась, надеясь, что он привнесет дух свежести, современности, остроты восприятия жизни… Репетиции с Олегом Николаевичем — это всегда был мучительный и одно­временно увлекательнейший процесс. У него была своя манера, свой стиль, свое видение. Как режиссер Ефремов был крайне требователен. Я, репетируя, всегда краем глаза видела со сцены, как он реагирует. Если сигарета, с которой он не расставался, смотрит наверх — нормально. Но как только сигарета вниз, нос вниз, понятно — ужас, сейчас начнется: «Стоп!» И он влетал на сцену, как пуля, как вихрь, и сам все показывал. Играл потрясающе — смешно, заразительно. Ему хотелось, чтобы мы понимали его с полувздоха, с полуслова… И если что-то не получалось, Олег Николаевич обижался. Я работала с ним очень много. Но за десятки лет настоящая похвала прозвучала лишь раз. Однажды, ругая меня на репетиции «Перламутровой Зинаиды», он сказал: «Ведь ты же прекрасно играла Машу в «Чайке», я же помню, мне это очень понравилось!» Я вдруг от счастья чуть не села… «Как?! Он видел? И очень понравилось?»… Он мне это сказал через много-много лет. Но самое главное, что понравилось.

Ирина Мирошниченко с Иннокентием Смоктуновским
«Мы выходим на поклоны, и вдруг я вижу сверху что-то падает вниз. Я даже дернула за руку Смоктуновского: «Смотри, это цветы!» Дождь из цветов, которые летят нам под ноги. И овации в зале» С Иннокентием Смоктуновским в фильме «Дядя Ваня». 1970 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Интересно, как Олег Николаевич назначал актеров на роли?

— По-разному. Иногда просто вывешивали распределение на стене. Ты подходишь, читаешь: о, какая радость, роль! Или тебя нет в списке, значит, и роли нет… А однажды было так: раздается звонок, и Ефремов говорит: «Ирина, я хочу ввести другой состав в «Дядю Ваню». Чтобы дядю Ваню сыграл Смоктуновский, а ты сыграла Елену, а Астрова я хочу сам сыграть… У нас будет очень мало времени, две недели. Готова?» Я говорю: «Конечно, Олег Николаевич». — «Репетиция завтра». Я жила в театре!

Ирина Мирошниченко
«Я жила в театре! Репетировала утром, днем шла на примерки, а вечером продолжала репетировать»
Фото: Арсен Меметов

Репетировала утром, днем шла на примерки, а вечером продолжала репетировать. Однажды мне стало плохо на примерке. Я долго стояла в туго затянутом корсете, примеряя подряд пять длинных старинных платьев, сшитых специально для меня. Талия стала совсем узкая. Боялась, что сломают… Но потом в этом корсете я играла все свои чеховские роли.

— Ирина Петровна, а можете вспомнить какое-то выступление, спектакль, который пришлось играть в необычных условиях? Навер­ное, таких в вашей жизни было много. Ведь МХАТ постоянно гастролировал…

— Конечно, МХАТ — это прежде всего прекрасные спектакли с ошеломительным успехом, переполненными залами, массой рецензий. Вся Москва смотрела премьеры. Это и интересные гастроли за границу, по всему миру, на лучших сценах. Но с другой стороны, это долг, это миссия. Например, театр дружил с заводом «Красный пролетарий». Мы приезжали и бесплатно выступали в Доме культуры этого завода, а иногда и прямо в цехах. Я помню, как мы со Смоктуновским выходили играть сцену из «Иванова». Он в костюме, я в вечернем платье… Эта сцена — Иванов с Саррой — труднейшая в чеховской драматургии, через какое-то время герой Смоктуновского стреляется, а моя героиня умирает. И мы играли эту сцену в цеху, в рабочий полдень. Зрители в замасленных спецовках не то что сидят, а висят на каких-то длинных лестницах. Но!.. Стояла абсолютная тишина. Все слушали, переживали. А потом хлопали. И вы знаете, это были одни из самых лучших зрителей, для которых театр — открытие, откровение.

Ирина Мирошниченко с Андреем Мягковым
С Андреем Мягковым в фильме «Страх высоты». 1975 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Вы упомянули заграничные гастроли. Какие оставили хорошие воспоминания, а какие — не очень?

— Самые ужасные — это, наверное, Франция. Весь парадокс в том, что поездка в эту страну в те годы была мечтой каждого человека. Я учила с шести лет французский язык, пою французские песни со студенчества. Для меня Франция — страна-мечта. И вдруг я еду с потрясающей главной ролью — Елена Андреевна в «Дяде Ване». Блестяще проходят гастроли, прекрасные отзывы в прессе. Наступает последний день, и завтра улетать. Тут надо сказать, что нам всем платили небольшие суточные в валюте, естественно, я их не тратила, потому что нужно было что-то купить себе, подарки близким, список уже был составлен. И вот днем, перед вечерним спектаклем, с двумя поклонницами, которые, как ни парадоксально, обе были беременные, отправляюсь по магазинам. Эти очень приятные, живущие в Париже русские женщины привели меня на улицу Шанз-Элизе. Там я увидела в одном из магазинов, на витрине, потрясающую шляпку из искусственного меха, под леопарда. 

Ирина Мирошниченко
«В день рождения мне торжественно преподнесли торт со свечами и грамоту, где написано, что один из водопадов назвали в мою честь. Представляете?! Есть водопад «Ирина Мирошниченко». Красиво!» В фильме «Единственная дорога». 1974 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Продавался комплект: сумочка, шляпка и перчатки. На сумочку денег не хватало, на шляпку и перчатки — как раз. И вот я меряю эту шляпку, поднимаю руки, а моя сумка висит на животе. И вдруг чувствую, кто-то в бок меня толкает локтем. Обернулась, краем глаза заметила какого-то ребенка… Шляпка подошла, я говорю продавщице: «Замечательно, я это беру». Иду к кассе, смотрю, молния на сумке открыта, и там нет портмоне. А в нем — не только деньги, но и документы. Ужас. Я кричу сразу же: «Помогите!» Опускаются жалюзи на выходах из магазина, и нам всем предлагают пройти в полицию. Долго объясняем и пишем какие-то документы, звоним в посольство. Выясняется, что для того, чтобы сделать новые документы, понадобится несколько дней, которые я должна буду провести в Париже. Я, естественно, нервничаю, мои беременные знакомые ужасно волнуются за меня. А впереди спектакль, завершающий гастроли. Приезжаю в театр, играю. Не могу вам передать как. После спектакля мне вынесли на сцену огромный букет от французов, я такого вообще не помню. Неподъемный, длинный, дорогущий букет. Я стою с этим букетом голодная и думаю: «Боже мой, как я буду здесь жить». Вот так...

А самые приятные гастроли, наверное, случились в Лондоне. Мы туда тоже приезжали с «Дядей Ваней». Играем последний спектакль, и перед финалом я вижу, как за сценой бегают английские рабочие, поднимаются наверх, на колосники. Я подумала, может, что-то случилось, потому что в принципе же уже финал спектакля, нет ни смены декораций, ничего такого. И вот, когда все мы, Ефремов, Смоктуновский, Невинный, другие актеры, выходим на поклоны, занавес открывается, яркий свет из зала, мы делаем несколько шагов вперед, на авансцену. И вдруг я вижу: сверху что-то падает вниз. Я даже дернула за руку Смоктуновского: «Смотри, это цветы!» И вся сцена в свету, и дождь из цветов, которые летят нам под ноги. И овации в зале. Незабываемо… До слез…

Еще одни фантастические гастроли, Греция, Афины. Я поехала с двумя ролями, с Машей в спектакле «Три сестры» и Машей — в ливановской «Чайке». Играли мы по два спектакля в день, потому что они там до двух ночи не спят, из-за жары отсыпаются днем… В пять вечера мы начинали один спектакль, в десять вечера — второй. Заканчивали в глубокой ночи… Спать хотелось жутко… Физически было очень сложно. Но мы играли — красиво, мощно, хорошо. И в конце спектакля, как только открывался занавес для поклонов и гремели аплодисменты, вдруг на сцену выбежал капельдинер с корзиночками, где лежали головки красных гвоздик. Подходит — и ап! — все эти гвоздики из корзинки мне на голову. И другим актрисам. Там это считалось самым что ни на есть почетным, не цветы дарить, а осыпать головками гвоздик. Рассказывая это, вспоминаю, как будто это было вчера… Стою в черном платье — парик, корсет, трагический финал «Трех сестер». И с ног до головы головки красных гвоздик. Очень красиво. Это единственная страна, где есть такая красивая театральная традиция.

Ирина Мирошниченко
В фильме «Это сладкое слово — свобода!». 1972 г.
Фото: Мосфильм-инфо

— Этот номер журнала выходит прямо в ваш день рождения, 24 июля. Артисты обычно отмечают свои праздники на сцене…

— Для меня самый лучший день рождения — это когда я работаю, встречаюсь со зрителем. Так было два года назад, я делала сольный концерт в этот день, правда, еще не вышла телеверсия, надеюсь, скоро выйдет. Концерт в театре «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, которая любезно предоставила свою сцену, шел почти четыре часа, с оркестром, с живым звуком, со стихами… И с потрясающими друзьями-исполнителями — Львом Лещенко, Анжеликой Варум, группой «На-На», Денисом Майдановым, Андреем Никольским. Были видеопоздравления от Андрона Кончаловского, Никиты Михалкова, Олега Табакова, Иосифа Кобзона, Надежды Бабкиной. Это было неповторимо, сказочно… И забыть это нельзя!

Еще у меня был совершенно необычный день рождения, когда я отправилась с концертами в круиз на корабле из Ленинграда до Рейкьявика. 24 июля нас всех повезли на автобусах смотреть исландские водопады. Подвозят к основанию горы, дальше нужно подниматься вверх пешком. Было очень холодно, шел дождь. Все под зонтами тихо пошли наверх, смотреть эти водопады. Я не пошла, я жуткая мерзлячка, осталась в автобусе. И потом очень об этом пожалела. Потому что вечером, за ужином, мне торжественно преподнесли торт со свечами и грамоту, где было написано, что один из водопадов назвали в мою честь. Представляете?! Есть один водопад, который называется «Ирина Мирошниченко». Красиво!

День моего рождения — это прежде всего мои родители. Этот день раньше я всегда встречала с ними. Я обязательно отнесу им цветы, поплачу, поговорю с ними и вспомню, что про этот день мне рассказывала мама. Она рожала меня во время войны, а папа в это время воевал, был ранен. Маме прислали похоронку. А она меня только-только родила, лежала в роддоме. И только начала воспринимать весь ужас потери, как ей вручают письмо от отца. Оказывается, он находится в госпитале, в Томске, живой! А мама в это время со мной и с моим братом в Барнауле, в эвакуации.

И всегда, сколько я жива, я буду им благодарна за то, что они дали мне жизнь. Прошли через все тяготы и трудности и растили меня в любви и нежности. И всегда мечтали, чтобы я жила счастливо и чтобы моя жизнь была прекрасна. И благодаря им иногда это так, ведь они все для этого сделали.

События на видео
Как на самом деле надо удалять файлы на Android, чтобы освободить память
Встроенная память смартфонов часто заполняется мусором, который быстро накапливается за короткий период. Это включает кэш приложений, скачанные изображения, APK-файлы и другие данные, утрачивающие актуальность. Один из самых простых способов очистки — удалить ненужные файлы. Этот процесс доступен даже новичкам.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая