Татьяна Лейбель: «Брак Алферовой и Абдулова был мыльным пузырем»

«Наша любовь была обречена с самого начала. У нас не было будущего. Нам с Сашей не дали бы пожениться».
Ирина Зайчик
|
04 Декабря 2012
Фото: РИА-Новости

С Ирой Алферовой мы не были никогда знакомы, даже не говорили по телефону. Как-то видела ее в каком-то спектакле, это была роль без слов. Она на меня не произвела впечатления. Очень красивая, не более того… Но с какого-то момента у меня появилось ощущение, что Ира присутствует в нашей с Сашей жизни. Что мы живем втроем…

Наша любовь была обречена с самого начала. У нас не было будущего. Нам с Сашей не дали бы пожениться. Зависть окружающих, ревность женщин…

Ну как не позавидовать тому, что в наших глазах светится счастье? Возможно ли не ревновать, видя, как Саша с любовью обнимает меня, гладит мои волосы и мы сидим, тесно прижавшись друг к другу?

Да и наша встреча была фантастической случайностью. Он — актер, я — танцовщица. Как наши судьбы пересеклись, одному богу известно…

Я родилась в маленьком городке под Львовом. Мама умерла рано, когда мне было всего 9, а через два года папа женился. Он хотел, чтобы дочь стала фармацевтом, а я с детства мечтала танцевать. «Танцевать? — возмутился отец. — Вон из моего дома!» Папа с мачехой перестали со мной разговаривать. И я стала танцевать в детском коллективе при интернате.

Там и жила в маленькой комнатушечке, питалась в столовой. Потом работала в Симферопольском драматическом театре, играла травести и танцевала. А когда поняла, что впереди меня ничего не ждет, рванула в Москву к брату, который учился в Академии имени Жуковского…

Пробовала поступить в Институт культуры, но провалилась. Меня взяли танцовщицей в коллектив Володи Шубарина. У нас с ним были очень хорошие отношения, а его жена меня невзлюбила. Каждую репетицию, когда ее муж выходил из зала, Галина Ивановна командовала парадом: «Лейбель, почему ты впереди стоишь?» — «Меня Владимир Александрович поставил…» — «А ну-ка марш назад!» Возвращается Шубарин: «Лейбель, а ты что сзади-то?» —«Не знаю, меня Галина Ивановна поставила…» — «Иди вперед!» Она ревновала меня к Шубарину и при каждой возможности пыталась уколоть: «Лейбель, ты что такая толстая?»

«Да это я от голода пухну…» — оправдывалась я. Давно заметила, что меня в штыки принимают в женском коллективе. Молодая неопытная провинциалка, я была стеснительна и безумно зажата, да вдобавок еще и южный акцент…

А вскоре в «Москонцерте» меня поставили в пару с Володей Никольским. Мы танцевали под американский диксиленд и латиноамериканские мелодии. Для того времени это было настоящим прорывом. На Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1975-м мы с Никольским стали дипломантами. Вот тогда, оказывается, Саша Абдулов и увидел меня в первый раз. Он запомнил не только наш номер, но и мое имя… А познакомились мы спустя полгода.

Мы c моим партнером танцевали под американский диксиленд и латиноамериканские мелодии
Мы c моим партнером танцевали под американский диксиленд и латиноамериканские мелодии
Фото: Из личного архива Т. Лейбель

Помню, как Саша тогда мне сказал: «Вы с Никольским были как свежий ветер! Так никто тогда не танцевал!»

И хотя я была старше Саши, но ни в кого еще сильно не влюблялась. Да и от Саши не сразу голову потеряла, а ведь он был необыкновенный красавец. Любовь к нему пришла уже позже, когда мы жили в его комнатке театрального общежития. У него же все наоборот получилось: сначала был сильно влюблен, а потом постепенно стал остывать. Уже ведь свое, рядом и никуда не денется…

Однажды ко мне зашел приятель: «Тань, ну что ты все одна да одна? Пойдем со мной в гости, там хорошая тусовка собирается: артисты, балетные критики, певцы... Потанцуем, посидим… Когда ты увидишь кладовку с импортными баночками, обалдеешь. А музыка какая, с ума сойти!»

И мы поехали с ним на Ленинский проспект.

У подъезда он меня предупредил: «Только ты молчи, ничего по-русски не говори. В этом доме живут только иностранцы». У меня от страха сердце ушло в пятки: «Ты куда меня ведешь? Какие иностранцы?» В то время в СССР общение с иностранцами строго каралось. «Не дрейфь, подруга!» — сказал мой приятель и потащил меня к лифту, на ходу бросив: «Good evening!» сурового вида консьержу.

Надо сказать, что такой квартиры и вправду я в жизни не видела. Просторная, с высокими потолками, на полу пушистый белый ковер, из мощных колонок грохочет модная музыка, везде приглушен свет, на столе заморское угощение: клубника в сахаре и орешки, бутылки виски. «Вот это живут!» — восхищенно подумала я.

Тут к нам подошла хозяйка квартиры и представилась: «Катя».

Она говорила совершенно без акцента. Я даже не поняла, что она американка. Потом мой друг шепнул, что хозяйка квартиры работала в Москве вице-президентом американского банка. Мне она сразу понравилась: среднего роста, худенькая, симпатичная, умная, компанейская.

Ее квартира в Москве была настоящим светским салоном, куда попасть с улицы было невозможно. Компания была уже вся в сборе. Гляжу — за столом сидят молодые симпатичные люди. Меня с ними познакомили: «Это Саша Абдулов, а это Жора Мартиросян».

Мы с приятелем весь вечер с упоением танцевали и даже не подходили к столу. Наконец Катя не выдержала: «Ребята, ну хватит, идите к нам!

У картины «Обыкновенное чудо» был сумасшедший успех. Сашу стали узнавать на улице, просили автографы
У картины «Обыкновенное чудо» был сумасшедший успех. Сашу стали узнавать на улице, просили автографы
Фото: Мосфильм-Инфо

Выпьем, поговорим, песни попоем!» Так я оказалась рядом с Сашей и Жорой. И они стали наперебой за мной ухаживать. Гарцевали, как два жеребца. А я только головой вертела — то в сторону Саши посмотрю: ой, какой красивый! То в сторону Жоры: ой, какой интересный! Но когда Абдулов понял, что «борьба» у них идет на равных, решил пойти с козырей! «Катя, — вдруг попросил он, — погаси, пожалуйста, свет и зажги свечу». Он взял гитару и запел, глядя мне в глаза: «Свеча горела на столе, свеча горела…» И все! Никого, кроме Саши, я уже больше не видела.

Гости стали расходиться в три часа ночи. Саша попросил: «Ты что, уходишь? Может, останешься?» — «Я не знаю…» «Метро уже не работает. Переночуй здесь, а утром я тебя провожу», — продолжал уговаривать он.

А тут Катя встревает: «Саша прав. Куда тебе одной в Марьину Рощу возвращаться? Оставайся».

Квартира у Кати была большая. Нам с Сашей она отвела одну из комнат. Мы всю ночь не спали — обнимались и целовались до одури. И оба поняли, что нам это очень нравится. Я у него спросила: «Чем ты занимаешься?» — «Оканчиваю ГИТИС, но меня уже пригласили к Марку Захарову на главную роль в «Списках не значился». Придешь ко мне на спектакль?» — «Приду».

Помню, Саша был в светлой рубашке, узких брючках, такой юный, чистый... А утром он поймал такси и отвез меня в Марьину Рощу. Где взял деньги? Я не спрашивала, наверное, у Жоры стрельнул. Прощаясь, спросил: «Ну, ты дашь свой телефон?» — «Возьми».

Так у нас все и началось… С тех пор мы не расставались. Катя через Сашу приглашала меня на свои ужины при свечах. Мы много раз приходили к ней в гости, она с радостью нас принимала.

Недавно в одном журнале мама Абдулова рассказала, что, мол, Саша из-за Кати якобы вены резал. Она все путает. Может быть, у них и был когда-то роман, не знаю. То, что видела я, — это просто хорошие дружеские отношения. Ну разве Катя оставила бы меня у себя ночевать, если бы ревновала?

А вены Саша резал из-за своей влюбленности в юности. Кажется, курсе на первом у него была девушка, медсестра Таня. Ради нее он лазил по крышам, чтобы попасть к любимой через окно. Но она с ним жестко порвала: «Ты для меня еще мальчишка! Больше не приходи, я тебе дверь не открою!»

Постепенно я стала открывать в Саше новые, доселе не известные мне черты. Я видела, как он жаждет славы и признания. И все средства ради этого были для него хороши
Постепенно я стала открывать в Саше новые, доселе не известные мне черты. Я видела, как он жаждет славы и признания. И все средства ради этого были для него хороши
Фото: РИА-Новости

А он из юношеского максимализма решил покончить с собой. Закрылся в своей комнате и вскрыл вены. Его спасли однокурсники, вовремя выломали дверь…

Когда Абдулов мне об этом рассказал, я взяла его руки и поцеловала маленькие, едва заметные шрамы на запястьях: «Саш, ты очень эмоциональный…» А он с улыбкой заметил: «Дурак был…»

Саше я едва доставала до плеча. И чтобы поцеловаться с ним, мне приходилось вставать на цыпочки. Помню, как он всегда ласково спрашивал: «Ну что? Ты уже встала на цыпочки?»

Больше всего я любила его глаза. Такие лучистые, добрые, в них не было и следа той жесткости, которая появилась позже. Мы очень подходили друг другу, никогда не ссорились и легко признавали правоту другого.

Саша был чистый, незамысловатый, прямой, что чувствовал, то и говорил…

Абдулову стипендию не платили, потому что он вечно опаздывал, даже на экзамены. Когда его пригласили в театр, он и там продолжал опаздывать. И его несколько раз штрафовали. Помню, как-то вечером говорит: «Завтра у меня генеральная. Только бы не проспать!» Он всегда ложился, как правило, под утро. Его настолько захлестывали эмоции, что ему надо было как следует намаяться, чтобы забыться сном. «Саша, — уговаривала его. — Ложись спать, утром рано вставать». — «Нет-нет, не волнуйся, не просплю». И, разумеется, снова просыпал…

Мы оба были сумасшедшие романтики, обожали сюрпризы. Как-то звонит Саша: «Сегодня ночью буду переезжать из Домодедова во Внуково.

Можешь подъехать?» Я судорожно звоню приятелю, он, чертыхаясь, везет меня в аэропорт. Саша уже с нетерпением ждет меня у стойки регистрации и держит в руках огромное красное яблоко. Никогда такого больше не видела. «Где ты такое взял?» — «Это тебе сюрприз».

Постояли. Поговорили. Поцеловались. И он пошел на посадку…

Или как-то сплю у себя в Марьиной Роще. Вдруг просыпаюсь от того, что мне что-то щекочет нос. Открываю глаза, а надо мной Саша стоит и нежно водит по лицу огромным букетом полевых незабудок. «Просыпайся! — смеется. — Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало!» В тот день мы вместе с Жорой поехали куда-то за город.

Наша троица была очень веселой: я, Саша и Жора. Все время юморили, нам было интересно вместе. Бегали на все вечера в ВТО, там в то время бурлила творческая жизнь. Обязательно смотрели зарубежные кинопремьеры на закрытых просмотрах. Как-то, помню, открываю дверь, а Саша с Жорой с трудом вкатывают в прихожую гигантский арбуз. Когда нам хотелось целоваться, мы с Сашей уединялись, но так, чтобы не задеть Жорино самолюбие…

Спустя какое-то время Саша предложил: «Давай-ка переезжай ко мне жить». Абдулову как молодому актеру Театра имени Ленинского комсомола (так тогда назывался «Ленком») дали комнатку в общежитии. Это была бывшая коммуналка, очень запущенная, там тысячу лет не делали ремонта. Помню, как меня в первый мой приход поразила Сашина комната — одна стена была разукрашена отпечатками рук людей, которые посещали его жилище.

Вскоре после нашего расставания Саша женился на Ире. (Абдулов, Алферова и Ксения у себя дома, 1994 г.)
Вскоре после нашего расставания Саша женился на Ире. (Абдулов, Алферова и Ксения у себя дома, 1994 г.)
Фото: РИА-Новости

А внутри отпечатков — автографы с пожеланиями. Я там часто оставалась ночевать. Но чтобы совсем к нему переехать? На это мне надо было решиться…

И я ему уклончиво сказала: «У тебя такой страшный потолок и стены обшарпанные…» Он ответил: «Не волнуйся. К твоему переезду все преобразится, вот увидишь…» Когда я приехала к нему с вещами и переступила порог комнаты, от неожиданности ахнула: стены и потолок, кроме «мемориальной» стены с отпечатками, были обиты голубым ситчиком в цветочек.

В одной из комнат бывшей коммуналки жил Толя Солоницын, рядом — Юра Афанасьев с женой, потом подселили еще и Таню Кравченко.

На кухне стояли большой стол и общий холодильник. Не знаю, как в нашем восьмиметровом «пенальчике» помещались шкаф, кровать и диван для гостей?

К нам часто приезжали Сашины родственники из Ферганы. Вначале папа с мамой, потом его брат Роберт с дочкой, которая решила поступать в Москве в институт. Спали все в нашей комнатке. А когда его семья из Ферганы перебралась в Иваново, они стали бывать еще чаще. Я их всех принимала, кормила... Со всеми у меня были потрясающие отношения. Помню, в начале нашего знакомства Людмила Александровна внимательно на меня посмотрела и, видимо, осталась довольна выбором сына. Я ее называла «мама Люда» и постоянно сбивалась: «Мама Люда... Ой! Людмила Александровна», а потом опять: «Мама Люда!»

Ей было приятно…

Саша сразу же ввел меня в свой театральный круг. Мы дружили с Леной Шаниной, Сашей Збруевым.... На все театральные праздники нас с Никольским приглашали выступать. В «Ленкоме» знали, что мы с Сашей живем вместе, более того, они считали меня гражданской женой Абдулова.

Я замечала, что артистки театра мне завидуют. Если бы женские взгляды могли убивать, меня бы уже на свете не было! Они никак не могли взять в толк: почему Абдулов так надо мной трясется? Ну кто я такая? Какая-то артистка «Москонцерта»! На всех банкетах по случаю премьер мы сидели рядом. В любой компании Саша от меня не отходил: «Все нормально? Тебе не холодно? У тебя хорошее настроение? Что-нибудь хочешь?» О том, что когда-нибудь непременно поженимся, мы не говорили.

В 89-м мы с мужем навсегда уехали в Канаду. Игорь справа от Тани
В 89-м мы с мужем навсегда уехали в Канаду. Игорь справа от Тани
Фото: Из личного архива Т. Лейбель

Просто думали: успеем еще! Это в будущем. Но, честно говоря, я себя женой Абдулова не считала. Сказывалось мое консервативное провинциальное воспитание. Пока на руке нет кольца, ты не жена, что бы там ни говорили! Но я не давила на Сашу, не тащила силком в загс. И потом я верила ему без оглядки…

Первая трещина в наших отношениях появилась через год. Саше было 24 года. Как-то вдруг я почувствовала недомогание, у врача выяснилось, что я беременна. Когда сказала об этом Саше, он был ошарашен: «Да ты что? Правда?» и через паузу: «Я не готов… стать отцом. Мне карьеру нужно делать, сниматься, пойми, мне нужно многого добиться». И он настоял на аборте. Для меня это, конечно, была трагедия. Но как было его не послушаться?

Ни жилья, ни денег, ни родителей... И так хотелось танцевать. Безысходка! Даже посоветоваться было не с кем: брат — военный, он меня не поймет, близких подружек нет. Разве у таких, как я, могут быть подруги? Приехала из глуши и стала известной артисткой, да еще мужика себе такого отхватила!

Из больницы я вернулась в нашу коммуналку одна. Саша меня даже не встретил. Обыкновенная мужская трусость — мол, решай свои проблемы без меня. Стало так больно! Я лежала в нашем «пенальчике» и плакала. Саша, как всегда, был где-то: то ли на пробах, то ли на репетиции... Вечером он вернулся, поцеловал в щеку и спросил: «Ну ты как себя чувствуешь? Лучше? Ну не волнуйся. Полежи, полежи. Не переживай, все пройдет…» Его «не переживай» было для меня как нож в сердце. И тогда я поняла одну вещь — это начало конца…

А жизнь шла своим чередом.

Как-то все позабылось, наладилось. А потом и рана моя затянулась. Хотя помню о ней до сих пор….

Постепенно я стала открывать в Саше новые, доселе неизвестные мне черты. Я видела, как он жаждет славы и признания. И все средства для этого были для него хороши. Ради этого он шел на компромиссы с самим собой. Например, Марк Захаров в фильме «12 стульев» предложил Саше сыграть голого инженера, который весь в мыле выскакивает из квартиры. Саша со мной советовался: «Сниматься — не сниматься?» Я видела, что он очень хочет этого, и сказала: «Вперед! Только намылься хорошенько!» «Я актер, могу и должен играть все!» — оправдывался он. Это было его первое появление на экране, но он рискнул.

Как-то, помню, пригласили нас на встречу старого Нового года к Севе Абдулову, близкому другу Володи Высоцкого. В гостеприимном доме Севы всегда собирались сливки театральной Москвы. Саша был очень польщен этим приглашением и долго ломал голову, какой презент принести, чтобы всех поразить.

— Саш, а почему ты должен их поражать?

— Ты ничего не понимаешь. Это же театральная аристократия!

И он придумал. Специально из Ферганы ему привезли огромную дыню в сеточке — ее передали с проводниками. Конечно, он всех поразил: в Новый год принести душистую дыню не каждый сможет!

Саша приложил все усилия, чтобы победить это общество, стать среди них своим.

Мы много выступали, гастролировали по стране и за рубежом... (Т. Лейбель с А. Клоковым)
Мы много выступали, гастролировали по стране и за рубежом... (Т. Лейбель с А. Клоковым)
Фото: Из личного архива Т. Лейбель

Помню, все веселятся, чокаются... Вокруг все знаменитые, а я — танцовщица, известная в узких кругах. Помню, когда на вопрос: «А вы откуда?» я отвечала: «Из Москонцерта», у спрашивающих вытягивались лица. Видимо, это звучало так, словно я выругалась матом в приличном обществе.

Саша, конечно, из кожи лез, чтобы быть в центре внимания. Его девиз: только первый, только главный! Но эти актерские амбиции до добра не доводит. Я это точно знаю… И хотя блондинок принято считать дурами, у меня было чутье на фальшь. И Саша это ценил. Он прислушивался ко мне, всем со мной делился и часто спрашивал совета. Помню, как после спектакля «В списках не значился» спросил мое мнение: «Тебе понравилось?» «Не все… Понимаешь, слишком много ложной экзальтации.

Будь более сдержанным, играй глазами». Наверное, я была жестока с ним, но он ни разу на меня не обиделся. Ему нравилось, что мы с Марком Захаровым порой сидим весь вечер и на равных обсуждаем премьеру.

А еще я давала Саше советы, как правильно подать себя. Он ходил смешно, подгребая ноги, и дикция у него хромала из-за отсутствия одного из зубов. «Посмотри, как ты ходишь и как говоришь! Вставь зуб», — постоянно говорила я ему. А он только смеялся: «Я лучше туда сигарету вставлю...»

Сашу до сих пор в прессе часто называют донжуаном. Я бы так о нем не сказала. Скорее он был очень любвеобильным. Поэтому я в итоге и ушла от него.

Теперь думаю, что, может быть, у Саши и при мне были какие-то интрижки.

Ведь тогда съемки в кино зависели от ассистентов, помощников режиссеров, а работали на этих должностях женщины, как правило одинокие и желающие любви. Но Саша никогда не давал мне повода ревновать. А вот когда у них в театре появилась Ирина Алферова, я сразу же почувствовала: что-то происходит…

Как-то прибегает Саша из театра и на бегу рассказывает: «У нас появилась новенькая, Ира Алферова. Симпатичная, но, по-моему, артистка никакая». О том, что она приехала из Болгарии, что развелась с мужем-болгарином и у нее есть маленькая дочка, я узнавала постепенно.

Наступило лето. Саша предлагает: «Поехали со мной на съемки в Одессу». С нами отправились Володя Долинский со своей девушкой. Пока мы втроем отдыхали, Саша метался с одной студии на другую.

Как-то мы с Долинским оказались одни, и он стал ко мне приставать.

Получив резкий отпор, обиделся: «Ты что нос задираешь? Верность Сашке хранишь? Да он... да я тебе та-а-акое расскажу…» Я его перебила: «Ничего слышать не хочу. Как ты смеешь предлагать мне эти гадости?» — «Ах, гадости? Что ты из себя корчишь недотрогу? Вот увидишь, я все сделаю, чтобы Абдулов тебя бросил!» Помню, я тогда подумала: «Да что он может такого сделать? Не понимаю…» Я не знала тогда, что Ира Алферова с маленькой дочкой живут у Володиной мамы…

Саше я ничего не сказала. Ну что я буду на его друга ябедничать? Хотя обещание Долинского развести нас с Сашей в душу запало… «Саш, — говорю спустя время, — мне в Москву надо, у меня концерты».

Когда мы встретились лет через 10, я не узнала Сашу. Такое родное лицо изменилось до неузнаваемости... Это было уже лицо Дориана Грея, на котором все его пороки оставили свои следы...
Когда мы встретились лет через 10, я не узнала Сашу. Такое родное лицо изменилось до неузнаваемости... Это было уже лицо Дориана Грея, на котором все его пороки оставили свои следы...
Фото: PersonaStars.com

Сашка расстроился: «А ты можешь остаться? У меня три свободных дня, давай вместе отдохнем, погуляем, а?» Я заколебалась, а он опять за свое: «Ну не уезжай, умоляю…» Ну как я могла не уступить, когда об этом просит любимый мужчина?..

Он так бурно радовался, что я осталась: «Я тебе такой праздник в Одессе устрою!» Помню, посадил меня, как маленького ребенка, к себе на плечи, так всю ночь и носил по городу. Мы пели, хохотали, пили молодое вино, гуляли по набережной... Тогда-то Саша со мной поделился: «Марк предложил роль Медведя в «Обыкновенном чуде». Как мне его играть, а?» Помню, как мы с жаром обсуждали роль. Я ему сказала: «Вот как смотришь на меня сейчас с нежностью, таким и будь…» У картины «Обыкновенное чудо» был сумасшедший успех.

Сашу стали узнавать на улице, просили автографы. Премьеру мы праздновали в ресторане с Жорой Мартиросяном. И Саша спросил: «Тань, скажи, что бы ты хотела получить в подарок. Я все для тебя сделаю!» — «Я так хочу в ГИТИСе учиться. Помоги…» — «И все?!» — «И все». Наутро он взял меня за руку и отвел в ГИТИС к Ренате Анатольевне, секретарю деканата. Подвел к ней и сказал: «Это Таня, моя жена. Я хочу, чтобы она у вас здесь училась...»

После Одессы мы разъехались в разные стороны: «Ленком» — дней на двадцать на гастроли в Армению, а мы с Никольским — на фестиваль в Молдавию. Вечерами я звонила Саше в его гостиничный номер, но он не брал трубку. «Ничего страшного…» — думала я.

Возвращаюсь в нашу общагу и, едва переступив порог комнаты, чувствую: здесь был кто-то чужой. И этот «кто-то чужой» — женщина. Я стала в центре комнатки и внимательно обвела ее глазами. Вдруг вижу: маленькая картинка висит не на месте. Подхожу, приподнимаю ее, под ней на стене отпечаток женской руки, а внутри надпись: «Я». Так писала только я, но Саша никогда мою руку не прикрывал картинками. Он явно решил от меня скрыть этот чужой автограф…

А тут из Армении, отыграв Гамлета, вернулся Толя Солоницын. У нас с ним была дружеская традиция. Все еще спят, а мы сидим на кухне и пьем: я — чай, а Толя из огромной кружки... портвейн.

И вот встречаемся мы с Толей утром на кухне. Толя наливает в кружку портвейн. Я спрашиваю: «Ну как там ребята?

Как Саша?», а он, помолчав, отвечает: «Таня, а тебя предали…» — «Как предали?» — «Так… предали». А потом все мне и рассказал: «Знаешь, они в Ереване втроем — Збруев, Янковский и Абдулов — напропалую ухаживали за Алферовой. Как-то Ира им сказала: «Кто меня до памятника на руках донесет, того и выберу!» Збруев не смог, Янковский отказался, а Сашка мигом донес ее до памятника. Ты представляешь, Тань, он ведь бегом бежал!» «Ну и ладно, Толя, добежал так добежал….» — говорю в шутку. А потом не выдерживаю и переспрашиваю: «Толя, ты что, это серьезно?» А он в ответ: «Таня, я тебя так люблю, так верил в вашу любовь... И то, что я увидел, меня убило…» В тот момент я подумала: «Вот, значит, кто отпечаток руки на нашей стене оставил...»

От горя я словно застыла. Мне экзамены в ГИТИС сдавать, а тут Толя со своим известием.

Саша уговаривал меня вернуться в Москву, снова жить вместе, а я твердила: «В Монреале мой дом, моя семья...»
Саша уговаривал меня вернуться в Москву, снова жить вместе, а я твердила: «В Монреале мой дом, моя семья...»
Фото: Из личного архива Т. Лейбель

Я занималась день и ночь, бывало, лягу на учебники, заплачу и усну…

В ГИТИС я тем не менее поступила. А тут и Саша возвратился с гастролей. Я молчу, он молчит... А что спрашивать, когда и так все понятно! Ну, спрошу я у него: «Чья это рука на стене?», он, естественно, начнет выкручиваться. Правду он мне точно не скажет. Да и нужна ли мне эта правда? Я ведь не хотела с ним расставаться.

И хотя я оставила эту картинку на новом месте, но кожей чувствовала: что-то происходит за моей спиной. Вокруг нас началась какая-то мышиная возня…

А еще я заметила, что Саша после гастролей стал сдержаннее в своих чувствах. И если раньше после съемок непременно заезжал домой, то теперь из аэропорта отправлялся прямо в театр.

Звонил и торопливо говорил: «Танюшка, нет времени, у меня спектакль». Это было что-то новое в наших отношениях…

Я ушла с головой в работу. У меня концерты, фестивали, гастроли... Мне даже порой не хотелось домой возвращаться. Ну что я буду сидеть там все время одна и ждать Сашу? И в «Ленкоме» я практически перестала появляться. Вернее, меня туда уже никто не звал. И если раньше мы с Никольским танцевали там на всех праздниках, теперь о нас разом забыли.

Вскоре нашу пару послали на гастроли в Югославию. Сашка провожает меня на вокзале, бежит вслед за поездом и кричит: «Танюшка! Танюшка!» Все артисты, высунувшись из окна, смотрят на него, а потом по сторонам: какая такая «Танюшка» с нами едет?

Меня потом Иосиф Кобзон спросил: «Боже мой! А кто это там бежит?» — «Абдулов». В «Москонцерте» никто не знал, что мы живем как муж и жена. Меня и так не любили, а если бы узнали, что живу с артистом «Ленкома», вообще из зависти сгнобили бы.

Саша стал все чаще ездить на съемки. Я оправдывала это тем, что он очень честолюбив, мечтает стать знаменитым и известным. Но я обманывалась. Потом он стал где-то пропадать. Забежит на минутку в общагу, что-то возьмет из вещей, чмокнет в щечку: «Ну все, я пошел». А еще я заметила: он избегает смотреть мне в глаза...

После моего возвращения из Югославии вообще все пошло наперекосяк. Вещи, что я привезла ему, не подошли: джинсы короткие, в куртку не влезает.

Саша Абдулов и Галя Лобанова жили вместе достаточно долго — восемь лет...
Саша Абдулов и Галя Лобанова жили вместе достаточно долго — восемь лет...
Фото: Из личного архива Т. Лейбель

Он померил обновки, а потом посмотрел на меня с укоризной: «Чем ты там занималась? О ком думала, не понимаю…» «Саш, я все на одного балетного примеряла. Он твоего размера…» — оправдываюсь я. Он ничего не сказал, но я видела, что недоволен.

Саша все отдалялся и отдалялся от меня. И я, как любая женщина в такой ситуации, начала искать факты. И очень скоро их нашла. Любовное письмо лежало в шкафу под рубашками. На листке, вырванном из тетради, были нарисованы две фигурки, которые держались за руки. А внизу подпись: «Я скучаю, люблю. Любящая тебя Ирина». Я положила письмо на место.

Вечером сидим с Сашей на кухне. И я решаюсь наконец спросить его: «Что происходит?» «А что происходит?» — отвечает вопросом на вопрос Саша.

Ну не могла же я признаться, что читала чужое письмо?

— Толя сказал, что ты ухаживаешь за Ириной. А мне кажется, ты стал ее любовником…

— Но у тебя ведь тоже была связь в Югославии?

А потом Саша произносит совершенно дикую фразу: «Понимаешь, Ира сейчас снимается в «Хождении по мукам». Она такая красавица! Фильм выйдет на экраны, и наутро она проснется звездой!» — «А ты, значит, будешь рядом со звездой…» — «Ну да… А что такого?»

Меня словно ударили шашкой и голова покатилась с плеч… Ну что ж… Против лома нет приема. Я даже не стала ничего говорить. Объяснять что-то про Югославию, оправдываться...

Смысл? Видимо, Саше кто-то из нашей группы успел доложить, что в Загребе за мной ухаживал один артист балета, красавец-югослав. Мне не в чем было оправдываться: ну сходила с ухажером в кино, в ресторан... Причем не вдвоем, а большой компанией. Саша очень хорошо знал меня: я была преданной подругой, впрочем, такой и осталась до его последней минуты. Он это всегда ценил…

А потом он ушел. Я опять осталась одна в нашей комнатке. Мы здесь счастливо прожили больше двух лет. А теперь все кончилось. Вот тогда я сказала себе: «Таня, пора искать квартиру...»

Вскоре нашу пару пригласили выступать в ВТО. Днем Саша забежал переодеться.

— Что ты будешь делать на Новый год?

— Мы в ВТО танцуем…

— Я туда приду. Обязательно поздравлю тебя с праздником.

На бегу чмокнул и умчался. А я, как всегда, не спросила: «Куда?» И так уже все знала. Жора Мартиросян по секрету сказал, что Абдулов живет с Алферовой у мамы Долинского. И я все вспомнила: юг, приставания Долинского и его обещание: «Я все сделаю, чтобы Абдулов тебя бросил!»

Думаю, Жора в глубине души понимал, что Саша нехорошо со мной поступает, но как близкий друг был на его стороне. Я терялась в догадках: неужели так трудно самому сказать: «Тань, ну так случилось, прости, я влюбился. Мы должны расстаться?»

Почему я тогда не ушла от Абдулова сразу? Почему терпела? Ответ простой.

Конечно, надеялась, что он ко мне вернется. У меня и мысли не было встречаться с Ирой Алферовой. Зачем? Мне нужно было, чтобы Саша по-человечески объяснил, что происходит. Сама не спрашивала: знала, что соврет. Ну зачем я его буду унижать? А другого он сказать не мог. И моя интуиция, мое сердце мне подсказали: «Таня, быстрее беги отсюда! Пока это горе тебя совсем не раздавило!» Но я продолжала ждать, надеяться…

После концерта в ВТО я поехала к себе в общежитие. Легла спать. Саша конечно же не приехал. Потом начались «елки», мы с Никольским много выступали на новогодних каникулах. И тут в одном из дворцов пионеров я встречаю своего бывшего ухажера. Это был известный актер, сыгравший Аладдина в сказке «Волшебная лампа Аладдина», Борис Быстров. После нашей встречи у него опять вспыхнули ко мне чувства.

— А какие у тебя отношения с Абдуловым?

— Уже никаких…

Мне нужна квартира. Помоги найти…

Каждый вечер Боря встречал меня после выступления и довозил до общаги. Однажды предложил: «В квартире моей тетки есть свободная комната. 12 метров. Можешь переезжать». Я обрадовалась: да мне хоть один метр, только бы съехать из общаги! «Скоро Саша должен уехать сниматься, и я уйду», — сказала я Боре. Саша забежал на минутку за вещами. «Еду в Питер на несколько дней на съемки. Я тебя прошу, не принимай никаких решений. Я вернусь, и мы поговорим. Даешь мне слово?» — «Даю!» Он уезжает, я собираю вещи.

Наконец-то у нас с Сашей были потрясающие отношения: ни ревности, ни собственничества...
Наконец-то у нас с Сашей были потрясающие отношения: ни ревности, ни собственничества...
Фото: Из личного архива Т. Лейбель

Вдруг неожиданно звонок из Питера.

— Привет. Как дела? Ты, случайно, ничего плохого не хочешь сделать? Умоляю, дождись меня. Ничего плохого не делай! Я приеду, и мы все решим.

— Да-да, не волнуйся.

Я повесила трубку и заплакала. Целых полгода я жила между небом и землей. Страдала, мучилась... Как пережить дикое предательство человека, которого любила больше всех на свете? Рассказать невозможно! Не хочу участвовать в этой гонке. Бороться, выслеживать, запрещать, ревновать… Нет, нет и нет.

Собрала маленький чемоданчик, закрыла нашу комнатку, оставила ключ на кухонном столе и ушла. Прошло три месяца. У нас с Борей завязался роман.

Потом меня пригласили в Ленинград сниматься в кино. Как-то спускаюсь по лестнице гостиницы, а навстречу поднимается… Саша. «Привет! Что ты здесь делаешь?» — «Снимаюсь на «Ленфильме». Сегодня последний день». — «Здорово! Вечером встретимся?» — «Нет, Саша, не встретимся». — «Встретимся, встретимся». — «Пока». — «Не пока, а до встречи!»

Я быстро звоню Вале, директору нашего фильма: «Давай куда-нибудь вечером уедем из Питера». — «Хорошо, у меня дача в Лисьем Носу». — «Может, для компании пригласим моих знакомых? Ребята на машине».

Мы берем ребят и едем в Лисий Нос. Зима. Снег за окном. Выпиваем, хохочем. Ребята предлагают: «Давай мы тебя научим водить машину!» А я давно мечтала научиться водить. Мой «учитель» все время нервно хватается за руль.

Раз схватился, другой, а потом как крутанул, и машина моей стороной врезается в электрический столб. Из руля получилось ухо, мои коленки порезаны стеклом, лобовое зеркало от сильного удара отлетело, а крючком, на котором оно держалось, мне пропороло полголовы, плюс сильный удар в грудную клетку. Ребята на разбитой машине быстро уезжают, а меня на «скорой» везут в ближайшую больницу. Слышу надо мной голоса: «Что с водителем? Умер?», а глаза открыть сил нет: «Это они обо мне? Но я же дышу, значит, цела!» Часа три меня в операционной зашивали. Погуляли, как говорится, назло Абдулову!

Через два дня заглядывает в палату медсестра: «К вам муж пришел». «Интересно, кто это?» — думаю. Заходит Боря: «Что? Как это случилось? Не переживай». И уезжает с обещанием забрать меня из больницы через две недели.

Еще два дня проходят, сестра опять объявляет: «К вам муж».

Входит Саша. «Не волнуйся. Ты поправишься, не переживай. Мы тебя заберем». А я лежу с перебинтованной головой, словно в чепчике. Красавица! Ноги все черные от запекшейся крови, в лангетках. Когда мне стало получше, меня стал допрашивать следователь. Задавал вопросы, каким образом я получила такие травмы. «На санках каталась», — твердила я.

Через две недели из больницы меня забирает Быстров. Вечером у нас поезд на Москву. Боря несет меня к вагону на руках, а на платформе стоит Абдулов. Я заметила только, какое у него серое несчастное лицо. Вот судьба! Мы едем не только в одном вагоне, но и наши СВ рядом… В ту ночь я не могла уснуть.

Слышала, как за стенкой крутится на полке Саша, как встает, выходит из купе покурить, затем опять заходит... Да и Боря всю ночь ворочался, вздыхал.

И вот я лежу в своей 12-метровой комнатке, иногда пытаюсь ходить. У меня все время кружится и болит голова. В зеркале — страшное опухшее лицо со шрамами на лбу и голове, а в ушах злорадный голос врачихи: «У вас будут коллоидные шрамы…»

А по «Москонцерту» тем временем разносится радостная весть: «Лейбель разбилась, у нее была трепанация черепа, чуть ли не ампутация ног! Как танцовщицы ее больше нет…»

У меня началась жесточайшая депрессия. Что я только не пережила! Зависть, ревность, обиды, предательство любимого человека... И что в остатке — у меня ни своего угла, ни семьи, а теперь и профессии…

Но я, стиснув зубы, потихоньку возвращаюсь к жизни.

Разрабатываю колени, делаю гимнастику. Как-то раз ко мне зашел приятель, который привел меня когда-то в компанию Абдулова. «Тань, это моя вина… Если ты ему не хочешь ничего сделать, я отомщу за тебя! Так с людьми не поступают…»

Спустя время узнаю, что Саша стал невыездным на несколько лет. Уж я не знаю, как это получилось, но факт остается фактом — Абдулова перестали выпускать за границу. Из-за той самой Кати, к которой он так часто захаживал. Ее признали американской шпионкой и выдворили из страны… Саша к этому времени уже стал признанным актером, ему дали двухкомнатную квартиру на Соколе, он женился на Ире Алферовой.

Я уверена, что Саша до конца своей жизни ценил нашу дружбу
Я уверена, что Саша до конца своей жизни ценил нашу дружбу
Фото: Алексей Абельцев

Я поправилась, и в апреле мы с Никольским дали первый концерт. Я снова отправилась в Питер досниматься в кино. И надо же такому случиться: снова останавливаюсь в той же самой гостинице. Спускаюсь, хромая, по лестнице, а мне навстречу снова поднимается… Саша. Дежавю! «Привет! — Как будто мы и не расставались, все тот же «привет». — Что делаешь?» — «Не видишь, спускаюсь, как могу…» — «Вижу. А что вечером делаешь?» — «Опять двадцать пять! Ну что тебе за дело, что я делаю вечером? Сниматься буду». — «А потом? — Он делает вид, словно не замечает моего грубого тона, и продолжает: — Надеюсь, ты на этот раз не будешь убегать от встречи?» — «Не буду…» — «Ну я зайду?» — «Заходи».

И он зашел. Оглядел номер и сказал: «Пошли ко мне. У тебя тут слишком бедно». В его «люксе» на столе фрукты, шампанское...

Саша ведет себя так, словно мы только вчера расстались. «Саша, солнце мое, ведь ты женат?» — спрашиваю. «Ох, перестань говорить глупости, ты же взрослый человек…» — поморщился он. «Все вокруг говорят, что у вас такая любовь». — «Да с ней не о чем даже поговорить. Я с ума схожу с ней от скуки». — «Зачем женился?» — «Когда-нибудь объясню…» И это он говорит через месяц после свадьбы! Как такое может быть? Видимо, чего-то я не знаю. Я смотрю на его руку, а обручального кольца нет. «Наверное, для меня снял…» — думаю.

Прошла ночь. Утром: «Пока». — «Пока». Мы снова разлетаемся в разные стороны. Признаюсь, с моей стороны это была женская месть. Больше такого не повторялось, хотя много раз он и просил, и настаивал, и уговаривал…

Мы с Борей поженились и прожили вместе три года.

В 80-м развелись, так и не сумев создать семью. Я его не любила, вышла замуж, только чтобы навсегда выбросить Абдулова из головы.

Но жизнь нас с Сашей все время упорно сводила. Иногда мы случайно встречались на улице. Жила-то я неподалеку от «Ленкома». Как-то еду на такси, вдруг на светофоре с нами поравнялась машина. Гляжу — Абдулов сидит. — «Тань, пересаживайся ко мне. У меня творческий вечер, поедешь со мной?» Конечно, ему хотелось показать мне, какой славы он добился…

В 83-м году меня случайно подвозит на машине один парень. Разговорились, он взял мой номер телефона. И у нас начался роман. Помню, как он ушел утром, гляжу — часы свои оставил. «О! — думаю. — Это он не случайно сделал». И действительно, Игорь вернулся за часами и остался навсегда.

Я наконец была счастлива. Он тоже, как и я, окончил ГИТИС. В марте следующего года исполнится 30 лет, как мы с ним женаты…

А тут мой партнер Никольский попал в больницу и уже не мог танцевать. Он был жестоко избит, четыре месяца лежал в коме. Выжил только благодаря сильному сердцу. В это время нам дают звание заслуженных артистов. Что делать? Надо продолжать работать. Я создаю свою танцевальную группу «Новое поколение». Мы много выступали: на кинофестивалях в Доме кино, на вручении премии «Ника»... «Москонцерт» с условием, что я буду руководителем этой группы, берет нас под свое крыло. Как-то раздается звонок: «Татьяна Абрамовна? Вас приглашает к себе руководитель отдела Кислицкий». Прихожу на прием. «Здравствуйте, — пожимает мне руку незнакомый мужчина.

— Вы меня не помните? А я вас, Татьяна Абрамовна, хорошо знаю… Между прочим, когда-то вмешался в вашу судьбу…» — «Каким образом? Я вас не знаю!» — «Я был директором театра, когда вы жили с Абдуловым. И в принципе мы с Марком Захаровым сыграли в вашей жизни большую роль… Мы хотели создать красивую театральную пару, а вы нам мешали. Саше и Ирине на свадьбу мы подарили двухкомнатную квартиру. Надеюсь, вам все понятно?»

Так вот, что хотел мне тогда сказать Саша! Его брак — ширма, это был всего лишь огромный мыльный пузырь. Когда квартира была получена, Алферова, видимо, ему стала неинтересна, и понеслись измены… Через полгода после женитьбы он уже жил своей жизнью. Правда, надо отдать ему должное, растил Ксению как родную дочь. Развелся с Алферовой Саша лишь через много лет, перед женитьбой на Юле.

Может быть, ему было удобно говорить своим девушкам, что он женат? Не знаю…

В 89-м мы с мужем уехали на ПМЖ из нашей страны в Канаду. Прощай, Саша, теперь уже навсегда, вряд ли мы когда-нибудь увидимся… Но мы снова увиделись — через десять лет. Только это были совсем другие отношения. Дружеские…

Именно я была инициатором нашей дружбы с Сашей. Перед приездом в Москву я ему позвонила. Он страшно обрадовался: «Нам обязательно нужно встретиться!»

В Москве я остановилась у своей приятельницы. Звоню в «Ленком». — «Кто спрашивает Александра Гавриловича?» — «Таня Лейбель». —«Кто-кто?!» На том конце провода удивленный возглас.

Слышу, как Саша летит к телефону: «Ты где? В Москве? Давай быстрее в театр! Немедленно!» Я накидываю норковую шубку подруги и бегу к «Ленкому». Открываю дверь служебного входа и сталкиваюсь на пороге с каким-то человеком. «Знакомое лицо…» — промелькнуло у меня в голове. «Привет!» — здороваюсь на ходу. Вдруг слышу: «Таня…» Оборачиваюсь: «Что?» — «Ты меня не узнаешь?» — «Саша, ты?» Это был совсем другой человек… Я смотрела на родное лицо, изменившееся до неузнаваемости, и думала: «Саша-Саша, что с тобой сделали?..»

Когда мы встретились с Сашей после стольких лет разлуки, нашей радости и счастью не было предела. «Куда пойдем? — спрашивает Абдулов, обнимая меня за плечи. — Ты хотела в Дом кино? Но тебе там уже не понравится, а ВТО сгорело…» А у меня дурацкая ностальгия: хочу в Дом кино, хочу вспомнить молодость!

Как-то Саша познакомил меня с красивой черноволосой девушкой. (Абдулов с женой Юлей Милославской)
Как-то Саша познакомил меня с красивой черноволосой девушкой. (Абдулов с женой Юлей Милославской)
Фото: ИТАР-ТАСС

Саша позвал большую компанию своих друзей. Было ужасно весело, мы хохотали как сумасшедшие. Весь вечер Саша танцевал, пел джаз, рок-н-ролл. Помню, Жора удивленно сказал: «Что с ним случилось? Я давно его таким не видел». Саша в этот вечер был в ударе. Я заметила, как он окрылен, воодушевлен, словно вдруг почувствовал: благодаря мне он сможет изменить жизнь…

Гости стали расходиться. Жора подошел к моей подруге Галке и деликатно попросил: «Давайте оставим их вдвоем, они должны поговорить… Я вас довезу». Когда все разошлись, Саша предложил: «Поехали ко мне во Внуково. Увидишь мой дом — с ума сойдешь!» — «Но ты же пьяный?» — «Да все гаишники уже привыкли, что я пьяным сажусь за руль». Я поежилась: не хватало еще опять попасть в автокатастрофу.

Он как будто угадал мои мысли: «Не волнуйся, буду ехать медленно».

Наконец мы подъехали к дому. Навстречу выскочила Людмила Александровна, обцеловала меня и с надеждой спросила: «Танечка, ты навсегда?» — «Нет, на время…» И так она спрашивала меня каждый раз при встрече…

Вот тогда у нас с Сашей и состоялся разговор. Он предложил: «Возвращайся в Москву, мы снова будем вместе». Я засмеялась: «Саша, я уже 14 лет замужем, люблю своего мужа, мы живем в Канаде. Ну зачем я все брошу и к тебе вернусь? Совсем с ума сошел? Да и ты, по-моему, несвободен?» Тогда Саша жил с Галей Лобановой. И уже долго — восемь лет.

Поговорили и разошлись: он поднялся в спальню, а я осталась внизу. В три часа ночи вдруг раздается телефонный звонок. Я спросонья беру трубку. Женский голос спрашивает: «Кто это?» — «Не имеет значения. Вам кого?» — «Сашу». Иду наверх, расталкиваю Сашу. И спускаясь, слышу, как они ругаются. Через какое-то время опять звонок. Жду пять минут и снова беру трубку. «Ты, такая-сякая, вон из моего дома!» — «Вы так не горячитесь, Саша — мой друг…» — «Да знаю я вас, проституток! Во-о-он!» — «А вы-то кто?» — «Я его жена. Убирайся немедленно!» И вдруг в телефоне голос Саши: «Таня, положи трубку». В звенящей тишине слышен его гневный голос: «Сбавь тон! И перестань оскорблять ее, ты даже не знаешь, с кем говоришь!» «Да я и знать не хочу!» — она уже орет. «Вот, — думаю, — попала… Ну что, Танечка, вставай, одевайся и топай к электричке». Мне даже видеть его не хотелось после этого ночного скандала.

Ну что я буду в его отношения с Галей вмешиваться... Рассвело. Я тихонько оделась, а мама Саши вставала рано. «Ты что, уходишь?» — удивилась она. Напоив чаем, объяснила, как пройти к станции…

Спустя время Саша позвонил: «Тань, давай увидимся?» — «Только во Внуково мы не поедем». — «Приходи к театру, пойдем к Збруеву в ресторан».

Мы долго сидели в подвальчике «Ленкома». Саша объяснил, что Галя, с которой он жил, сейчас в Израиле по делам. И что его больше всего задела фраза: «Вон из МОЕГО дома». Ему не понравилось, что она разговаривала со мной как хозяйка дома. Саша рассказывал, как болел тромбофлебитом, как от него во время болезни все отвернулись, к нему ходил один только верный Жорка. «Я понял, что все вокруг — это мишура и пустота…»

— горько сказал он.

Мне было его очень жаль. У меня создалось ощущение, что этот человек ходит по лезвию бритвы. «Саш, что бы ни случилось, помни: я всегда буду твоим другом! Никогда не брошу, никогда не буду судить, что бы ты ни сделал. Я — твой человек, понимаешь? Но в Монреале мой дом, моя семья…»

Мы договорились, что я приеду к нему на юбилей. Я уехала. А спустя время Саша и Галя расстались.

Каждый раз, когда я приезжала, мы встречались с Сашей. Я его знакомила с подругами, он меня — со своими друзьями. «Ты где? Приезжай! Бери с собой кого хочешь, я накрываю стол!» — кричал он, услышав мой голос в трубке.

Я уверена, что Саша ценил нашу дружбу. Наконец-то у нас были потрясающие отношения: ни ревности, ни собственничества... Мы даже могли поцеловаться как брат и сестра. Когда он делал, на мой взгляд, недопустимые вещи, я ему ничего не говорила, только смотрела с укоризной. «Извини…» — говорил он. «Извиняю…» — отвечала я.

Мне многое в его жизни не нравилось. В какой-то момент Саша вдруг решил, что он вершитель судеб человеческих, что ему все позволено. Это, кстати, его и погубило… Он много грешил, а в жизни за все надо платить. Чем? Своим здоровьем, душевным спокойствием, жизнью…

У Сашки трагическая жизнь… А ведь по нему никогда этого не скажешь. Балагур, баловень жизни, любимец женщин, удачливый известный актер. Но это совсем не так… Его отец очень рано ушел из жизни.

А ровно через три месяца после нашего расставания нелепо погиб Сашин средний брат Володя, добрейшей души человек. Его избили до смерти какие-то хулиганы в Фергане за то, что он не хотел отдавать им свой фотоаппарат. Когда я узнала, что Володя погиб, мне стало страшно. Я ощутила кожей, что у Саши началась цепь потерь…

Но он продолжал жить так, как хотел. И стал заложником своих желаний. Богатство, всесильность, связи, слава…

Помню, мне кто-то рассказывал в один из моих приездов, что Саша близко знаком с криминальными авторитетами. Правда это или нет? Но его мама недавно при встрече мне вдруг сказала, что он ногой открывал кабинет Лужкова. Помню, что когда мы встретились в 99-м, он меня спросил: «Ты не знаешь, как найти подход к Кобзону?

Саша никогда в жизни мне не снился. А через месяц после ухода из жизни вдруг снится в далеком Монреале. В белой рубашке, узких брючках... И лицо такое чистое-чистое, нежное, совсем без морщин...
Саша никогда в жизни мне не снился. А через месяц после ухода из жизни вдруг снится в далеком Монреале. В белой рубашке, узких брючках... И лицо такое чистое-чистое, нежное, совсем без морщин...
Фото: Алексей Абельцев

Мы решили открыть казино». — «Не знаю…» Отказать Саше я не могла, мне так хотелось ему помочь. Я позвонила Иосифу Давыдовичу, но, слава богу, не дозвонилась…

Абдулов действительно был страстный игрок. Однажды я была с ним в казино. До сих пор эта картина стоит у меня перед глазами. Сидит Саша за столом с рулеткой, перед ним — стакан водки. И началась карусель! Водка — ставки, водка — ставки. На моих глазах он выиграл восемь тысяч долларов, а потом проиграл в два раза больше. Рядом с ним сидел его друг. Он каждый раз с бесстрастным лицом открывал чемодан и давал Саше деньги на игру.

Его друга я назвала бы Сальери, если предположить, что Саша был Моцартом. Как они встретились? Что их связывало? Сейчас этот «Сальери» успешно помогает Юле, вдове Абдулова. В нашу последнюю встречу этим летом Людмила Александровна рассказывала, что Сашин друг подошел к ней на даче во Внукове и приказал: «Чтобы я вас здесь больше не видел.

Уезжайте в Иваново...»

Во время каждой встречи я с болью всматривалась в лицо Саши. Это было уже лицо Дориана Грея, на котором все его пороки оставляли свои следы…

А куда делись его глаза? Такие чистые, нежные, лучистые... Но как бы там ни было — это был мой человек. Я ему не судья, я могла только сострадать и жалеть его…

Мне казалось, что Саша с тех пор так и не любил никого больше по-настоящему. Он нравился женщинам, они сами искали с ним встреч, а он принимал их любовь. Почему он стал таким жестким с женщинами? Да потому, что им нужна была только его слава.

Его как человека никто не знал, никто не интересовался ни его сердцем, ни душой.

А с Юлей, его будущей женой, мы познакомились на дне рождения Сережи Никоненко. Накануне позвонила Лариса Долина: «Нас Саша зовет в Дом литераторов к Сереже. И он хочет тебя с Юлей познакомить». В Доме литераторов было много гостей. За столом сидела красивая черноволосая девушка. «Тань, познакомься, это Юля», — с гордостью сказал Саша. Она улыбалась, но скрыть холодок не могла. Когда я увидела эти безразличные глаза, у меня защемило сердце, и я подумала: «Саша, ну куда ты опять нырнул?!»

Рядом со мной за столом сидел его тот самый друг (именно он и познакомил Сашу с Юлей) с какой-то женщиной.

Она сказала: «Красивая пара Абдулов и Юля». «Да, — ответил он так, словно это даже не обсуждается. — Саше надо на ней жениться». И они поженились. Я знаю, что его привлекло в Юле: Саше всегда нравилась красота. Юля родила ему ребенка. Девочка удивительно на него похожа. И это счастье…

Получилось так, что мы увиделись еще раз за год до его смерти. Я приехала и сразу же ему позвонила. «Тань, я так хочу стол новогодний для тебя накрыть. Все сделаю сам, плов приготовлю. Приезжай».

Во Внукове собрались гости. Его брат Роберт с женой Алей, мама Люда... Потом я звонила ему в Израиль, где Саша лежал в больнице, но он не взял трубку. Не хотел показывать мне свою слабость...




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая